СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом; совершенствовать навыки грамотного письма; формировать навык публичного выступления, обогащать словарный запас учащихся

Просмотр содержимого документа
«Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление»

Конспект урока русского языка 10 класс

Тема. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление

Тип урока: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся

Цели урока:

1) образовательные:

- повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом;

- совершенствовать навыки грамотного письма;

- формировать навык публичного выступления, обогащать словарный запас учащихся.

2) развивающие:

- развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

- развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

- развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

- развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

3) воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

- воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

- воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку; чувство патриотизма;

- стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки, раздаточный материал, словари, фрагмент из фильма «Двенадцать стульев»












Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ

Ход урока


  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Отправьте друг другу лучики счастья, собрав их нежно в ладошки, со словами: желаю добра, счастья, удачи, здоровья, денег, процветания, понимания и т. д. по одному слову. Готовы?!

Произнесите свое желание и киньте его вверх. Начнем!

Спасибо. Значит, сегодня и наш урок, и ваше настроение, и весь день будут наполнены добром.

Слайд 2.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Таблица де Боно

Слайд 3.

Запись даты, эпиграфа урока.

3. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы продолжим с вами работу по теме «Лексика». Я предлагаю выполнить задания по пройденному материалу: на экране сформулированы задания по орфоэпии. Предлагаю вам по очереди прочитать по слову, правильно поставив ударение в нем.

Слайд 4.

ВероисповЕдание, втрИдорога, газирОванный, диспансЕр, донЕльзя, закУпорить, Издавна, Искра, каталОг, красИвее, мЕльком, наОтмашь, обеспЕчение, оптОвый, приручЁнный, углубИть, тОрты, ходАтайствовать.

Слайд 5. Определите, в каком предложении есть метафора.

1. Посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб.

2. Русский язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит свой народ…

3. Трилистник можно встретить как на заболоченных лугах, так и по берегам зарастающих озер.

4. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка.

Слайд 6. Творческий словарный диктант

Задание: Заменить данные словосочетания одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

Ненадолго умолкли (приумолкли), близкий к школе( пришкольный).

близко подошли ( приблизились), зашёл в дом (пришёл),

очень добрый ( предобрый), не совсем открыл (приоткрыл),

ненадолго лег (прилёг), нарушил закон (совершил преступление),

немного хромает (прихрамывает), не совсем заглушил (приглушил),

очень скверный (прескверный), ненадолго сел (присел)

ненадолго остановился (приостановился), очень милый (премилый),

близкий к берегу (прибрежный), вбежать в дом (прибежать).

3.Мотивация учебной деятельности

Слайд 7.

Просмотр фрагмента из фильма «Двенадцать стульев»

- Как вы думаете, почему у нас сегодня на уроке присутствует гостья из прошлого?

- Узнали вы её? (Эллочка из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».)

Слайд 8.

-Как вы понимаете слова Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел»?

- Сколькими словами вполне обходилась Эллочка Щукина, этот необычный персонаж ?

(Эллочка - один из самых ярких персонажей романа. Ее отличительной особенностью является то, что она в своем разговоре обходилась тридцатью выражениями.)

- А сколько слов нужно вам для общения?

( В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало.

А.С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов.)

- А сколько всего слов русском языке?

( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И. Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,» созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В. Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)

- Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

(Лексикология)

4. Определение темы урока. Целеполагание.

Целевая установка: сегодня мы повторим сведения о важных лексических понятиях, чтобы наша речь была грамотной и красивой.

Слайд 9.

Викторина «Узнай меня!» Посмотрите на слайд и скажите, как называются выделенные слова?

Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы)

Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы)

Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы)

Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы)

Слайд 10.

Таким образом, тема нашего урока: Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление.

- Какие цели мы поставим перед собой?

Сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

5. Повторение, углубление и систематизация знаний учащихся

Слайд 11.

1. Интерактивное упражнение «Идейная карусель»

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Слайд 12.

1 гр. – Что называется синонимами? Приведите примеры. К какой части речи принадлежат синонимы? Для чего употребляются в речи синонимы? Назовите разновидности синонимов.

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение, например: наездник – всадник, кавалерия – конница, бояться – робеть.

Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи.

Синонимы, имея одинаковые лексические значения, чаще всего отличаются друг от друга смысловыми оттенками. Они делают нашу речь ярче, богаче, насыщеннее.

Различают синонимы лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические.

Слайд 13.


2 гр. – Что называется антонимами? Приведите примеры. Для чего используют антонимы? Какова стилистическая роль антонимов?

Антонимы – это слова, противоположные по своему лексическому значению, например: ангел – демон, грешный – праведный, молчать – говорить.

Антонимы используются как яркое изобразительное средство для противопоставления явлений, для создания контраста.

Стилистическая роль антонимов – быть лексическим средством выражения антитезы (противопоставление усиливает эмоциональность речи и способствует раскрытию противоречивой сущности предметов, о которых говорится в тексте)

Слайд 14.

  1. гр. – Что называется омонимами? Приведите примеры. Назовите виды омонимов. Приведите примеры полных омонимов.

Омонимами называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например:

Около лавки у прилавка стояла лавка.

Различаются омонимы полные и частичные.

Полные омонимы

Заплести косу (волосы). Править косу ( сельскохозяйственное орудие). Загорать на косе (узкая отмель).


Частичная омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах.


+форм – наружность ОМОФОРМЫ

.

ОМО +фон – звук ОМОФОНЫ

+графо – пишу ОМОГРАФЫ

омоформы – совпадение только отдельной формы слов: лечу (от лечить) – лечу (от летать);


омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

омографы – графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения): Сорок сорок сидели на ветках.

Слайд 15.

  1. гр. – Что называется паронимами? Приведите примеры. Как пишутся паронимы? К чему приводит смешение паронимов? Что нужно делать, чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?

Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по значению, например: абонемент и абонент, желанный и желательный.

Пишутся паронимы по-разному, паронимичные слова никогда не имеют полного совпадения в произношении. Смешение паронимов приводит к искажению смысла высказывания. Чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов, нужно обращаться к словарям: толковым, словарями омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.

Слайд 16

  1. Лексический марафон. Выполнение упражнений

Слайд 17

Подберите синонимы и антонимы к словам:

1 группа «Синонимы» - ссориться; недруг; близко; защита.

2 группа «Антонимы» - смелый; рабство; веселье; работа.

3 группа «Омонимы» - говорить; счастье; молодой; подъём.

4 группа «Паринимы» - безделье; стареет; умный; нежность.

Слайд 18

Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».

Пришелец

Абориген

Награждать

Наказывать

Комик

Трагик

Атака

Оборона

Потеря

Находка

Недостаток

Излишек

Минор

Мажор



Слайд 19.

Минутка занимательности. «Перевертыши». Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы (устная работа)

1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)

2. Уйти от новой стиральной машины ( Остаться у разбитого корыта)

3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)

4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)

5. Курица - кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)

Слайд 20.

Упражнение 52. Составить словосочетания с омонимами.

Работа с учебником. Стр. 52

Слайд 21.

Орфографическая минутка. Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

Слайд 22.

Проверка задания.

Слайд 23.

Выполните упражнение 55 (выпишите синонимы, укажите их виды)

Слайд 24.

Проверка

Синонимы:

Тип синонимии

грусть-тоска

лексические синонимы

путь-дорога

стилистические синонимы

ждёт-пождёт

словообразовательные синонимы

буран – вьюга – метель

лексические синонимы

канитель-шум-толкотня

лексические синонимы

бульвар-сквер

лексические синонимы

свойский-близкий

лексические синонимы



Грусть-тоска, путь-дорога – народно-поэтическая лексика для усиления выразительности высказывания ( градация – это стилистический прием (фигура) с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим)

Слайд 25

Выпишите из предложений синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения.

Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

Улыбались-усмехался-крякнул-хихикала-смеялся-заливались-хохотали-визжали.

Слайд 26

Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку.(отписку) 3)Шуба была сшита из искусного меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной).

Слайд 27

Творческое задание

1 группа – составить лимерик на тему «Синонимы»

2 группа – придумайте собственные буриме на рифмы: мир-война, пир-нужна.

3 группа- напишите каламбур или лимерик с омонимами.

4 группа - напишите каламбур с паронимами.

Тест по теме.

Слайд 28

6. Итог урока

Подведем итоги. Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Б.Слуцкий

В четверостишье Бориса Слуцкого очень ёмко говорится о значимости слова.

Надо ли знать омонимы, паронимы, синонимы, антонимы? Для чего нам это необходимо?

Да, наша речь должна быть правильной, точной, красивой. А это достигается четким выбором наиболее подходящих слов, их сочетанием, размещением в пределах фразы и текста.

Слайд 29

7. Рефлексия учебной деятельности

Таблица де Боно

Слайд 30

8. Дифференцированное домашнее задание

Составить синонимические ряды к словам ложь, добрый. Составить сложные предложения.

Написать эссе с использованием синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя