СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана для учащихся 3 класса общеобразовательной школы на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждане на России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан и др.), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».
Ростовская область, Матвеево - Курганский район, село Латоново
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Латоновская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО начальных классов от «____»___________ 2015 г. № ____ _______________________ Е.А.Федоренко подпись руководителя Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ Е.С.Кузнецова подпись Ф.И.О. «___» ______________ 2015 г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ Латоновскойсош Приказ от «____» ______________2015 г. №____ Подпись директора Н.В.Щербина Печать |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
поокружающему миру
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
__________________________начальное общее, 3 класс____
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 68
Учитель Федоренко Елена Анатольевна
(ФИО)
Программа разработана и составлена на основе авторской программы
«Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан и др.),
являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана для учащихся 3 класса общеобразовательной школы на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждане на России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Окружающий мир» (авторы А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан и др.), являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100».
Учебный предмет «Окружающий мир» входит в состав образовательной области «Обществознание и естествознание».
Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира и создании фундамента для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Целькурса окружающего мира - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи:
- формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Одна из основных особенностей данного курса - системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов. Средством воспитания, образования, развития личности школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира, формирование оценочного, эмоционального отношения к нему. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Деятельностный подход - основной способ получения знаний. При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу, содержание курса включает избыточные знания и избыточные задания.Системно-деятельностныйподход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального в особенности и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.Прежде всего это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира. Планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока является деятельность моделирования, составление учащимися схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.
Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала проводится блиц-опрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы. Оценка усвоения знаний может осуществляться через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Третьеклассник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определения понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни.
рабочая программа по предмету рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс: учебник. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли». 3 класс. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
3. Вахрушев А.А., Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Тырин С.В. Окружающий мир. МоёОтечество: учебник для 3 класса. - М.:Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
4. Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова ОС. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружаю щий мир. Моё Отечество». 3 класс. - М.: Баласс,Издательство Школьный дом, 2013.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Раздел | Кол- во часов |
| Часть 1. Обитатели Земли. | 34 |
| Вещество и энергия. | 5 |
| Живая оболочка планеты | 6 |
| Экологическая система живой оболочки Земли | 10 |
| Живые участники круговорота веществ | 13 |
| Часть 2. Моё Отечество. | 34 |
| Твои родные и твоя Родина в потоке времени. | 5 |
| Времена Древней Руси. 9 - 13 века. | 5 |
| Времена Московского государства.14 - 17 века | 6 |
| Времена Российской империи. 18 век – начало 20 века. | 5 |
| Времена Советской России и СССР.1917- 1991 гг. | 5 |
| Современная Россия | 8 |
| Итого | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (70 часов)
Часть 1. Обитатели Земли (36 часов)
Вещество и энергия
Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы, тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы; расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло -твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью
Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов; Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система
Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема -единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы -излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушениеболота.Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.).Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.Экскурсия«Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ
Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа неI успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере.Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Часть 2. Моё Отечество (34 часа)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени
Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество - связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра- точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество - Россия!
История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX—XIII века
Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси.
Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче.
«Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси.
Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Opда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотом Орды.
Времена Московского государства. XIV-XVII века
Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орёл. Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.
Московский Кремль - памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII- начало XX века
Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург.
Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы
Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия
Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ - Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия - общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценитькак хорошие или плохие;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на вторую линию развития - умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в третьем классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на первую линию развития - умение объяснять мир.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения и работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих учебных умений.
Часть 1. «Обитатели Земли»
Первая линия развития «Умение объяснять мир»:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. «Моё Отечество»
Первая линия развития «Умение объяснять мир»:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России;
- узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
Вторая линия развития «Умение определять своё отношение к миру»:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно – методическая литература:
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Обитатели Земли. 3 класс: учебник. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли». 3 класс. - М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
Вахрушев А.А., Сизова Е.В., Данилов Д.Д., Тырин С.В. Окружающий мир. МоёОтечество: учебник для 3 класса. - М.:Баласс, Издательство Школьный дом, 2013.
Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова О.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружаю щий мир. Моё Отечество». 3 класс. - М.: Баласс,Издательство Школьный дом, 2013.
Интернет – ресурсы:
www.school2100.ru
http://school-collection.edu.ru
www.vneuroka.ru
www.km.ru/ed
Оборудование:
Комплект интерактивного оборудования SMART (доска SmartBoard 685, Проектор, Документ -камера);
Многофункциональное устройство с запасным картриджем XEROXWorkCentre3045NI
Система тестирования качества знаний учащихся SMARTResponseLE
Аппаратно- программный комплекс ICLab.
ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ В 3 КЛАССЕ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
| Дата | Вид работы | № | Темы
|
1 четверть |
| Проверочная работа | №1 | Вещество и энергия |
| Контрольная работа | № 1 | Живая оболочка планеты
| |
2 четверть |
| Проверочная работа | № 2 | Экологическая система живой оболочки Земли |
| Проверочная работа | № 3 | Живые участники круговорота веществ
| |
3 четверть |
| Контрольная работа | № 2 | Обитатели Земли |
| Проверочная работа | № 4 | Твои родные и твоя Родина в потоке времени | |
| Контрольная работа | № 3 | Времена Древней Руси
| |
4 четверть |
| Проверочная работа | № 5 | Времена Российской Империи |
| Проверочная работа | № 6 | Времена Советской России и СССР | |
| Контрольная работа | № 4 | Моё Отечество
| |
Итого |
| Проверочные работы Контрольные работы | 6 4 |
|
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ пп | Раздел, тема | Кол- во часов | Характеристика деятельности учащихся | УУД | ||||||||||
Часть 1. «Обитатели Земли» (34часов) | ||||||||||||||
Раздел 1. «Вещество и энергия» (5 часов) | ||||||||||||||
| 01.09 | Вводный урок. Маршрут в страну знаний. | 1 | Знакомство с новым учебником и рабочей тетрадью. Определение целей, задач предмета. Работа с информацией в учебнике. | Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения. Проявлять заинтересованность в приобретениии расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве. Регулятивные: Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно сучителем; сверять свои действия с целью работы. Познавательные:Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий. Коммуникативные:Читать вслух и про себя тексты учебников (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное.Доносить свою позицию додругих: высказывать своюточку зрения и пытаться ееобосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||
| 02.09 | Тела ивещества.
| 1 | Знакомство с понятием «тело». Приводить примеры веществ; сравнивать, различать и характеризоватьтвердые тела; применятьзаконы и правила к природным процессам. Находить различия между телами: природными и искусственными. | ||||||||||
| 08 | Из чего состоит вещество | 1 | Знакомство с составом вещества (состоит из частиц), сразличными состояниями веществ.Проведение опытов по определению состава веществ. Различать разные состояния вещества; сравнивать,различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы; называть отличия смеси от чистого вещества; проводить с помощью учителя простейшие опыты по определению свойств различных веществ. | ||||||||||
| 09 | Что такоеэнергия?
| 1 | Знакомство с понятиями «энергия»,«источникиэнергии».Знакомство с понятиями «неистребимость энергии»,«превращение энергии», «выделение тепла». Самостоятельная работа с текстом учебника. Правильно находить источники энергии, правильноприменять понятие «энергия» в языке; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии. | ||||||||||
| 15 | Превращение энергии. Проверочная работа.
| 1 | Иметь представление о законе сохранения энергии,объяснятьпревращениеэнергии в тепло; приводитьпримеры движения под действием энергии; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к энергии. | ||||||||||
| Раздел 2. «Живая оболочка планеты» (6часов) | |||||||||||||
| 16 | Где обитают живые организмы.
| 1 | Называть основные оболочки Земли;приводитьпримеры взаимосвязей между живой и неживой природой; характеризовать место обитания живых организмов; объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам и оболочкам планеты. | Личностные: Определять под руководством педагога самыепростые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.Проявлять заинтересованность в приобретениии расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкойучителя. Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерииоценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работывсех. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Ориентироваться в своейсистеме знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в одиншаг; отбирать необходимыедля решения учебной задачи источники информации. Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность;перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий. Добывать новые знания:извлекатьинформацию,представленную в разныхформах (текст, таблица,схема, иллюстрация и др.); Коммуникативные: Доносить свою позицию до других:оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётомучебных ситуаций. | |||||||||
| 22 | Большойкруговоротвеществ.
| 1 | Выделять звенья круговорота веществ; приводитьпримеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ; проводить наблюдения за растениями и животными; характеризовать круговорот веществ какпример единства живого и неживого. | ||||||||||
| 23 | Живые участники круговорота веществ. | 1 | Характеризовать условия,необходимые для жизнирастений; рассказывать оролирастений,грибов и животных в природе и жизни людей; характеризоватьспособы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных.
| ||||||||||
| 29 | Обмен веществ в организме.
| 1 | Приводить примеры обменавеществ: поглощения и выделения веществ живымиорганизмами; объяснятьзначение кислорода длядыхания живых организмови человека; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой. | ||||||||||
| 30 | Как живые организмы запасают энергиюСолнца.
| 1 | Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для живых организмов; выделять звенья круговорота веществ; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; называть звенья круговорота веществ. | ||||||||||
| 06.10 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе осенью» | 1 | Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родногокрая», «Разнообразие растений и животных»). Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе. | ||||||||||
| Раздел 3. «Экологическая система живой оболочкиЗемли» (10 часов) | |||||||||||||
| 07.10 | Контрольнаяработа №1 по темам «Вещества и энергия», «Живая оболочка планеты». Жизньэкосистемы.
| 1 | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуациидля ее объяснения, использовать законы и правиладля осмысления своего опыта. Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма); | Личностные:Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими. Проявлять заинтересованность в приобретениии расширении знании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения курокамокружающегомира. Испытывать желание открывать новое знание, новые способы действия,готовностьпреодолеватьучебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.
Регулятивные: Работая по плану,сверятьсвои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах иприродных сообществах и обсуждать полученные сведения.
Передавать содержание всжатом, выборочном илиразвернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Работать с информацией,критически к ней относиться,выбирать необходимую информацию из прочитанного текста; находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства еёосуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Находить цель учебной деятельности с помощью учи- теля и самостоятельно, искать средства ее осуществления;
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.Организовывать учебное взаимодействие в группе | |||||||||
| 13 | Цепи питания. | 1 | Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы; рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы; характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме; характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества. | ||||||||||
| 14 | Почва - важнейшая часть экосистемы.
| 1 | Характеризовать (на основеопытов) состав почвы, рольпочвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; объяснять причину плодородия почвы; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой различных экосистем. | ||||||||||
| 20 | Экосистемаозера.
| 1 | Объяснять значение круговорота веществ в природе; называть компоненты экосистемы; приводить приметы растений и животных озер, называть их «профессии»; рассказывать о разнообразии обитателей озера, связях между ними, устойчивости экологической системы; о возможном негативном воздействии человека на природное сообщество озера. | ||||||||||
| 21 | Экосистемаболота.
| 1 | Рассказывать о разнообразии обитателей болота,связей между ними, устойчивости экологической системы; объяснять значениекруговорота веществ в природе;называтькомпонентыэкосистемы болота; приводить приметы растений иживотных болот, называтьих «профессии»; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
| 27 | Экосистемалуга. | 1 | Рассказывать о разнообразии обитателей луга, связях между ними, устойчивости экологической системы; объяснятьзначение круговорота веществ в природе; называтькомпоненты экосистемы луга;приводить приметы растенийи животных болот, называтьих «профессии»; объяснять идоказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
| 28 | Лесные производители.
| 1 | Называть основные компоненты экосистемы леса; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживойприродой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питанияв экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями леса; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
| 10.11 | Потребители иразрушители лесной экосистемы. | 1 | Называть основные компоненты экосистемы леса;приводить примеры взаимосвязей между живой инеживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями леса;объяснять и доказывать необходимость бережногоотношения к живым организмам. | ||||||||||
| 11.11 | Экосистемаполя. Проверочная работа.
| 1 | Называть основные компоненты экосистемы поля; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания вэкосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями поля; объяснять необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
| 17 | Аквариум -маленькая искусственнаяэкосистема. | 1 | Называть основные компоненты экосистемы аквариума; приводить примерывзаимосвязей между живой и неживой природой; классифицировать живые организмы по их ролям, выделять цепи питания в экосистемах; объяснять взаимосвязи между разрушителями и потребителями аквариума; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
Раздел 4. «Живые участники круговорота веществ» (15 часов) | ||||||||||||||
| 18 | Растения - производители
| 1 | Называть различия растений и животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; определять части цветкового растения; приводить примеры хвойных ицветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | Личностные:Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве;
пониматьпричиныуспеха и неудач в собственной учебе;
испытывать желание открыватьновое знание, готовностьпреодолевать учебные затруднения.
Испытывать желание открывать новое знание,новые способы действия,готовностьпреодолеватьучебные затруднения.
Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.
Проявлять заинтересованность в приобретениии расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм:впредложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работыдругих учеников.
Познавательные: Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари,энциклопедии,справочники)о растенияхсвоего региона и обсуждатьполученные сведения;
находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.
Передавать содержание всжатом, выборочном или развёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез;
выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации.
Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез.
Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы.
Коммуникативные: Организовывать учебное взаимодействие в группе. Оценивать свою личнуюроль в охране природы; участвовать в диспуте, посвященном выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы
| |||||||||
| 24 | Многообразие растений. | 1 | Называть различия растений и животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений; рассказывать о роли растений в природе и жизни людей; определять части цветкового растения; приводить примеры хвойных ицветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
| 25 | Животныемаленькиеибольшие. Проверочная работа.
| 1 | Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей; сравнивать способыпитания, размножения, обмена информацией животных; называтьразличия растений и животных; особенности строения различных групп животных; характеризовать условия, необходимые для жизни растений. | ||||||||||
| 01.12 | Членистоногие. Многообразие насекомых.
| 1 | Описывать внешний вид,характерныеособенностипредставителейнасекомых,пауков и ракообразных (напримере своей местности); различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
| 02.12 | Рыбы. Земноводные. | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенностипредставителей рыб и земноводных; различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
| 08 | Пресмыкающиеся – хладнокровные животные. | 1 | Описывать внешний вид, характерные особенностипредставителей пресмыкающихся; различать представителей различных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору). | ||||||||||
| 09 | Птицы. Размножение птиц.
| 1 | Описывать внешний вид,характерныеособенностипредставителей птиц (напримере своей местности); различать представителейразличных групп животных; подготавливать рассказ об одном из представителей изучаемой группы животных (по выбору); объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
| 15 | Наши братья. Проверочная работа. | 1 | Проводить наблюдения зарастениями и животными;объяснять и доказыватьнеобходимостьбережногоотношения к живым организмам; объяснять, что человек тоже относится к млекопитающим; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
| 16 | Экскурсия «Сезонные изменения в природе зимой» | 1 | Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родногокрая», «Разнообразие растений и животных»). Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе. | ||||||||||
| 22 | Осторожно,животные! Домашние животные. | 1 | Сравнивать и различать диких и домашних животных,характеризовать их роль вжизни человека (на примересвоей местности); перечислять правила безопасногоповедения при обращении с дикими и домашними животными; объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||||||||||
| 23 | Грибы - прирождённые разрушители.
| 1 | Рассказывать о роли грибовв природе и жизни людей;различать и определятьсъедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности); объяснять,какие особенности помогают грибам выполнять роль разрушителей. | ||||||||||
| 29 | Бактерии - универсальные разрушители. Как нам жить в дружбе с природой. | 1 | Рассказывать о роли бактерийв природе и жизни людей;объяснять,какие особенности помогают бактериям выполнять роль разрушителей. Применять полученные знания к конкретной ситуациидля ее объяснения,использовать законы и правила для осмысления своего опыта. Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. Приводить; доводы в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы; оценивать влияние современного человека на природу. | ||||||||||
|
| Контрольная работа по теме «Обитатели Земли». Охрана природы. | 1 | Применять знания по теме при выполнении заданий. Приводить примеры из личного опыта. Приводить доказательства своим рассуждениям. | ||||||||||
| Часть 2. «Моё Отечество» (34 часа) | |||||||||||||
| Раздел 1. «Твои родные и твоя Родина в потоке времени» (5часов) | |||||||||||||
|
| Введение. Отправляемся в путешествие.
| 1 | Ориентироваться в структуре новой учебной книги, еёсодержании; работать с моделью «Река времени Российской истории». | Личностные:Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;готовность оценивать свой учебный труд; понимать причины успеха инеудач в собственнойучебе.Проявлять заинтересованность в приобретениии расширении знаний испособов действий, осуществлять творческийподход к выполнениюзаданий. Выделять нравственныйаспект поведения, соотносить поступки с принятымив обществе нормами. Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работыдругихучеников.Познавательные: Передавать содержание всжатом, выборочном илиразвёрнутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез,выбиратьоснованиядлясравнения,сериации,классификацииобъектов,устанавливать аналогии ипричинно-следственныесвязи. Находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. Осуществлять поиск учеб- ной информации из рассказа учителя, из материаловучебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опытаобщения с людьми; применять для решения учебныхзадач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации.Коммуникативные: Организовыватьучебное взаимодействие вгруппе; выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны. | |||||||||
|
| Живая связь времён.
| 1 | Объяснять личное значение«для меня»)понятий «малая Родина», «Родина»,«общество», «государство»,«Отечество»; преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием; обмениваться содноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края. | ||||||||||
|
| Как люди считают время?
| 1 | Находить на ленте временивека, годы, точку отсчёта(эру); соотносить годы сконкретными веками; находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, издополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники). | ||||||||||
|
| С чего начинается Родина?
| 1 | Понимать свою принадлежность к стране, в которой тыродился и живешь; объяснять своими слова значение понятий «власть», «правительство». | ||||||||||
|
| Память о прошлом. Проверочная работа. | 1 | Объяснять значение понятия «исторический источник»; приводить примерыисторических источников; рассказывать о том, что может рассказать экспонат исторического музея; объяснять и доказывать свою точку зрения в вопросе о том, почему каждому человеку важно знать историю своей страны. | ||||||||||
Раздел 2. «Времена Древней Руси. IX—XIII века» (5 часов) | ||||||||||||||
|
| Когда на Русипоявилосьгосударство?
| 1 | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий, а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры. | Личностные:Проявлять заинтересованность в приобретенииирасширениизнании и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которыеможно оценить как хорошие или плохие. Проявлять желание открывать новое знание,новые способы действия,готовностьпреодолеватьучебныезатруднения,умениесотрудничать.Принимать и осваивать социальную роль обучающегося; осознаватьсобственные мотивы учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм.Регулятивные: В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работыдругихучеников.Познавательные: Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделятьглавное, сравнивать, выражать свое отношение) ипредставлять её в виде устного или письменного текста, рисунка. Находить и извлекать необходимую информацию опрошлом нашей страны,родного края (опраздниках, достопримечательностях ит.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источниковзнаний (словари, энциклопедии, справочники).Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя,изматериаловучебника; применять длярешения учебных задач логические действия анализа,сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.Выполнять в группе заданияпо осмыслению или оценкезначимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). | |||||||||
|
| Принятие христианства на Руси.
| 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси. | ||||||||||
|
| «Золотые ворота» в Древнюю Русь. | 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению наленте времени; а также попредставленной в тексте ииллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры,исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси. | ||||||||||
|
| «За землюРусскую!» Проверочная работа. | 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению наленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность событий во времена Древней Руси. | ||||||||||
|
| «Слово о погибели Русской земли».
| 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению наленте времени, а также попредставленной в тексте ииллюстрацияхинформациио событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; определять последовательность исторических событий во времена Древней Руси. | ||||||||||
| Раздел 3. «Времена Московского государства. XIV-XVII века» (6 часов) | |||||||||||||
|
| От ДревнейРуси к единойРоссии. | 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры,исторических деятелях; рассказывать об основных эпизодах Куликовской битвы. | Личностные: Оцениватьжизненныеситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм:в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.Выделятьнравственныйаспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Проявлять заинтересованность в приобретениии расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Регулятивные: Самостоятельно определятьцель деятельности на урокепослепредварительногообсуждения; совместно сучителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работыдругих учеников, исходя из имеющихся критериев.Познавательные: Передавать содержание всжатом, выборочном илиразвернутом виде; выполнять универсальныелогические действия: анализ, синтез,выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материаловучебника, рабочей тетради,из собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта общения с людьми. Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению | |||||||||
|
| Земля и людиМосковскогогосударства.
| 1 | Объяснять значения слов«крестьяне», «бояре»,«дворяне», «стрельцы»; характеризовать жизнь людей в Московском государстве; рассказывать о значении начала книгопечатания в Московском государстве; на основе текста учебника рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства. | ||||||||||
|
| Москвазлатоглавая. | 1 | Определять последовательность исторических событий, различать эпохи поопределенным признакам; сопорой на текст учебника рассказывать об основных событиях в истории нашей страны в XIV-XVI веках; на доступном возрасту уровне давать оценку историческим событиям. | ||||||||||
|
| Контрольнаяработапо теме «Времена Древней Руси» | 1 | Знать обязательный минимум (требования программы)изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | ||||||||||
|
| «Хуже грозного царятолько междуцарствие». | 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны - по их местоположению наленте времени, а также попредставленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры,исторических деятелях; определять последовательность исторических событий
| ||||||||||
|
| Конец Смутного времени | 1 | Объяснять, что такое «смутное время»,«ополчение»; с опорой на текстучебника рассказывать, почему Минин и Пожарский стали народными героями; определять последовательность исторических событий.
| ||||||||||
| Раздел 4. «Времена Российской империи. XIII- начало XX века» (5 часов) | |||||||||||||
|
| Пётр Великий - «Отец Отечества».
| 1 | Оценивать некоторые легкоопределяемые, однозначныеисторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувствогордости, восхищения илипрезрения, стыда; на основе текста учебника характеризовать преобразования Петра Первого, их значение для развития России
| Личностные: Оцениватьжизненныеситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм:впредложенныхситуацияхотмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Проявлять заинтересованность в приобретениии расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Регулятивные:Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерииоценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.Самостоятельноопределятьцель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.Познавательные: Принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации, схемы; планировать учебную деятельность на уроке. Передавать содержание всжатом, выборочном илиразвернутом виде; полно иточно выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя,из материалов учебника. Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей; осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочейтетради; находить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; организовывать учебное взаимодействие в группе.Коммуникативные: Организовывать учебноевзаимодействие в группе | |||||||||
|
| Власть и народ Российской империи. | 1 | Объяснять, чем прославилась Россия во времена правления Екатерины Второй; определять последовательность исторических событий, различать эпохи по определенным признакам; иметь представление о том, что такое «крепостное право». | ||||||||||
|
| Как РоссияуЕвропы«училась».
| 1 | Давать характеристику основных особенностей данного исторического периода; отличать друг от другаэпохи истории нашей страны - по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях. | ||||||||||
|
| «Гроза двенадцатого года». | 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте; объяснять, почему война 1812 года называется «Отечественной». | ||||||||||
|
| Александр Второй - император-освободитель. Проверочная работа. | 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению наленте времени, а также попредставленной в тексте ииллюстрацияхинформациио событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; объяснять, когда и почему было отменено крепостное право, что изменилось в жизни крестьян после освобождения. | ||||||||||
Раздел 5. «Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы» (5 часов) | ||||||||||||||
|
| Россия в начале 20 века.
| 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению наленте времени, а также попредставленной в тексте ииллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте. | Личностные: В предложенных ситуациях, опираясь на общиедля всех простые правила поведения, делатьвыбор, какой поступоксовершить. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знании испособов действий, творческий подход к выполнению задании.Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм:впредложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.Регулятивные: Самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения; планировать учебную деятельность на уроке.Познавательные: Передавать содержание всжатом, выборочном илиразвернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.Осуществлятьпоиск учебной информациииз рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, из собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения. Сопоставлять иотбирать информацию, полученную из различных источников. Коммуникативные: Работать в паре; устанавливать причинно-следственные связи.Полно и точно выражатьсвои мысли в соответствии сзадачами и условиями коммуникации. Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам. | |||||||||
|
| Гражданская война.
| 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению наленте времени, а также попредставленной в тексте ииллюстрациях информации о событиях, исторических деятелях; ориентироваться на исторической карте. | ||||||||||
|
| «К светлому будущему».
| 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению наленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры,исторических деятелях; объяснять своими словами, кто такие «пионеры», «комсомольцы», «колхозники». | ||||||||||
|
| «Вставай,странаогромная!»
| 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны;объяснять на доступномуровне значение победы вВеликой Отечественной войне; рассказывать о своих родственниках - участниках войны. | ||||||||||
|
| «Через терниик звёздам».
| 1 | Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны -по их местоположению наленте времени, а также попредставленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры,исторических деятелях; рассказывать об успехах советской науки в послевоенные годы. | ||||||||||
| Раздел 6. «Современная Россия» (8 часов) | |||||||||||||
|
| Я –гражданинРоссии. Проверочная работа. | 1 | Объяснять значенияпонятий «государство»,«демократия», а такжеправила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна. | Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делатьвыбор, какой поступок совершить; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.Испытывать положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений; принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний. Испытывать желание открывать новое знание,новые способы действия, готовностьпреодолеватьучебныезатруднения.Приниматьсоциальнуюрольобучающегося;осознавать собственные мотивы учебной деятельности.Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Регулятивные:Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Самостоятельно определятьцель деятельности на урокепослепредварительногообсуждения; совместно сучителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; планировать учебную деятельность на уроке.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников. Познавательные: Использовать представленную в учебнике информациюдля выполнения задания;оценивать своё знание инезнание, умение и неумение (с помощью учителя, самооценка); предлагать собственные способы решения. Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) ипредставлять её в виде устного или письменного текста,рисунка; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Умение понимать учебнуюзадачу урока и стремитьсяеё выполнить; оценивать своё знание и незнание,умение и неумение; предлагать собственные способы решения учебной задачи.Выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Коммуникативные:Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом. Выполнять в группе заданияпо осмыслению или оценкезначимого события, явлениянастоящего нашей страны,(распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Передавать содержание всжатом, выборочном илиразвёрнутом виде; полно иточно выражать свои мыслив соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |||||||||
|
| Экскурсия «Сезонные изменения в природе весной» | 1 | Наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, сравнивать, делать выводы, приводить примеры собственных наблюдений, называть перелётных птиц, обитающих в крае. | ||||||||||
|
| Властьнарода. | 1 | Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан; узнавать государственные символы России среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага, герба, гимна. | ||||||||||
|
| Государственная власть в России.
| 1 | Объяснять значение понятий «государство», «демократия», а также правила демократического устройства власти в РоссийскойФедерации,связь прав иобязанностей граждан; узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран; объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз). | ||||||||||
|
| Народы России.
| 1 | Объяснять, чем разные народы России отличаются друг от друга, что их объединяет; почему нужно уважительно относиться к обычаям и культуре других народов. | ||||||||||
|
| Контрольная работа по теме «Мое Отечество». Современная Россия на карте мира. | 1 | Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | ||||||||||
|
| Регионы России.
| 1 | Создавать свой рассказ оРоссии, государственныхпраздниках, памятникахкультуры, используя данные учебника и средств массовой информации. | ||||||||||
|
| Как нам жить? Защита проектов «Государственные праздники России».
| 1 | Объяснять, что такое «федерация»; рассказывать, из каких частей состоит Российская Федерация; на доступном уровне объяснять, что означает выражение «Россия – наш общий дом»; что такое «гордость за свою Родину». | ||||||||||
| Итого за 4 четверть |
|
|
| ||||||||||
| Итого за год | 68 |
|
|