СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление»

Конспект урока русского языка 10 класс

Тема. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление

Тип урока: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся

Цели урока:

1) образовательные:

- повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом;

- совершенствовать навыки грамотного письма;

- формировать навык публичного выступления, обогащать словарный запас учащихся.

2) развивающие:

- развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

- развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

- развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

- развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

3) воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

- воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

- воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку; чувство патриотизма;

- стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.



Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки, раздаточный материал, словари, фрагмент из фильма «Двенадцать стульев»

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ

Ход урока



  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

  2. Рефлексия учебной деятельности

Запись даты, эпиграфа урока.

3. Актуализация знаний

Сегодня на уроке мы продолжим с вами работу по теме «Лексика». Я предлагаю выполнить задания по пройденному материалу: на экране сформулированы задания по орфоэпии. Предлагаю вам по очереди прочитать по слову, правильно поставив ударение в нем.

ВероисповЕдание, втрИдорога, газирОванный, диспансЕр, донЕльзя, закУпорить, Издавна, Искра, каталОг, красИвее, мЕльком, наОтмашь, обеспЕчение, оптОвый, приручЁнный, углубИть, тОрты, ходАтайствовать.

Определите, в каком предложении есть метафора.

1. Посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб.

2. Русский язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит свой народ…

3. Трилистник можно встретить как на заболоченных лугах, так и по берегам зарастающих озер.

4. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка.

Творческий словарный диктант

Задание: Заменить данные словосочетания одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

Ненадолго умолкли (приумолкли), близкий к школе( пришкольный).

близко подошли ( приблизились), зашёл в дом (пришёл),

очень добрый ( предобрый), не совсем открыл (приоткрыл),

ненадолго лег (прилёг), нарушил закон (совершил преступление),

немного хромает (прихрамывает), не совсем заглушил (приглушил),

очень скверный (прескверный), ненадолго сел (присел)

ненадолго остановился (приостановился), очень милый (премилый),

близкий к берегу (прибрежный), вбежать в дом (прибежать).

3.Мотивация учебной деятельности

- А сколько слов нужно вам для общения?

( В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало.

А.С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов.)

- А сколько всего слов русском языке?

( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И. Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,» созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В. Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)

- Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

(Лексикология)

4. Определение темы урока. Целеполагание.

Целевая установка: сегодня мы повторим сведения о важных лексических понятиях, чтобы наша речь была грамотной и красивой.

Викторина «Узнай меня!» Посмотрите на слайд и скажите, как называются выделенные слова?

Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы)

Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы)

Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы)

Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы)

Таким образом, тема нашего урока: Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление.

- Какие цели мы поставим перед собой?

Сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

5. Повторение, углубление и систематизация знаний учащихся

1. Интерактивное упражнение «Идейная карусель»

Дети отвечают на поставленные вопросы.

1 гр. – Что называется синонимами? Приведите примеры. К какой части речи принадлежат синонимы? Для чего употребляются в речи синонимы? Назовите разновидности синонимов.

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение, например: наездник – всадник, кавалерия – конница, бояться – робеть.

Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи.

Синонимы, имея одинаковые лексические значения, чаще всего отличаются друг от друга смысловыми оттенками. Они делают нашу речь ярче, богаче, насыщеннее.

Различают синонимы лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические.



2 гр. – Что называется антонимами? Приведите примеры. Для чего используют антонимы? Какова стилистическая роль антонимов?

Антонимы – это слова, противоположные по своему лексическому значению, например: ангел – демон, грешный – праведный, молчать – говорить.

Антонимы используются как яркое изобразительное средство для противопоставления явлений, для создания контраста.

Стилистическая роль антонимов – быть лексическим средством выражения антитезы (противопоставление усиливает эмоциональность речи и способствует раскрытию противоречивой сущности предметов, о которых говорится в тексте)

  1. гр. – Что называется омонимами? Приведите примеры. Назовите виды омонимов. Приведите примеры полных омонимов.

Омонимами называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например:

Около лавки у прилавка стояла лавка.

Различаются омонимы полные и частичные.

Полные омонимы

Заплести косу (волосы). Править косу ( сельскохозяйственное орудие). Загорать на косе (узкая отмель).



Частичная омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах.



+ форм – наружность ОМОФОРМЫ

.

О МО +фон – звук ОМОФОНЫ

+графо – пишу ОМОГРАФЫ

омоформы – совпадение только отдельной формы слов: лечу (от лечить) – лечу (от летать);



омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

омографы – графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения): Сорок сорок сидели на ветках.

  1. гр. – Что называется паронимами? Приведите примеры. Как пишутся паронимы? К чему приводит смешение паронимов? Что нужно делать, чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?

Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по значению, например: абонемент и абонент, желанный и желательный.

Пишутся паронимы по-разному, паронимичные слова никогда не имеют полного совпадения в произношении. Смешение паронимов приводит к искажению смысла высказывания. Чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов, нужно обращаться к словарям: толковым, словарями омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.

  1. Лексический марафон. Выполнение упражнений

Подберите синонимы и антонимы к словам:

1 группа «Синонимы» - ссориться; недруг; близко; защита.

2 группа «Антонимы» - смелый; рабство; веселье; работа.

3 группа «Омонимы» - говорить; счастье; молодой; подъём.

4 группа «Паринимы» - безделье; стареет; умный; нежность.

Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».

Пришелец

Абориген

Награждать

Наказывать

Комик

Трагик

Атака

Оборона

Потеря

Находка

Недостаток

Излишек

Минор

Мажор



Минутка занимательности. «Перевертыши». Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы (устная работа)

1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)

2. Уйти от новой стиральной машины ( Остаться у разбитого корыта)

3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)

4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)

5. Курица - кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)

6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)

Упражнение 52. Составить словосочетания с омонимами.

Работа с учебником. Стр. 52

Орфографическая минутка. Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад

Ум..лять о пощаде – ум..лять значение

Флаг разв..вается – ребенок разв..вается

Удариться оз..мь – взошла оз..мь

Осв..тить комнату – осв..тить храм

Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне

Проверка задания.

Выполните упражнение 55 (выпишите синонимы, укажите их виды)

Проверка

Синонимы:

Тип синонимии

грусть-тоска

лексические синонимы

путь-дорога

стилистические синонимы

ждёт-пождёт

словообразовательные синонимы

буран – вьюга – метель

лексические синонимы

канитель-шум-толкотня

лексические синонимы

бульвар-сквер

лексические синонимы

свойский-близкий

лексические синонимы



Грусть-тоска, путь-дорога – народно-поэтическая лексика для усиления выразительности высказывания ( градация – это стилистический прием (фигура) с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим)

Выпишите из предложений синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения.

Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

Улыбались-усмехался-крякнул-хихикала-смеялся-заливались-хохотали-визжали.

Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку.(отписку) 3)Шуба была сшита из искусного меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной).

Творческое задание

1 группа – составить лимерик на тему «Синонимы»

2 группа – придумайте собственные буриме на рифмы: мир-война, пир-нужна.

3 группа- напишите каламбур или лимерик с омонимами.

4 группа - напишите каламбур с паронимами.

6. Итог урока

Подведем итоги. Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Б.Слуцкий

В четверостишье Бориса Слуцкого очень ёмко говорится о значимости слова.

Надо ли знать омонимы, паронимы, синонимы, антонимы? Для чего нам это необходимо?

Да, наша речь должна быть правильной, точной, красивой. А это достигается четким выбором наиболее подходящих слов, их сочетанием, размещением в пределах фразы и текста.

7. Рефлексия учебной деятельности

8. Дифференцированное домашнее задание

Составить синонимические ряды к словам ложь, добрый. Составить сложные предложения.

Написать эссе с использованием синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя