Конспект урока русского языка 10 класс
Тема. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление
Тип урока: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся
Цели урока:
1) образовательные:
- повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом;
- совершенствовать навыки грамотного письма;
- формировать навык публичного выступления, обогащать словарный запас учащихся.
2) развивающие:
- развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;
- развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;
- развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;
- развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;
- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;
3) воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;
- воспитывать умение преодолевать трудности в учении;
- воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку; чувство патриотизма;
- стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки, раздаточный материал, словари, фрагмент из фильма «Двенадцать стульев»
Заговори, чтобы я тебя увидел.
Сократ
Ход урока
-
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
-
Рефлексия учебной деятельности
Запись даты, эпиграфа урока.
3. Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы продолжим с вами работу по теме «Лексика». Я предлагаю выполнить задания по пройденному материалу: на экране сформулированы задания по орфоэпии. Предлагаю вам по очереди прочитать по слову, правильно поставив ударение в нем.
ВероисповЕдание, втрИдорога, газирОванный, диспансЕр, донЕльзя, закУпорить, Издавна, Искра, каталОг, красИвее, мЕльком, наОтмашь, обеспЕчение, оптОвый, приручЁнный, углубИть, тОрты, ходАтайствовать.
Определите, в каком предложении есть метафора.
1. Посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб.
2. Русский язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит свой народ…
3. Трилистник можно встретить как на заболоченных лугах, так и по берегам зарастающих озер.
4. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка.
Творческий словарный диктант
Задание: Заменить данные словосочетания одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.
Ненадолго умолкли (приумолкли), близкий к школе( пришкольный).
близко подошли ( приблизились), зашёл в дом (пришёл),
очень добрый ( предобрый), не совсем открыл (приоткрыл),
ненадолго лег (прилёг), нарушил закон (совершил преступление),
немного хромает (прихрамывает), не совсем заглушил (приглушил),
очень скверный (прескверный), ненадолго сел (присел)
ненадолго остановился (приостановился), очень милый (премилый),
близкий к берегу (прибрежный), вбежать в дом (прибежать).
3.Мотивация учебной деятельности
- А сколько слов нужно вам для общения?
( В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало.
А.С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов.)
- А сколько всего слов русском языке?
( Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они хранятся в словарях. Так в словаре В.И. Даля более 200 тысяч. Самым большим является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка,» созданный коллективом ученых Института русского языка Академии наук РФ, в котором объяснено более 120 тысяч слов. Каждый из нас согласится со словами В. Белинского: «Русский язык- один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения». У каждого языка есть своя картина мира. Своя картина мира, отражающая ход истории, есть и у русского языка. По словам Н.В. Гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». И одной из самых интереснейших страниц языка является его лексическая сторона.)
- Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?
(Лексикология)
4. Определение темы урока. Целеполагание.
Целевая установка: сегодня мы повторим сведения о важных лексических понятиях, чтобы наша речь была грамотной и красивой.
Викторина «Узнай меня!» Посмотрите на слайд и скажите, как называются выделенные слова?
Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы)
Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы)
Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы)
Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы)
Таким образом, тема нашего урока: Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление.
- Какие цели мы поставим перед собой?
Сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
5. Повторение, углубление и систематизация знаний учащихся
1. Интерактивное упражнение «Идейная карусель»
Дети отвечают на поставленные вопросы.
1 гр. – Что называется синонимами? Приведите примеры. К какой части речи принадлежат синонимы? Для чего употребляются в речи синонимы? Назовите разновидности синонимов.
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение, например: наездник – всадник, кавалерия – конница, бояться – робеть.
Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи.
Синонимы, имея одинаковые лексические значения, чаще всего отличаются друг от друга смысловыми оттенками. Они делают нашу речь ярче, богаче, насыщеннее.
Различают синонимы лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические.
2 гр. – Что называется антонимами? Приведите примеры. Для чего используют антонимы? Какова стилистическая роль антонимов?
Антонимы – это слова, противоположные по своему лексическому значению, например: ангел – демон, грешный – праведный, молчать – говорить.
Антонимы используются как яркое изобразительное средство для противопоставления явлений, для создания контраста.
Стилистическая роль антонимов – быть лексическим средством выражения антитезы (противопоставление усиливает эмоциональность речи и способствует раскрытию противоречивой сущности предметов, о которых говорится в тексте)
-
гр. – Что называется омонимами? Приведите примеры. Назовите виды омонимов. Приведите примеры полных омонимов.
Омонимами называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например:
Около лавки у прилавка стояла лавка.
Различаются омонимы полные и частичные.
Полные омонимы
Заплести косу (волосы). Править косу ( сельскохозяйственное орудие). Загорать на косе (узкая отмель).
Частичная омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах.
+
форм – наружность ОМОФОРМЫ
.
О
МО +фон – звук ОМОФОНЫ
+графо – пишу ОМОГРАФЫ
омоформы – совпадение только отдельной формы слов: лечу (от лечить) – лечу (от летать);
омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
омографы – графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения): Сорок сорок сидели на ветках.
-
гр. – Что называется паронимами? Приведите примеры. Как пишутся паронимы? К чему приводит смешение паронимов? Что нужно делать, чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?
Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по значению, например: абонемент и абонент, желанный и желательный.
Пишутся паронимы по-разному, паронимичные слова никогда не имеют полного совпадения в произношении. Смешение паронимов приводит к искажению смысла высказывания. Чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов, нужно обращаться к словарям: толковым, словарями омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.
-
Лексический марафон. Выполнение упражнений
Подберите синонимы и антонимы к словам:
1 группа «Синонимы» - ссориться; недруг; близко; защита.
2 группа «Антонимы» - смелый; рабство; веселье; работа.
3 группа «Омонимы» - говорить; счастье; молодой; подъём.
4 группа «Паринимы» - безделье; стареет; умный; нежность.
Подберите антоним к словам так, чтобы их начальные буквы сложились в слово «антоним».
Пришелец | Абориген |
Награждать | Наказывать |
Комик | Трагик |
Атака | Оборона |
Потеря | Находка |
Недостаток | Излишек |
Минор | Мажор |
Минутка занимательности. «Перевертыши». Узнай пословицу, подбирая контекстуальные антонимы (устная работа)
1. Лысина – мужское безобразие. (Коса – девичья краса.)
2. Уйти от новой стиральной машины ( Остаться у разбитого корыта)
3. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь.)
4. Бык иногда пылинку потеряет. (Свинья всегда грязь найдет.)
5. Курица - кабану подружка. (Гусь свинье не товарищ.)
6. У смелости затылок мал. (У страха глаза велики.)
Упражнение 52. Составить словосочетания с омонимами.
Работа с учебником. Стр. 52
Орфографическая минутка. Подобрать проверочные слова к омофонам. Вставить пропущенные буквы.
Ст..рожил нашего города –ст..рожил склад
Ум..лять о пощаде – ум..лять значение
Флаг разв..вается – ребенок разв..вается
Удариться оз..мь – взошла оз..мь
Осв..тить комнату – осв..тить храм
Скр..пя сердце – скр..пя зубами во сне
Проверка задания.
Выполните упражнение 55 (выпишите синонимы, укажите их виды)
Проверка
Синонимы: | Тип синонимии |
грусть-тоска | лексические синонимы |
путь-дорога | стилистические синонимы |
ждёт-пождёт | словообразовательные синонимы |
буран – вьюга – метель | лексические синонимы |
канитель-шум-толкотня | лексические синонимы |
бульвар-сквер | лексические синонимы |
свойский-близкий | лексические синонимы |
Грусть-тоска, путь-дорога – народно-поэтическая лексика для усиления выразительности высказывания ( градация – это стилистический прием (фигура) с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим)
Выпишите из предложений синонимы, располагая их по принципу градации. Составьте схему этого предложения.
Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.
Улыбались-усмехался-крякнул-хихикала-смеялся-заливались-хохотали-визжали.
Упражнение «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.
Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку.(отписку) 3)Шуба была сшита из искусного меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной).
Творческое задание
1 группа – составить лимерик на тему «Синонимы»
2 группа – придумайте собственные буриме на рифмы: мир-война, пир-нужна.
3 группа- напишите каламбур или лимерик с омонимами.
4 группа - напишите каламбур с паронимами.
6. Итог урока
Подведем итоги. Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Б.Слуцкий
В четверостишье Бориса Слуцкого очень ёмко говорится о значимости слова.
Надо ли знать омонимы, паронимы, синонимы, антонимы? Для чего нам это необходимо?
Да, наша речь должна быть правильной, точной, красивой. А это достигается четким выбором наиболее подходящих слов, их сочетанием, размещением в пределах фразы и текста.
7. Рефлексия учебной деятельности
8. Дифференцированное домашнее задание
Составить синонимические ряды к словам ложь, добрый. Составить сложные предложения.
Написать эссе с использованием синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.