СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Олимпийские игры в древности»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории для учащихся 5 класса

Просмотр содержимого документа
««Олимпийские игры в древности»»



Министерство образования и науки Российской Федерации

Брянский Государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Факультет истории и международных отношений

Направление подготовки: история





План-конспект урока

по истории

на тему: «Олимпийские игры в древности», 

выполнен студенткой заочной группы 2 курса

Полиенко Ириной Владимировной



















Брянск, 2023


Тема. «Олимпийские игры в древности»

Цель: создание условий для успешного знакомства учащихся с олимпийскими играми в древности

Задачи:

        • Образовательная: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности и показать их значение в жизни Древней Греции;

  • Развивающая: способствовать развитию умений и навыков учащихся работы с текстом, используя логическое мышление и изученный материал; работы с картой;

  • Воспитательные: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к истории, воспитывать интерес к учению.

Формируемые УУД:

  • Личностные: положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения; применение правил делового сотрудничества; умение оценивать свои действия.

  • Регулятивные: умение организовать порядок и последовательность своей деятельности;планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

  • Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; умение сотрудничать и слушать других.

  • Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Тип урока: открытие нового знания

Обеспечение урока: компьютер, телевизор, доска, карта

Литература: Учебник "История Древнего мира" Вигасина, Свенцицкой, Годера, Москва, 2012.




План урока:

1.Организационный момент

2.Актулизация опорных знаний

3.Сообщение темы и задач урока

4.Изучение нового материала

5.Закрепление изученного материала

6.Подведение итогов

7.Сообщение домашнего задания



План оформления доски:

1



1 Число классная работа

























Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие. Представление. Настрой на работу.


2. Актуализация опорных знаний.

 На прошлом уроке мы с вами узнали о том,  где и почему древние греки основывали свои колонии. Давайте с вами повторим пройденный материал.


1.Что такое колонии?

2.В каких веках греки основали большое количество колоний?

3.Где греки основывали колонии? 

4. Почему греки основывали колонии?



1.Колонии- поселения, основанные греками в процессе колонизации.

2. В 8-6 веках до н. э.

3. Основывали близ Средиземного и Чёрного морей.

4. Население Греции росло, страна была бедной, нужны новые земли. Также из-за войны демоса со знатью.


3.Сообщение темы и задач урока


- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили пройденный материал.


-Теперь давайте перейдем к изучению нового.

Посмотрите на слайд и попытайтесь сформулировать тему урока сами.


Слайд  (амфора и кольца)


- Скажите, пожалуйста, что изображено на этой картинке?


- Да, это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.

И конечно,  олимпийский кольца- символ Олимпийских игр.


- Кто знает, что  символизируют эти кольца?









- Ребята, вы уже знаете, что зимние Олимпийские игры в Пекине прошли в феврале 2022 года и совпали с Китайским Новым годом, или Праздником весны, - главным национальным праздником. Наша страна достойно выступила на этих соревнованиях. В Олимпийских играх участвовал наш брянский лыжник Александр Большунов и показал хороший результат.


- Скажите, а вам интересно узнать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции? И вы, конечно же, готовы назвать тему нашего сегодняшнего урока?













- Амфора и олимпийские кольца







-Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение  пять континентов. Цвета континентов:  голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия













- Да, интересно. «Олимпийские игры в древности»


4. Изучение нового материала

- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану:

1. Подготовка к Олимпийским играм

2. Ход Олимпийских игр.

3. Значение Олимпийских игр.

Откройте свои тетради, запишите число и тему урока. Затем посмотрите на слайд и запишите план.


Слайд 2 (план урока)


Работа с учебником


- Олимпийские игры проходили в Олимпии. Ребята, а где располагалась Олимпия?

Слайд 3 (карта)



- Почему же центром Олимпийских игр стала Олимпия?





- Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований. Тане было дано опережающее задание узнать об этом.






















- У Олимпийских игр была своя предыстория и свои причины появления. Давайте узнаем причины появления Олимпийских игр, прочитав  Миф об основании Олимпийских игр на  стр. 159.



-Какому богу посвятили греки эти игры?


-В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

 

Слайд 4 (глашатаи)

- Что нового об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?















Слайд 5 (дата первых Олимпийских игр)


-  Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 году до нашей эры. (Записываем в тетрадь).


- В состязаниях могли участвовать все свободные греки: богатые и бедные. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.


- Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?




- На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено.  Кто же смог пойти на такой риск?

Ученик:

Это была легендарная  Ференика, женщина, чьи отец, брат и муж были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала своего сына и, гонимая желанием увидеть его чемпионом, поехала с ним на Игры. Тренеры стояли на поле отдельно, наблюдая за своими подопечными. Она переоделась в мужскую одежду и стала рядом с ними, с волнением наблюдая за сыном. И вот… его объявляют чемпионом! 
Мать не выдержала и побежала через все поле, чтобы первой его поздравить. По дороге одежда с нее упала, и все увидели, что на стадионе — женщина. Судьи были в трудном положении. По закону, нарушительница должна быть убита, но ведь она — дочь, сестра и жена, а теперь еще и мать олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого дня ввели новое правило — теперь не только атлеты, но и тренеры должны стоять на поле абсолютно голыми, чтобы предотвратить подобные ситуации.

        


- Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней


Слайды 6-16  (Пять незабываемых дней).


- Первый день.  Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Клятва участника соревнований:
Я, Кореб, сын Пареса, афинянин, подтверждаю перед Зевсом, что тренировался, как того требуют древние традиции великого праздника. Торжественно клянусь в том, что для достижения победы не буду употреблять в соревновании недостойных приёмов.
Клятва судей:

- Мы, судьи, клятвенно обещаем, что будем выносить свои решения честно и неподкупно.

Физкультминутка:

 Перед состязаниями участники разминались, давайте, и мы проведем разминку. Представьте, как разминались атлеты, метатели копья, метатели диска, кулачные бойцы, борцы.


-Во второй день проходили соревнования в группе мальчиков.


-В третий день проводились соревнования взрослых атлетов . Пятиборье и кулачные бои. Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.


- Давайте прочитаем в учебнике, что входило в пятиборье.


- Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний, самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. Они проходили в четвертый день соревнований.


- Пятый день Олимпиады. 

В этот  день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую.



Выполняют задания учителя.














- Этот город располагался в Южной Греции на территории области – Элида, в северо-западной части полуострова Пелопоннес.


- Местом их проведения была избранна Олимпия, т.к. до нее было легко добираться из всех греческих городов, удобное местоположение.


- Ученик рассказывает опережающее домашнее задание.

По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.



- Чтение учебника








- Богу Зевсу














- 1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.























- Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.



Ребята изучают новый материал, делают нужные записи в тетрадь.

































































































Записывают определение . Работа с учебником стр. 157, 4 абзац.









5.Закрепление изученного материала

- Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских играх. Давайте проверим, как хорошо вы все запомнили.

Задание «Верно или нет?» Какие ошибки содержатся в предложениях?

 

1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере.

2. Первые Олимпийские игры были в  750-м году  до нашей эры.

3. Олимпийские игры продолжались 5 дней.

4. Пятиборье  - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.

5. Большинство участников Олимпийских игр- женщины.

6. Во время Олимпийских игр прекращались войны и объявлялся мир.













1. Не верно

2. Не верно

3. Верно.

4. Верно.

5. Не верно.

6. Верно

6.Подведение итогов

- Сегодня на уроке, вы узнали много нового об Олимпийских играх. И сейчас я хочу вас попросить продолжить мое предложение.


-Сегодня на уроке, я узнал, что….


Выставление оценок за урок. 

Ребята! Вы хорошо усвоили материал новой темы и узнали много интересного об олимпийском движении. У каждого из вас есть комплект олимпийских медалей. Оцените, пожалуйста, сегодняшний урок. Спасибо!  А я хочу оценить вашу работу на уроке.


Отвечают на вопросы по цепочки.

7. Сообщение домашнего задания

- Параграф  33, пересказ; творческое задание: придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя 

Записывают домашнее задание