СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опасность повсюду

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование вирусных заболеваний, нахождение, распрстранение их в природе и случаи заражения ими

Просмотр содержимого документа
«Опасность повсюду»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Малая академия наук Крыма «Искатель»





Отделение: Химико-биологическое

Секция: Микробиология





Опасность повсюду







Работу выполнил: Мыськов Михаил Анатольевич,

ученик 10а класса

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципального образования городской округ Судак

Республики Крым



Научный руководитель: Крылова Н.В.

учитель биологии муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Муниципального образования городской округ Судак

Республики Крым













г. Судак-2020



Опасность повсюду

Мысков Михаил, 10а класс

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.о. Судак.

Научный руководитель учитель биологии Крылова Надежда Васильевна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г.о. Судак.


Научно-исследовательская работа соответствует теме. Автор всесторонне рассмотрел вопросы о вирусах и вирусных заболеваниях, их особенностях, лечении и профилактики.

Целью данной работы является исследование вирусных заболеваний, нахождения и распространения их в природе, и случаев заражения ими.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие вирусов и их строение;

  2. Изучить виды вирусных заболеваний, их классификацию и их особенности;

  3. Изучить исторические случаи массовых заражений вирусными инфекциями, их последствиями и борьбу с ними;

  4. Нахождения способов защиты от вирусных заболеваний и их лечения;

  5. Найти связь с нынешним временем и рассказать о ситуации с вирусным заражением вирусного заболевания COVID-19 на данный момент;

  6. Провести анкетирования старших классов и отдельных людей об информированности данного вопроса;

  7. Проанализировать исследования и сделать выводы

Методы исследования:

  • изучение информационных источников;

  • анкетирование;

  • анализ

  • статистический и графический методы.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы на классных часах, занятиях по биологии и ОБЖ.









































СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..стр.3

РАЗДЕЛ 1 Неклеточные формы жизни …………………………..

    1. Что такое вирус и что он из себя представляет…….…..….….стр.5

    2. Процесс вирусного инфицирования……………...…………….стр.6

    3. Методы изучения вирусов……….…..……….…………...…….стр.8

    4. Разновидности вирусных заболеваний………………………....стр.9

    5. Информация о COVID-19 и обстановка на сегодняшний день…стр.19

РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ……………………………………..

2.1. Анкетирование………………………………………………....стр.21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..стр.24
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………...…….стр.26



























ВВЕДЕНИЕ



Само название моего проекта несёт в себе всю суть: «Опасность по всюду». Что же я хотел этим сказать? А то, что опасность и вправду всегда вокруг нас, и даже если её не видно и кажется, что всё хорошо, это не значит, что так оно и есть. Сейчас мы поговорим о вирусах и вирусных заболеваниях – одной из самых опасных, подстерегающей нас на каждом шагу и острых проблем во всей истории человечества и на сегодняшний день. В этом проекте я хочу вам рассказать о видах вирусов, что они из себя представляют, их исторические факты, а также как уберечь от них себя и своих близких. Вирусы являются такой же частью природы, как и мы, они постоянно эволюционируют и появляются всё новые и новые их виды. Так как это неизбежно, следует для начала хотя бы знать, какие вирусы существуют на сегодняшний день, и к чему в истории привело пренебрежение к данной форме опасности. Ведь зная историю, изучая ошибки наших предков, можно в будущем не допускать подобных проблем. Изучая биологию и сами вирусы, можно понять и узнать их особенности и слабые стороны, для эффективной борьбы с ними. Этим я и занялся, дабы донести это до масс и напомнить, что не стоит расслабляться и знать, что опасность повсюду и надо быть готовым ко всему. Ведь знать врага в лицо – уже большая часть победы.

Объектом исследования является идентификация существующих вирусных возбудителей .

Предметом исследования выступают анализ понятия вирус.

Целью данной работы является исследование вирусных заболеваний, нахождения и распространения их в природе, и случаев заражения ими.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить понятие вирусов и их строение;

  • Изучить виды вирусных заболеваний, их классификацию и их особенности;

  • Изучить исторические случаи массовых заражений вирусными инфекциями, их последствиями и борьбу с ними;

  • Нахождения способов защиты от вирусных заболеваний и их лечения;

  • Найти связь с нынешним временем и рассказать о ситуации с вирусным заражением вирусного заболевания COVID-19 на данный момент;

  • Провести анкетирования старших классов и отдельных людей об информированности данного вопроса;

  • Проанализировать исследования и сделать выводы

Методы исследования:

  • изучение информационных источников;

  • анкетирование;

  • анализ

  • статистический и графический методы.

Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы на классных часах, занятиях по биологии и ОБЖ, а также помощь и информационность людей о способах защиты себя и окружающих от существующих вирусных заболеваний на данный момент.





















РАЗДЕЛ 1 Неклеточные формы жизни

    1. Что такое вирус и что он из себя представляет



Вирус (от лат. Virus – яд) – это микроскопическая частица, являющаяся простейшей формой жизни и представляющая из себя молекулу нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), заключённые в капсид – белковую оболочку, то есть это даже не клетки, а неклеточная форма жизни. Представляя из себя молекулу нуклеиновых кислот, вирусы содержат только один тип – либо ДНК, либо РНК, но некоторые виды, как мимивирусы, могут иметь сразу два типа молекул. Как известно, вирусы способны инфицировать живые организмы, являясь облигатными паразитами, то есть неспособными размножаться вне клетки. Вне клетки они ведут себя как химические вещества. В наше время известны вирусы по виду клеток в которых они размножаются – в растениях, животных, грибах и бактериях(бактериофаги), а существуют и такие вирусы, которые поражают другие вирусы(вирусы-саттелиты).

По строение вирусы разделяют на два вида: Просто организованные и сложно организованные. [ 1 ]

Просто организованные вирусы состоят из нуклеиновой кислоты и образующими вокруг неё оболочку белками(капсид). Примером вирусов с таким строением может быть вирус табачной мозаики, капсид которой состоит из одного вида белка и имеет небольшую молекулярную массу.

В то же время сложно организованные вирусы имеют дополнительную оболочку – липопротеиновую вместе с белковой. Также, помимо белков в наружных оболочках может содержаться и углеводы. Примером сложноорганизованных вирусов является вирус возбудитель гриппа, чья наружная оболочка представляет из себя фрагмент цитоплазматической или ядерной мембраны клетки хозяина, откуда вирус попадает во внеклеточную среду.


    1. Процесс вирусного инфицирования



Заражение клетки вирусом не такой уж и простой процесс и при этом происходит немало взаимоперекрывающихся стадий. В масштабах одной клетки, вирусное инфицирование можно разделить на несколько этапов: [ 7 ]

  1. Проникновение вируса в клетку;

  2. Перепрограммирование клетки;

  3. Персистенция – переход в неактивное состояние;

  4. Создание новых вирусных компонентов;

  5. Созревание и выход из клетки новых вирусных частиц.

Проникновение вируса в клетку

На этой стадии у всех вирусов одна цель – перенести в клетку свою генетическую информацию, а некоторые ещё заодно переносят свои белки, очень важные для её реализации. Но самое интересное, что многие вирусы действуют по разной стратегии. Например, пикорнавирусы, для проникновения в клетку, впрыскивают свою РНК через плазматическую мембрану, а вирионы ортомиксовирусов выбрали куда сложный и долгий путь: они захватываются клеткой в ходе эндоцитоза, затем попадают в кислую среду лизосом, где происходит их окончательное созревание, после чего РНК в комплексе с белками преодолевает лизосомную мембрану и попадает в цитоплазму. Также у различных вирусов разные места их репликации. Те же ортомиксовирусы размножаются в ядре клетки, а пикорнавирусы - в её цитоплазме. [ 8 ]

Перепрограммирование клетки

При заражении клетки, активируются механизмы противовирусной защиты, после чего заражённые клетки начинают синтезировать интерфероны(сигнальные молекулы), которые переводят все ближайшие клетки в противовирусное состояние и активируют системы иммунитета. При размножении вирусов, клетки повреждаются и такие повреждения могут быть обнаружены системами внутреннего клеточного контроля, после чего подобные клетки должны самоуничтожится в процессе апоптоза (программируемой клеточной смертью). Жизнь и выживание вируса в клетке напрямую зависит от его способности подавлять противовирусную защиту. Помимо подавления защитной системы клетки, вирусы стремятся создать в ней максимально благоприятные условия для развития своего потомства. Известно, что в ходе эволюции вирусы научились подавлять синтез интерферонов, апоптозную программу и т.д..

Персистенция

Особо опасная стадия, являющаяся одной из стратегий благополучного размножения вируса, из-за её сложной системы и умения подстраиваться под условия и действовать тогда, когда удобно вирусу. Некоторые вирусы имеют способность переходить в латентное состояние, при котором они слабо вмешиваются в процессы внутри клетки и могу активироваться при определённых условиях. Данная стратегия размножения относится к некоторым бактериофагам – пока заражённая клетка находится в благоприятных условиях, фаг не убивает её, а наследуется дочерними клетками и может интегрироваться в клеточный геном. Но при попадании заражённой лизогенным фагом бактерии в неблагоприятную среду, возбудитель подчиняет себе клеточные процессы и клетка начинает производить материалы, из которых строятся новые фаги. Зрелые частицы, начиная выходить из клетки, разрывают её мембрану тем самым убивая клетку. С вирусной персистенцией связаны некоторые онкологические заболевания.

Создание новых вирусных компонентов

  • Размножение вируса в клетке предусматривает три этапа:

  • Синтез вирусного мРНК;

  • Синтез вирусных белков;

  • Репликация вирусного генома.

У большинства вирусов существуют системы контроля, которые позволяют оптимально расходовать биоматериалы клетки-хозяина. К примеру, когда достаточно накоплена вирусная мРНК, транскрипция вирусного генома подавляется, а репликация активируется.

Созревание и выход из клетки новых вирусных частиц

И вот новосинтезированные геномные ДНК или РНК окутываются белками и выходят из клетки. Стоит учесть, что активно размножающийся вирус не всегда убивает клетку хозяина. Иногда дочерние вирусы отпочковываются от плазматической мембраны, не вызывая её разрыва, и, следовательно, клетка продолжает жить и продуцировать вирус.


1.3. Методы изучения вирусов


Вирусы бактерий первыми стали объектом детальных исследований как наиболее удобная модель, обладающая рядом преимуществ по сравнению с другими вирусами. Полный цикл репликации фагов, т.е. время от заражения бактериальной клетки до выхода из нее размножившихся вирусных частиц, происходит в течение одного часа. Другие вирусы обычно накапливаются в течение нескольких суток или даже более продолжительного времени. Незадолго до Второй мировой войны и вскоре после ее окончания были разработаны методы изучения отдельных вирусных частиц. Чашки с питательным агаром, на котором выращен монослой (сплошной слой) бактериальных клеток, заражают частицами фага, используя для этого его последовательные разведения. Размножаясь, вирус убивает «приютившую» его клетку и проникает в соседние, которые тоже гибнут после накопления фагового потомства. Участок погибших клеток виден невооруженным глазом как светлое пятно. Такие пятна называют «негативными колониями», или бляшками. Разработанный метод позволил изучать потомство отдельных вирусных частиц, обнаружить генетическую рекомбинацию вирусов и определить генетическую структуру и способы репликации фагов в деталях, казавшихся ранее невероятными. [ 7, 9 ]


Работы с бактериофагами способствовали расширению методического арсенала в изучении вирусов животных. До этого исследования вирусов позвоночных выполнялись в основном на лабораторных животных; такие опыты были очень трудоемки, дороги и не очень информативны. Впоследствие появились новые методы, основанные на применении тканевых культур; бактериальные клетки, использовавшиеся в экспериментах с фагами, были заменены на клетки позвоночных. Однако для изучения механизмов развития вирусных заболеваний эксперименты на лабораторных животных очень важны и продолжают проводиться в настоящее время.


  1. Разновидности вирусных заболеваний


В связи с тем, как я и говорил ранее, разновидностей вирусов в природе огромное количество, а неизученных ничуть не меньше, так что давайте разберём 5 самых опасных вирусных заболевания для человека в мире, а именно: хантавирус, грипп, марбург, ротавирус, эбола. Также мы посмотрим на исторические моменты, за которые данные заболевания запомнились человечеству. [ 8 ]

Хантавирус

Хантавирус, второе его название «мышиная лихорадка», относится к семейству буньявирусов. Им могут заразится как животные, так и люди. Стоит отметить, что у человека данное заболевание может вызвать летальный исход, а точнее, один из подвидов данного вируса - орзохантавирус. Известен случай первой смерти от Хантавируса, опубликованный 25 марта 2020 года. Ранее был замечен в Южной Америке и в Китае ещё в 1950 годах. Во времена Корейской войны 1953 годов, мир столкнулся с первой крупной вспышкой заболевания хантавирусом. Тогда пришлось ощутить внутреннее кровотечение и нарушение функций почек, вызванных неизвестно чем, более 3 тысячам солдат ООН. Так как медицина того времени не достигла того развития, чтобы определить и изучить данное заболевание, вирус остался неизвестным до 1976 года. В 1976-1978 годах учённый из Южной Кореи Лии Хо Вангом всё-таки обнаружил и изучил Хантавирус и дал ему название в честь речки, возле которой была поймана заражённая этим вирус мышь.

На данный же момент известно, что Ханатвирус имеет весьма схожие симптомы с коронавирусом, но также и другие:

  • Высокая температура

  • Лихорадка

  • Боль в почках

  • Головная боль

  • Лёгочный синдром

Распространён данный вирус в следующих странах: Россия (преимущественно, на Дальнем Востоке), Китай, Япония, КНДР, Южная Корея.

Известно, что основным переносчиком является полевая мышь, от человека к человеку вирус хантаан передаётся редко. Причём стоит заметить, что грызуны, будучи заражённой данным вирусом, не подвержены его влиянию и могут быть его переносчиками на протяжении всей жизни. Также источником заражения являются их продукты жизнедеятельности (моча, слюна, лёгочный секрет), которые попадают в пыль или воду, откуда и происходит заражение человека хантовирусом. [ 8 ]

Грипп

Вирус гриппа - вирус, вызывающий острое инфекционное заболевание дыхательных путей, разделённое медиками на 3 серотипа гриппа A,B и C. Каждый из серотипов делится на штаммы и другие разновидности гриппа. На сегодняшний день миру известно около 2 тысяч вариаций данного инфекционного заболевания. Грипп входит в группу острых респираторных вирусных инфекций.

Раз за разом, год за годом, данный вирус распространяется в виде эпидемий но началось всё ещё в 412 году до н.э., когда Гиппократ заметил первые симптомы гриппоподобного заболевания. Далее в 1580 году задокументированна первая вспышка гриппа, которая привела к пандемии, где множество людей стало жертвами данного заболевания и в результате погибли. После было зарегистрировано ещё множество вспышек, но однажды в Испании случилась вспышка одного из самых сильных и смертоносных заболеваний, известных на сегодняшний день, под названием «испанка» или испанский грипп (название, как нетрудно догадаться, дано в связи с местом первой вспышки). С 1918-1920 гг. вирус H1N1 унёс жизни более 20 млн. человек всего мира. В 1957 году на Дальнем Востоке началась крупная эпидемия гриппа, распространившуюся по всей планете уже за год, и унёсшая в Америке более 70 тысяч жизней. Данная эпидемия получила название «азиатский грипп». После этого эпидемия гриппа случилась ещё дважды, с разницей в одно десятилетие.

Источником заражения гриппом является сам человек, а происходит оно воздушно-капельным путём. В воздухе вирус остается активным до 9 часов, на одежде – 12 часов, на пластиковых предметах – 48 часов, инкубационный период длится от 2 до 5 дней. Вирус активно распространяется в периоды конца зимы, начала весны и осени. Необычной особенность гриппа (и «испанки») является тот факт, что заражению и поражению, в первую очередь, подвергаются молодые люди. Если говорить точнее, в группе риска, чаще всего, оказываются люди со слабым иммунитетом, к которым относятся дети до 2 лет и пожилые люди старше 65. Они также подвержены серьёзным осложнениям заболевания.

Симптомы гриппа:

  • Повышенная температура

  • Сухой и мокрый кашель

  • Головная боль

  • Озноб

  • Слабость

  • Насморк и боль в горле

  • Боль в суставах и мышцах.

У заболевания «испанки» всё обстоит куда страшнее; помимо привычных симптомов гриппа, у больных лицо приобретало синий оттенок и присутствовала кровь в мокроте, на поздних же стадиях у заражённого начиналось внутрилёгочное кровотечение. Также страшной особенностью «испанки» является скоротечность болезни, да на столько, что человек мог проснуться абсолютно здоровым, к вечеру уже почувствовать недомогание, а к ночи умереть. Неудивительно, что такая болезнь забирала жизнь миллиона людей и с ней трудно было бороться. Испанский грипп держал в страхе весь мир, и на сегодняшний день также пугает многих.

Профилактика от гриппа;

  • Приём витаминов и противовирусных препаратов

  • Ношение защитной маски

  • Вакцинация

  • Соблюдение диеты

  • Соблюдение личной гигиены

Во время эпидемии гриппа также рекомендуется избегать общественных мест и объектов массового скопления людей. [ 8 ]

Марбург

Вирус Марбург – вид семейства филовирусов, относящийся к монотипному роду Marburgvirus. Структура вириона характерна для филовирусов, вирусные частицы содержат 7 известных структурных белков, и хотя он практически полностью похож по структуре с вирусом Эболы, но всё же они отличаются выработкой разных антител в инфицированных организмах. Также стоит отметить, что вирус Марбург был идентифицирован как первый филовирус.

В 1967 году в Германии в городе Марбург (отсюда и название вируса) произошла первая вспышка смертельной инфекции среди работников лаборатории, куда, на тот момент, были завезены зелённые африканские мартышки из Уганды для изучения. Собственно, эти мартышки и оказались причиной заражения данной инфекцией. Самая крупная из 7 известных вспышек марбургской инфекции, произошла в Анголе в 2004-2005 годах. Согласно данным министерства обороны – из 163 случаев заражения, 150 закончились летальным исходом, а также известно, что инфицирования единичным случаем происходят и на сегодняшний день.

Во время очередной вспышки геморрагической лихорадки Марбург в Центральной Африке, был найден естественный резервуар инфекции, а именно у экземпляров египетских летучих собак.

Болезнь не передаётся, если человек находится в одном помещении с больным, только, преимущественно, через жидкости организма (кровь, слюну, кал и рвотные массы). Инкубационный период заражения вирусом Марбург длится от 3 до 9 дней, а также вирус может сохраняться в семянной жидкости 2 месяца после выздоровления.

На ранних стадиях симптомы обычно включают в себя лишь лихорадку, головную боль и боль в мышцах. Через около 5 суток на теле больного появляется мелкопапулезная сыпь. На поздних стадиях симптомы становятся серьёзнее и уже могут включать желтуху, панкреатит, кровотечение, гиповолемический шок, потерю веса, полиорганную недостаточность, делирий и другие нейропсихиатрические симптомы, также из литературы известно об отверстиях в теле и наружных кровотечения, но на деле это случается редко. Спустя время симптомы меняются, но обычно они длятся от одной до трёх недель, пока инфекция не убивает своего носителя. Летальный исход ожидается в 23-50%, достигая 70% при вспышках инфекционного заболевания.

Для ограждения себя от этой страшной болезни следует отказаться от поездок в страны Африки, особенно с низким уровнем развития, где есть большой шанс подцепить данный вирус, особенно во время эпидемии. [ 8 ]


Ротавирус

Ротавирус – это вирус инфекционное заболевание, вызванное ротавирусами, её еще называют «болезнь немытых рук». Вирус имеет высокую степень заразности, но обычно легко лечится. В большинстве случаев, ротавирус является главной причиной острой диареи у детей. И хоть принято считать, что данный вирус не особо опасен, летальный исход от ротавируса не редкость, а также он способен включать в себя симптомы гриппа - об этом не стоит забывать. Также стоит уточнить, что многие ошибочно называют ротавирус «кишечным гриппом», хотя ротавирус не имеет никакого отношения к вирусам гриппа.

Ротавирус – род вирусов из семейства Reoviridae. Ротавирусу, как и остальным представителям этого семейства, характерен двунитевой фрагментированный РНК. 11 фрагментов в геноме вируса окружены чётко выраженным трёхслойным капсидо, имеющего икосаэдрическую симметрию. Название вируса пошло от частиц, внешний вид которых напоминал колесо с широкой ступицей (лат. Rota – «колесо»).

В 1943 году, исследуя болеющих диареей детей, учённые обнаружили, что один из вычисленных ферментов также способен заражать крупный рогатый скот. В 1978 году данный вирус и его название, международным комитетом по таксономии вирусов, были официально зарегистрированы. После этого в следующие годы были обнаружены случаи заражения другиз видов животных ротавирусом. Это доказывало возможность массового заражения животных и людей во всём мире. Первая попытка выпустить вакцину против тяжёлой диареи, вызванной ротавирусом, в 1998 году в США провалилась и производителю пришлось снять продукт с продажи. Причиной того стали случаи ивангинации кишечника у вакцинированных. В 2006 году учённые стали исследовать две новые вакцины, которые полностью оправдали себя и доказали свою безопасность и эффективность, и уже в 2009 году Всемирной организацией здравоохранения рекомендовалось включить новую вакцину в программы иммунизации для обеспечения защиты населения от ротавируса.

Эпидемии ротавирусной инфекции чаще всего происходят в детских садах, школах, общежитиях и больницах, так как вирус передаётся как контактно-бытовым, так и фекально-оральным путями. Также заражение может произойти от употребления заражённой воды, если вирус попал в системы водоснабжения. Инкубационный период инфекции – от 15 часов до 7 суток, а также болезнь имеет зимне-весеннюю сзонность.

Симптомы заболевания ротавирусной инфекцией:

  • Резкое повышение температуры тела

  • Лихорадка

  • Тошнота и рвота

  • Водяная диарея

  • Обезвоживание

  • Схваткообразные боли в области живота

  • Воспаление дыхательных путей

В первую очередь, профилактикой служит обычное соблюдение санитарно-гигиенических норм. При высоких шансах заразится следует; носить маску, пользоваться антисептическими средствами гигиены, правильно питаться, включить в рацион витамины и, желательно, пройти вакцинацию. В случае заражения кого-нибудь из ваших членов семьи, вам необходимо выполнять следующее: по возможности выделить больному отдельную комнату, посуду и постельное бельё; первые 3-4 дня ходить в защитной маске или использование других респираторных средств; тщательно проветривать комнату и проводить ежедневную влажную уборку; ежедневно обрабатывать сантехнику дезинфицирующими и антисептическими веществами. [ 8 ]

Эбола

Эбола – высоконтагиозное заболевание, вызванное вирусом Эбола, которую ещё называют геморрагической лихорадкой, так как протекает с тяжёлым геморрагическим синдромом. Эбола крайне острая и смертоносная болезнь, весьма редкая в наше время, но имеет высокую степень заразности и легко передаётся от носителей, а главное, данная болезнь трудно излечима, протекает очень тяжело, а летальность крайне высокая – до 90% от всех заболевших. Но также, вирус Эбола подразделяется на 5 видов, из которых опасны для человека лишь 4:

EBOV – типовый вид, вызвавший наибольшее количество вспышек болезни и являющийся наиболее опасным, имея процент летальности – от 80% до 90%.

SUDV (Sudan virus) – один из видов вируса Эболы, получивший своё название в честь страны, где произошла первая вспышка болезни, которая привела к эпидемии, - Судан, город Нзара.

TAFV – вирус, от которого поначалу умирали только шимпанзе, но в последствии эту страшную лихорадку подцепили и люди, проводившие монипуляции и контактирующие с этими животными и их телами. Данный вид был обнаружен в Африке.

BDBV – впервые обнаруженный в городе Бундибугио вирус оказался также опасным для человека.

RESTV – пятый и единственный из видов Эболы вирус, не представляющий опасности для человека.

Всё началось в провинции Судана и прилегающих районах Заира в 1976 году. В тот год случилась первая вспышка вирусного заболевания Эбола, заразившее 602 человека, из которых умерло 431. В дальнейшем было ещё немало вспышек, происходивших в районах Африки. Но в последний раз Эболу зафиксировали за пределами Африки (в Европе и Северной Аиерике) с 2014по 2015 года.

Заражение данным вирусом происходит через рвотные массы, слюну, мочу, ккал, сперму и кровь заражённого человека или естественного резервуара Эболы – летучие мыши, гориллы, шимпанзе, дикобразы, лесные антилопы и другие животные. Стоит учесть, что воздушно-капельным путём болезнь не передаётся.

Временный интервал от заражения вирусом эболы до появления симптомов составляет от 2 до 21 дня. Стоит знать, что больной не может заражать вирусом других людей, до появления симптомов, а сами симптомы проявляются внезапно и включают в себя:

  • Лихорадку

  • Слабость

  • Головную боль

  • Боль в горле

  • Боль в мышцах

Но это симптомы только на ранней стадии, далее только хуже:

  • Рвота

  • Диарея

  • Нурушение функций почек и печени

  • Сыпь

  • Кровотечения (как внутренние, так и внешние)

  • Низкий уровень белых кровяных клеток и тромбоцитов

  • Повышенное содержание ферментов печени

На сегодняшний день как такового лекарства протии Эболы не изобрели, поэтому врачи могут лишь поддерживать жизнедеятельность организма антибиотиками и в данной ситуации при неблагоприятном исходе инфицированный человек умирает, а при благоприятном – организм начинает восстанавливаться и через 2-3 месяца и в конечном счёте выздоравливает. При таком раскладе, чрезвычайно важно знать, как защититься от данного вируса.

В первую очередь нужно усвоить, что в группе риска находятся:

  • Ближайшие родственники больного

  • Люди, занимающиеся отловом животных

  • Медперсонал

Способы профилактики от вируса Эболы:

  • Отказаться от посещения Африканских стран (в первую очередь тех, где бушуют эпидемии Эболы)

  • Соблюдение мер индивидуальной защиты

  • Безопасное захоронение умерших

  • Отслеживание контактов больных

Так как вмире известно, что основного лекарства от Эболы нет, в большинстве странах в аэропортах усилен санитарно-карантинный контроль пассажиров из Африки. Данные лица подвергаются обсервации на 21 день и в случае подозрения на заражение вирусом геморрагической лихорадки, больному вводится специфический иммуноглобулин из сыворотки крови лошадей.

Как видно из приведённых примеров вирусных заболеваний, каждый вид вируса по своему жесток и опасен, каждый развивается и имеет свои подвиды со своими особенностями, каждый имеет и делает всё, чтобы достичь своей цели – перенастроить под себя и уничтожить живой организм. Не смотря на большое разнообразие вирусов и их уникальностей, человечество продолжает борьбу против них, находя лекарства и методы лучения, но с разными успехами. Так что следует помнить ещё и то, что некоторые заболевания, вызванные вирусами, могут быть просто неизлечимыми или с неизвестным средством против них. [ 8 ]



1.5. Информация о COVID-19 и обстановка на сегодняшний день

Вот и главная причина, по которой моя тема особенно актуальна в последнее время – вспышка пандемии вируса COVID-19. Если раньше, только появившийся и обнаруженный в Китае, вирус был для всех шуткой, то сейчас коронавирус, переросший в пандемию, держит в страхе весь мир и уже изрядно успел ухудшить мировую экономику многих стран, отразится на истории человека и медицины и внести своё влияние во многие аспекты жизни на Земле.

Пару слов о COVID-19 и новостях о нём:

COVID-19 (ранее имел название 2019-nCoV) – один из видов коронавирусных инфекций – семейство РНК-содержащих вирусов, опасных как для животных, так и для людей. На сегодняшний день известно ещё о четырёх видах коронавируса, распространённые среди населения и ежегодно присутствующие в структуре ОРВИ - HCoV-229E, -OC43, -NL63 и -HKU1. Отличие COVID-19 от них в его способности наносить более тяжёлые повреждения лёгочной системы (повреждая не только верхнюю область дыхательных путей, но и нижнюю), перерастая в пневмонию и ряд других осложнений. Стоит отметить, что данное вирусное заболевание более опасно для людей пожилого возраста (60 и более лет) и имеет у них более тяжёлые формы осложнений. Инфекция передаётся воздушно-капельным, воздушно-пылевым и контактным путями. [ 10 ]

Чтобы защититься от коронавирусной инфекции, особенно в период пандемии, в первую очередь необходимо соблюдать правила личной гигиены (также следует прикасаться к лицу только вымытыми руками или чистой салфеткой), а также ряд других важных процедур:

  • Использование одноразовой медицинской маски (которая должна меняться на другую раз в 2 часа), а также других респираторных приспособлений

  • Не посещать места большого скопления людей

  • Мыть руки после того, как вернулись с улицы, а также перед едой

  • При первых признаках заболевания не допускать самолечения и сразу обращаться в медицинские организации за медицинской помощью

На сегодняшний день пандемия COVID-19 не утихает, а число заразившихся в день только растёт. Число заражённых в крупных странах может достигать миллиона, а число погибших не престаёт расти. Но, стоит учесть, что и число выздоровевших также не на нуле, оно также стремительно растёт. Вот что показывает статистика в России:

Число заразившихся – 2 431 731 чел. ( 28 782 чел./в сут.) Число вылеченных – 1 916 396 чел. ( 27 644 чел./в сут.) Число погибших – 42 684 чел. ( 508 чел./в сут.)


Как видим, числа огромные для болезни, которую год назад считали шуткой. Не утешителен и график роста заражённых. Который устремляется вверх. Стоит учесть, что в какой-то момент произошёл спад числа заразившихся в сутки, а потом снова возрос. Это может означать только одно – что началась вторая волна COVID-19.

Точно неизвестно, что будет дальше, но можно точно сказать, что это всё зависит только от самих людей. Теперь вы узнали что-то о коронавирусе и о COVID-19, а если знали, то закрепили и что-то вспомнили. Я надеюсь мне удалось вам напомнить о данной глобальной проблеме в нашем мире и убедить в использовании методов профилактики от данного вируса. Ведь множество раз данная информация доносилась до всех, а число заражённых всё растёт. Запомните, своим бездействием и халатностью вы подвергаете не только свою жизнь, но и жизнь всех окружающих и, возможно, всего человечества! Каждый из нас отвечает за наше общее будущее, и только от вас зависят показатели в будущем и то, сможем ли мы пройти через данные тяжёлые времена.








РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

2.1. Анкетирование



Проведено анкетирование среди учащихся 5, 8, 10 классов. Выбраны эти классы, так группы учащихся по медицинским показателям оказались более склонные к различным инфекционным заболеваниям. Всего в анкетировании приняло 94 учащихся.

По результатам анкетирования можно сделать не самый благоприятный вывод. Был задан ряд вопросов, на каждый из которых участниками был дан неоднозначный ответ. Если человек и знал, что такое вирус, то он не знал о мерах защиты и лечения, а если человек знал о видах вирусов, то мог не знать о способах их передачи. Результаты данного опроса:


Общая информированность темой о вирусах среди учащихся:

Рис.2.1 Ответившие на 1 вопрос (что такое вирус?):

Рис.2.2. Ответившие на 2 вопрос (чем вирусные заболевания отличаются от других форм заболевания?):

Рис.2.3. Ответившие на 3 вопрос ( Какие вирусы/вирусные заболевания вы знаете?):

Рис.2.4. Ответившие на 4 вопрос (Какие способы заражения вирусами вы знаете?):

Рис.2.5. Ответившие на 5 вопрос (Какие есть меры защиты и способы лечения от вирусов?):

Вывод Результаты проведённого анкетирования показывают, что благодаря уроку «Биология», немало учеников имеют основные сведения о данной опасности, но всё же не все. Многую информацию им ещё следует узнать, дабы уберечь себя. Как показала практика, многие ученики, из-за незаинтересованности данным предметом, не знают и элементарных основ и подвергают опасности не только себя, но и родных, друзей и окружающих. Очередной раз я доказываю важность и актуальность данной темы, ведь в случае чего, данная опасность не будет касаться одного человека.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Вирусы внесли неоценимый вклад в биологическую эволюцию как человека, так животных и растений. Вредные, убивающие вирусы сыграли важную роль в естественном отборе, а безобидные явились создателями новых генов и, как следствие, способствовали изменению всего живого на генетическом уровне.

Инфекционные заболевания являются закономерными явлениями в истории человечества, которые формируются и перерождаются вместе с ним. Одни инфекции сменяют другие, а с ними приходят новые проблемы их профилактики.

У воздуха нет границ.

На сегодняшний день заболеваемость инфекционными болезнями остается очень высокой, а распространенность охватывает весь мир. Каждый год производится регистрация десятков миллионов инфекционных заболеваний.

Современные лекарства обеспечивают лечение больного, учитывая его индивидуальные особенности и специфику течения болезни. Большое значение имеет правильный уход за больным и рациональное питание. Чтобы избежать заражения, нужно соблюдать и применять профилактические меры.

Профилактика инфекционных заболеваний


Профилактика инфекционных болезней состоит из таких составляющих:

Повышение защитных сил организма. Чем крепче иммунитет человека, тем реже он будет болеть и быстрее вылечиваться. Для этого необходимо вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься спортом, полноценно отдыхать, стараться быть оптимистом. Хороший эффект для повышения иммунитета имеет закаливание.

Вакцинация. В период эпидемий положительный результат дает прицельная вакцинация против конкретного разгулявшегося заболевания. Прививки против некоторых инфекций (корь, паротит, краснуха, дифтерия, столбняк) внесены в обязательный прививочный график.

Контактная защита. Важно избегать зараженных людей, пользоваться защитными индивидуальными средствами в период эпидемий, часто мыть руки.

Каждый человек должен знать, что при выявлении признаков инфекционного заболевания нужно срочно обратиться за медпомощью. Ни в коем случае не следует утаивать, вспышка инфекционного заболевания может навредить как родственникам, так и целому коллективу на работе, в школе. При изолировании больного, он перестанет быть источником инфекции в коллективе. Самый надежный способ защититься от инфекционной болезни это предупреждение инфекционных заболеваний, что является своевременной иммунизацией. Следует повысить характерную сопротивляемость организма к различным возбудителям, т. е. воздействовать на иммунитет. С целью предупреждения некоторых инфекционных заболеваний, проводится профилактическое применение химиопрепаратов и антибиотиков.























ЛИТЕРАТУРА



1. В.В.Гаевая «Природная среда- источники инфекционных заболеваний»

2. В.Н.Мотнинк «Как защититься от болезней»

3. Е.В.Криксунов, В.В.Пасечник «Экология 9кл»

4. И.Б. Филатова «Инфекционные заболевания и их профилактика»

5. И.К. Топоров «Основы безопасности жизнедеятельности». 

6. https://42.tut.by/565218?crnd=68673

7. Информационный сайт foxford.ru с информацией о вирусах и их строению по ссылке https://foxford.ru/wiki/biologiya/virusy-nekletochnaya-forma-zhizni

8. Информационные сайты с информацией о различных видах вирусов

Хантавирус - https://www.kp.ru/putevoditel/zdorove/khantavirus/

Грипп - https://foodandhealth.ru/bolezni/gripp/

Марбург - https://ru.wikipedia.org/wiki/Марбург

Ротавирус - https://ru.wikipedia.org/wiki/Ротавирусы

Эбола - https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/infectious/ebola

  1. https://students-library.com/library/read/29633-osnovnye-metody-izucenia-virusov

  2. Информационный сайт с последними новостями и статистикой о COVID-19 в России - https://yandex.ru/covid19/stat



















ПРИЛОЖЕНИ 1

АНКЕТА

  1. Что такое вирус?

  2. Чем вирусные заболевания отличаются от других форм заболеваний?

  3. Какие виды вирусов/вирусных заболеваний вы знаете?

  4. Какие способы заражения вирусами в знаете?

  5. Какие есть меры защиты и способы лечения от вирусов?
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!