Предмет: Информатика Класс: 9А Тема урока: Оператор ветвления на языке Паскаль АВС. Тип урока: урок повтора и закрепления знаний. Место урока в учебном плане: 5 урок по теме “Язык программирования Pascal ABC”. Форма работы: Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа), практическая работа, применение здоровье сберегающих технологий. Оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры для учителя и учащихся, интерактивная доска, локальная компьютерная сеть. Планируемые результаты: Предметные: закрепить представления школьников об операторах ветвления; проверить знания по теме «условные операторы на языке Паскаль». Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; определять общие для всех правила поведения; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); Метапредметные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – проговаривать последовательность действий на уроке; – высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - слушать и понимать речь других; - договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; – учиться работать в паре, группе. - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке; – преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую; – делать выводы о результатах совместной работы. Цель урока: Формирование навыка решения задач с помощью оператора If…then…else. Задачи урока: Познавательная Развивающая Учить строить аналогии, связывать материал с полученными в других ситуациях знаниями, выделять главное, ставить и решать проблемы; развитие навыков аналитического и логического мышления. Воспитательная Воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплинированность. Оздоровительная Соблюдать допустимое количество времени работы за компьютерами учениками 9 класса (не более 20 мин); следить за сменой видов учебной деятельности учащихся на уроке (не менее 7 раз за урок); следить за правильной посадкой учащихся за партами и на рабочем месте во время работы с компьютером (спина прямая, расстояние до экрана монитора 60–70 см. и т.д.) План урока: № | Этапы урока | Виды и формы работы | время | | Орг. момент | Проверка готовности класса к уроку, приветствие | 1 мин | | Проверка домашнего задания | Собрать файлы решения задач в программах. | 1 мин | | Мотивация | Вступительное слово. Постановка цели урока | 1 мин | | Актуализация знаний | Вопросы на повторение | 5 мин | | Повторение материала | Беседа с использованием слайдов презентации. | 10 мин | | Закрепление материала | Работа в среде PascalABC. | 10 мин | | Домашнее задание | 2 задачи на дом. | 2 мин | | Проверка усвоения нового материала | Тест | 7 мин | | Практика | Самостоятельная работа за ПК | 6 мин | | Итоги урока | Что узнали, закрепили? | 2 мин | Ход урока: 1. Организационный момент – Здравствуйте. Я рада видеть вас. Для начала отметим, кого сегодня нет, дежурные, назовите, пожалуйста, фамилии тех, кто не пришел. 2. Проверка домашнего задания Файлы с домашней работой сохраните на рабочем столе, назовите своей фамилией. Я их просмотрю и проверю. 3. Мотивация Сегодня в течение урока вы будете получать баллы, и по итогам набранных баллов будет выставлена оценка за урок. Критерии оценивания: 5-6 баллов – «3» 7-8 баллов – «4» 9-10 баллов – «5» 4. Актуализация знаний Для того чтобы начать работу нужно повторить пройденный материал на прошлом уроке. Карточки с тестом на 2 варианта. С последующей взаимопроверкой и обсуждением. (максимум 4 балла) 1 вариант | 2 вариант | 1. Что можно назвать алгоритмом? а) схему движения автобусов б) правила пользования микроволновой печи в) расписание уроков 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме действие? а) овал б) прямоугольник в) параллелограмм 3.Какой оператор описывает в программе вывод результата а) readln б) writeln в) begin 4. Определите результат выполнения программы begin x:=5; y:=3; a:= x+y; a:= a+1 writeln (a); end. а) 2 б) 8 в) 9 | 1. Что можно назвать алгоритмом? а) инструкцию по использованию акварельной краски б) схему электрической цепи в) чертеж дома 2. Какая геометрическая фигура обозначает в блок-схеме вывод результата? а) овал б) прямоугольник в) параллелограмм 3.Какой оператор описывает в программе ввод данных а) readln б) writeln в) begin 4. Определите результат выполнения программы begin x:=4; y:=5; a:= x-y; a:= a-1 writeln (a); end. а) 0 б) -2 в) 2 | После выполнения теста происходит проверка (слайд1-слайд8) 5. Повторение материала А теперь вспомните, пожалуйста, картину В. Васнецова “Витязь на распутье”(слайд9). Давайте опишем эту картину: сидит витязь на коне перед камнем, на котором высечены слова: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь – жизнь потеряешь”. Скажите, с точки зрения алгоритмизации и программирования, что написано на камне? (Это ветвление в полной форме: если витязь пойдёт направо, но останется жив, если налево, то погибнет) Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Внешний вид доски | Запишите тему сегодняшнего урока | Операторы ветвления | Слайд10 | В жизни часто приходится принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации. Если идёт дождь, мы наденем плащ, если солнечно и жарко, идём в легкой одежде. Встречаются и более сложные ситуации, когда в зависимости от того, выполняется или не выполняется то или иное условие, делается определённый выбор. | Слушают | | Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность действий, называется ветвлением. Ветвление графически можно представить схемой. Начертите ее в тетради Представленная конструкция If…Then…else не является для вас новой. Когда мы общаемся в жизни мы используем ту же логическую схему | записывают | Слайд11 | Ветвление имеет полную и неполную форму | записывают | Слайд 12 | Рассмотрим ветвление в полном варианте | слушают | Слайд 13 | (Объяснение выполнения алгоритмической конструкции ветвление на примере нахождения максимального из двух чисел). По этой схеме, если условие истинно, выполняется серия действий №1, иначе выполняется серия действий №2. Это так называемое полное ветвление. | Слушают | Слайд 14 | Для реализации этой конструкции используется в языке Паскаль оператор ветвления в полном варианте. Условие записывается с помощью знаков сравнения и принимает два значения: да или нет. | Записывают: IF(условие) THEN(операторы) ELSE(операторы) | Слайд 15 | Теперь рассмотрим неполное ветвление | слушают | Слайд 16 | Существует и неполное ветвление - это, когда по одной из ветвей серия действий отсутствует. Начертите схему неполного ветвления в тетрадь. | записывают | Слайд 17 | Для реализации этой конструкции используется в языке Паскаль оператор ветвления в неполном варианте. | Записывают: IF (условие) THEN (операторы) | Слайд 18 | 6. Домашнее задание (Написать программу, начертить блок-схему). Задача № 1: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее. Задача № 2: Ввести число. Если оно четное, разделить его на 4, если нечетное - умножить на 5 7. Закрепление материала Составить блок-схему и программу задачи: Какое значение будет иметь переменная c после выполнения следующего фрагмента программы: a := 5; b := 3; if a b then c := a +b else c := a - b; program x1; var a,b,c: integer; Begin Writeln('Введите число '); Readln(a); Writeln('Введите число '); Readln(b); if ab then c := a +b else c := a - b; writeln ('c=',c) end. После составления учениками блок-схемы и программы происходит проверка (слайд19- слайд20) 8. Проверка усвоения нового материала Составить блок-схему алгоритма решения данной задачи. 1 вариант | 2 вариант | Если тучи облепили горизонт, Непременно захватите плащ и зонт. Ну, а ежели на улице жара, Мы на пляж помчимся с криками “ура!”. | 1. ЭВМ спрашивает: “Любите ли вы мороженое?”. Если ответ положительный, то отвечает: “Поедим вместе”. В противном случае: “Отдай мне!” | Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. | Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран. | 9. Практика: 1. Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае. 2. Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”. Два ученика рисуют блок-схемы на доске, остальные в тетрадях. 10. Итог урока: 1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке? 2. Для решения каких задач используется условный оператор? Спасибо за урок. До свидания, ребята! Таблица для оценивания (поурочный балл) Фамилия, Имя | Тест | Блок-схема | Программа | Итог | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | | | | | | | | | | | | | | Карточка №1. | 1 вариант | 2 вариант | Если тучи облепили горизонт, Непременно захватите плащ и зонт. Ну, а ежели на улице жара, Мы на пляж помчимся с криками “ура!”. | 1. ЭВМ спрашивает: “Любите ли вы мороженое?”. Если ответ положительный, то отвечает: “Поедим вместе”. В противном случае: “Отдай мне!” | Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. | Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на 2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран. | | Карточка №2. | 1. Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае. 2. Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”. | |