Программа первого года обучения по предмету Мировая музыкальная литература направлена на освоение учащимися форм и жанров музыки без детального обзора композиторского творчества. В это время у учащихся формируется база терминов и понятий, которая в дальнейшем будет способствовать качественному и осмысленному изучению конкретных музыкальных произведений. Опера, среди остальных жанров, является самым объёмным и сложным, вмещающим в себя практически все виды искусства. Охарактеризовать оперный жанр – значит ответить на большое количество вопросов: где, когда и как появилась опера, каково её строение и содержание, кто её создаёт, исполняет.
Для осуществления характеристики оперного жанра выбрана современная форма урока – семинар. Учитель в этом случае является менеджером, формулирующим цели и задачи, организующим ход урока. Ведущую роль в раскрытии тематического материала выполняют сами учащиеся, выступая перед одноклассниками с докладами и презентациями. За каждым учеником закреплён свой информационный блок, который в совокупности с другими докладами позволит к концу урока всем участникам собрать целостную характеристику жанра оперы. Изучение новой темы невозможно без обращения к предыдущему образовательному опыту, в ходе урока учащиеся смогут к уже знакомым понятиям (композитор, жанр, состав исполнителей, тембры человеческого голоса) прибавить в свой музыкальный словарь новые термины.
Организационная структура (сценарий) урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность Учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент. Создание проблемной ситуации. | Вступительное слово: Краса и гордость Оперный театр! Прекрасен днём и в цвете ночи. Собой являет торжество архитектуры, Волшебное искусство музыки живой! Здесь голоса божественно красивы, Здесь нестареющая классика звучит, И никогда великие шедевры мировые Не перестанут восхищать нас и пленить! (Н. Дмитриева-Бон) - Добрый день, ребята! Вы уже догадались о чём сегодня на уроке пойдёт речь? - Тема нашего урока «Опера – характеристика жанра». Скажите, какие слова из темы урока вам уже знакомы? (Опера, жанр). - Также здесь присутствует длинное слово «характеристика». Оно означает наличие у оперы своих отличительных качеств, достоинств. А их, я открою секрет, у этого вида искусства очень много. Например, чтобы охарактеризовать оперу, нужно ответить на вопросы что такое опера; когда и где она появилась; какое имеет строение и содержание; кто её создаёт, кто исполняет; чем опера привлекательна для зрителей. Ну, как, много вопросов? Думаете, сможем найти к ним ответы? | Участвуют в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. | Личностные: положительное отношение к обучению. Познавательные: способность понимать информацию. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. |
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Давайте вместе определим цель урока. Если мы ответим на все эти вопросы, то сможем охарактеризовать жанр оперы. Это и есть цель нашего урока. Будьте внимательны, тогда вы сами поймёте: достигли ли мы своей цели? В конце урока вы сможете проверить, какие результаты и впечатления получили. Итак, как мы будем двигаться к цели. Я сегодня выступаю менеджером, организующим урок. Раскрывать тему вы будете сами. Каждый из вас заранее получил задание подготовить рассказ об отдельном качестве оперы. Поднимите, пожалуйста, руки, кто сегодня выступит с докладом. - Хорошо, но цельного рассказа об опере нет ни у кого. Чтобы понять всё её многообразие, вы должны внимательно слушать друг друга и обсуждать то, что вам оказалось интересным. Такая форма занятия называется урок-семинар. На ваших партах лежат листки с информацией по теме урока, но в них пропущены ключевые слова, слушая докладчика, заполните недостающие понятия. После каждого выступления, можете задавать вопросы и вносить свои комментарии. Договорились? - Тогда я приглашаю на сцену первого докладчика с исторической справкой об опере. | Формулируют цель урока. Настраиваются на образовательный процесс. Демонстрируют готовность к представлению докладов. | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, желание участвовать в учебном процессе. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: умеют сформулировать цель урока, определять последовательность действий на уроке. Коммуникативные: демонстрируют готовность к сотрудничеству в семинаре. |
Представление и восприятие новой информации | Примерный текст первого докладчика (Рассказ подкрепляется схемой с основными понятиями) Первая опера, которая была представлена перед зрителями, появилась в 1600 году (более 4-х веков назад) в Италии. Называлась она «Эвридика». Небольшой кружок любителей музыки Camerata (Камерата) решил создать спектакль под музыку, где герои будут не говорить, а петь. Так получится более выразительно. Новый вид искусства решили назвать «Опера», что переводится как «труд» или «сочинение». Итальянцы всегда славились своим вокальным искусством, поэтому они с радостью приняли новый жанр. Через 37 лет открылся первый оперный театр (в Венеции). К пению и музыке добавилась хореография. Спектакли стали украшать декорациями. В итоге опера стала самым большим жанром, к котором смешались все виды искусства. Такое зрелище привлекло большое количество людей. Вскоре опера распространилась на всю Европу. В России первую классическую оперу «Жизнь за царя» написал Михаил Иванович Глинка, в Казахстан опера пришла в 1936 году, это «Кыз Жибек» Евгения Григорьевича Брусиловского. За 400 лет появились тысячи опер, но самые знаменитые оперные композиторы – Джоаккино Россини, Вольфганг Амадей Моцарт, Джузеппе Верди, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков. | Воспринимают на слух новую информацию. Записывают на листке с информацией ключевые слова. Задают интересующие их вопросы. | Личностные: осознают себя как часть коллектива и свою роль в нём, совершенствуют имеющиеся знания. Познавательные: ориентируются в системе знаний, отличают новое от уже известного, извлекают необходимую информацию из прослушанного. Коммуникативные: выражают свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь докладчика. Регулятивные: осуществляют проверку намеченного плана. |
- Спасибо нашему первому докладчику. Мы с вами узнали, как появилась опера, и что этот жанр смешал в себе все остальные виды искусства. Слово смешение не очень красивое, существует другое его определение – синтез, а смешанный означает синтезированный или синтетический. Значит опера – это синтез каких видов искусства? (литература, музыка, хореография и изобразительное искусство). - Пришло время узнать: кто и как создаёт оперу. Приглашаю на сцену второго докладчика. Примерный текст второго докладчика (Рассказ подкрепляется схемой с основными понятиями) Главным в создании оперы считается композитор, он пишет музыку на выбранный им сюжет. Сценарий или литературный текст оперы называется либретто. А человека, который сочиняет либретто называют либреттист. Либреттистом может быть писатель или поэт, но часто бывает, что композиторы сами пишут либретто. Так, например, делал немец Рихард Вагнер и русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Когда музыка и слова написаны, к постановке оперы привлекается режиссёр. Ему помогают хореограф, если в опере есть танцевальные сцены, и художник, который отвечает за декорации, костюмы артистов, грим и оформление сцены. Так появляется оперное произведение, которое одному человеку создать не под силу. | Воспринимают на слух новую информацию. Записывают на листке ключевые слова. Задают интересующие их вопросы. Выражают своё мнение в отношении услышанного. | Личностные: осознают себя как часть коллектива и свою роль в нём, совершенствуют имеющиеся знания. Познавательные: ориентируются в системе знаний, отличают новое от уже известного, извлекают необходимую информацию из прослушанного. Коммуникативные: выражают свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь докладчика. Регулятивные: осуществляют проверку намеченного плана. |
- Спасибо за интересный рассказ. На сегодняшний день в мире созданы тысячи оперных произведений. Но, никто их не увидит и не услышит, если их не будут исполнять. А кто участвует в исполнении оперы, мы сейчас узнаем. Приглашаем третьего докладчика. Примерный текст третьего докладчика (Рассказ подкрепляется аудиовизуальными эффектами) Главные действующие лица в опере – певцы. Они играют как отдельных персонажей, так и участвуют в массовых сценах. Важную роль выполняет голос (тембр) певца или певицы. Например, важный господин или пожилой человек поёт низким голосом – басом, молодой человек – высоким тенором. Если у героини женщины драматическая, трагическая роль - её голос обычно низкий – меццо-сопрано или контральто. За детей в оперном спектакле также поют женщины. Если в действии оперы участвует большая масса людей, народная толпа, тогда к музыке подключается хор. Исполняют оперы только под сопровождение симфонического оркестра. Он находится в оркестровой яме перед сценой. В плясках или сценах бала участвуют танцоры. В среднем, чтобы исполнить одну оперу, нужно около 200 артистов. | Воспринимают на слух новую информацию. Записывают на листке ключевые слова. Задают интересующие их вопросы. Выражают своё мнение в отношении услышанного. | Личностные: осознают себя как часть коллектива и свою роль в нём, совершенствуют имеющиеся знания. Познавательные: ориентируются в системе знаний, отличают новое от уже известного, извлекают необходимую информацию из прослушанного. Коммуникативные: выражают свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь докладчика. Регулятивные: осуществляют проверку намеченного плана. |
- Наконец, опера готова и разучена. Самое время пригласить в театр зрителей. Но, если, вдруг, вы оказались первый раз на представлении оперы, можете запутаться в её строении и содержании. Так, как средняя продолжительность оперного спектакля составляет 2-3 часа, нужно узнать, что же вас ожидает? Приглашаем выступить четвёртого докладчика. Примерный текст четвёртого докладчика (Рассказ подкрепляется схемой с основными понятиями) Перед тем, как посетить оперное представление, можно заранее прочитать либретто или программку, тогда вы точно не запутаетесь и будете наслаждаться прекрасными видами искусства. Но, если вы не хотите заранее знать сюжет, следует хотя бы познакомиться со строением оперы. Перед открытием занавеса, оркестр начинает играть вступление – оно называется увертюрой. Так, зрители понимают настроение будущей оперы – драма это или комедия. Разделы, где происходит крупное важное событие – называют действиями или актами. В операх обычно от 2 до 4 действий. Между актами происходит перерыв или антракт. Действия делятся на более мелкие эпизоды – картины. Своё название картины получили от смены декораций. Картины сменяются тогда, когда сюжет переносится из одного места в другое. Картины, в свою очередь делятся на сцены. В сценах участвуют несколько героев и происходит какое-то развитие. А вот где развития может не быть так это в номерах – сольных или ансамблевых. Так, как оперу посещают ещё и для того, чтобы послушать прекрасный виртуозный вокал – именно в сольных номерах – ариях, песнях, каватинах, главные герои могут продемонстрировать своё мастерство, а содержание арии – это выражение чувств и настроения героя. Ещё один оперный номер –речитатив – значит речь нараспев. Если в номере участвуют два человека – это дуэт, три – терцет, четыре – квартет и так далее по числу исполнителей. Если с солистами участвует хор и балет, то это сцена. Сейчас мы можем посмотреть и послушать одну из самых трудных женских арий в мире – арию Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта». | Воспринимают на слух новую информацию. Просматривают видеофрагмент оперной арии. Записывают на листке ключевые слова. Задают интересующие их вопросы. | Личностные: осознают себя как часть коллектива и свою роль в нём, совершенствуют имеющиеся знания. Познавательные: ориентируются в системе знаний, отличают новое от уже известного, извлекают необходимую информацию из прослушанного. Коммуникативные: выражают свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь докладчика. Регулятивные: осуществляют проверку намеченного плана. |
- Спасибо за такой ёмкий рассказ. Мы почти на финишной прямой нашего урока-семинара. Многое сегодня мы узнали об опере, но не акцентировали внимание на том, что так сильно привлекает в ней зрителей. Как вы думаете? (ответы учащихся) - Звучала сегодня информация, которая оказалась для вас удивительной и интересной? - Хотели бы вы посетить оперный спектакль? - Дело в том, что для оперных постановок существуют специальные оперные театры, в которых создана идеальная акустика. Она позволяет певцам петь без микрофона даже под сопровождение целого оркестра. Интересно, что многие оперные театры дети могут посещать только с десятилетнего возраста. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся) - Поднимите руки те, кому уже можно посещать оперный спектакль. А как называются и где находятся самые знаменитые оперные театры мира я попрошу рассказать последнего докладчика. Примерный текст пятого докладчика (Рассказ подкрепляется демонстрацией изображений оперных театров) Оперные театры относятся к одним из самых интересных и красивых зданий. Самый первый оперный театр открылся в итальянской Венеции в 1637 году, назывался он «Сан-Кассиано». Сегодня оперные театры построены во всём мире, но самые известные из них: «Ла скала» в Милане (Италия); «Гранд опера» в Париже (Франция); «Ковент-Гарден» в Лондоне (Англия); «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке (США); Сиднейский оперный театр» (Австралия); «Большой театр» в Москве (Россия) и новый прекрасный театр «Астана-Опера» в столице нашей Республики. Докладчик задаёт вопросы, какие театры показались более красивыми. Захотели ли одноклассники посетить некоторые из них. | Воспринимают информацию на слух и визуально. Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями. | Личностные: осознают себя как часть коллектива и свою роль в нём, совершенствуют имеющиеся знания. Познавательные: ориентируются в системе знаний, отличают новое от уже известного, извлекают необходимую информацию из прослушанного. Коммуникативные: выражают свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь докладчика. Регулятивные: осуществляют проверку намеченного плана. |
Контроль за результатами учебной деятельности, рефлексия | - Спасибо за презентацию. - Сложную работу мы с вами сегодня проделали? - Удалось ли нам ответить на все вопросы, связанные с характеристикой оперного жанра? (ответы учащихся) - Скоро нам предстоит знакомство с первым большим оперным произведением, а пока проведём блиц-опрос по теме урока. Я прошу выйти на сцену моего помощника, который озвучит вопросы. (один учащийся выходит на сцену) Вопросы для блица: 1. Опера – синтетический вид искусства, что означает слово синтез? (смешение) 2. Музыка, литература, какие ещё виды искусства задействованы в оперном жанре? (хореография, изобразительное искусство) 3. В каком году появилась опера? (1600) 4. Что означает слово «либретто»? (литературный текст оперы) 5. Что такое ария? (сольный номер главного героя) 6. В какой стране зародилась опера? (в Италии) 7. Низкий мужской тембр голоса называется… (бас) 8. Где располагается оркестр во время оперного представления? (в оркестровой яме) 9. За что отвечает художник в постановке оперы? (оформление сцены, эскиз костюмов) 10. Как называется главный оперный театр в нашей стране? (Астана-Опера). - Последнее, что я хотела бы узнать, какие впечатления у вас остались от занятия, что вас более всего удивило или поразило в оперном жанре? (ответы учащихся) - Согласны ли с мнением, что опера является высшей формой вокальной музыки? (ответы учащихся) Подведение итогов, награждение участников семинара памятными значками по номинациям: знаток оперы, лучший оратор, самый активный, самый смелый, самый любознательный, самый внимательный. | Отвечают на вопросы. Ведут диалог с учителем. Делятся впечатлениями, определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: осознают себя как часть коллектива и свою роль в нём. Познавательные: понимание темы урока в более широком художественном и практическом плане. Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли. |
Опера появилась в ___________ году, в стране ____________. Это синтетический жанр, в который объединил музыку, литературу, хореографию и ________________________.
Создатели оперы: композитор, либреттист, режиссёр, хореограф и ______________.
Сценарий и литературный текст оперы называется_______________.
Исполнители оперы: певцы-солисты, хор, симфонический оркестр, танцовщики.
Оркестр в оперном спектакле располагается в __________________________.
Строение оперы: действия (акты) ___________ сцены номера.
Виртуозный сольный номер героя называется ____________.
Речь нараспев в опере называется______________.
Самые известные оперные театры мира:____________ (Милан), «Гранд Опера» (Париж), «Ковент Гарден» (Лондон), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), «Сиднейский оперный театр» (Сидней), ____________________ (Москва), «Астана Опера» (Астана).