МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОМСОМОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
И.о.зам. директора по УР и.о. директора ГБПОУ «КИТ»
________Т.В. Бевз ___________Л.А. Сидяк
«___»_________2024 г. «___»_________2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Статистика
основной образовательной программы
среднего профессионального образования
специальность 38.02.05 - Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Комсомольское,2024
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 835.Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Организация-разработчик: ГБПОУ «Комсомольский индустриальный техникум»
Разработчик: Харченко Виктория Николаевна , преподаватель _________ квалификационной категории.
Рецензенты: __________________________, преподаватель _________ квалификационной категории.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 6
УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 12
ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТ ОВОСВОЕНИЯ 14
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.03 Статистика»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Дисциплина ОП.03. «Статистика» является частью программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1.-9.; ЛР1-15, ПК 1.1.,ПК 1.4; ПК 3.1., ПК 3.5.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код ОК, ПК | Дисциплинарные результаты |
Умения | Знания |
ОК 3 ОК 4 ПК 3.5 | использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности; | предмет, метод и задачи статистики; |
собирать и регистрировать статистическую информацию; | статистическое изучение связи между явлениями; |
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; | абсолютные и относительные величины; |
выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; | средние величины и показатели вариации; |
| ряды: динамики и ряды распределения, индексы; |
| современные тенденции развития статистического учета; |
| основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; |
| порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации; |
| формы, виды и способы статистических наблюдений; |
| основные формы действующей статистической отчетности; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 50 |
в т.ч. в форме практической подготовки | 48 |
в т. ч.: |
теоретическое обучение | 36 |
практические занятия | 12 |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация | Диф.зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 1
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч2 | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы статистики | | | |
| | Обязат. часть ОП с учетом интенсификации 40% | Обязат. часть ОП | | |
Тема 1.1 Теория статистического наблюдения | Содержание | 6 | 6 | | |
1. История развития статистики как науки. Предмет статистики. Методы статистики. Статистическое наблюдение как первый этап любого статистического исследования Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения Понятие о выборочном наблюдении | ПК 1.1, ПК1.4, ПК 3.1, ПК3.5, ОК1.- ОК9., ЛР1- ЛР15 | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Лабораторные занятия | Сумма часов | Сумма часов | | |
Практические занятия | - | - | | |
Раздел 2. Сводка и группировка статистических данных. Ряды распределения | | | | |
Тема 2.1 Статистическая сводка: основное содержание и задачи | Содержание | 4 | 4 | | |
Понятие о сводке и группировке статистического материала. Виды группировок. Принципы построения статистических группировок. Ряды распределения, их виды. Понятие о статистической таблице и способах графического изображения | | | ПК 1.1, ПК1.4, ПК 3.1, ПК3.5, ОК1.- ОК9., ЛР1- ЛР15 | |
.Практическое занятие №1: «: Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами. Определение вида группировок | 2 | | | |
Практическое занятие №2 «Построение рядов распределения и их графическое изображение. | 2 | | | |
Практическая работа №3 Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках. | 2 | | | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | | | | |
Лабораторные занятия | - | - | | |
Практические занятия | 6 | 6 | | |
Тема 2.2 «Абсолютные и относительные величины в статистике» | Содержание | 4 | 4 | | |
Абсолютные величины (понятие и их измерители) Относительные величины, их виды и порядок расчета | | | ПК 1.1, ПК1.4, ПК 3.1, | |
ПК3.5, ОК1.- ОК9., ЛР1- ЛР15 | |
Практическая работа №4.Расчет абсолютных и относительных показателей вариации. Расчет структурных средних величин. | 2 | | | |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | | | | |
Лабораторные занятия | - | - | | |
Практические занятия | 2 | 2 | | |
Тема 2.3 «Средние показатели и показатели вариации» | Содержание учебного материала | | | | |
Виды средних величин и их выбор. Медиана и мода Показатели вариации и их виды. Дисперсионный анализ. Виды дисперсий | 4 | | | |
Лабораторные занятия | - | | | |
Практические занятия | - | | | |
Контрольные работы | - | | | |
Тема 2.4 «Экономические индексы» | Содержание учебного материала | | | |
10 Общее понятие об индексах, их виды. Индексы количественных показателей Индексы качественных показателей. Индексы, зависимые от изменения состава | 4 | | |
Самостоятельная работа обучающихся Реферативная работа по теме: «Индексный метод анализа системы взаимосвязанных индексов» Работа с информационными источниками: Сайт www.gks.ru Изучение индексов качественных показателей. | 2 | | |
Раздел 3. Исследование связи между явлениями | | | | |
Тема 3.1 «Выборочные наблюдения» | Содержание учебного материала | | ПК 1.1, ПК1.4, ПК 3.1, ПК3.5, ОК1.- ОК9., ЛР1- ЛР15 | |
12 Теория вероятности. Выборочные аналоги параметров генеральной совокупности. Основные способы формирования выборочной совокупности. Определение объёма выборки | 4 | | |
Практическая работа №5.Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности | 2 | | |
Лабораторные занятия | - | | |
Практические занятия | 2 | | |
Контрольные работы | - | | |
| | | | |
Тема 3.2 «Статистическое изучение связи между явлениями» | Содержание учебного материала | | | |
16 Понятие о корреляционном методе. Парная линейная корреляция. Множественная линейная корреляция. Оценка тесноты связи между признаками | 2 | | |
Лабораторные занятия | - | | |
Практические занятия | - | | |
Лабораторные занятия | - | | |
Тема 3.2 «Ряды динамики» | Содержание учебного материала | | ПК 1.1, ПК1.4, ПК 3.1, ПК3.5, ОК1.- ОК9., ЛР1- ЛР15 | |
Понятие и виды рядов динамики. Основные аналитические показатели рядов динамики Средние показатели рядов динамики. Определение общей тенденции в рядах динамики | 4 | | |
Практическая работа №6.Расчет показателей ряда динамики. | 2 | | |
Лабораторные занятия | - | | |
Практические занятия | 2 | | |
Контрольные работы | - | | |
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ | 2 | | |
Всего: | 50 | | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Математики и статистики», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Козлов, А. И. Основы статистики / А. И. Козлов, А. М. Терехов. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 160 с. — ISBN 978-5-507-45087-9.
3.2.2. Основные электронные издания
Ганичева, А. В. Практикум по математической статистике с примерами в Excel : учебное пособие для спо / А. В. Ганичева, А. В. Ганичев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 112 с. — ISBN 978-5-8114-9550-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/200444 (дата обращения: 22.08.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Ганичева, А. В. Прикладная статистика : учебное пособие для спо / А. В. Ганичева. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 164 с. — ISBN 978-5-8114-6892-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165828 (дата обращения: 22.08.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Лукьяненко, И. С. Статистика : учебник для спо / И. С. Лукьяненко, Т. К. Ивашковская. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 200 с. — ISBN 978-5-8114-9448-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/195443 (дата обращения: 22.08.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Статистика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / под редакцией И. И. Елисеевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 388 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17662-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/533499
Долгова, В. Н. Статистика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Долгова, Т. Ю. Медведева. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 278 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16207-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/530616
Яковлев, В. Б. Статистика. Расчеты в Microsoft Excel : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Б. Яковлев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 353 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02551-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514042
Попов, А. М. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для среднего профессионального образования / А. М. Попов, В. Н. Сотников ; под редакцией А. М. Попова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 425 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18265-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534640
Периодические издания
АПК: экономика, управление: ежемесячный теоретический и научно-практический журнал - Москва: ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, - http://apk-eu.ru.
Экономика сельского хозяйства России: научно-производственный ежемесячный журнал - Москва: Автономная некоммерческая организация "Редакция журнала "Экономика сельского хозяйства России", - http://esxr.ru.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – Санкт- Петербург, 2023. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2023. – Режим доступа: www.biblio-online.ru
Электронно-библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – 2023. – Режим доступа: https://urait.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: предмет, метод и задачи статистики; статистическое изучение связи между явлениями; абсолютные и относительные величины; средние величины и показатели вариации; ряды: динамики и ряды распределения, индексы; современные тенденции развития статистического учета; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации; формы, виды и способы статистических наблюдений; основные формы действующей статистической отчетности; | Знает: предмет, метод и задачи статистики; статистическое изучение связи между явлениями; абсолютные и относительные величины; средние величины и показатели вариации; ряды: динамики и ряды распределения, индексы; современные тенденции развития статистического учета; основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации; порядок ведения статистической деятельности и организации статистического учета в Российской Федерации; формы, виды и способы статистических наблюдений; основные формы действующей статистической отчетности; | Оценка результатов выполнения практической работы. Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы. |
Умения: использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности; собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; | Умеет: использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач в профессиональной деятельности; собирать и регистрировать статистическую информацию; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения; выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы; | Оценка результатов выполнения практической работы. Экспертное наблюдение за ходом выполнения практической работы. |
1 Разрабатывается образовательной организацией при формировании основной профессиональной образовательной программы.
2 Объем часов на освоение конкретных тем распределяется образовательной организацией самостоятельно.