СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Омонимы (омофоны, омоформы, омографы)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Омонимы"

Просмотр содержимого документа
«Омонимы (омофоны, омоформы, омографы)»

Урок 50. Омонимы

Цели урока:

- сформировать понятие об омонимах;

- познакомить учащихся с видами омонимии: омофонами, омографами, омоформами;

- развивать умение пользоваться ранее найденными способами при выходе к новым понятиям, делать выводы, оценивать работы товарища;

- формировать культуру общения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение. Подарите это хорошее настроение соседу по парте и нашим гостям. Я не сомневаюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.



II. Актуализация знаний

1) Проверка домашнего задания

Упражнение 194



2) Словарный диктант (под темой стр 90)

Ключ, рукав (у реки; у одежды), охота (когда очень хочется чего-то; на животных), дробь (барабанная; математическая), дисциплина (воспитание; школьный предмет), коса.



III. Постановка учебной задачи

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете. Сейчас мы проверим, весь ли багаж вы собрали в путь.

- Разгадайте кроссворд по теме «Лексика»

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Группа слов, которые обозначают сходные, но не одинаковые значения признаки действия

3. Основная единица языка.

4. Слова, противоположные по значению.

5. Словарный состав языка.

6. Слова, имеющие несколько значений

- Итак, что мы будем сегодня изучать, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Добро пожаловать в царство ОМОНИМОВ!

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока.



- Мы продолжаем знакомиться с основными понятиями раздела «Лексика».

- Как думаете, что сегодня предстоит выяснить?

- Вы должны выяснить, какие слова являются омонимами, познакомиться с разными видами омонимов, научиться находить омонимы в тексте, находить их в тексте, отличать омонимы и многозначные слова, уметь использовать омонимы в речи.


IV. Работа над темой урока

1) Проблемная ситуация

- Давайте вернемся к словарному диктанту Посмотрите на слова которые я вам продиктовала Что вы можете о них сказать
- Так что такое омонимы?

Сравним с определение учебника на стр 90


2) Упражнение 199 (устно)

3) Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)


Омофоны (от греч. homós — одинаковый и phōnē — звук), слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме (бал — балл)

Омоформы - слова, которые звучат одинаково только в отдельных формах (стих – стихотворение; ветер стих; стекла – стекло в Р. п.; глагол - вода стекла).

Омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (му́ка — мука́).


4) Определите вид омонимии, составьте предложения.

Лес - лез, коса - коса, спешу - спишу, заставить - заставить, слезать - слизать, стекло - стекло,


5) Отгадай омоним! Весёлые загадки.

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (коса)




Загадка 2

Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Загадка 3

Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)


6) Страница 92 «Т» (омонимы в словаре)


V. Подведение итогов

Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Одинаково нас слышат.
Но важна не только внешность,
Потому не торопись,
Не всегда нужна поспешность,
Ты до смысла доберись.
Наподобие начинки,
Смысл запрятан в серединке,
Сходным лицам вопреки
Мы по смыслу – далеки.


- Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?

VI. Домашнее задание

П. 26, у. 199


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!