Олимпиада по русскому языку, 4 класс (школьный тур)
ФИ _________________________________________ Класс _________ Дата _______________
1. Что не принято называть глубоким? Подчеркни.
(А) уважение; (Б) мысль; (В) осень; (Г) весну; (Д) ночь.
2. Соедини стрелками устойчивые сочетания:
Дождь лил как снег на голову
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин
Я знал городские переулки как рыба в воде
Гости свалились как из ведра
Он всегда врёт как по маслу
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев
3. От существительных образуй глагол с частицей «ся»:
пояс - ______________________, правда - ______________________,
свет - ______________________, земля - _______________________.
4. Прочитайте звуки, из которых состоят слова шёл, шей, дог в обратном порядке. Какие слова могут получиться, запишите их.
дог - __________ шёл - _________________ шей - ____________________
5. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
__________________________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
__________________________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
__________________________________________________________________________________
6. Подбери прилагательные к данным существительным:
_________________ картофель, ___________________ фасоль, ______________________ какао, _______________________ кофе, ______________________ радио, _________________ тюль.
7. Объясните различия в значениях данных слов, составив с каждым из них словосочетание.
Например: Расцветать — процветать расцветать летом - процветает страна
Отдёрнуть – одёрнуть ________________________________________________________
Охватить — обхватить ____________________________________________________
Украсить — скрасить ____________________________________________________
Чернеть — очернить _____________________________________________________
8. Слово в скобках первых строчек образовано из двух рядом стоящих слов. Найдите закономерность и впишите составленное по этому принципу слово в скобки вторых строчек.
Конь (пень) пена Котёл (тёлка) карп
Луна (____________) вера Сокол (____________) оспа
Кость (костёр) тёрка Баран (барабан) жбан
Масло (____________) термос Карась (____________) диван
9. Запишите данные имена существительные во множественном числе.
ЧЕЛОВЕК - ___________ ЛИСТ (бумаги) - ____________ ЗУБ (волка) - ______________
РЕБЁНОК - ___________ ЛИСТ (дерева) - ____________ ЗУБ (пилы) - ______________
10. Замените определения и толкования одним словом, начинающимися с буквы Э:
а) Справочное пособие по всем видам знаний. ____________________
б) Вид соревнования в беге. ___________________
в) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота. __________________
г) Широко распространившаяся болезнь. ______________________
д) Команда корабля, танка. _______________________
е) Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления. _____________________
11. Как-то 8 букв собрались вместе и решили составить слово. Они долго менялись местами, и, наконец, это слово получилось, только читалось оно справа налево. Разместились буквы так:
Буквы Е и С стояли после буквы К.
Буква Е стояла перед буквой Т через одну.
Буква О стояла перед буквой К, но после З.
Буква С стояла после буквы Р через одну.
Буквы Р стояла рядом с буквой Т, но перед С.
Буква З стояла между буквами А и О.
Какое слово получилось? _________________________
12. Составь сложные слова.
7 лет - ___________________________________________________________
2 горба - _________________________________________________________
5 знаков - ________________________________________________________
11 классов - ______________________________________________________
16 килограммов - __________________________________________________
Олимпиада по русскому языку, 4 класс (школьный тур) ОТВЕТЫ
1. Что не принято называть глубоким? (Г) весну 1 балл
2. Соедини стрелками устойчивые сочетания:
Дождь лил как снег на голову
Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин
Я знал городские переулки как рыба в воде
Гости свалились как из ведра
Он всегда врёт как по маслу
У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев
6 баллов
3. От существительных образуй глагол с частицей «ся»:
пояс - опоясаться, правда - оправдаться,
свет - засветиться, земля - приземлиться,
4 балла
4. Прочитайте звуки, из которых состоят слова шёл, шей, дог в обратном порядке. Какие слова могут получиться, запишите их.
дог - код шёл - ложь шей - ешь 3 балла
5. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.- Тише едешь, дальше будешь.
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает. - Язык до Киева доведёт.
Польская: как заяц в ананасе. - Как сыр в масле. 6 баллов (по 2 балла)
6. Подбери прилагательные к данным существительным:
м. р. жареный картофель, ж. р. теплолюбивая фасоль,
ср. р. сладкое какао, м. р. растворимый кофе
ср. р. дорожное радио, м. р. прозрачный тюль 3балла (по 0,5)
7. Объясните различия в значениях данных слов, составив с каждым из них словосочетание.
Например: Расцветать — процветать расцветать летом - процветает страна
Отдёрнуть – одёрнуть отдёрнуть руку - одёрнуть платье
Охватить — обхватить охватить взглядом - обхватить руками
Украсить — скрасить украсить ель - скрасить жизнь
Чернеть — очернить чернеть от злости - очернить человека
8 баллов (по 1 баллу за каждое словосоч-е)
8. Слово в скобках первых строчек образовано из двух рядом стоящих слов. Найдите закономерность и впишите составленное по этому принципу слово в скобки вторых строчек.
Конь (пень) пена Котёл (тёлка) карп
Луна (вена) вера Сокол (колос) оспа
Кость (костёр) тёрка Баран (барабан) жбан
Масло (мастер) термос Карась (караван) диван 4 балла
9. Запишите данные имена существительные во множественном числе.
ЧЕЛОВЕК - люди ЛИСТ (бумаги) - листы ЗУБ (волка) - зубы
РЕБЁНОК - дети ЛИСТ (дерева) - листья ЗУБ (пилы) - зубья 6 баллов
10. Замените определения и толкования одним словом, начинающимися с буквы Э:
а) Справочное пособие по всем видам знаний. энциклопедия
б) Вид соревнования в беге. эстафета
в) Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота. эскадрилья
г) Широко распространившаяся болезнь. эпидемия
д) Команда корабля, танка. экипаж
е) Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления. экскурсия
6 баллов
11. Как-то 8 букв собрались вместе и решили составить слово. Они долго менялись местами, и, наконец, это слово получилось, только читалось оно справа налево. Разместились буквы так:
Буквы Е и С стояли после буквы К.
Буква Е стояла перед буквой Т через одну.
Буква О стояла перед буквой К, но после З.
Буква С стояла после буквы Р через одну.
Буквы Р стояла рядом с буквой Т, но перед С.
Буква З стояла между буквами А и О.
Какое слово получилось? стрекоза 4 балла
12. Составь сложные слова.
7 лет - семилетие
2 горба - двугорбый
5 знаков - пятизначный
11 классов - одиннадцатиклассник
16 килограммов - шестнадцатикилограммовый 5 баллов
За орфографические ошибки снимается 0,5 балла
Протокол
школьного тура олимпиады по русскому языку среди обучающихся 4-ых классов
2014-2015 учебный год
| Задания, количество баллов Список учащихся | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | Сумма баллов (мах = 92), рез-т | Место |
18б. | 6б. | 7б. | 10б. | 10б. | 4б. | 7б. | 9б. | 7б. | 3б. | 1б. | 5б. | 4б | 1б. |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
-
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Учитель __________________________________
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Дата ____________________