СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОП 10 Экономика группа 4-11 с 20- по 30.04

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОП 10 Экономика группа 4-11 с 20- по 30.04»

Тема: Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом

Преподаватель: Яхьяева Р. А.

Группа: № 4-11

Предмет: ОП 10. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

20.04.2020 г

Маркетинг – это связь между производителем и потребителем продукта, способ налаживания взаимоотношений между ними. Основной целью маркетинговой деятельности можно считать привлечение новых и сохранение старых клиентов путем удовлетворения их запросов наилучшим образом.

Цели маркетинга компании

Цель – определенный количественный или качественный результат, которого следует достичь к определенному моменту времени.

В соответствии с основной целью маркетинговой деятельности можно выделить следующие виды маркетинговых целей:

  • Рыночные (завоевание рыночных долей или выход на новые рынки);

  • Маркетинговые (создание имиджа компании, борьба с конкурентами, мероприятия по повышению объема продаж);

  • Управленческие (улучшение структуры управления организацией);

  • Обеспечивающие (ценообразование, изучение потребительских характеристик продукта)

  • Контрольные

Маркетинговые принципы

Принцип – это установка, руководящее правило, положение для какой-либо деятельности. Принципы маркетинга являются фундаментом деятельности любой организации и основаны на реальном поведении людей и организаций на рынке. Основные принципы маркетинговой деятельности компании заключаются в следующем:

  1. Нацеленность на коммерческий результат

  2. Комплексный подход к достижению целей путем анализа потребностей, исследования рынка и использования инструментов маркетингового комплекса

  3. Учет рыночной ситуации и требований потребителей вкупе с воздействием на рынок

  4. Долговременность целей

  5. Адаптивность, быстрое реагирование на изменения условий рыночной деятельности и запросов потребителей

Основополагающий принцип маркетинга: «Не пытайтесь сбыть то, что Вам удалось выпустить, а производите то, что у Вас безусловно будет куплено».

Эти базовые принципы представляют собой основу деятельности любой организации в условиях «рынка покупателя». Существуют также специфические принципы маркетинговой деятельности, которые применяются комплексно. Использование таких принципов характерно для компаний, считающих маркетинг основополагающим для своего бизнеса. Данные принципы перекликаются с инструментами маркетинга и базовыми принципами, перечисленными выше, и составляют следующий перечень:

  • Исследования рынка

  • Сегментация

  • Гибкое реагирование

  • Инновации

  • Планирование

Перечисленные принципы отражают сущность маркетинга как философии ведения бизнеса, применение которой направлено на достижение наилучшего для компании финансового результата путем максимального удовлетворения потребностей покупателей.

Функции маркетинга

Функция – работа, производимая чем-либо; роль, значение чего-либо.

Функции маркетинга – основные направления, правила деятельности компании, которые отражают сущность маркетингового подхода к бизнесу.

На основе методологии маркетинга как рыночной философии управления выделяют четыре основных функции маркетинга:

  1. Аналитическая функция

  2. Производственная функция

  3. Сбытовая функция

  4. Функция управления и контроля

Аналитическая функция маркетинга заключается в сборе информации с целью использования ее для решения задач компании. Аналитическая функция включает в себя изучение конъюнктуры рынка, изучение потребителей и покупателей продукции, анализ действующих на рынке игроков (контрагентов, конкурентов, посредников), изучение товарной структуры рынка и анализ внутренней среды организации, его организационной структуры с точки зрения конкурентоспособности на рынке присутствия.

Производственная функция маркетинга заключается в обеспечении производства продукта и управлении его качеством. В рамках этой же функции находится процесс создания новых товаров, в наибольшей степени отвечающих запросам потребителей. Производственная функция состоит в организации производства новых товаров, материально-технического снабжения и управлении качеством готовой продукции. Сбытовая функция маркетинга, называемая также функцией продаж, представляет собой организацию системы движения продукта от производителя к потребителю в соответствии с концепцией жизненного цикла товара.

Жизненный цикл товара – период времени, в течение которого товар находится на рынке.

Функция продаж включает в себя не только процессы, направленные на движение продукта к потребителю, но и организацию постпродажного и другого сервиса, проведение целенаправленной продуктовой и ценовой политики.

Маркетинговая функция управления и контроля заключается в организации планирования и информационного обеспечения управления путем контроля за выполнением поставленных организацией целей. Организация контроля маркетинга – это заключительное звено процесса маркетинговой деятельности и одновременно начальный этап для принятия новых маркетинговых решений.

Функции маркетинга можно рассматривать как цикл – последовательное выполнение мероприятий по маркетинговому анализу, производству продукции, ее сбыту и контролю результатов.





Вопросы и ответы прошу прислать по адресу электронной почты: [email protected]











Тема: Управление и комплекс маркетинга.

Преподаватель: Яхьяева Р. А.

Группа: № 4-11

Предмет: ОП 10. «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»

21.04.2020 г

Управление маркетингом по Ф.Котлеру ­ это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.

Управление маркетингом ­ это управление спросом. Управляющий по маркетингу занимается созданием, расширением спроса, проблемами его изменения, а иногда и сокращения.

Процесс управления маркетингом состоит из следующих этапов (табл.2):

· анализ рыночных возможностей;

· выбор перспективного целевого рынка;

· разработка комплекса маркетинга;

· претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

Процесс маркетинговой деятельности начинается с анализа рыночных возможностей фирмы. Маркетинговая возможность фирмы ­ привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества.

Определение маркетинговых возможностей предприятия позволяет осуществить выбор наиболее перспективных целевых рынков.

Мероприятия по отбору целевых рынков создают основу для последующей разработки комплекса маркетинга. 

Комплекс маркетинга ­ набор поддающихся контролю факторов и инструментов маркетинга, используемых фирмой для воздействия на выбранные рынки с целью вызвать ответные реакции потребителей и достижение иных целей.

В теории маркетинга известны две модели комплекса маркетинга: четырехфакторная и пятифакторная. В первом случае она содержит такие факторы, как товар(product), цена (price), место продажи (place) и продвижение товара (promotion).

Пятифакторная модель включает еще человека (people). Четырехфакторную модель предложили Ф.Котлер и Т.Левитт, а пятифакторную ­ Э.Дж.Маккарти.

Каждый из составляющих комплекса маркетинга представляет собой комплексную категорию, при изучении которой необходим системный подход.

Стратегические и тактические решения в области товара представляют важнейшее направление рыночной политики фирмы, поскольку товар является основой комплекса маркетинга, на который опираются все другие элементы.

Ценовая стратегия ­ выбор возможной динамики изменения первоначально рассчитанной цены товара в условиях рынка. Существуют следующие методы формирования цены: ориентация на рынок; ориентация на издержки, если фирма имеет значительную рыночную долю; ориентация на цены конкурентов.

Место продажи обеспечивается системой сбыта, т.е. деятельностью, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей. Сюда входит выбор каналов сбыта и системы товародвижения по этим каналам (выбор места хранения запасов и системы складирования, системы управления запасами и системы обработки заказов, способов транспортировки и т.п.).

Продвижение товара происходит путем стимулирования его продаж на основе распространения положительных сведений о фирме и ее продукции с целью убеждения покупателя приобретать ее товары и включает в себя: рекламу, участие в выставках и ярмарках, коммерческую и коммуникационную работу с посредниками и покупателями, любые формы пропаганды.

Вопросы и ответы прошу прислать по адресу электронной почты: [email protected]











Тема: Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям).

Преподаватель: Яхьяева Р. А.

Группа: № 4-11

Предмет: ОП 10. «Основы экономики , менеджмента и маркетинга»

22.04.2020 г

В основе рыночных отношений лежит купля-продажа материальных и нематериальных ценностей, называемых товарами. Основным товаром учебных заведений являются различные образовательно-воспитательные услуги (в дальнейшем - образовательные услуги); наряду с ними к товарам, производимым учебными заведениями, относятся результаты научных исследований преподавателей и материальные ценности, создающиеся учебно-опытными хозяйствами.

Номенклатура образовательных услуг весьма обширна. В зависимости от длительности исполнения их можно условно подразделить на долго-, средне- и краткосрочные. К первым относятся услуги со сроком исполнения от одного года до нескольких лет (обучение по программам общеобразовательных школ, высших учебных заведений, ко вторым - от нескольких суток до года (обучение с целью повышения квалификации, переподготовка по новой специальности, изучение иностранного языка), к третьим - до нескольких суток (отдельные лекции или курсы лекций, инструктажи, экскурсии).

Характерной особенностью образовательных услуг является то, что их производство и передача потребителю осуществляется при непосредственном контакте последних. Поэтому они могут накапливаться и перераспределяться, что ограничивает сферу действия рыночных отношений в образовании.

Собственниками образовательных услуг являются отдельные лица (производители услуг) коллективы (ассоциации производителей) или государство; производятся они в основном государственными учреждениями народного образования и потому являются государственной собственностью. Потребители образовательных услуг - отдельные лица или группы одновременно обучающихся лиц; оплата услуг осуществляется либо непосредственно их потребителями, либо предприятиями, организациями (отраслевое финансирование учебных заведений) и государством (бюджетное финансирование) В нашей стране образовательные услуги оплачиваются в основном государством. Таким образом, государство является двойным монополистом в образовании: и в сфере производства и в сфере потребления. А это значит, что именно от государственного аппарата зависит решение основных проблем народного образования: кого, чему и как учить, сколько выделять ресурсов.

Переход к рынку неразрывно связан с разгосударствлением всех отраслей хозяйства страны, в том числе и образования. Государственным учебным заведениям будет предоставлен статус самоуправляемых (автономных) организаций, ряд из них будет сдан в аренду, появятся частные и кооперативные учебные заведения. Все это обеспечит демонополизацию образования, создаст условия для включения его в рыночные отношения. Однако основу народного образования будут и впредь составлять государственные, но самоуправляемые учебные заведения. Государственное образование в сочетании с его бесплатностью неизбежно сужает сферу рыночных отношений в народном образовании, бесплатность ряда услуг, составляющих обязательный для всех граждан минимальный уровень образования, - принцип, поступиться которым нельзя ни при каких обстоятельствах. Только образовательные услуги сверх этого минимума должны полностью или частично оплачиваться потребителями. Кроме того, платность повышает ответственность потребителей за их наиболее эффективное использование.

При переходе к рыночной экономике проблемы ценообразования приобретают первостепенное значение. Цена товара - основное звено рыночного механизма, который приходит в движение с помощью двух других - спроса и предложения. Истинная цена товара выявляется, как известно, только на таком рынке, где спрос и предложение сбалансированы. Свободный рынок возможен лишь при наличии нескольких продавцов одного товара и нескольких покупателей при отсутствии любых ограничений на свободу купли-продажи товара. На несвободном рынке цены могут существенно отличаться от истинных, соответствующих общественно необходимым затратам.

Рынок образовательных услуг, особенно долгосрочных и среднесрочных, не может быть свободным. Это обусловлено действием ряда факторов, ограничивающих сферу действия рыночных отношений в народном образовании. Некоторые из этих факторов рассмотрены выше. Во-первых, образовательные услуги относятся к товарам весьма дорогостоящим, так как производятся высококвалифицированным трудом преподавателей с применением современного учебно-лабораторного оборудования. В связи с этим практически невозможно создать некоторый избыток ученических студенческих мест, чтобы обеспечить возможность свободного выбора того или иного вида образовательной услуги (ее производителя, продавца). Во-вторых, на выбор образовательной услуги (производителя, продавца) накладывает существенные ограничения место жительства потребителя.

2. Решая задачу выпуска новой продукции на внешние рынки, менеджеры могут применять различную стратегию. Вариантами этой стратегии является одновременный или последовательный выпуск продукции в различных странах. Авторы отмечают, что стратегия последовательного выпуска нередко рассматривается как средство снижения степени риска, однако в действительности эта стратегия игнорирует тот факт, что успех новой продукции в значительной мере зависит от своевременности ее выхода на международные рынки.

Важной чертой современного рынка является конкуренция по времени (наряду с конкуренцией по ценам и конкуренцией по качеству). Быстрота и своевременность разработки, предоставления продукта или услуги и других форм реакции на запросы потребителя важны не только на внутреннем, но и на международном рынке. Глобализация рынков и конкуренции еще более усиливает эту значимость. Практика показывает, что фирмы все в большей мере ориентируются при разработке продукции на рынки различных стран и координируют запуск продукции в глобальном масштабе.

Вопросы и ответы прошу прислать по адресу электронной почты: [email protected]

























Тема: Формы адаптации производства избыта рыночной ситуации

Преподаватель: Яхьяева Р. А.

Группа: № 4-11

Предмет: ОП 10. «Основы экономики , менеджмента и маркетинга»

22.04.2020 г

В условиях переходного периода успешное функционирование и развитие предприятия зависит, прежде всего, от умения его высшего руководства быстро адаптироваться к внешней среде.

Адаптация – это процесс приспособления предприятий к изменяющимся экономическим условиям хозяйствования. Основные направления адаптации предприятия к рыночным преобразованиям заключаются в следующем:

· Реструктуризация предприятия;

· Диверсификация производства;

· Внедрение инноваций;

· Реинжиниринг бизнеса;

· Создание эффективной системы мотивации труда;

· Санация.

Реструктуризация предприятий – это комплекс радикальных изменений в производственной, организационной, социальной, финансовой и иных сфер деятельности предприятия с целью повышения эффективности его функционирования и конкурентоспособности.

Различают следующие виды реструктуризации:

· Организационная реструктуризация, предусматривающая изменение производственной структуры с выделением структурных подразделений в самостоятельные юридические лица или в рамках существующих организационно – правовых формах;

· Технологическая реструктуризация, связанная с внедрением новых технологий, современного оборудования, диверсификацией производства, повышением качества продукции, снятие с производства нерентабельной продукции, совершенствование организации труда;

· Имущественная реструктуризация, предусматривающая продажу, сдачу в аренду неиспользуемого имущества. Это связано со значительным снижением объема производства и высвобождением производственных мощностей, что влечет за собой сокращение численности персонала и изменение структуры управления. Имущественная реструктуризация может предусматривать также передачу или продажу объектов социальной сферы местным органам управления;

· Реструктуризация управления, связанная с созданием структур рыночного типа в системе управления и ликвидация ненужных структур. Например, организация службы маркетинга. Изменения в системе производства, рыночные условия хозяйствования, в которых предприятия начинают работать, повышают роль маркетинга в обеспечении конкурентоспособности продукции. Не овладев самыми передовыми методами маркетинга своей продукции, предприятия обречены на неудачи в конкурентной борьбе;

· Реструктуризация персонала предполагает изменение численности, структуры и квалификации промышленно - производственного персонала. Технологические изменения, появление новых производственных процессов, изменения во внешней среде предъявляют новые требования к знаниям рабочих и управленческим навыкам руководящих работников и специалистов, их переквалификации;

· Финансовая реструктуризация связана с оптимизацией структуры капитала. Она направлена на ликвидацию прежней задолженности путем обмена долгов на акции предприятия должника, привлечение инвестиций, получение новых кредитов.

Одним из направлений привлечение дополнительных финансовых ресурсов является преобразование государственных предприятий в акционерные общества. В этом случае не только изменяется структура капитала, но и появляется возможность технологической реструктуризации, т.е. обновления производственного потенциала.

Все виды реструктуризации взаимосвязаны между собой, так как проведение реструктуризации одного вида, может повлечь за собой преобразования в других сферах деятельности. Например, создание службы маркетинга предполагает изменение организационной структуры, привлечение новых работников или переподготовку специалистов предприятия, выход на новые рынки сбыта, повышение качества продукции и т.д.

Диверсификация экономической деятельности – это расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами продукции. Диверсификация - в широком смысле - стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства. Данная форма организации является важнейшей составной частью современной рыночной экономики, оказывающая существенное воздействие на систему разделения труда, конкуренцию, эффективность производства.

Границы диверсификации весьма подвижны. Чем больше направлений деятельности у предприятий, тем выше уровень диверсификации.

Диверсификация означает как корректировку основной деятельности фирмы, так и существенную переориентацию ее стратегии. Первое направление называется узкоспекторной диверсификацией, второе – широкоспекторной диверсификацией, т.е. не связанной с основным производством.

Уровень диверсификации измеряется двумя показателями: идентификацией числа отраслей или номенклатуры товаров и услуг, охватываемых деятельностью фирмы, а также соотношением основного и диверсифицированного производства.

Диверсификация стимулируется стремлением фирм в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

К наиболее общим формам диверсификации, получившим широкое развитие в промышленности, относятся концентрическая и конгломеративная (создание общих компаний). 

Концетрическая диверсификация обычно осуществляется либо за счет создания технологий и производства для изготовления продукции, относящейся к профилю других отраслей, на основе внутрифирменных научных исследований и разработок или за счет приобретения технологий и производства других отраслей, необходимых для обеспечения полного цикла изготовления продукции. 

Конгломеративная диверсификация - путем приобретения рентабельных предприятий и фирм в различных отраслях. Несмотря на то, что эти формы дополняют друг друга, реальное увеличение продукции связано лишь с концентрической диверсификацией, покупка же существующих предприятий представляет собой только перераспределение имеющихся капиталов.

Причинами, побуждающими предприятия выпускать новые продукты и выходить с ними на новые рынки, могут быть:

· стремление обеспечить себе устойчивое финансовое положение за счет выпуска более рентабельной продукции;

· стремление проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли;

· уменьшение риска не получения прибыли.

В настоящее время большинство зарубежных концернов (JВМ, Сосасоlа и др.) широко диверсифицированные предприятия.

Основная опасность для стратегии диверсификации заключается в распылении сил, поэтому ее могут проводить крупные организации, обладающие большим потенциалом.



Вопросы и ответы прошу прислать по адресу электронной почты: [email protected]



































Тема: Понятие товара в маркетинге.

Преподаватель: Яхьяева Р. А.

Группа: № 4-11

Предмет: ОП 10. «Основы экономики , менеджмента и маркетинга»

22.04.2020 г

Общепри­нятое определение товара – «продукт труда, произведен­ный для продажи» – остается, несомненно, справедли­вым и в маркетинге.

Однако в большей части литерату­ры по маркетингу подчеркивается не столько роль това­ра в его обмене на деньги, сколько возможность его ис­пользовать, потреблять: «Товар – это средство, с помо­щью которого можно удовлетворить определенную по­требность» (Ф. Котлер).

Товаром называют все, что мо­жет удовлетворить нужду или потребность и предлага­ется рынку с целью привлечения внимания, приобрете­ния, использования или потребления.

В маркетинге используется трёхуровневая структура товара:

1) товар по замыслу – способ решения проблемы либо основная выгода, ради которой потребитель приобретает товар («Мы производим на фабрике косметику, а в магазине продаем надежду»);

2) товар в реальном исполнении – уровень качества, набор свойств, внешнее оформление, название марки, упаковка и другие свойства, в совокупности определяющие выгоду от приобретения основного товара;

3) товар с подкреплением – дополнительные услуги и преимущества для потребителя, создаваемые на основе товара по замыслу и товара в реальном исполнении.

Товар обладает определенным качеством. Качество продукции – очень ёмкое понятие.

Под качеством понимается совокупность свойств и характеристик изделия, которые определяют его способность удовлетворять требованиям в соответствии с назначением этого товара.

С точки зрения производителя, товар качественный, если он соответствует требованиям нормативно-технической документации (ГОСТу, ОСТу, ТУ...).

Мнение потребителя о качестве товара весьма субъективно, и у каждого своё. Если потребитель доволен, выбрав для себя оптимальный результат, то, можно сказать, что приобретенный товар – качественный товар.

В зависимости от продолжительности использования и материальных свойств товары подразделяются на три группы:

1. Товары длительного пользования¾ материальные изделия,обычно выдерживающие многократное использование. Примерами подобных товаров могут служить холодильники, станки, одежда.

2. Товары кратковременного пользования¾материальные изделия, полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. Примерами подобных товаров могут служить пиво, мыло, соль.

3. Услуги¾ объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Примерами подобных товаров могут служить стрижка в парикмахерской или ремонтные ра­боты.

Для упорядочивания и систематизации свойств товаров выделяют товары:

- потребительского назначения (продукты питания, одежда, мебель, бытовая техника и др.);

- производственного назначения (материалы, машины, оборудование...),

Потребительские товары – товары, купленные конечными потребителями для личного (семейного) потребления. Исходя из покупательных привычек потребителей, можно выделить следующие типы потребительских товаров:

товары повседневного спроса – товары, которые покупаются часто, без раздумий, с минимальным сравнением с другими товарами (основные товары, товары импульсивной покупки (жевательная резинка, сладости), экстренные товары (зонтик во время дождя);

товары предварительного выбора – покупатель приобретает в процессе выбора и покупки сравнивает между собой по показателям пригодности, цены, качества, внешнего оформления (одежда, мебель, посуда);

товары особого спроса – товары с уникальными характеристиками или марками, ради которых значительные группы покупателей готовы затратить дополнительные усилия (автомобили, видеокамеры);

товары пассивного спроса – товары, о приобретении которых, покупатель обычно не думает, независимо от того, знает он или не знает об их существовании (страхование жизни, товары-новинки).

Такие вещи маркетологи обычно клас­сифицируют в зависимости от покупательских привычек потребителей. В упрощенной системе классификации все множество типов и видов товаров может быть упорядочено.

Продукция производственно-технического назначения – товары, приобретаемые частными лицами и организациями для дальнейшей их переработки или применения в бизнесе.

Товары производственного назначения подразделяют­ся на следующие группы:

1. Основное оборудование.

2. Вспомогательное оборудование.

3. Узлы и агрегаты.

4. Основные материалы.

5. Вспомогательные материалы

6. Сырье

7. Услуги

8. Производственные услуги

9. Интеллектуальные товары

Вопросы и ответы прошу прислать по адресу электронной почты: [email protected]























Тема: Понятие в маркетинговой системе.

Преподаватель: Яхьяева Р. А.

Группа: № 4-11

Предмет: ОП 10. «Основы экономики , менеджмента и маркетинга»

24.04.2020 г

Как любая система, маркетинг представляет собой единство процессов, связанных с внешней и внутренней средой. Обеспечение единства этих процессов обеспечивает достижение поставленных целей организации. Главным процессом в системе маркетинга является управление, связанное с обменом информацией между элементами системы. Это управление заключается в получении сведений о состоянии системы в каждый момент времени и в достижении поставленных целей посредством воздействия на систему.

Выделяют основные процессы маркетинга:

1) получение маркетинговой информации;

2) анализ полученной информации с помощью различных приемов и методов;

3) формирование результатов в проекты управленческих решений.

Цель маркетинговой системы – это достижение максимально высокой точности маркетинговых прогнозов и планов. Очевидно, что от точности определения объемов продаж, от точности прогнозов изменения спроса на товар или от реакции рынка на принятые решения в итоге зависит финансовый результат фирмы, а также достижение стратегических целей. Создание эффективной системы маркетинга состоит из нескольких этапов, и недооценка одного из них может привести фирму к получению «некачественного продукта» на выходе.

Этапы маркетинговой деятельности:

1.Идентификация объектов управления системы маркетинга. Данный этап заключается в выявлении и документированном названии объектов управления, а также процессов системы маркетинга.

2.Определение параметров объектов управления. Здесь происходит описание основных элементов и процессов с помощью критериев оценки.

3. Отражение технологий управления в системе маркетинга. Необходимо четкое определение инструментов и технологий повышения эффективности управления бизнесом, снижения риска и роста доходов.

Вопросы и ответы прошу прислать по адресу электронной почты: [email protected]

Тема: Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции

Преподаватель: Яхьяева Р. А.

Группа: № 4-11

Предмет: ОП 10. «Основы экономики , менеджмента и маркетинга»

27.04.2020 г

Разработка нового товара включает в себя семь этапов:

1) генерация идеи;

2) оценка продукции;

3) проверка концепции;

4) экономический анализ;

5) разработка продукции;

6) пробный маркетинг;

7) коммерческая реализация.

На первом этапе фирма ищет возможности создания новой продукции путем поиска новых идей и методов их создания. Источниками новых идей могут быть рынок либо лаборатория. Методы новых идей – мозговая атака, анализ существующих товаров и проведение опросов. После получения результатов, фирма отбирает ту идею о новом товаре, которая ей подходит.

Проверка концентрации заключается в предоставлении потребителю предполагаемого товара с целью изучения его отношения и намерения совершить покупку. Эта проверка в основном проводится с помощью проведения различных видов опросов.

Экономический анализ– это анализ прогнозов спроса, издержек, возможной конкуренции, предполагаемых инвестиций, прибыльности.

На этапе разработки продукции фирма воплощает новую идею о товаре в физическую форму, определяет стратегию маркетинга, разрабатывает упаковку, торговую марку и т. п.

Пробный маркетинг заключается в реализации нового товара потребителю выбранного сегмента рынка и проведении наблюдения за развитием событий.

Коммерческая реализация– это этап внедрения жизненного цикла продукта, включая реализацию маркетингового плана фирмы и полномасштабного производства. Этот этап характеризуется большими затратами и быстротой принятий решений.

Жизненный цикл продукта — время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке.

Стадия внедрения на рынок характеризуется незначительным ростом объема продаж и может быть убыточной из-за больших начальных затрат на маркетинг, малых объемов выпуска продукта и неосвоенности его производства.

Стадия роста объема продаж характеризуется быстрым ростом объема продаж, обусловленного признанием продукта со стороны потребителей, прибыльность растет, относительная доля затрат на маркетинг, как правило, падает, цены постоянны или немного падают.

На стадии зрелости рост объема продаж замедляется и даже начинает падать, так как продукт уже приобретен большинством потенциальных потребителей, усиливается конкуренция, затраты на маркетинг обычно возрастают, возможно снижение цен, прибыль стабилизируется или снижается. При модернизации продукта и /или рыночных сегментов возможно продление данной стадии.

Спад проявляется в резком снижении объема продаж и прибыли. Модернизация продукта, снижение цен, увеличение затрат на маркетинг могут только продлить эту стадию.

Классическая кривая жизненного цикла товара выглядит в виде графика объема продаж и прибыли во времени.

Кривая «БУМ» — это ЖЦТ с постоянной стадией роста, не переходящий в стадию зрелости и спада.


Такая кривая ЖЦТ описывает популярный и очень известный продукт со стабильным уровнем дистрибьюции и продаж на протяжении длительного периода.

Кривая «плато» — ЖЦТ с быстрым ростом, быстрым спадом продаж до определенного постоянного уровня зрелости.

Такой вид кривой обычно имеют товары, подверженные влиянию моды или краткосрочных трендов.

Кривая «Сезонность» — ЖЦТ с возобновляющимся циклом спада и роста продаж.

Такой вид кривой свойственен товарам, которые становятся востребованы ежегодно только в определенный период времени, поэтому имеют резкую стадию роста и аналогично резкую стадию снижения продаж

Гребешковая кривая — ЖЦТ, демонстрирующий на стадии зрелости очередной рост продаж.

Данный тип кривой характеризует успешные развивающиеся товары, способные привлекать новых потребителей или увеличивать частоту использования продукта. Вид такой кривой достигается правильной работой с ассортиментом и с потребностями потребителей.

Кривая «Провала» - ЖЦТ, не имеющий стадии зрелости и стадии роста, мгновенно переходящий в стадию спада после стадии внедрения на рынок.

12(37). Основные задачи и политика ценообразования в маркетинге.

Задачи ценообразования зависят: от существующих рыночных условий; точки жизненного цикла товара; стратегических или тактических приоритетов производителя продукции и т. п.

Выделяют следующие задачи ценообразования:

- Выживание (в условиях необходимости загрузки свободных производственных мощностей, неустойчивого спроса и агрессивной конкуренции) в краткосрочном периоде может обеспечиваться за счёт заниженной цены продукции. Однако должны быть приняты срочные меры по внедрению в продукцию новых потребительных стоимостей, которые позволят повысить цену, либо по сокращению производства и основных фондов.

- Максимизация текущей прибыли предполагает нахождение цены, при которой предельные издержки МС = ΔС / ΔQ равны предельному доходу MR = ΔR/ΔQ. Наибольшую прибыль производства обеспечивает объем выпуска, при котором MR=MC.

- Максимизация объема продаж ориентирована на увеличение спроса (благодаря снижению уровня цен) для расширения доли рынка на ранней стадии жизненного цикла новых видов продукции. Снижение цен здесь обычно сочетается с работами по снижению затрат.

- Максимизация использования наиболее выгодных ценовых сегментов рынка ("снятия сливок"). Здесь устанавливаются (на основе результатов исследований нужд и предпочтений потребителей) различные цены продукции для разных периодов её жизненного цикла (более высокие для раннего периода) и разных сегментов рынка.

Политика ценообразования предприятия – это деятельность его руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач предприятия.

Политика ценообразования определяет: условия скидок, оплаты и кредитования; методы корректировки цен с учетом инфляции и действий конкурентовуровень ответственности при принятия решений, касающихся цен и скидок.

Условия и обстоятельства скидок детализируются схемой предоставления скидок, зависящих от объема поставок и т.п.

Условия оплаты должны стимулировать её своевременность и денежную форму, в противовес бартерной.

Кредитная политика должна определять условия кредитования крупных потребителей.

Методика корректировки цен должна быть ориентирована на своевременный учет инфляции и поведения конкурентов в области ценообразования. Предприятие должно непрерывно отслеживать цены конкурентов.

Вопросы и ответы прошу прислать по адресу электронной почты: [email protected]

























Тема: Сущность ассортиментной политики, формирование товарного ассортимента товарной номенклатуры.

Преподаватель: Яхьяева Р. А.

Группа: № 4-11

Предмет: ОП 10. «Основы экономики , менеджмента и маркетинга»

28.04.2020 г

В современных условиях для каждого предприятия при планировании ассортимента, важно учитывать рыночные факторы и предлагать рынку такой ассортимент, который будет востребован. И если компания не сможет предложить рынку оптимальный ассортимент продукции, то не сможет добиться максимальной прибыли, желаемых конкурентных позиций на товарных рынках, и будет экономически неустойчива. И наоборот, при оптимальной структуре ассортимента, компания сможет реализовать максимум продукции, получит желаемую прибыль и будет конкурентоспособной на рынке.

Ассортиментная политика - это политика, суть которой состоит в определении номенклатуры произведенных или реализованных товаров с учетом собственных возможностей, возможностей поставщиков, партнеров, потребностей рынка, степени риска, сезонности, спроса, конъюнктуры и динамики цен.

На пути совершенствования ассортиментной политики предприятия очень важным становится выбор метода анализа ассортимента и ассортиментной политики, поскольку оптимальный ассортимент является залогом конкурентоспособности предприятия.

Формирование ассортимента и номенклатуры товара

Некоторые компании могут предлагать не одну, а несколько ассортиментных групп товаров, которые образуют товарную номенклатуру. Товарная номенклатура - это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом.

Товарная номенклатура характеризуется:

  • · Широтой, то есть численностью разных групп;

  • · Насыщенностью: общим количеством видов товаров;

  • · Глубиной: количеством вариантов товаров в рамках одной ассортиментной группы;

  • · Гармоничностью, то есть степенью близости товаров разных ассортиментных групп.

Данные критерии товарной номенклатуры служат в качестве опорных точек при определении стратегии товара. В частности, у компании есть четыре способа расширения деятельности:

  • 1. Она может создавать новый товарный ассортимент и тем самым расширять свою товарную номенклатуру. При этом новые ассортиментные группы упрочат репутацию компании относительно уже существующих групп.

  • 2. Компания также может расширить уже существующие ассортиментные группы, чтобы обрести статус компании с исчерпывающим ассортиментом.

  • 3. Она может также увеличить количество вариантов каждого из имеющихся товаров, то есть углубить свою товарную номенклатуру;

  • 4. Компания может целенаправленно добиваться большей (или, наоборот, меньшей) гармоничности товаров различных ассортиментных групп в зависимости от того, стремится ли она к завоеванию прочной репутации в одной сфере или сразу в нескольких.



Вопросы и ответы прошу прислать по адресу электронной почты: [email protected]



























Тема: Понятие и сущность цены. Факторы, влияющие на установление цены продукта.

Преподаватель: Яхьяева Р. А.

Группа: № 4-11

Предмет: ОП 10. «Основы экономики , менеджмента и маркетинга»

29.04.2020 г

Ценообразование – это одна из важнейших составляющих маркетинговой деятельности любого предприятия.

От того, насколько грамотно и продуманно построено ценообразование, а следовательно, насколько продумана ценовая политика фирмы, зависят ее коммерческие результаты.

Суть ценообразования состоит в том, чтобы определить, какие цены необходимо установить на товары (услуги), чтобы завладеть частью рынка, обеспечить конкурентоспособность данного товара по ценовым показателям и определить объем прибыли.

На размер цены оказывают влияние внешние факторы (сектор потребителей, рыночная среда, уровень конкуренции, поставщики и посредники, экономическая ситуация в стране (регионе), государственное регулирование цен) и внутренние факторы (цели фирмы, стратегия маркетинговой политики, политика ценообразования).

Общими целями любой коммерческой организации, влияющими на ценообразование, являются: получение максимальной прибыли, «захват» максимальной части рынка, лидерство по качеству продукции.

Правильная методика определения цены, осуществление разумной ценовой политики, выбор обоснованной ценовой стратегии являются важными составляющими успешной деятельности любого предприятия в условиях рынка.

Виды ценообразования.

1. Дискриминационное образование – это продажа товара (услуги) по разным ценам независимо от издержек. Установление дискриминационных цен осуществляется в зависимости от:

1) покупательского сегмента, т. е. разные покупатели готовы платить за один и тот же товар различные цены;

2) варианта товара, т. е. разные версии товара (услуги) продаются по разным ценам вне зависимости от издержек;

3) местонахождения товара, т. е. цены на товар в разных местах устанавливаются разные, даже, если издержки одинаковые;

4) времени, т. е. размер цены зависит от сезона.

2. Ценообразование по психологическому принципу – это определение цены не только с экономической стороны, но и учитывая психологические факторы.

Как показывают многие социологические исследования, многие потребители воспринимают уровень цены товара как уровень качества (чем выше цена, тем лучше качество).

3.Стимулирующее ценообразование – это снижение цены (даже ниже себестоимости) на некоторое время с целью повышения уровня продаж в краткосрочном периоде. Применяется для снижения запасов товара.

4. Ценообразование по географическому принципу – это установление разного уровня цен в зависимости от удаленности от производителя. В основном это применяется для покрытия транспортных издержек.

Ценообразование является решающим инструментом маркетинга, а уровень цен – это своеобразный индикатор функционирования конкуренции. Ценовая конкуренция существует не только между товаропроизводителями, но и среди торговцев. Производитель хочет контролировать две цены: оптовую и розничную, так как его выручка во многом зависит от первой цены, а от второй зависит позиционирование товара. Однако на уровне закона (во многих государствах) закреплено право формирования розничной цены за организациями розничной торговли, что ограничивает возможности производителя, которому остается лишь догадываться, какую цену назначит продавец на основе его оптовой цены и торговой наценки.

Таким образом, ценообразование оказывает непосредственное воздействие на производственно-сбытовую деятельность фирмы, а следовательно, предопределяет ее коммерческие результаты.

Цена – это важнейший элемент комплекса маркетинга. Фирмы не просто назначают цену, а вырабатывают конкретную ценовую политику.

Цена – это способность товара, выраженная в денежных единицах.

Цена – это способность при определении конкурентоспособности товара, учитывающая размер затрат, необходимых для его приобретения и эксплуатации.

Выделяют четыре основных метода определения базовой (исходной цены).

1. Затратный метод. Это самый простой метод в ценообразовании. Он заключается в том, что цена на товар определяется на основе всех издержек плюс определенный фиксированный процент прибыли. Здесь учитываются цели предпринимателя, а не покупателя.

2. Агрегатный метод. Он заключается в том, что цена на товар определяется как сумма цен на отдельные составляющие товара, а также цену агрегатного (общего) блока и надбавки (скидки) за наличие или отсутствие отдельных составляющих.

3. Параметрический метод. Он заключается в том, что цена на товар определяется с учетом его качества.

4. Ценообразование на основе текущих цен. Суть данного метода состоит в том, что цена на товар определяется на основе цен на аналогичные товары, и эта цена может варьироваться – быть больше или меньше.

Проблема производителя заключается в том, чтобы определить «правильную» цену, но и в том, чтобы эта цена «приносила доход». А так как рынок влияет на предпринимателя, то последний должен постоянно следить за уровнем цены на свой товар и корректировать ее различными методами. Выделяют следующие основные методы:

1) установление гибких и долговременных цен: установление гибкой цены в зависимости от времени и места;

2) установление цены по сегментам рынка: здесь цены варьируются в зависимости от того, в каком сегменте рынка находится товар;

3) в зависимости от психологического фактора;

4) метод ступенчатого дифференцирования: здесь выделяют такие промежутки (или ступеньки) между уровнем цен, в которых спрос потребителя не меняется;

5) перераспределение ассортиментных издержек;

6) перераспределение номенклатурных издержек: здесь устанавливается изначально низкая цена на основной товар, а на сопутствующие товары высокая;

7) метод франкирования: здесь учитываются транспортные издержки;

8) метод с учетом скидок: данный метод используется с целью стимулирования сбыта.

На рынке установление правильной цены на товар – это очень сложная процедура, так как на уровень цены оказывают влияние многие факторы, такие как: издержки производства, цены конкурентов, цены импортных аналогов, уровень спроса, транспортные издержки, различные пошлины и сборы, реклама и различные элементы стимулирующего сбыта и др.

В зависимости от цепочки реализации выделяют некоторые виды цен.

1. Оптовые – это цены, по которым товар реализуется оптовому покупателю. Данная цена включает в себя себестоимость продукции и прибыль фирмы.

2. Оптовые цены торговли – это цены, по которым товар реализуется от оптового покупателя розничному. Эта цена равна себестоимость товара + прибыль + снабженческо-сбытовая накидка.

3. Розничная цена – это цена от розничного продавца к конечному покупателю. И эта цена равна оптовой цене торговли + торговая наценка.

Цена – это наиболее контролируемый элемент маркетинга фирмы.

Роль цены заключается в ее основных функциях:

1. Учетная: показывает, какое количество труда и материалов затрачено на изготовление товара (услуги).

2. Распределительная: заключается в распределении и перераспределениии ВВП.

3. Стимулирующая: заключается в стимулировании повышения уровня качества товара, внедрения в производство НТП, развитие сервиса.

4. Социальная: определение уровня благосостояния общества.

Процесс установления цены относительно сложен и состоит из следующих этапов:

1. Определение целей фирмы и задач ценовой политики.

2. Выявление всех факторов, которые могут влиять на процесс ценообразования.

3. Анализ уровня продаж за определенный период.

4. Определение уровня спроса на перспективу.

5. Оценка всех затрат фирмы.

6. Исследование и анализ цен товаров-конкурентов.

7. Определение метода ценообразования.

8. Выработка ценовой стратегии.

9. Установление конечной цены.

10. Выявление реакции конечных потребителей и фирм-посредников на установленную цену.

Также специалисты по маркетингу должны учитывать психологический фактор:

1) многие потребители воспринимают цену как индикатор качества товара;

2) установление цены с учетом престижности (характерно для дорогих товаров);

3) стратегия неокругленных сумм (например, 100 руб. воспринимается значительно больше 99 руб.).

На ценообразование влияют различные факторы внешнего воздействия: политика государства, тип рынка, количество участников канала товародвижения, конкуренты, покупатели.

Государство оказывает влияние путем фиксирования цены, ее регулирования с помощью установления «правил игры» при свободных рыночных ценах.

Способы государственного воздействия.

1. Ввод государственных прейскурантных цен.

2. «Заморозка» цен на определенное время.

3. Фиксация цен компаний-монополистов.

4. Установление предельных надбавок к фиксированным ценам.

5. Установление предельного уровня цен на конкретные товары.

6. Установление конкретного уровня разового повышения цен на определенные товары.

В системе свободных рыночных цен государство может:

1) вводить запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен;

2) запретить ценовую дискриминацию;

3) запретить демпинговые цены.

Цены также определяются типом рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Например, при чистой конкуренции продавец не может назначить цену выше рыночной, так как покупатели свободны в своем выборе и могут приобрести нужный товар у другого продавца по приемлемой для них цене.

Цены зависят и от количества участников канала товародвижения и могут быть: оптовыми, закупочными и розничными. Замечено, чем больше количество участников, тем выше цены.

На цену также влияет и спрос на товары, его характер, величина и степень эластичности. На рынке существует негласный закон: спрос и цена обратно пропорциональны друг другу, т. е. чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот.

При определении конечной цены необходимо учитывать и влияние цен конкурентов, а также их количество. Данная информация нужна фирме для решения вопроса о позиционировании своего товара на рынке.

Существует взаимосвязь между ценой и покупками потребителей, а также их представлениями.

Закон спроса: потребитель обычно покупает больше товаров по низкой цене, чем по высокой.

Ценовая эластичность – это процентное изменение в величине спроса на каждый процент изменения в цене, т. е. наибольшие изменения в цене приводят к довольно большим изменениям в размере спроса. При этом общий доход уменьшается.

Неэластичный спрос – изменение цен незначительно влияет на уровень спроса.

Унитарный спрос – изменение в ценах компенсируется изменениями в объеме спроса.

Тот или иной спрос основывается на следующих критериях: доступность замен и важность потребления.

Выделяют четыре типа категорий потребителей в зависимости от ориентации их покупок.

1. Экономные: потребительский выбор зависит от ценности покупки, ее качества, ассортимента и уровня цены.

2. Персонифицированные: ориентация на престижность торговой марки, к ценам практически равноценны

3. Этичные: своеобразные патриоты небольших фирм.

4. Апатичные: цены их не волнуют, главное – удобство приобретения

Вопросы и ответы прошу прислать по адресу электронной почты: [email protected]





















Механизмы ценообразования на продукцию. Методы ценообразования.















Тема: Основные виды ценовой стратегии. Управление ценами :скидки демпинг

Преподаватель: Яхьяева Р. А.

Группа: № 4-11

Предмет: ОП 10. «Основы экономики , менеджмента и маркетинга»

29.04.2020 г

Ценообразование - установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов

Все методы ценообразования могут быть разделены на две основные группы, в зависимости от того, на что в большей степени ориентируется фирма-производитель или продавец при выборе цены:

1) ориентация на издержки производства — затратные методы;

2) ориентация на конъюнктуру рынка — рыночные методы.

Затратные методы ценообразования

Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины (нормы рентабельности). К ним можно отнести следующие методы:

1) Метод полных издержек - состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) + постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить). Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле:

Р = С (1+ R/100)

где Р — продажная цена, руб;

С — полные издержки на единицу продукции, руб.;

R — ожидаемая (нормативная) рентабельность, %.

Методика расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий России, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования относят:

а) Снижение ценовой конкуренции. Если этим методом пользуется большинство фирм отрасли, то их цены скорее всего будут схожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму.

б) Равенство покупателей и продавцов. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли.

Однако метод полных издержек имеет два больших недостатка:

а) При установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.п.

б) Отнесение на себестоимость товара постоянных издержек, которые являются условными и искажают подлинный вклад продукта в доход предприятия.

2) Метод прямых затрат - состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной»;

3) Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли – определяется критический объем производства (ниже которого выручка не покрывает затрат), а затем, исходя из целевого размера прибыли рассчитывается необходимый объем выпуска и цена 1 шт. товара.

4) Метод учета рентабельности инвестиций – позволяет оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить произведенные капиталовложения.

Рыночные методы ценообразования

При использовании методов рыночного ценообразования производственные затраты рассматриваются предприятием лишь как ограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна.

Рыночные методы ценообразования подразделяются на 2 группы:

1) Рыночные методы с ориентацией на потребителя - ориентированы на сложившийся уровень спроса на товар, на эластичность спроса (характер реакции спроса на снижение или рост цены), а также на ценностное восприятие потребителем их продукции.

2) Методы установления цены с ориентацией на конкурентов можно подразделить на следующие:

а) метод следования за рыночными ценами – установление цены исходя из реально существующего уровня рыночных цен;

б) метод следования за ценами фирмы-лидера на рынке;

в) метод определения престижных цен (завышенная цена, позволяющая позиционировать товар как товар высокого качества).

Стратегия ценообразования — это выбор возможной динамики изменения исходной цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия.

1. Стратегия высоких цен (стратегия «снятия сливок») предусматривает продажу товара сначала по цене значительно выше издержек производства, а затем - последовательное понижение цены. Это относится к товарам-новинкам. Подобная стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса, восприятия высокой цены со стороны потребителя как свидетельство высокого качества товара. Сначала потребителями будут люди высокого достатка, по мере снижения цены – средний класс, а затем товар будет общедоступен для широких масс, даже для малообеспеченных. Таким образом, предприятие последовательно охватывает все возможные сегменты покупателей и обеспечивает массовые объемы сбыта.

2. Стратегия низких цен, или стратегия «проникновения» на рынок. Это делается с целью стимулирования спроса, вытеснения конкурентов, формирования потребительских предпочтений. Затем цены могут повышаться, покупатели все равно останутся приверженными данному продукту.

3. Стратегия дифференцированных цен проявляется в установлении цен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей. Например, возможна ценовая дискриминация – когда один и тот же товар продается по разным ценам в разных магазинах (в зависимости от их престижа) или в разных регионах (в зависимости от достатка покупателей).

4. Стратегия льготных цен направлена на работу с покупателями, в которых заинтересована фирма, предлагая им товар по льготной цене.

5. Стратегия неокругленных цен (психологические цены), при которой покупатель покупает товар не за 100 руб., а за 99 руб. В этом случае покупатель рассматривает эти цены как низкие или как доказательство тщательного подсчета и установления цены фирмой.

Вопросы и ответы прошу прислать по адресу электронной почты: [email protected]