Конкурсная работа ученика (цы) |
ФИО |
Класс 4 |
Школа |
Город, район |
Русский язык, литературное чтение
Замените устойчивые обороты одним словом.
А) За тридевять земель ____________________________
Б) Жить душа в душу ____________________________
В) Сломя голову ________________________________
Г) В нескольких шагах ____________________________
Д) Пропустить мимо ушей _________________________
Составьте из этих слов пословицу, поговорку или крылатое выражение.
А) Смотреть, конь, дарёный, зубы._______________________________
Б) Терпеть, быть, казак, атаман._________________________________
В) Соловей, кормить, басни._____________________________________
Г) Медведь, поступать, ухо.______________________________________
Д) Будет, наша, праздник, улица._________________________________
Е) Семь, дитя, глаз, няньки._____________________________________
Разгадай слово по его характеристике.
Звук [ ] - твёрдая пара звука [ р‘]______________________
Звук [ ] – гласный звук [ о ] __________________________
Звук [ ] – звонкая пара звука [ т ]______________________
Звук [ ] – гласный звук [ и ]____________________________
Звук [ ] – твёрдая пара звука [ н‘ ]_______________________
Звук [ ] – гласный звук [ а ]_____________________________
Пословицы шутят:
А) Жди у горя погоды.________________________________________________________________
Б) Сашу маслом не испортишь.____________
В) Крутится как булка в колесе._______________________________________________________
Г) Яйца курицу не учат.________________________________________________________________
Д) От бобра бобра не ищут._____________________________________________________________
Е) Мы сами с ушами.__________________________________________________________________
Ж) Один в золе не воин._______________________________________________________________
З) Толочь в ступе воду.________________________________________________________________
И) Нашла коза на камень.______________________________________________________________
К) не зная броду, не суйся в моду. ______________________________________________________
Образуйте сложное слово.
А) паровой, ходить ______________________________
Б) звёзды, лётчик ________________________________
В) ловить, рыба _________________________________
Найди к каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедини их линией.
Сидеть сложа руки | Воды в рот набрать |
Держать ухо востро | В руки взять |
От рук отбиться | Ворон считать |
Во всю ивановскую (кричать) | Своим горбом жить |
На чужой шее сидеть | Не покладая рук |
Запиши восемь сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов. Например: мир любить - миролюбие
Хлопок | Душа | |
Вода | Помощь | |
Машина | Любить | |
Взаимный | Убирать | |
Общий | Знать | |
Любить | Жить | |
Единый | Хранить | |
Мир | Строить | |
Шарады.
А) Корень тот же, что в слове «склоняться», суффикс тот же, что в слове «обращение», окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.
____________________________________________________________________________________
Б) Если взять корень из слова «полагать», приставку из слова «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное», то получим слово, обозначающее признак предмета.
_____________________________________________________________________________________
В) Буриме. По рифмам сочините стихотворение.
_______________________________звонок
_______________________________сто ног
_______________________________смех
______________________________не могу
_______________________________всех
_______________________________бегу
_______________________________перемена
_______________________________Лена
_______________________________друг
_______________________________вокруг
Г) Фразеологизмы. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словосочетанием.
Яблоку негде упасть. __________________________________________________________________
Слышно, как муха пролетит.____________________________________________________________
Сел в галошу. ________________________________________________________________________
Как рыба в воде. ______________________________________________________________________
Сидеть, как на иголках. ________________________________________________________________
Комар носа не подточит._______________________________________________________________
Д) Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма;
Труд – лень;
Встречают – провожают.
Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?
сеинен - _______________ вючтет – _________________ ошела – ___________________________
шпирнив - ______________________ дорира - ___________________________
По началу произведения определи его жанр:
1) Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса... ______________________________
2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке... ________________________________
3) Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки... _________________________________________________
4) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый человек... ________
5) Остался Садко на синем море.
Со тоя со страсти со великие
Заснул на дощечке дубовой... __________________________________________________________
6) Старый друг лучше новых двух. ______________________________________________________
Запиши, под какими буквами написаны сравнения, а под какими – эпитеты.
Примеры какого литературного приема остались? Напиши.
а) глядел из печки огонек _____________________________________________________________
б) лес, точно терем расписной _________________________________________________________
в) буре плач его подобен ______________________________________________________________
г) белоснежная лебедушка _____________________________________________________________
д) уж небо осенью дышало _____________________________________________________________
е) седые моря ________________________________________________________________________
В названиях этих произведений слова заменены антонимами.
Например: ''Жара – розовые щечки'' означает ''Мороз – Красный нос''.
Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.
1) ''Найденная луна'' ___________________________________________________________________
2) ''Прекрасный лебедь'' ________________________________________________________________
3) ''Быль о живой крестьянке и одном слабаке'' ____________________________________________
4) ''Умник на солнце'' __________________________________________________________________
У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.
Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.
_____________________________________________________________________________________
Английская пословица. Все хорошо в свое время.
_____________________________________________________________________________________
Китайская пословица. Разговорами риса не сваришь.
_____________________________________________________________________________________
Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.
_____________________________________________________________________________________
Вспомните и допишите строчки из стихотворений известных поэтов. Укажите название стихотворения и его автора.
а) … злится, Зима не даром злится,
… пора, Прошла ее пора
…стучится, Весна в окно стучится
…двора. И гонит со двора. _______________________
б) … невидимкой Заколдован невидимкой,
… сна, Дремлет лес под сказку сна.
…косынкой Словно белою косынкой
… сосна. Подвязалася сосна. _________________________
В русском языке некоторые имена и понятия неразрывно связаны: скажешь имя Трифон, и сразу вспомнится Тришкин кафтан. Вот четыре имени: Кузьма, Макар, Сидор, Демьян. Какое из перечисленных ниже слов не связано в фольклоре ни с одним из них: мать, сын, коза, телята, уха?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Убеди нас, что книги читать полезно и интересно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Математика
1. Одни часы отстают на 25 минут, показывая 1 ч 50 мин. Какое время показывают другие часы, если они забегают на 15 мин?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Мотоциклист за три дня проехал 980 км. За первые два дня он проехал 725 км, при этом он во второй день проехал на 123 км больше, чем в третий день. Сколько километров он проехал в каждый из этих трех дней?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. В туристический лагерь прибыло 240 учеников из г. Москвы и Орла. Мальчиков среди прибывших было 125 человек, из которых 65 - москвичи. В числе учеников, прибывших из Орла, девочек было 53. Сколько всего учеников прибыло из Москвы?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Найди ребро куба, если его объем 64 см3
----------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Из куска проволоки согнули квадрат со стороной 6см. Затем разогнули проволоку, и согнули из неё треугольник с равными сторонами. Какова длина стороны треугольника?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Окружающий мир
1. Запиши ответ на вопрос одним словом:
- У наблюдателя, стоящего на Северном полюсе, только одно направление. Какое? ________________________________________________________
- К какой природной зоне относится Черноморское побережье Кавказа?
______________________________________________________________
- Самый большой океан на нашей планете?
______________________________________________________________
- Воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария -_____________________________________________________
2. Объясни, почему в Средней Азии в жару носят ватные халаты, а в Сибири в мороз - меховые шубы и шапки? Свой ответ запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Самое первое кругосветное путешествие совершили отважные мореплаватели в 1519-1522 годах. Кто командовал парусными кораблями? Подчеркни его имя в списке имен:
Фернан Магеллан, Тур Хейердал, Белла Дижур, Жак Ив Кусто.
4.Назови и запиши имя российского купца, который совершил путешествие в Индию еще во времена царствования Ивана Ш __________________________________________________________________
5. Узнай растение болота, о котором рассказ.
«Ее листья покрыты волосками, на концах которых блестят капельки клейкого сока, похожие на капельки росы. Насекомое садится на лист и приклеивается. Лист закрывается, и насекомое переваривается в капельках сока».
Запиши его название __________________________
6. Прочитай названия животных: индюк, белый амур, жук-плавунец, окунь, щука, цапля, иволга, короед, дрозд, дятел, жужелица, баклан, цикада, бражник, кобылка, пустельга, дрофа, толстолобик, налим, сайра, тунец, шмель.
Заполни таблицу, разделив этих животных на три группы:
7. Народная мудрость гласит: «На фабрику вода и воздух годится, а с фабрики – жир, мучица и сахару крупица». О какой фабрике идет речь в этом мудром высказывание? Ответ запиши. ____________________________________________________________
8. Айсберги плавают в морях и океанах, где соленая вода. Почему же говорят, что айсберг – хранитель чистой пресной воды? Объясни, ответ запиши.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. О каком полезном ископаемом в Древнем Риме говорили, что оно дороже золота? Назови его и объясни, почему так говорили. Ответ запиши. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. На Руси это полезное ископаемое называли «земляной деготь» за сходство с дегтем, который получают из березовой коры. О каком полезном ископаемом идет речь? Запиши_______________
Что человек получает из этого полезного ископаемого? Заполни таблицу.