ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСКУССТВУ
(МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
Школьный этап
10 класс – ключи и критерии
1 Задание
Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 5 фрагментов музыкальных произведений (каждый будет звучать 2 раза, №1 прозвучит трижды).
Определите жанровую принадлежность каждого из них.
Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известен автор и/или название произведения, укажите их.
Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1. Подчеркните определения, которые свидетельствуют о его жанровой принадлежности фрагмента.
Музыкальный жанр | Номер музыкального фрагмента | Баллы |
Романс | 4. «Я помню чудное мгновенье» М.И. Глинка – А.С. Пушкин | 2+2+2=6 |
Симфония | 2. Людвиг ван Бетховен, симфония №5, 1 часть | 2+2=4 |
Концерт | 3. П.И. Чайковский, Концерт №1 для ф-но с орк., 1 часть | 2+2=4 |
Опера | Опера (итал. труд, сочинение) – музыкально-сценический жанр, основанный на синтезе музыки и литературы, танца, театра, живописи, ДПИ | 2+2 за пример (название и автор)=4 |
Балет | 1. «Танец рыцарей» («Монтекки и Капулетти») из балета «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева | 2+2+2=6 |
Мюзикл | 5. Хор Джелликл-кошек из мюзикла «Cats» Э.Л. Уэббера | 2+2+2=6 |
4. Предполагаемый ответ: Тяжеловесный, чопорный, помпезный, воинственный танец-шествие, размеренное движение, грозный унисон басов, фанфарное соло, музыкальная характеристика враждующих семей, тема вражды, тема злобы, ненависти, образ мстительности, заносчивости, неумолимый и жестокий образ, угрожающая, экспрессивная мелодия, пунктирный ритм, форма рондо, дух мрачного средневековья
Критерии:
Участник…
Верно определяет произведение, указывая название и авторов – 2 балла за каждый элемент (максимум в таблице)
Дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример
Дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов
Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – до 3 баллов.
За орфографические ошибки снимается до 2 баллов, при ошибке в написании имени или названия – 2 балла
Максимальная оценка – 48 баллов
2 задание
Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте.
Определите произведение и его автора по перечисленным приметам.
Выделите в тексте характерные особенности, которые помогают вам найти ответ
Укажите вид искусства, к которому оно принадлежит.
К культуре какого народа произведение принадлежит?
Укажите век или время, или эпоху, когда он был создан.
Укажите место его нахождения.
Можно работать в таблице или дать текстовый ответ
Стремясь к наибольшей достоверности изображения, автор изучил материалы раскопок и исторические документы. Мастер компоновал работу из отдельных эпизодов, на первый взгляд не связанных между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп.
Пылающий в отдалении Везувий, из недр которого растекаются по всем направлениям реки огненной лавы. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. В центре находится распростертая фигура погибшей молодой женщины, как будто именно ею автор хотел символизировать гибнущий античный мир. Ищут спасения несчастные горожане, гонимые пожаром, непрерывными извержениями лавы и падающим пеплом. Это целая трагедия людского ужаса и людских страданий. Город гибнет в море огня, статуи, здания – все низвергается вниз и летит на обезумевшую толпу.
Произведение (автор, название) | Вид искусства | Страна | Век или эпоха | Местонахождение |
К.П. Брюллов «Последний день Помпеи» | живопись | Россия (русская культура) | XIX в., 1 треть (1830-1833 гг.; эпоха романтизма) | Санкт-Петербург, Русский музей (ГРМ) |
Критерии:
Участник…
Верно определяет произведение – 2 балла
Верно определяет автора – 2 балла
Верно указывает страну или народ (культуру) – 2 балла
Верно указывает вид искусства – 2 балла
Верно называет время создания – 2 балла
Верно указывает местонахождение произведения – 2 балла
Обосновывает узнавание произведения, верно выделив сведения в тексте – 1 балл за каждый правильно выделенный элемент. Максимально 6 баллов.
Оправдано расширяет ответ в рамках поставленного вопроса, давая дополнительные сведения – максимально 4 балла.
Грамотно и связно излагает ответ – 2 балла
За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов, при ошибке в написании имени или названия – 2 балла за каждый случай
Максимальная оценка – 24 баллов
3 задание
Даны 3 изображения памятников искусства.
Напишите:
1. названия произведений,
2. к какой стране или культуре они относятся,
3. время их создания,
4. их местонахождение в настоящее время.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/14/s_59918e9a88d16/s672326_4_1.jpeg) | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/14/s_59918e9a88d16/s672326_4_2.jpeg) | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/14/s_59918e9a88d16/s672326_4_3.jpeg) |
1. Октавиан Август (из Прима Порта) Древний Рим Нач. I в. Подлинник в музее Ватикана, Рим (копия в ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва) | 2. Храм Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) Россия (русская культура) 1883 – 1907 гг. (4 четв. XIX – нач. XX вв.) Санкт-Петербург | 3. Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини» Нидерланды (Северное Возрождение) 1434 (1 пол. XV в.) Лондон, Лондонская национальная галерея |
Критерии:
Участник…
правильно называет 3 памятника – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
верно называет страну или культуру – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
указывает время создания – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
правильно называет местонахождение – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
При сообщении дополнительных сведений (произведения того же автора, произведения с похожим сюжетом или похожими стилистическими чертами, особенности) – по 1 дополнительному баллу, но не более 4 баллов для всего ответа
При орфографической ошибке в написании имени или названия – снимается 1 балл за каждый случай.
Максимальная оценка: 28 баллов
4 задание
Рассмотрите репродукцию.
Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.
Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа.
Назовите три известные произведения этого же автора.
Предполагаемый ответ:
1. Микеланджело (Микеланджело Буонарроти), «Пьета» («Оплакивание Христа»), 1499 г. (кон. XV в.), эпоха Высокого Возрождения (Высокий Ренессанс)
2. Тема скорби Богоматери, оплакивающей умершего сына; мраморная скульптурная группа; скорбный силуэт склоненной головы; материнская нежность, печальное неверие в смерть; Богоматерь юная, что подчеркивает особую духовную чистоту; благородная сдержанность чувства; контраст скорбящей живой фигуры и мертвого тела Христа.
3. «Давид», роспись плафона Сикстинской капеллы, гробница Юлия II
Критерии:
Участник…
Верно определяет автора произведения, его названия, время создания – по 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов.
Дает определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов
Использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно 1 балл за каждое, но не более 8 за весь ответ.
Указывает работы автора – 2 балла за каждую. Максимально 6 баллов.
Оправданное расширение ответа – 2 балла.
За орфографические ошибки снимается до 2 баллов, при ошибке в написании имени или названия – 2 балла
Максимально – 37 баллов
5 задание
Дано 6 фрагментов текстов по истории стилей.
1. Объедините номера текстов, относящихся к одному и тому же стилю, в три пары.
2. Напишите названия этих стилей.
1. Этот стиль воплотил новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма.
2. Это был камерный и изящный стиль аристократических гостиных и дамских будуаров, стиль для людей, придающих значение утонченности обстановки, удобству быта и ценящих повседневные радости жизни. Его эмоциональная и идейная основа – гедонизм и индивидуализм. Лозунгом стиля можно провозгласить "ценность счастливого мига". Эта эпоха придала мироощущениям человека умение наслаждаться радостями жизни, вкус к роскошным и красивым вещам, пристрастие к новизне форм и любовь к жизни.
3. Вновь расцвела полузабытая пейзажная живопись, бурный подъем переживала историческая живопись, многие художники вдохновлялись литературными сюжетами.
4. Темы живописи – легкий флирт прекрасных дам и кавалеров, капризы и кокетство. Возник новый жанр в живописи – пастораль, запечатлевающий жизнь пастушек и пастухов на лоне природы, одетых в роскошные одежды и читающих книги, увлекающихся игрой на свирели. То есть, это были не изображения будней пастухов и пастушек, а воссоздание атмосферы светских пикников. Также остались популярными и мифологические сюжеты, в которых основными фигурами выступают богиня любви Венера, амуры и нимфы.
5. Предполагалось изображать переживания, сильную личность, отвергающую обывательское существование, жаждущую высшего напряжения творческих сил. Авторы стали показывать эмоциональное отношение человека к внешнему миру. Они внесли много нового в изобразительное искусство. Исключительно важное значение придавалось эффектам освещения, образующим контрасты света и тени, а также сильному звучанию насыщенных красок – все это призвано выразить порывы души, переживания человека.
6. Искусству свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Синтез искусств приобрел всеобъемлющий характер: городские ансамбли, дворцы и церкви, благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам, приобрели живописность и динамичность, как бы вливались в окружающее пространство; интерьеры зданий украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов.
1, 6 – Барокко | 2, 4 – Рококо | 3, 5 – Романтизм |
Критерии:
Участник…
Правильно объединяет фрагменты в пару – 3 балла
Верно определяет стиль – 3 балла
Максимальная оценка – 18 баллов
6 задание
Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы
Напишите название работы и имя ее автора, время создания
Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.
Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
Определите общее настроение работы.
Назовите известные произведения этого же вида искусства.
Укажите известные работы этого же мастера.
Предполагаемый ответ:
1. Андрей Рублев, «Троица», 1411 или 1425-27 (нач. XV в.)
2. На светлом (изначально золотом) фоне изображены три ангела, сидящие вокруг престола с чашей. С тихой грустью, любовно склоняет средний ангел голову к ангелу, сидящему от него справа. Он как бы вопрошает и убеждает, жестом благословения он указывает на чашу. Напротив второго ангела сидит третий, который облачен в одежды синего и зеленого цвета. Это третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух.
Композиция «Троицы» подчинена идее круга, которая, имеет символическое значение вечности, любви, солнца и единства, объединяющего множественность. Своеобразие ее построения у Рублева заключается в том, что изображение не вписывается в круг, как это часто делалось в итальянском искусстве, а фигуры ангелов Рублев располагает так, что они сами образуют круг. Грани палат, горы и подножий ангелов образуют восьмигранник, в который вписаны ангелы и который вторит теме круга. Сам по себе восьмигранник тоже символизировал вечность.
3. Детали. Цвет одеяний ангелов: зеленый цвет в иконописной символике означает вечную жизнь, это цвет надежды, цветения, духовного пробуждения; красный и синий – иконические цвета Иисуса Христа, телесно-золотистый – как символ плоти Христа (Богочеловека).
Древо, Мамврийский дуб, символизирует древо жизни, символ Креста и Воскресения, находится позади среднего ангела. Палаты – символическое изображение жилища Авраама, гора – гора духовного восхождения.
4. Прекрасны, задумчивы фигуры трех ангелов, сидящих за трапезой. Склонясь друг к другу, они словно ведут тихую беседу, покой ангелов столь же светел, сколь светлы их лики и золото их нимбов. Мир, согласие и единодушие – вот к чему призывает художник своих соотечественников.
5. Симон Ушаков «Троица Ветхозаветная», Иконы «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Владимирская»
6. Работы: «Спас», Апостол Павел», «Апостол Петр»
Расширение: Икона «Святая Троица» была написана Андреем Рублевым для Троицкого-Сергиева монастыря «в похвалу Сергию Радонежскому». Другое название сюжета – «Гостеприимство Авраама». Сюжет о явлении Аврааму и его жене Сарре под дубом Мамврийским трех странников, предсказавших Аврааму в благодарность за его гостеприимство рождение сына, иллюстрировались живописцами всегда очень подробно, повествовательно и с жанровыми деталями. Рублев сосредотачивает внимание на странниках, утверждая значение Святой Троицы.
Критерии:
Участник верно называет произведение, автора, время создания – по 1 баллу за каждый элемент
за описание общей композиции – максимум 5 баллов
за описание значимых деталей, их места в композиции и функций – максимум 5 баллов
за описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 5 баллов
верное указание произведений этого же вида искусства – 2 балла за каждое.
верное указание других работ этого же автора – 1 балл за каждую.
Оправданное расширение ответа (сведения о произведении, авторе, сюжете, особенностях) – максимально 6 баллов.
Связное изложение ответа (связный текст) – 3 балла
За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов, за каждую ошибку в написании имени или названия – 1 балл
Максимально – 36 баллов
7 задание
Перед Вами восемь изображений произведений искусства.
Подпишите известные Вам произведения (вид искусства, название, автор, время создания).
Объедините их в группы (не более 10). Объясните принцип группировки.
1. Ника Самофракийская, II в. до н.э., Лувр. Скульптура (3 б.) | 2. Эхнатон и его семья. XIV в. до н.э. Каирский музей. Египет. Скульптура (рельеф) (3 б.) |
3. Кавалер за рабочим столом. XVIII в., Мейсенский фарфор, мелкая пластика (3 б.) | 4. Чернофигурная вазопись, ДПИ, керамика (2 б.) |
5. А.С.Пушкин, скульп. М.К.Аникушин, 1956-1957, Санкт-Петербург, скульптура (4 б.) | 6. Задумавшаяся Афина. V в. до н.э., скульптура (рельеф) (3 б.) |
7. Давид. Микеланджело. 1501-1504, Академия изящных искусств, Флоренция, скульптура (4 б.) | 8. Хозяйка Медной горы. Гжель, ДПИ, мелкая пластика,керамика (3 б.) |
| Номера | Примерные варианты принципов группировки |
1 | 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 | Скульптура |
2 | 3, 4, 8 | Декоративно-прикладное искусство |
3 | 3,8 | Мелкая пластика |
4 | 2,6 | Рельеф |
5 | 1, 5, 7 | Монументальная скульптура |
6 | 1, 2, 4, 6 | Искусство Древнего мира |
7 | 5, 8 | Русская культура (русское искусство) |
8 | 1, 5, 6, 7 | Мрамор |
9 | 4, 8 | Керамика (обожженная глина) |
10 | 1, 5, 7 | Круглая скульптура |
11 | 1, 6, 8 | Женские образы |
12 | 3, 5, 7 | Мужские образы |
13 | 1, 6, 8 | Мифологические сюжеты |
14 | 2, 5 | Исторические личности |
Критерии:
1. Участник правильно называет работу, автора, время – по 2 балла за каждый элемент. Максимально 25 баллов (см. таблицу)
2. За каждый принцип группировки начисляется 2 балла, при условии, что приведено не менее двух примеров-произведений (номеров) из предложенного ряда. Максимально 20 баллов.
3. Участник обоснованно расширяет свой ответ (называет местонахождение, стиль, дополнительные сведения). По 1 баллу за каждый элемент, но не более 10 за весь ответ.
Максимально – 55 баллов.
8 задание
Даны 20 имен, понятий и терминов, связанных с искусством.
1. Объедините имена, понятия и термины в группы.
2. Определите принцип объединения.
Ф.Шопен. Н.А.Римский-Корсаков. Пятиглавие. Софиты. А.К.Лядов. Апсида. И.С.Бах. Сцена. Дж.Верди. М.И.Глинка. Одноглавие. Кулиса. С.С.Прокофьев. Протагонист. Л.ван Бетховен. А.Вивальди. Орхестра. Шатер. Д.Д.Шостакович. Неф.
Предполагаемый ответ.
№ | Ряд | Определение |
1 | Н.А.Римский-Корсаков. А.К.Лядов. М.И. Глинка. С.С.Прокофьев. Д.Д.Шостакович. | Русские композиторы |
2 | Пятиглавие. Одноглавие. Апсида. Шатер. Неф. | Элементы русского храмового зодчества |
3 | Софиты. Сцена. Кулиса. Протагонист. Орхестра. | Театральные термины |
4 | Ф.Шопен. И.С.Бах. Дж.Верди. Л. ван Бетховен. А.Вивальди | Зарубежные (европейские) композиторы |
Критерии:
Участник…
верно распределяет имена, понятия и термины по группам – 2 балла за каждый элемент.
верно определяет принцип группировки – 2 балла за каждую.
За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
Максимально – 48 баллов
Итого за 8 заданий максимально – 294 балла
8