План-конспект открытого урока в 5 классе
по теме «Омонимы. Виды омонимии»
Тема | Омонимы. Виды омонимии. |
Цель | Освоение способа действия при нахождении в тексте омонимов и их разновидности |
Задачи | Образовательные: 1. Выявлять условия нахождения в тексте омонимов и их разновидности. 2. Формировать навык работы со словарями. 3. Развивать умение формулировать определение понятий. 4. Обогащать словарный запас учащихся. 5. Совершенствовать лексические навыки и умения. |
Развивающие: 1. Осуществлять системно-деятельностный подход. 2. Развивать внимание. 3. Формировать УУД. |
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес и уважение к родному языку; 2. Воспитывать ценностное отношение к слову; 3. Воспитать уважение к своей Родине; |
Планируемые результаты | Предметные: Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов; определение значения слова по контексту, с помощью толкового словаря). Распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значения слова. Распознавать омонимы и их виды; различать многозначные слова и омонимы. |
Метапредметные: 1. Познавательные универсальные действия. А. Базовые логические действия: - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. Б. Базовые исследовательские действия: - формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; - составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; -проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента); - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения. В. Работа с информацией: - выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) - оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; - эффективно запоминать и систематизировать информацию. 2.Универсальные коммуникативные действия. А. Общение: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента. Б. Совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные); - выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. 3. Универсальные регулятивные действия. А. Самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; - ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; - делать выбор и брать ответственность за решение. Б. Самоконтроль: - предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; - объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; В. Эмоциональный интеллект: - развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Г. Принятие себя и других: - осознанно относиться к другому человеку и его мнению; - признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; - проявлять открытость; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг. |
Личностные: А. Патриотическое воспитание: - проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации. Б. Духовно-нравственное воспитание: - готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В. Эстетическое воспитание: - важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения. Г. Ценности научного познания: - овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; - установка на осмысление наблюдений, поступков. |
Ход урока
I. Орг. момент
Здравствуйте, ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь, улыбнитесь, садитесь. Откройте тетради, запишите, пожалуйста, число, классная работа.
Посмотрите, пожалуйста, на партах у вас лежат конверты, в них вы найдете лист оценивания, текст сказки, текст из толкового словаря про слово «игла», текст стихотворений. Приготовьте сейчас лист оценивания.
II. Создание проблемной ситуации
Ребята, дома вы должны были составить предложения с данными словами (задание распечатано по вариантам, слова сопровождаются иллюстрациями).
Учащиеся зачитывают предложения по очереди. (За правильно составленные предложения ребята в лист оценивания выставляют себе 1 балл). Перед проверкой уточняем, что всем ребятам нужно было составить предложения со словами «ключ», «лук» и «коса»
Возможные примеры:
1 вариант | 2 вариант |
Этот ключ легко открывает замок. | Рядом с посёлком бил чистый и прохладный ключ. |
На грядке рос зелёный лук. | Спортсмен осмотрел лук перед стрельбой. |
На плече у Ани густая и красивая коса. | В руках у дедушки была старая коса. |
Я увидел в нашем саду очень красивую бабочку. | На торжественное собрание папа надел костюм с бабочкой. |
Учитель. Какое заметили противоречие? Что удивило? Правильно, эти слова называются омонимами. Значит тема нашего урока «Омонимы. Виды омонимии», запишите в тетрадь тему урока.
III. Формулирование проблемы
Учитель. Какой возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Какие цели поставим перед собой? (Версии учащихся можно фиксировать на доске с помощью слов-маркеров: научиться, распознавать, различать) Хорошо, молодцы.
Можно ли эти слова назвать многозначными? Сравните с многозначным словом, например «игла». У вас есть карточки в конвертах.
Игла
1. Тонкий заострённый металлический стержень с отверстием для вдевания нити, употребляемый для шитья. // То, что формой напоминает такой стержень.
2. Твёрдое, колючее образование на теле у некоторых животных.
3. Лист хвойного растения. // Шип растения.
4. Острый шпиль здания.
Вывод: в многозначном слове тесная связь, сходство между его значениями.
Учитель. Есть ли что-то общее в значениях слов, с которыми вы составляли предложения? (Нужно подвести учащихся к формулировке цели: выяснить, чем отличаются многозначные слова от слов, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение).
IV. Открытие нового знания
А теперь послушайте сказку, текст есть в конверте, можете следить.
Ученица. В царстве-государстве Лексика жил-был царь Лексикон, и было у него много подданных: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, семья Однозначных слов, и многоуважаемые Многозначные слова, и необычные Слова с переносным значением.
И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Многозначные слова, но очень уж разные были характеры у юношей.
Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и становилось очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель.
И повелел царь Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена».
Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве.
Учитель. Какие лексические термины встретились нам в сказке? (Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексика). Давайте обратим внимание на интеллект-карту, которую мы с вами начали составлять несколько уроков назад. Какого термина не хватает? Правильно. Омонимы. А еще чего не хватает? Правильно, картинок. Давайте их прикрепим.
Работа в группах с толковыми словарями
(Ожегова, Даля, школьный толковый словарь в учебнике). Учащимся предлагается проанализировать словарные статьи «ВАЛ»: Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? (Ученики сделают «открытие», что есть «Вал-3») (включить проектор)
Учитель. (Слайд 1)
Сделаем вывод: омонимы (от греч. homos – одинаковый и onyma – имя) – слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но при этом имеют разные лексические значения. У каждого омонима в толковом словаре отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается цифрой.
V. Применение нового знания
1. Игра в слова-омонимы
1) Выберите слово, каким называют обшлаг рукава рубашки и деталь сантехники: отворот, манжет, воротник. (Манжет.) (Слайд 2)
2) Что можно одновременно делать и с обедом, и с газовой тубой: жарить, кушать или варить? (Варить.) (Слайд 3)
3) Как называется гребень треугольной крыши и сильное увлечение человека какой-либо деятельностью: конёк, собачка или кошечка? (Конёк.) (Слайд 4)
2. Упражнение 355 на стр. 160
Работа выполняется индивидуально, потом происходит взаимопроверка по слайду презентации, который открываем только для проверки (за словосочетания, выписанные правильно, ребята выставляют 1 балл в лист оценивания). (Слайд 5)
VI. Создание проблемной ситуации
Учитель. Сравним слова (Слайд 6): замок – замок, компания – кампания, мой (портфель) – мой (пол). Как вы думаете, ребята, можно ли эти пары слов назвать полными омонимами? А почему?
VII. Открытие нового знания
Учитель. Давайте попробуем представить себя лингвистами, которым нужно назвать данные явления, придумать термины или составить их, исходя из тех знаний, которыми мы обладаем.
Что общего в паре: замок – замок? (Слайд 7) (Одинаково пишутся.)
Какой раздел лингвистики изучает способы выражения звуков на письме и в буквальном переводе с греческого означает «пишу»? (Графика.)
Попробуем назвать термин по аналогии: омонимы (от греч. «homos – одинаковый» + «onyma – имя»), а если взять «homos – одинаковый» и «grapfo – пишу», получаем… (Версии учащихся, останавливаемся на правильной: омографы.) Запись в тетрадь.
Рассмотрим следующую пару: компания – кампания. (Слайд 8) Слова отличаются написанием, но одинаково произносятся. Какой раздел лингвистики изучает звуки? (Фонетика.) Что получится, если сложить части «одинаковый» и «звук»? («homos – одинаковый» + «phone – звук»: омофоны.) Запись в тетрадь.
Чем необычна последняя пара: мой (портфель) – мой (пол)? (Слайд 9) (Разные части речи.) Попробуйте просклонять местоимение «мой», назовите неопределённую форму данного глагола (мыть), поставьте в настоящее, прошедшее и будущее время. Что заметили? (Эти слова совпадают в написании и произношении только в одной форме.) Следовательно, как можно назвать данную пару? (Можно использовать подсказку: «homos – одинаковый» + форма.) Запись в тетрадь.
Наши открытия можно сравнить с материалом учебника (что вы и сделаете дома, выполняя домашнее задание упражнения 353 или 356 на страницах 160, 161). Запись в дневник.
VIII. Применение нового знания
Учитель. Омонимия – довольно распространённое явление в русском языке.
Омонимия легла в основу каламбуров – игры слов, одинаково произносимых, но имеющих разное значение, а часто и разное написание.
Давайте прочитаем вслух стихотворения, которые есть у вас в конверте. (Слайд 10)
Рыбачка
Вместо озера – пруд.
Вместо удочки – прут.
Так и знайте: сама
Я поймаю сома!..
Кумушки
Серая ворона Чёрного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки – Сорок сорок.
(Я. Козловский)
Петя мечтает
…Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было!
(Б. Заходер)
Выпишите: 1) омофоны, 2) омографы, 3) омоформы (За правильное выполнение задания ребята в лист оценивания выставляют по 1 баллу за каждый вид омонимов, указанный верно).
Ответ:
1) омофоны: пруд – прут, сама – сома;
2) омографы: ворона – ворона;
3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), сорок (числ.) – сорок (сущ.).
Учитель. Прочитайте словосочетания (упр. 357). УСТНО
Стакан из стекла – вода стекла; косить косой – косой взгляд; тёплую печь – печь пироги; разводить голубей – небо стало голубей; побелить потолок – потолок картошку.
Являются ли омонимами выделенные слова? Почему? Правильно, это частичные омонимы.
IX. Рефлексия (Слайд 11)
Учитель. Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?
Составьте схему по теме «Омонимы».
Примерная схема:
Учитель. Что вызвало затруднение?
Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали? (Количество баллов соответствует отметке за урок.) Кто доволен отметкой? (Учитель выставляет заработанные отметки по желанию ребят.)
X. Домашнее задание
На выбор: упражнения 353 или 356 на страницах 160, 161.
А можно почувствовать себя поэтом или писателем и попробовать составить каламбур. Урок окончен, сдайте, пожалуйста оценочные листы, спасибо за урок.
Использованная литература:
1. Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» (М.: Просвещение): 5-й кл./ Т.В. Раман. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 318 с.
2. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. // Под ред. О.В. Беляева, О.А. Даценко. – М.: ВАКО, 2018. – 384 с.
3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А.М. Гращенкова, А.Ю. Госсман [и др.]. – М.: Планета, 2019. – 272 с.
4. Учебник: Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский] – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – с. 191.