СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опера "Иван Сусанин" М.И. Глинки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опера "Иван Сусанин" М.И. Глинки»

Тема: Крупные формы - опера

Цели: повторить распевание и канон, информацию о произве­дениях крупной формы; познакомить с новыми отрывками из зна­комых опер; начать разучивание новой песни; записать принципы музыкальной драматургии; повторить термин «контраст»; углу­бить знания о термине «прелюдия».

Планируемые результаты: учащиеся познакомятся со струк­турным построением оперы; научатся различать образы оперных героев по их музыкальным характеристикам; изучат новые музы­кальные жанры.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет му­зыки под звучание «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Су­санин», выходят из него после урока под собственное исполнение песни «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина.

Оформление доски: изображения декораций и героев опер М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин»; портреты композиторов М.И. Глинки, СВ. Рахманинова, Л. Бетховена; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфони­ческого оркестра.

Если есть возможность, педагог может продемонстрировать школьникам исполнение «Мазурки» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» в отрывке из художественного фильма Г. Александрова «Весна».

Ход урока

I. Музыкальная разминка

— Разучим скороговорку «Аквариум».

В аквариуме у Харитона четыре рака да три питона.

В этой скороговорке в каждом слове есть звук [р], поэтому постарайтесь проговаривать все слова отчетливо, не проглатывая отдельных звуков.

(Дикционная отработка скороговорки всем классом, по рядам и индивидуально. Повторение распевания. Повторение и испол­нение 1-го куплета канона «Братец Яков».)

II. Работа с тетрадями - запись темы урока

— В этой четверти вы более подробно будете изучать музы­кальные произведения крупной формы. Какие вы знаете произведения крупной формы? (Оперы, балеты, симфонии.)

— Почему эти произведения относятся к крупным формам? (Для их исполнения требуется много музыкантов, их смотрят и слушают много людей, они звучат длительное время.)

— Сегодня вы вспомните знакомые вам оперы. Запишите тему урока в тетрадях: «Крупные формы - опера».

— Опера — произведение вокальное или инструментальное? (В первую очередь вокальное, потому что без пения, без чело­веческого голоса опера не получится.)

— Какие вы знаете оперы русских и зарубежных композиторов?

— Какие вы знаете оперные голоса — мужские и женские?

— Какие партии для сопрано есть в операх? (Снегурочка, Люд­мила.)

— Какие партии для басов есть в операх? (Иван Сусанин, Фарлаф.)

III. Актуализация знаний

1. Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки

— Вы уже неоднократно слушали отрывки из оперы компози­тора М.И. Глинки «Иван Сусанин». О чем говорится в этой опере?

— В чем заключается подвиг Ивана Сусанина?

— События, о которых говорится в опере «Иван Сусанин», происходили в начале XVII в. Повторялся ли такой подвиг в годы Великой Отечественной войны, которая была в сере­дине XX в.? (Да. Это был подвиг Матвея Кузьмина, который завел немецкий отряд в лесную чащу к партизанской засаде и сам погиб в последнем бою.)

— Как называется в опере большая песня главного героя? (Ария.)

— Какую арию из оперы «Иван Сусанин» вы слушали? (Арию Сусанина «Ты взойдешь, моя заря».)

— В какой момент в опере исполняется эта ария? (В сцене смер­ти героя.)

2. Повторение характера главного образа

(Педагог напоминает главную мелодию Арии Сусанина, ис­полняя ее лейтмотив на фортепиано.)

— Вы должны в этой музыке почувствовать серьезность, со­средоточенность настроения героя и то, как певец передает этот характер своим исполнением. Спойте мелодию арии без слов, как вокализ. (Пение мелодии на гласный звук «а», прослушивание арии.)

— Какой характер у этой музыки? (Песенный, печальный, скорб­ный.)

— Но слышно ли в музыке раскаяние героя в своем поступке? Может быть, Иван Сусанин жалеет о том, что совершил его? (Нет.)

— В этой сцене композитор передал душевное состояние чело­века, готового идти на смерть во имя спасения Родины. Как это показано характером музыки? (Музыка хоть и печальная, но мужественная, героическая, суровая.)

Характер героя подчеркивается выразительностью звучания низкого мужского голоса — баса, исполняющего арию.

— По каким признакам можно понять, что автор музыки — русский композитор? (В мелодии арии встречается много распевов слогов, что делает ее похожей на русские народные песни.)

— Какие еще качества мелодии придают арии сходство с на­родной песней? (Протяжность, взволнованность, не крик­ливость, а сдержанность, скромность, достоинство.)

IV. Знакомство с новым материалом

1. Структура построения оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Вы уже знаете, что композитор М.И. Глинка является осно­воположником русской классической музыки. Он создал настоя­щие образцы музыки во всех основных жанрах — опере, балете, симфонии, романсе. Рассмотрим, как строится первая русская классическая опера, созданная М.И. Глинкой, — «Иван Сусанин». Запишите в тетрадях заголовок: «Структура построения оперы композитора М.И. Глинки "Иван Сусанин"».

В этой опере 4 действия, в начале звучит большое инструмен­тальное вступление — увертюра, а в финале — уже знакомый вам эпилог.

— Где происходит действие эпилога этой оперы, когда дети Сусанина рассказывают о его подвиге? (В Москве на Красной площади.)

— Какой знаменитый хор звучит в финале? (Хор «Славься!».)

— Запишите в столбик характеристику каждого действия.

(Школьники записывают под диктовку педагога: 1-е дейст­вие - «русское», появление всех русских героев оперы: Ивана Су­санина, его дочери Антониды и ее жениха Собинина, приемного сына Сусанина — Вани. Рассказ о нападении на Русь поляков. Даны музыкальные характеристики русских героев: все лейтмо­тивы песенные, гибкие, очень красивые.)

— М.И. Глинка - величайший в мире композитор-мелодист, это подтверждается тем, что почти любую его мелодию можно воспроизвести, напев ее. Докажите это — вспомните и спойте начало нескольких его произведений:

• романса «Жаворонок»;

• хора «Славься!»;

• увертюры к опере «Руслан и Людмила»;

• романса «Венецианская ночь»;

• симфонической картины «Арагонская хота»;

• арии Сусанина.

Вы убедились в необыкновенной мелодичности музыки М.И. Глинки? В своей первой опере «Иван Сусанин» для всех русских героев он сочинил удивительно мелодичные и красивые вокальные партии.

— Продолжим запись в тетрадях.

(Школьники записывают следующий текст: 2-е действие — «польское», бал в замке польского короля. Звучат мелодии поль­ских танцев — полонеза, мазурки, краковяка, вальса. Образ врагов передан через нарядные, эффектные танцы, но зато вокальные партии у поляков отсутствуют, хор поет всего на нескольких но­тах, сольных партий вообще нет. Звучат сразу два оркестра.)

В опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» вы уже сталкива­лись с тем, что у отрицательных персонажей нет своих вокальных партий.

— Какие персонажи оперы «Руслан и Людмила» — злые, от­рицательные? (Волшебник Черномор и волшебница Наина.)

— С помощью каких приемов, какой музыки композитор представляет образы этих злых волшебников? (Образ Чер­номора — через марш, образ Наины — через партию, которая поется на 1—2звуках.)

То есть композитор лишает злых персонажей голоса, вокаль­ных партий. «Руслан и Людмила» — вторая опера М.И. Глинки, первая — «Иван Сусанин». Именно здесь композитор применил этот прием: сочинил для русских героев поразительные по красоте вокальные арии, а образы захватчиков передал через танцы — тоже необыкновенно красивые, восхитительные, но без песенных партий.

В «польском» действии М.И. Глинка ввел звучание сразу двух оркестров. В сцене в королевском замке играет еще один настоя­щий оркестр — духовой, который вместе с симфоническим орке­стром сопровождает танцы поляков.

— Если в «польском» действии много танцевальных номеров, то какие еще артисты, помимо певцов, участвуют в этом действии? (Танцоры.)

«Польское» действие почти полностью танцевальное, именно здесь мы слышим музыку танцев, которые дают основание считать М.И. Глинку основоположником не только оперной, но и балет­ной музыки: полонеза, мазурки, краковяка, вальса.

— Как построены 1 -е и 2-е действия в опере «Иван Сусанин» — «русское» и «польское» — на приеме сходства или контра­ста? (Контраста.)

— В чем проявляется контраст этих действий? (Песенность — танцевальность, скромность хвастливость, патриотизм — захватничество, стремление к миру стремление к войне, красивые песенные мелодии — отсутствие вокальных партий.)

2. Полонез из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»

Вы повторили арию Сусанина и убедились в том, что для положительных персонажей композитор написал музыку, напо­минающую русские народные песни. Теперь вы познакомитесь с танцами из второго действия оперы — «польского».

— В III четверти вы слушали музыку композитора Ф. Шопена, основанную на мелодиях польских народных танцев. Какие названия польских танцев вы помните? (Мазурка, полонез.)

— Как переводится название танца «полонез» на русский язык? («Польский».)

— Что это за танец? (Танец-шествие, которым открывались балы.)

Характер полонеза важный, торжественный. Когда-то это был мужской танец рыцарей, которые исполняли его одетыми в же­лезные латы. Полонез танцуют парами, и обычно в первой паре шла хозяйка бала или самая красивая дама на балу. Например, жена поэта А.С. Пушкина - Наталья Николаевна — была первой красавицей Санкт-Петербурга, и поэтому она часто открывала балы, танцуя полонез в первой паре с самим императором.

— Запишите в тетрадях название отрывка: «"Полонез" из опе­ры М.И. Глинки "Иван Сусанин"». (Слушание «Полонеза».)

— Какой характер музыки этого отрывка? (Важный, гордый, хвастливый, чванливый, чопорный, яркий, очень громкий.)

Все это подчеркивает хвастливую уверенность польских за­воевателей.

— Вы подметили черты, присущие польским народным танцам?

— В «польском» действии оркестр играет красочно, мощно, насыщенно. Почему его громкость так усилена? (Потому что в этом действии играют сразу два оркестра, один — обычный симфонический, второй на сцене, он изображает придворных королевских музыкантов.)

— Вы обратили внимание на то, какая однообразная партия хора в этом действии? (Певцы исполняют партию, написан­ную всего на нескольких нотах, отрывисто, крикливо, резко.)

— В «польском» действии есть еще несколько танцев. Но глав­ным лейтмотивом, который сопровождает образы поляков на протяжении всей оперы, является мазурка. Послушайте начало мазурки, ее основную тему. (Педагог исполняет начало мотива мазурки на инструменте.)

— Запишите в тетрадях название отрывка: «Мазурка из оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин"».

— Послушайте, какую красивую мазурку сочинил М.И. Глин­ка для «польского» действия оперы «Иван Сусанин». (Слушание мазурки.)

— Какой характер музыки? (Танцевальный, блестящий, полет­ный, радостный.)

Мазурка — танец, который танцуют в парах, в быстром темпе, с подскоками, поэтому музыка М.И. Глинки своими акцентами словно показывает, как в танце танцоры постукивают каблучками.

В ритме мазурки присутствует синкопа — перенос ударения на безударный слог. Послушайте, как это звучит в мелодии. (Педагог исполняет лейтмотив мазурки на инструменте.)

— Какая форма мазурки? (Трехчастная репризная.)

Вы сами убедились, что М.И. Глинка создает для образа врагов совершенно потрясающую по красоте музыку, но она танцеваль­ная. Композитор отбирает у них главное — песню, их душу. Зато в русских образах, в напевах арий, которые поют русские герои, как раз показана широта души и любовь к родине.

— Закончим анализ оперы «Иван Сусанин». (Школьники завершают запись по структуре оперы: 3-е действие — столкновение «русской» и «польской» музыкальных тем, поляки в избе у Сусанина.

4-е действие — гибель поляков в лесу, смерть Сусанина.

Финал на Красной площади, звучит «архигениальное» «Славь­ся!» (определение П.И. Чайковского).)

Отрывки из остальных действий оперы вы услышите на сле­дующем уроке.

— Как чередуются действия в опере?

— Какой музыкой обрисованы русские герои и польские за­хватчики?

— Какой прием использован в сопоставлении «русского» и «польского» действий? (Контраст.)

V. Разучивание новой песни

— Запишите в тетрадях название новой песни, которую вы сегодня начнете разучивать: «"Ты слышишь, море?", ком­позитор А. Зацепин».

Александр Зацепин — современный композитор, и его музыку вы, наверное, хорошо знаете по известным кинокомедиям — «Кав­казская пленница» («Песенка о медведях»), «Бриллиантовая рука» («Песня про зайцев» и «Остров невезения»). Его детские песни много раз исполняла знаменитая певица Алла Пугачева — «Вол­шебник-недоучка», «Куда уходит детство?» и др.

— Вам приходилось слышать эти песни?

— Можете вы какую-либо из них напеть?

Композитор Александр Зацепин всегда сочиняет для своих пе­сен запоминающийся мотив, поэтому его песни так долго живут.

— Как называется композитор, обладающий даром создавать красивые, запоминающиеся мелодии? (Мелодист.)

Этим талантом обладали великие русские композиторы — М.И. Глинка и П.И. Чайковский, поэтому их музыку любят и в наши дни.

Послушайте песню композитора А. Зацепина «Ты слышишь, море?». Попробуйте перенестись в воображении на морской берег, на который набегают волны, представьте, будто вы находитесь в порту и рассматриваете корабли, которые там стоят.

(Показ песни.)

— Вам понравилась песня «Ты слышишь, море?»? Каким ста­новится настроение после того, как прослушаешь такую песню? (Задумчивым, мечтательным, романтическим.)

Верно, такая песня пробуждает у человека фантазию, мечту о путешествиях.

— Какой характер песни? (Неторопливый, спокойный.)

— Какая форма у этой песни? (Двухчастная запев с припевом.)

Запев в песне большой — он состоит из 6 строчек.

— Похож характер этой песни на известный вам жанр барка­ролы — «песни лодочника»? (Да.)

— Как это передается в музыке? (Покачивания мелодии, словно показ движения волн, «всплески» музыкальных звуков.)

Все эти качества постарайтесь передать во время исполнения песни.

(Педагог читает слова 1 -го куплета, автор слов — М. Пляцковский.)

  1. Цепи якорей гремят в порту,

Верят корабли в мою мечту.

Всем ветрам назло я спешу на зов

Дальних, неизвестных островов.

Снятся часто мне по ночам дельфины,

Снятся чайки и мачты бригантины.

(Разучивание текста запева.)

Эту песню надо исполнять протяжно, неторопливо, словно вы рассказываете о своей мечте и боитесь ее спугнуть. 1 -я и 2-я строч­ки почти одинаковые по мелодии, за исключением окончания 2-й строчки.

(Показ и разучивание начала куплета.)

— Послушайте мелодию 3-й строчки - она также состоит из повторения одной фразы — и окончания 4-й строчки.

(Разучивание 3-й и 4-й строчек и объединение начала запева.) Осталось выучить еще 2 строчки — переходных от запева к припеву. Они необычны тем, что в них слова отделяются друг от друга паузами — молчанием.

(Разучивание слов и мелодии переходных строчек припева.) Чтобы эти две строчки получились более интересными, а пау­зы в них исчезли, мы повторим здесь отдельные слова. Вы уже ис­полняли некоторые упражнения приемом «эхо», когда одна груп­па поет фразу на громкой динамике — форте, вторая повторяет эту же фразу, но уже тихо — на пиано. Вот такой прием вы сейчас используете в этом месте запева. Представим себе, будто в море плывет корабль, на борту которого матрос поет песню. А морское эхо повторяет его слова. Поделим класс на две группы — мальчиков и девочек. Мальчики будут петь партию моряков, а девочки -повторять слова, как эхо, на более тихом звучании.

(Педагог демонстрирует исполнение приема «эхо» в данном эпизоде.)

Мальчики (матросы). Снятся (mf).

Девочки (эхо). Снятся (р).

Мальчики (матросы). Часто (mf).

Девочки (эхо). Часто (р).

Мальчики (матросы). Мне по ночам дельфины (mf)-

Девочки (эхо). Дельфины (р).

Мальчики (матросы). Снятся (mf).

Девочки (эхо). Снятся(р).

Мальчики (матросы). Чайки (mf).

Девочки (эхо). Чайки (р).

Мальчики (матросы). И мачты бригантины.

Девочки (эхо). Бригантины (р).

(Отработка приема «эхо», после чего разучивают припев песни.)

Припев: След мой волною смоет,

А я на берег с утра приду опять.

Море. Ты слышишь, море?

Твоим матросом хочу я стать!

— Припев состоит из двух фраз, у которых совершенно одина­ковое начало, а окончание немного отличается друг от дру­га. Объедините вместе запев и припев.

— Какой музыкальный жанр напоминает мелодия песни «Ты слышишь, море?»? (Баркаролу.)

— У какого русского композитора есть романс, созданный в жанре баркаролы? (У М.И. Глинки «Венецианская ночь».)

— Какие музыкальные приемы характерны для новой пес­ни и романса М.И. Глинки? (Передача музыкой движения и всплесков волн.)

VI. Знакомство с новым материалом

— Какую музыку композитора С.В. Рахманинова вы знаете? («Вокализ», 3-й Концерт для фортепиано с оркестром, романс «Сирень».)

— Вы убедились, что СВ. Рахманинов был великим компози­тором, музыка которого звучит уже более 100 лет. А в каких еще областях он проявил себя как выдающийся музыкант? (Как пианист, как дирижер.)

Верно. До сих пор считается, что музыку С.В. Рахманинова — концерты и пьесы для фортепиано — никто не может исполнить лучше, чем ее автор - сам композитор. Поскольку С.В. Рахмани­нов блестяще владел фортепиано, он много произведений создал специально для этого инструмента. Сегодня вы познакомитесь еще с одной его фортепианной пьесой, ее название вам знакомо — она называется «Прелюдия».

— Запишите в тетрадях название: «Прелюдия», композитор СВ. Рахманинов».

— У какого композитора есть пьесы с названием «Прелюдия», которые вы слушали? (УФ. Шопена.)

Слово «прелюдия» означает «вступление, открытие, начало». Считается, что прелюдия — небольшая пьеса, которая звучит перед более крупным произведением, настраивая слушателя на нужное восприятие. Но «Прелюдии» С.В. Рахманинова являются сами по себе самостоятельными крупными пьесами. То есть компози­тор благодаря своему таланту преодолел эту камерность прелю­дий, создав пьесы значительные по объему, сложные, драмати­чески зрелые.

— Вы уже встречались с подобным преобразованием музы­кальных сочинений. К какому жанру принято относить сонату? (К камерному.)

А сонаты композитора Л. Бетховена разве не звучат в больших концертных залах? Они просто созданы для того, чтобы их испол­няли на концертах с большим количеством зрителей.

— Какие известные вам сонаты Л. Бетховена звучат на кон­цертах? («Лунная соната», «Патетическая».)

Композитор благодаря своей гениальности поднял скром­ный жанр сонаты от камерного до концертного. Так произошло и с прелюдиями, созданными СВ. Рахманиновым. Послушайте его «Прелюдию», обратите внимание на то, что она похожа на диа­лог двух людей — какие у них голоса и настроение.

— Разберем главные темы произведения более подробно. Вот первый мотив «Прелюдии» — всего три звука в нижнем ре­гистре. (Педагог показывает 1-й мотив.)

— В какой динамике он звучит? (Очень громко — фортиссимо.)

— Какой он по характеру? (Сдержанный, грозный.)

Эта тема одноголосная, две руки играют одни и те же звуки в унисон.

А вот вторая тема, которая отвечает ему. (Показ 2-го мотива.)

— В какой динамике она звучит? (Очень тихо пианиссимо.)

— Состоит она из аккордов. Какая она по характеру? (Груст­ная, с нисходящими интонациями, взволнованная, страстная, обеспокоенная, встревоженная.)

Но далее эта тема становится все более и более, образно гово­ря, наэлектризованной. Она переходит в более высокий регистр, как будто убеждает своего слушателя в чем-то.

— Послушайте пьесу и определите форму произведения. (Прослушивание «Прелюдии» С.В. Рахманинова.)

— Сколько частей в произведении? (Три части. Значит, эта пьеса трехчастная.)

— Было ли в конце повторение 1-й части? (Да. Была реприза.)

— Назовите полностью форму «Прелюдии». (Трехчастная репризная.)

— Чем отличалась реприза от начальной части? (Более громким звучанием, торжественностью.)

А еще - согласием голосов. Теперь две руки в унисон испол­няют сразу обе партии — 1-ю и 2-ю.

— Как вы считаете, эта пьеса трудна для исполнения? (Да. Справиться с ней может только очень подготовленный пиа­нист.)

— Как называется такой исполнитель, который может играть очень сложные пьесы? (Виртуоз.)

— Являлся ли сам автор «Прелюдии» виртуозом? (Да.)

VII. Вокальная импровизация

(Школьники разучивают народную весеннюю закличку, за­поминают ее слова, делают разбор характера, настроения и ди­намики ее частей, после чего сочиняют свои вокальные напевы.)

Приди, весна! Приди, красна!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

Со великой милостью!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Обратите внимание на то, что в этой закличке несколько ча­стей. Сначала люди просят весну, чтобы она поскорее пришла после долгой зимы. Кажется, что к ней обращаются с мольбой, даже кланяются в пояс. Такие песни в России назывались «ве­личальные» — того, к кому обращались, называли разными вели­чальными словами, хвалили, как в этой закличке. Весну называют «красной», просят прийти «с милостью», «с радостью».

— Каким будет характер музыки в этой части? (Плавным, ве­личественным, уважительным.)

— А вторая часть более веселая, игровая. И как музыка здесь изменится? (Станет подвижной, резвой, скачущей.)

VIII. Блицопрос

(Школьники дают в тетрадях письменные ответы на вопросы.)

— Как называются контрастные два действия из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»?

— Какой музыкант нужен для исполнения очень сложных му­зыкальных сочинений?

IX. Рефлексия

— О чем рассказывается в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин»?

— Чем отличается в операх М.И. Глинки показ положитель­ных и отрицательных персонажей?

— Какие положительные герои в опере «Иван Сусанин»?

— Какие танцы звучат в «польском» действии?

— Что необычного в звучании оркестра в «польском» дей­ствии?

— Какой танец стал лейтмотивом польских захватчиков в опере?

— Какой общий прием изображения героев использовал М.И. Глинка в своих операх «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила»?

— Какой характер у «Мазурки»? (Легкий, подвижный, стреми­тельный.)

— Какой характер у танца «Полонез»?

— Кто, кроме певцов, участвует в «польском» действии оперы? (Танцоры и музыканты оркестра.)

— Почему М.И. Глинка является основоположником русского балета, ведь он не сочинил ни одного балета?

— Теперь я задам вопрос-шутку: сколько в опере М.И. Глин­ки «Иван Сусанин» Иванов Сусаниных? (Двое: сам главный герой Иван Сусанин и его приемный сын Ваня.)

— Как называется пьеса СВ. Рахманинова, которую вы сего­дня слушали?

— Сколько главных тем в «Прелюдии» СВ. Рахманинова? Ка­кие они?

— Какая форма у этой «Прелюдии»?

— В «Прелюдии» СВ. Рахманинова две контрастные темы, и эту пьесу иногда называют «схваткой человека с судьбой». У какого композитора в произведении отразилась его борь­ба с собственной судьбой? (У.Л. Бетховена.)

X. Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Педагог исполняет начальные такты музыкальных произве­дений. Школьники должны записать в тетрадях:

• «Мазурка» из оперы композитора М.И. Глинки «Иван Су­санин»;

• песня «Ты слышишь, море?» композитора А. Зацепина;

• «Прелюдия» С.В. Рахманинова.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя