СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпийские игры в древности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока поможет учителю  эффективно организовать и провести урок в 5 классе по вышеуказанной теме.

Просмотр содержимого документа
«Олимпийские игры в древности»

Разработка урока истории в 5 классе по теме "Олимпийские игры в древности"

Цели урока:

Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать у обучающихся представление о любимом общегреческом празднике - Олимпийских играх;

  • дать представление, когда и где состоялись первые Олимпийские игры, в чью честь они проводились, как шли подготовка и проведение игр;

  • познакомить с основными видами спортивных состязаний;

  • подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр для эллинистического и современного обществ.

Развивающие:

  • развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), историческими источниками, иллюстративным рядом;

  • развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;

  • развивать навык подготовки самостоятельно мини - сочинения;

  • развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);

  • формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения

  • развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником

Воспитательные:

  • формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

  • стремиться к физическому совершенствованию, желанию заниматься спортом, вести здоровый образ жизни;

  • совершенствовать формы и методы самовоспитания;

воспитание интереса к истории; чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы

УУД:

Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.

Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование



Планируемый результат:

Личностные:

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков.

Метапредметные:

  • развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);

  • развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

  • развитие умения работать в коллективе.

Предметные:

  • формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

  • формирование умения работать с картой;

  • формирование умения применять полученные знания на практике;

развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учебное оборудование: Презентация (приложение 1), раздаточный материал к уроку, отрывок из мультфильма «Олимпиада Гуффи» (приложение 2), цветные диски, корзинки (для проведения рефлексии).

Эпиграф на доске: "Наверное, нет человека на земле, который был бы равнодушен к Олимпийским играм". Е. Озерецкая



Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь.

Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться.

2. Актуализация опорных знаний учащихся и подготовка к восприятию материала.

Что мы знаем о Греции. (Соревнование между учениками)

1. “Слово в слове” (составить термины и их объяснить)

на листах с 2х сторон написаны слова с одной – пропущены буквы, с другой – полностью слова: Спарта, Демократия, Илоты, полис, Эллада

  • 2 группа. Из перечня слов подчеркнуть те, которые относятся к Греции.

Архонты, клинопись, Солон, ареопаг, пираты, колония, Нил, пирамида, Эллада, шадуф, иероглифы, демос.

Физкультминутка

Человек (руки вверх)

  • Мильтиад

  • Фемистокл

  • Солон

  • Леонид

  • Дракон

Область (в сторону)

  • Аттика

  • Лакония

  • Мессения

Город (руки вниз)

  • Афины

  • Спарта

  • Ольвия

  • Олимпия?



3. Изучение новой темы.

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока… А впрочем, попытайтесь сами догадаться о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем занятии.

Слайд 1. Слава победителям! Внимание на эпиграф

Учитель: Ребята, как вы считаете, для кого предназначены такие почести в Древней Греции?

Ну что догадались, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Слайд 2. Олимпийская символика.

Учитель: Молодцы! В рабочей тетради записываются число и тема урока.

Слайд 3. Олимпийские игры в Древней Греции.

Учитель: Вы уже знаете о том, что где бы не жили греки, у них был один язык, письменность, религия и любимое занятие – Олимпийские игры.

Боги древних греков жили на священной горе Олимп.

В честь них и устраивались Олимпийские игры.

А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.

Слайд 4. Задание на урок.

Учитель: Но прежде чем начать нашу работу, я хотела бы обратить ваше внимание на вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока.

Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?



3. Изучение новой темы.

1. Первые олимпийские игры.

Слайд 5. Задание.

Учитель: Посмотрите мультфильм и ответьте на вопрос: В честь какого бога устраивались Олимпийские игры?

Просмотр мультфильма.

Учитель: Так в честь какого бога устраивались Олимпийские игры?

Слайд 6. Первые олимпийские игры (карта).

Учитель: Местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции – Элида, где протекает река Алфей. Здесь находился город Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром. Новое слово!!!!! ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ

Победителей в спортивных состязаниях называли “олимпиониками”. Новое слово!!!!! ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ



Олимпийские игры были посвящены Зевсу Олимпийскому. Но местом обитания богов считалась не Олимпия, а самая высокая гора в Северной Греции – Олимп (1297 м). С ней связывают прозвание богов“олимпийцами”.

.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э. (запись в тетради).

От этой даты греки вели своё летоисчисление. Но что же послужило причиной их появления?

Учитель: Итак, каковы же причины появления первых Олимпийских игр?

Слайд 7

Основные причины появления Олимпийских игр:

  • поклонение богам;

  • стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

Слайд 8. Первые олимпийские игры.

Учитель: Причины появления игр мы выяснили. А кто же был их участником? Предположения учеников. Чтение текста слайда. Вопрос. Ответы учеников.

В состязаниях могли принимать участие все свободные греки. Однако женщинам запрещалось присутствовать даже в роли зрительниц. Олимпийские игры были посвящены Зевсу: это был чисто мужской праздник.

Рассказывали, что одна смелая гречанка, надев мужскую одежду, тайно проникла в Олимпию, чтобы взглянуть на выступление сына. Когда юноша победил, его мать в восторге бросилась к нему, и все поняли, что она женщина…

Учитель: Как вы думаете, что произошло с этой женщиной?(Несчастную должны были казнить, но из уважения к её сыну – победителю помиловали.)

Слайд 9. Первые олимпийские игры.

Почти за год до начала Олимпийских игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе. День за днём 10 месяцев подряд неустанно упражнялись атлеты. А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и поблизости от Олимпии продолжить подготовку. Участниками игр обычно становились зажиточные люди, бедняки же не могли тренироваться долгими месяцами.

Учитель: А теперь подошло время выяснить, как проходили Олимпийские игры, и какова их программа.

Слайд 10. Пять незабываемых дней.

Задание: Прочитав в учебнике с. 150, п. 3, 1–2 абзацы.

Заполним пропуски в тексте.

Текст на слайде.

  • Олимпийские игры проходили летом и продолжались пять дней.

  • В первый день атлеты приносили жертвы богам и давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

  • Следующие три дня отводились состязаниям.

  • В последний пятый день, подводились итоги и награждались победители.

Слайд11. 5 незабываемых дней. (Читаю сама)

Большинство состязаний проходило на стадионе. Места зрители занимали с ночи.

Однажды какой-то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, его никто не замечал. Но вот он приблизился к той части стадиона, где сидели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут весь стадион стал аплодировать спартанцам. Старик же произнёс: “Все греки знают правила приличия, но следуют им только спартанцы”.

Как вы можете прокомментировать этот факт?

Слайд 12. 5 незабываемых дней (рисунки).

Задание: Внимательно рассмотрите рисунки, представленные на слайде, подумайте и скажите, состязания по каким видам спорта проводили древние греки?

Учитель: Давайте проверим, с какими видами состязаний вы познакомились.

Слайды 13-17 (Демонстрируются)

Проведение физкультминутки. Вы, наверное, немного устали, я предлагаю вам размяться. Проведём мини-олимпиаду прямо в классе. Встаньте, и…

Слайд 18. Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
(шагаем на месте)
Носом- вдох, а выдох ртом (руки на поясе)
Дышим глубже, (руки вверх-вдох,вниз-выдох)
А потом, шаг на месте, не спеши. (шагаем на месте)
Как погода хороша! (шагаем на месте)
Не боимся мы пороши, (шагаем на месте)
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам,
Хватит снега нам и вам. (хлопаем в ладоши)

Учитель: Настало время выяснить ответ на вопрос о победителях Олимпиады.

.

В пятый заключительный день перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нём лежали награды.

Как вы думаете какие? Ученики делают предположения.

Слайд 19

Победители один за другим подходили к главному судье и получали заслуженные награды. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город, а зрители восторженно кричали: “Слава победителю!”

Учитель: А что происходило с победителем олимпиады по возвращении на Родину?

Слайд 20. Запишите в своей рабочей тетради.

Учитель: Вот и подходит к концу наше с вами знакомство с историей олимпийского движения. Настало время вспомнить о вопросе, который звучал в самом начале нашего урока. 

Какие факты подтверждают мысль, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Слайд 22.

4. Закрепление изученного материала.

Слайд 23.

Решите задачу: Древний писатель рассказывал, что незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет участвовать в играх.

  • Какой обычай нарушили спартанцы? Во время игр нельзя было воевать.

  • Во скольких Олимпийских играх им не разрешили участвовать? Спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх (20/4=5).

Учитель: К великому сожалению аналогичный случай произошел и в современной истории Олимпийских игр летом 2008 г. В день открытия Пекинской олимпиады Грузия двинула военную технику на мирных жителей Южной Осетии, как вы думаете, разрешит ли Олимпийский комитет участвовать Грузии в олимпийских играх в Сочи в 2012 г. или поступит также, как поступили со спартанцами.

Самопроверка учащихся (задания на слайдах 24-26).

Учитель: Ребята на ваших столах есть задания для самопроверки, вам необходимо их выполнить.

А теперь поменяйтесь работами с соседом и давайте вместе их проверим. Будьте внимательны.

6. Домашнее задание. Слайд 27.



Учитель: В истории Олимпийских игр много интересных случаев, но есть и легенды. Давайте познакомимся с ними.

Слайды 22–23. ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ



5. Подведение итогов урока.

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 30,31.

Сегодня выходя с урока, вам представится возможность принять участие в одном из видов соревнований Олимпийских игр – метании диска. У меня на столе находится корзина. Посмотрите внимательно на следующий слайд и выберите тот диск, который соответствует вашему внутреннему состоянию после нашего урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!