СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приехала с курсов " Оперативная психолого-педагогическая помощь трудным детям и детям группы риска" Тема актуальная для всех. Делюсь информацией, коллеги. Курсы полезные, а лекциии Селивановой Е.А- замечательные......
Оперативная психолого-педагогическая помощь «трудным» детям и детям группы риска
Селиванова Елена Анатольевна, к.пс.н, доцент кафедры педагогики и психологии ГБУ ДПО ЧИППКРО
Нормативно-правовые основания деятельности педагога по психолого-педагогическому сопровождению детей с девиантным поведением
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Под образованием в настоящем Законе понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Закон «Об образовании в РФ»
( № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г.)
Федеральная целевая программа развития образования (2015-2020)
банк лучших дополнительных общеобразовательных программ, в т. Ч . для детей с особыми потребностями (одаренные дети, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации )
- Статья 3. Основные принципы гос. политики:
- гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека
- Статья 28. Компетенции…ОО:
15) Создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся
Концепция долгосрочного социально – экономического развития российской федерации
- Статья 34. Права обучающихся:
9) Защита от всех форм физического и психического насилия …
Приоритетными направлениями государственной демографической политики Российской Федерации: снижение смертности населения
Нормативно-правовые основы
Профессиональный стандарт «Педагог»
Профессиональный стандарт «Специалист по воспитанию»
Профессиональный стандарт
«Педагог-психолог »
ТД: Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
обучению
Применять методы психологической коррекции психических особенностей личности обучающихся находящихся в трудной жизненной ситуации
ТД: Организовывать социально-педагогическую поддержку обучающихся в трудной жизненной ситуации
Проведение мероприятий по профилактике рисков информационной
социализации; формированию безопасной информационной среды
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного профессионального образования»
НЗ: Меры ответственности за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под руководством педагогического работника
Федеральные государственные образовательные стандарты
ФГОС ДО
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
может следовать социальным нормам поведения и правилам, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены
ФГОС СОО
ФГОС НОО
ФГОС ООО
Личностные характеристики обучающегося:
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни , в том числе, в информационном пространстве .
УУД (познавательные, работа с информацией , регулятивные, коммуникативные, совместная деятельность ), составляющими основу умения учиться
Законодательное и нормативное правовое регулирование профилактики суицидального поведения обучающихся
Законодательное и нормативное правовое регулирование профилактики суицидального поведения обучающихся
Законодательное и нормативное правовое регулирование профилактики суицидального поведения обучающихся
Законодательное и нормативное правовое регулирование профилактики суицидального поведения обучающихся
Рекомендательный документ руководителям образовательных организаций
Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 г. № 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида"
На официальном сайте Уполномоченного по правам ребёнка в Челябинской области размещен « Алгоритм действий педагогов и родителей,
направленных на предотвращение суицидов среди несовершеннолетних»
Актуальные теории развития личности в аспекте психологии безопасного поведения
1. Влечение к жизни (ЭРОС)
Основная задача и содержание влечения к смерти - возвращение организма в безжизненное (исходное) состояние.
сексуальное влечение и влечение к самосохранению
Задача культуры – обуздать влечения к агрессии и саморазрушению, вытекающие из влечения к смерти и подрывающие устои человеческого существования.
стремление к разрушению, полному устранению напряжения,
к покою
Психоаналитический
подход З.Фрейда
2. Влечение к смерти (ТАНАТОС)
Психологические защиты «ЭГО»
Защитные механизмы -сознательная стратегия, которую использует индивид для защиты своего «ЭГО»,
призванные стабилизировать образ «Я».
Виды психологических защит:
Пси-защиты действуют
на неосознанном уровне
и поэтому являются
средствами самообмана.
Пси-защиты искажают,
отрицают или фальсифицируют
восприятие реальности, чтобы
Сделать тревогу менее угрожающей для человека.
Актуальные теории развития личности в аспекте психологии безопасного поведения
Э. Фромм
С позиций гуманистического психоанализа «инстинкт смерти относится к психопатологии и не является, как предполагал З. Фрейд, составной частью нормальной биологии».
Искусство любви
Неофрейдизм
Э. Фромма
1. Братская любовь – способность уважать, заботиться, сопереживать по отношению к любому человеку.
2. Родительская любовь – материнская и отцовская любовь отличаются.
3. Эротическая любовь направлена на единственного человека и жаждет нераздельного слияния с ним.
4. Любовь к себе – проявление общей ориентации человека на любовное отношение ко всему (не ЭГОИЗМ).
5. Любовь к Богу для человека современного западного мира – "это, в сущности, то же, что и вера в Бога..."
Отдавание в любви – это не сделка, требующая что-то взамен, и не транжирство, обедняющее нас. Это – проявление нашей силы и жизнеспособности, дающее радость нам самим.
Забота – это активная заинтересованность в жизни и развитии "предмета" любви. Например, если кто-то говорит, будто любит цветы, но забывает их поливать, мы усомнимся в искренности его слов.
Ответственность – это не налагаемая извне обязанность, а внутренне осознанный долг (ответственность перед судом своей совести) заботиться о другом.
Уважение – это способность видеть в другом человеке не средство для достижения моих целей, но признавать, что он сам – равноценный мне человек, имеющий собственные цели.
Знание в любви – это не банальная осведомленность о "параметрах" или биографии другого, а опыт интуитивного "вживания" в потаенность души другого, сопереживания с ним.
Э. Фромм
Зрелая любовь: признаки
О смысле жизни
"У человека можно отнять все, кроме одной вещи, последней из человеческих свобод - выбрать свое отношение в той или иной совокупности обстоятельств".
ценности действия
ценности переживания
ценности отношения
Виктор Франкл
"Эта уникальность и единичность, которая отличает каждого человека и придает смысл его существованию, имеет одинаковое отношение и к творческой работе, и к человеческой любви. Когда приходит понимание, что невозможно заменить человека, он становится ответственным за свое существование и продолжение. Человек, который осознает ответственность по отношению к тому, кто ласково его ждет, или к незаконченной работе, никогда не сможет покончить свою жизнь самоубийством...".
У каждого свое собственное призвание и миссия в жизни, каждый должен выносить в душе конкретное предназначение, которое требует своей реализации.
Однако найти смысл - это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни.
Правильной постановкой вопроса, однако, является, согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент.
Актуальные теории развития личности в аспекте психологии безопасного поведения
Системно-деятельностный
подход
С. Л. Рубинштейн
А. Н. Леонтьев
«Смысл человеческой жизни — быть источником света и тепла для других людей. Быть сознанием Вселенной и совестью человечества. Быть центром превращения стихийных сил в силы сознательные. Быть преобразователем жизни»
« Центр личности», который мы называем «я»,… лежит не в индивиде, не за поверхностью его кожи, а в его бытии
Личностный смысл порождается бытием человека, жизнью...
Личность… выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь
Смысл порождается не значением, а жизнью
«Смерть есть также конец моих возможностей дать еще что-то людям, позаботиться о них. Она в силу этого превращает жизнь в обязанность, обязательство сделать это в меру моих возможностей, пока я могу это сделать. Таким образом, наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, в обязательство, срок выполнения которого может истечь в любой момент. Это и есть закономерно серьезное отношение к жизни, которое в известной степени является этической нормой»
Факторы риска
Педагогические: несоответствие содержания образовательных программ и условий обучения психофизиологическим особенностям ребенка, несоразмерность темпа психического развития ребенка и темпа обучения, доминирование отрицательных оценок, низкая самооценка и неуверенность в деятельности, отсутствие мотивации к учению, закрытость для позитивного опыта
Медико-биологические : наследственные причины, группа здоровья, врожденные анатомо-физиологические свойства, нарушения в раннем возрасте в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, образ жизни матери и ее заболевания, родовые травмы или особенности внутриутробного развития
Психологические: одиночество, изоляция, отчуждение от социальной среды, отрицание себя, невротические реакции, нарушения коммуникации с окружающими, эмоциональная нестабильность, фрустрация, неуспех в деятельности и социальной адаптации, трудности взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Социально-экономические: неполные или многодетные семьи, безработные семьи, несовершеннолетние родители, семьи, ведущие асоциальный образ жизни; дезадаптация и неприспособленность семьи; бродяжничество, воровство, мошенничество, убийства, драки, попытки суицида, агрессивное поведение, алкоголизация, употребление наркотиков
Мотивация авитальной активности
Аддиктивное поведение
Асоциальное поведение
САМОРАЗРУШЕНИЕ
Суицидальное поведение
Конформистское поведение
Аддиктивное
поведение
Зависимое поведение позволяет человеку уйти от реальности. Для этого он принимает различные вещества или же фиксирует свое внимание на предметах и действиях, которые сопровождаются появлением эмоций. Прием различного рода веществ вызывает привязанность и впоследствии они управляют жизнью человека, делая его беспомощным и подавленным.
Виды зависимости
АЛКОГОЛЬНАЯ
ПИЩЕВАЯ
ИГРОВАЯ
НАРКОТИЧЕСКАЯ
СЕКСУАЛЬНАЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ
Антисоциальное
поведение
Выражается в том, что человек совершает действия, которые противоречат этике, морали, закону и др. Взрослые люди с такой проблемой не чувствуют никакой ответственности, они плохие родители, работники, друзья и партнеры. Человек не чувствует угрызения совести, так как ему попросту все равно. Такое поведение сопровождается импульсивностью, агрессией и т.п. Возникают такие проблемы еще в детстве из-за неполных семей, недостаточного внимания и воспитания.
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАРУШЕНИЯ
ПРОГУЛЫ
ВОРОВСТВО
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
ЛОЖЬ
КУРЕНИЕ
ХУЛИГАНСТВО
Типология суицидов
Суицидное
поведение
Суицидальное поведение является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта и подразделяется на внутренние - антивитальные переживания, пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения и внешние формы – суицидальная попытка, завершенный суицид» (А. Г. Амбрумова)
Истинный
Анемичес-кий
направляется желанием умереть
вызван личными трагедиями
Демонстра-тивный
отрицание социальных норм и требований
Эгоисти-ческий
привлечение внимания
Скрытый
Альтруис-тический
маскировка под несчастный случай
совершается во благо чего-то
Конформистское поведение
Мотивы такого поведения характеризуют гражданскую несформированность личности:
Факторы риска авитального поведения
Медико-биологические
Социально-экономические
наследственные причины, группа здоровья, врожденные анатомо-физиологические свойства, нарушения в раннем возрасте в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, образ жизни матери и ее заболевания, родовые травмы или особенности внутриутробного развития
неполные или многодетные семьи, безработные семьи, несовершен-нолетние родители, семьи, ведущие асоциальный образ жизни; дезадаптация и неприспособленность семьи; бродяжничество, воровство, мошенничество, убийства, драки, попытки суицида, агрессивное поведение, алкоголь, наркотики
Педагогические
Психологические
одиночество, отчуждение от социальной среды, отрицание себя, невротические реакции, нарушения коммуникации с окружающими, эмоциональная неустабильность, фрустрация, неуспех в деятельности и социальной адаптации, трудности взаимодействия со сверстниками и взрослыми
несоответствие содержания образовательных программ и условий обучения психофизиологическим особенностям ребенка, несоразмерность темпа психического развития ребенка и темпа обучения, доминирование отрицательных оценок, низкая самооценка и неуверенность в деятельности, отсутствие мотивации к учению, закрытость для позитивного опыта, несоответствие образу школьника
19
Авитальная активность проявляется в аутоагрессивном поведении
Признаки аутоагресии
Признаки склонности к аутоагрессии
Если ребенок :
Что делать администрации школы и учителям для профилактики и искоренения жестокости:
Формы жестокого обращения с детьми
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание (может привести к смерти или увечью).
Сексуальное насилие или развращение - вовлечение ребенка в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
Моральная жестокость - отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию (недостаточное питание, бытовые условия, недостаточный медицинский уход, вовлечение в асоциальные действия)
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящие развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований).
19
Как воспитать невротика
1. Требуйте от ребенка невозможного
3. Не забывайте о важных словах
4. Прерывайте ребенка, когда он чем-то увлечен
2. Как можно чаще переживайте за своего ребенка
5. Устраивайте скандалы
7. Кричите громче и бейте своего ребенка
6. Соглашайтесь на все его капризы
8. Говорите о ребенке плохо
11. Пугайте его всеми тварями, которых припомните
9. Сравнивайте его с другими детьми
10. Расскажите ему о мальчиках и девочках
12. Никогда ничего не объясняйте
13. Начните с себя
Алгоритм работы классного руководителя с учащимися «группы риска»
Шаг 1. Выяснить, кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине.
Шаг 2. Выяснить в каких условиях и семьях проживают эти дети.
Шаг 3. Обратиться к школьному психологу для оформления запроса по работе с такими детьми (психолог должен дать рекомендации).
Шаг 4. Составить карту учащегося.
Шаг 5. Определить формы работы с такими учащимися.
Алгоритм работы с учащимися «группы риска»
1. Каждому классному руководителю необходимо:
Алгоритм работы с учащимися «группы риска»
2. Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:
Алгоритм работы с учащимися «группы риска»
3. Постановка на учет возможна:
по заявлению классного руководителя;
по заявлению администрации школы;
в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.
4. Предоставление документов для постановки на учет.
Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании.
Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.
Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий.
На учащегося заводится учетная карточка.
Работа классного руководителя с семьёй группы риска
3. В начале учебного года учитель и социальный педагог проводят различные диагностические методики и тесты для выявления детей из «группы риска:
-выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,
-определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,
-положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях,
-изучение интересов, способностей и склонностей ученика,
-изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
-выявление уровня социального благополучия ребенка,
-выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе.
На данном этапе классный руководитель и социальный педагог получают первичную информацию о семье, об отношении к воспитанию родителей и самих детей. Это этап понимания проблемы, выяснение причинно-следственной связи поведения ребенка и его жизни в семье.
На основе всех этих диагностик создается социальный паспорт класса.
Механизм выявления неблагополучных семей.
При поступлении ребенка в школу, учитель 1 класса предлагает родителям заполнить анкету, которая позволяет выявить социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессию.
1) Сведения о родителях:
1. Ф.И.О родителей.
2. Возраст
3. Образование
4. Место работы
5. Общественная работа
6. Квартирные условия
7. Материальное положение
8. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать?
2) Сведения о ребенке:
1.Ф.И.О ребенка, дата рождения
2.Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?
3. Какие игры предпочитает?
4. Какие виды спортивных развлечений больше любит?
5. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?
6. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)
7. Какие обязанности имеет дома?
8. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.
Работа классного руководителя с семьёй группы риска
Работа классного руководителя с семьёй группы риска
Механизм выявления неблагополучных семей.
3) Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка:
1.Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?
2. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?
3. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
4. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
5.Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
2. По внешнему виду ребенка и по его поведению учитель может выявить признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
- утомленный, сонный вид ребенка;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении, невыполнение домашних заданий.
Работа классного руководителя с семьёй группы риска
II этап – непосредственно коррекционная работа, этап применения воспитательных воздействий.
Рекомендации по организации успешного взаимодействия с семьей зоны риска
1 . Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении. 2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели - это, прежде всего, их цели. 3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг. 4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели. 5. Педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки положительных достижений семьи. 6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
Рекомендации по организации успешного взаимодействия с семьей зоны риска
7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей. 8. Педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни. 9. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» — от дальней перспективы к средней, и от нее к сегодняшней. 10. Педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Семья, в которой воспитываются «трудные» родители
Задача классного руководителя :
Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь.
• Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
• Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
• Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
• Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери
Атмосфера в такой семье -холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта
Семья, в которой господствует безнадзорность
Задача классного руководителя :
В таких семьях, родители, как правило, употребляют алкоголь.
• Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
• Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
• Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
• Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль.
Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми
Семьи, характеризующиеся педагогической
неграмотностью родителей
Задача классного руководителя :
Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей
• Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
• Пробудить интерес к самообразованию.
• Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью
Задача классного руководителя :
Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими
• Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
• Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
• Доказать, что терпение и снисходительность ребенку - главное средство в воспитании
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью
Задача классного руководителя :
Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют
• Изменить жизненную ориентацию родителей.
• Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
• При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы
Типология конфликтных личностей
№ п/п
1
Тип конфликтной
Характеристика поведения
«Паровой каток»
личности
2
Агрессивно действует, обвиняет, оскорбляет, давит
«Скрытый агрессор»
3
4
«Разгневанный ребенок»
Действует косвенно, опосредованно использует закулисные махинации, колкости, шутки
«Жалобщик»
5
Тревожен, обижен, не может справиться с эмоциям, может заплакать, убежать
Не уверен в себе, пессимистичен, стремится снять с себя ответственность, боится решительных действий, нуждается в поддержке.
«Молчун»
6
Замкнут, интровертирован, мало разговаривает и не отвечает на вопросы, не участвует в дискуссии.
«Сверпокладистый»
Изображает ответственность, не умеет отказать, стремится взять на себя много дел сразу, не доводит начатое до конца
1 Тип « паровой каток » .
Лучше уклониться или приспособиться в конфликте с данным человеком, если предмет спора не особенно важен для вас. При общении с родителем такого типа можно уступить ему в малом, чтобы в первую очередь успокоить его и не спровоцировать эскалацию конфликта. Если же уход от конфликта неизбежен, необходимо дать такому человеку « выпустить пар » . Иными словами дать возможность выплеснуть свои негативные эмоции.
Ему стоит дать возможность проговорить свои чувства, тем самым обозначив свои претензии. Только после того, как родитель успокоится, начать разговор с ним. Здесь педагогу нужен самоконтроль. Конечно, сложно сохранять спокойствие, когда тебя начинают обвинять или даже оскорблять. При этом важно и сохранить свое достоинство, не переходить границы и не использовать агрессивные способы общения.
2 Тип «скрытый агрессор».
3 Тип «разгневанный ребенок» или «взрывной человек».
4 Тип «жалобщик».
5 Тип «молчун» или «тихоня».
6 Тип «сверхпокладистый».
В классе агрессивный лидер. Что рекомендовать педагогу
Важно
С помощью агрессии подросток хочет узнать, услышите ли вы его, выдержите ли натиск, какое решение примете
Когда подросток ведет себя агрессивно, обратите его внимание на действия, которые он совершает в состоянии агрессии. Например, используйте фразы: «Обрати внимание, каким тоном ты говоришь», «Ты меня перебил», «Это обидные слова», «Это жестоко», «Ты портишь чужую вещь». Дайте обратную связь на агрессивное поведение подростка. Например, объясните подростку, что агрессия нормальна, если он может ею управлять или объяснить ее причины, если она помогает достичь целей, а не мешает этому, если он слышит своего собеседника и принимает во внимание то, что тот говорит.
+
Озвучьте чувства, которые возникают у вас в ответ на агрессию подростка . К примеру: «Мне это неприятно», «Ты хочешь меня обидеть?», «Когда ты так кричишь, я слышу только тон, а не содержание», «Шутка – это когда всем смешно, а если кому-то обидно, то это уже издевательство», «Мне было неловко», «Это помешало классу».
Совет
Анализируйте, что вы чувствуете, когда подросток действует агрессивно. Вы реагируете на форму или на содержание?
Рекомендации для учителей
Совет
Следите за корректностью своих высказываний и действий и будьте внимательны к высказываниям подростка
Рекомендации для учителей
Совет
Следите за корректностью своих высказываний и действий и будьте внимательны к высказываниям подростка
+ Уважайте личные границы подростка. Ведите себя в соответствии с поставленной задачей, осознавайте границы своей компетентности и профессиональных функций. Не оценивайте внешность, прическу, одежду, вкусы и симпатии подростка. Не трогайте и не отбирайте его личные вещи.
Осознать значение требовательности
Ученики уважают требовательных учителей. Требовательный педагог побуждает себя и другого к нужной деятельности, основывается на воле, ответственности и осознанных ценностях.
+ Противоположность требовательности – попустительство. Такие учителя снисходительны и безразличны к процессу и результату взаимодействия с классом. Они работают только с послушными учениками или отказываются от выполнения части своих задач, если подростки сопротивляются. Педагог относится к работе попустительски, когда, например, ему не хватает сил совладать с обстоятельствами жизни и обязанностями. Попустительство – форма скрытой виктимности: такие учителя чувствуют себя жертвой и неумышленно провоцируют чужую агрессивность.
Рекомендации для учителей
Следите, каждый ли ученик вовлечен в урок. Быстро и ясно реагируйте на безделье. Старайтесь, чтобы каждый ученик осмысленно участвовал в уроке. Приводите аргументы, когда оцениваете содержание или результат деятельности ученика.
Поддерживайте собранный ухоженный вид, не теряйте самоконтроль. Содержите кабинет, рабочие материалы и журнал в порядке. Уважайте собственные чувства и желания, ясно выражайте их, когда они возникают. Изменяйте или завершайте те отношения, в которых партнер по общению придирается, нападает, обижает, дает непрошеные советы и оценки, унижает вас.
Как научить ребенка говорить «нет»
Многие дети бояться сказать «нет» своим друзьям, стараясь быть отзывчивым, но это может привезти к неудобствам для них самих, проявления осложнений. Рассмотрим ряд приемов, чтобы отучить некоторых знакомых от того, чтобы они не перекладывали ответственность на вашего ребенка.
Приём № 1. Отказ под благовидным предлогом, или Мотивированный отказ.
Заготовьте заранее с ребенком – отказы под благовидным предлогом (мотивированный отказ). «В четверг не смогу — меня пригласили в гости».
Приём № 2. Отказ без объяснения причин
Посоветуйте напустить туману. Мол, не спрашивай почему, но не могу. Тон при этом должен быть: а) загадочный, б) грустный. В первом случае проситель будет заинтригован, во втором подумает, что у вашего ребенка что-то произошло и настаивать бесполезно.
Приём № 3. Отказ с переадресовкой
«В прошлый раз родители сказали, что если это повториться, то позвонят твоим родителям».
Применяя три вышеописанных приёма, можно добавлять "к сожалению", "извините, но…", "мне очень жаль", "я бы рад, но…", "может, в следующий раз", чтобы не обидеть человека отказом, но одновременно дать ему понять, что отказ обоснован.
Приём № 4. Встречная просьба
Отлично подходит для того, чтобы проверить отношение просителя к вашему ребенку. Научите детей этому трюку: не дослушав до конца, нужно радостно воскликнуть: "Ну надо же, а я как раз тебя хотел (хотела) попросить об этом! К кому же мне теперь обратиться?" Последнюю фразу следует произносить озабоченным тоном – ваш ребенок уже занят собственной проблемой.
С раннего возраста надо прививать детям рассудительность в отношениях с друзьями и противоположным полом.
Можно показать на примере: иногда стоит помочь знакомому, но не всегда решать за него все проблемы.
Каждый человек хозяин своей воли, стоит убедить его ребенка в этом тем самым готовить его к взрослой жизни.
Профилактика психологического насилия
Психологический портрет жертвы
Психологический портрет
Индивидуальные и социальные особенности
преследователя
Физические и интеллектуальные недостатки, болезненные дети, дети с другой национальностью, дети с высокой или низкой успеваемостью в школе, «любимчики» учителей или изгои, дети, принадлежащие к определённой субкультуре
Личность
Низкий уровень самоуважения, аутосимпатии, повышенное самообвинение, неадекватность самооценки (чаще заниженная)
Позитивное глобальное самоотношение, самоуважение, самопринятие, аутосимпатия и самопонимание, адекватная самооценка и принятие себя
Эмоциональная и коммуникативная сфера
Тревожность, плаксивость, страхи, интеровертированность, замкнутость, обидчивость, повышенная впечатлительность, эмоциональная неустойчивость
Раздражительность, эмоциональная неустойчивость, невыраженность социальной эмоциональности, агрессивность, импульсивность, слабые коммуникативные навыки
[
Первенство в качестве фактора формирования агрессивного поведения, порождающего насилие, принадлежит социальному окружению:
Проблемы в общении внутри семьи , конфликты – развод, гиперопека или отсутствие внимания, появление нового члена семьи – опекуна, младшего ребенка, завышенные требования к подростку – в учебе или других сферах деятельности.
«Плохая компания » — имеется в виду круг общения, состоящий из лиц, ранее нарушавших закон, имеющих вредные привычки.
Неблагополучная семья – имеются в виду неполные семьи, семьи, один из членов которой или все имели проблемы с законом, наркотиками, алкоголем .
Дифференцированный анализ (Ольшанский, 2002) показал, что среди участников террористических организаций и террористических действий 46% холериков, 32% сангвиников, 12% меланхоликов и 10% флегматиков.
Профилактика психологического насилия в школе
I уровень-уровень школы. Предполагает совместную работу всего педагогического коллектива (учителя, администрация, школьные психологи, родители и ученики). Психолог осуществляет выявление и оценку ситуацию буллинга в данном учреждении, проводит статическую обработку данных с помощью специально отобранных методик. Педагоги и классные руководители составляют психологические характеристики учащихся, в которых отражают специфику межличностных отношений в классе. Администрация образовательного учреждения осуществляет организацию и координацию данного процесса.
II уровень - уровень класса . Педагоги совместно с учениками разрабатывают и принимают правила против буллинга, проводят регулярные встречи с учениками класса с целью обсуждения ситуации буллинга и поощрять участие родителей в этих встречах. На уроках психологии проводятся ролевые игры, в которых ученики по очереди могут отыгрывать сценарии буллинга, где они исполняют роль жертвы или обидчиков.
III уровень - индивидуальный. Здесь осуществляется организация мероприятий, ориентированных на конкретных участников буллинга, привлекаются их родители, проводятся беседы. Среди направлений психокоррекционной работы выделяются следующие: формирование механизмов эмоциональной саморегуляции, коммуникативной компетентности, умений и навыков конструктивно преодолевать конфликтные и фрустрирующие ситуации, а также умений и навыков конструктивных взаимодействий, толерантных установок на взаимодействие.
Эффективные методы противодействия буллингу в школе
Эффективные методы противодействия буллингу в школе
«Команда связей (Link crew)». Данная система придумана Джоном Дьюи и реализуется в североамериканской педагогике (США и Канаде). В школе формируется так называемая «команда связей». Ее составляют самые позитивные, активные, доброжелательные ученики школы. Они становятся «шефами» ребят из классов помладше. Особое внимание следует уделить детям, переходящим на новый образовательный уровень (1 класс, 5 класс, 9 классы). Также внимание должно быть обращено на новеньких и детей с особыми потребностями. Так, одиннадцатиклассница может курировать пятерых девятиклассников. А десятиклассник присматривает за несколькими новенькими из восьмого класса. Семиклассники шефствуют над пятиклассниками. Таким образом, на каждого шефа приходится 3-5 учеников подшефных. Шефы хотя бы раз в день на перемене могут подойти к своему подшефному и поинтересоваться как у него дела. Можно поздороваться, улыбнуться, спросить: «Все в порядке?», «Есть проблемы?». Важно дать понять, что шеф готов помочь в решении этих проблем. Курирует такую команду школьный психолог или педагог-организатор.
Эффективные методы противодействия буллингу в школе
Эффективные методы противодействия буллингу в школе
Опросник к методу Фарста
Теперь настало время конфронтации: Мне известно, что ты участвовал в этом. Ты … (дата, время) сделал следующее: 1. ____________________________ 2. _______________________________ (Не допускайте никаких дискуссий!Не принимайте никаких оправданий!)
– Все это выглядит ужасно. И, ты знаешь, это вовсе не безобидная вещь, это – БУЛЛИНГ! Буллинг – это умышленное покушение на душевное здоровье человека! В нашей школе это недопустимо! Что ты можешь сделать для того, чтобы прекратить буллингпротив ……. (имя жертвы)? (Апеллировать к его ответственности, добиться уступки и закрепить результат).
– Что ты можешь сделать, если заметишь, что другие занимаются буллингом? (Записать ответ и сообщить буллеру о том, что Вы хотите видеть его в качестве партнера в борьбе против буллинга.)
Эффективные методы противодействия буллингу в школе
Методика «Без обвинений»
Вопросы интервью:
Эффективные методы противодействия буллингу в школе
Методика «Без обвинений»
Эффективные методы противодействия буллингу в школе
Методика «Без обвинений»
Эффективные методы противодействия буллингу в школе
Методика «Без обвинений»
Помощь ребенку, пережившему насилие
Информирование.
Психолого-педагогические методы работы с детьми группы риска
Оно заключается в расширении (трансформации, корректировке) информированности консультируемого (ребенка, родителя, педагога), повышении его психологической компетентности в области обсуждаемых тем с использованием примеров из обыденной жизни, обращения к литературным источникам, научным исследованиям, опыту других.
Метафора (метод аналогий).
Сущность данного метода заключается в использовании аналогий (сказок, притч, образов, случаев из жизни, символов, пословиц, поговорок) для демонстрации актуальной ситуации консультируемого. Метафора имеет косвенное влияние на стереотипы, установки, мнения людей, позволяет посмотреть на ситуацию со стороны. В связи с этим снижаются субъективная значимость и ложное ощущение уникальности проблемы. Помимо прочего метафора позволяет расслабиться, разрядить напряженную атмосферу беседы.
Установление логических взаимосвязей.
Психолог вместе с ребенком устанавливает последовательность возникших событий, выделяет роль субъективных факторов в возникновении событий жизни и их взаимосвязи. Этот способ позволяет расширить и уточнить понимание ситуации.
Психолого-педагогические методы работы с детьми группы риска
Проведение логического обоснования.
Такой метод способствует сортировке возможных способов решения актуальной жизненной проблемы для ребенка путем логического анализа. Он позволяет прогнозировать последствия и эффективность разнообразных путей решения.
Самораскрытие.
Конкретное пожелание.
Консультант косвенно побуждает ребенка «стать самим собой», делясь своим личным опытом, проявляя терпимое отношение к различным чувствам и высказываниям ребенка.
Пожелание может включать рекомендацию попробовать какой-либо определенный способ действия при решении значимой задачи. Ребенок оценивает ситуацию, адекватность предлагаемых способов, прогнозирует шаги для их реализации.
Психолого-педагогические методы работы с детьми группы риска
Парадоксальная инструкция.
Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, позволить ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжай делать то, что ты делаешь. Повтори свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза...». !!! Конечно же, этот метод не относится к антивитальному, саморазрушающему поведению, включая суицидальные тенденции.
Убеждение.
Эмоциональное заражение.
Этот способ целесообразно применять на фоне уравновешенного эмоционального состояния ребенка. Применение его подразумевает хорошее развитие мышления (образного и абстрактного), устойчивости внимания. Психолог, применяя понятные для ребенка аргументы, помогает ему убедиться в понимании конкретных событий, мыслей, способов деятельности.
При формировании доверительных отношений психолог является для ребенка фигурой для эмоциональной идентификации. За этот счет он может откорректировать эмоциональное состояние ребенка, осознанно или невольно заражая его своим эмоциональным состоянием.
Психолого-педагогические методы работы с детьми группы риска
Помощь в ликвидации неконструктивных эмоций.
Применение этого способа особенно эффективно при острых эмоциональных состояниях, выражающихся в форме смеха, слез, истерик, выговаривания, активного действия (постучать, походить, побить подушку, нарисовать..., почертить, потопать ногами, написать...). Данный способ позволяет снять напряжение, вызванное негативной эмоцией. В этом случае психологу необходимо сохранить позицию внимательного наблюдателя, сочувствующего, понимающего, но не присоединяться к чувствам ребенка.
Релаксация.
Повышение энергии и силы.
Содействие ребенку в освоении и реализации способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфортного состояния. Оно может осуществляться в форме аутотренинговых и релаксационных упражнений, а также медитации.
Данный способ рекомендуется применять, если ребенок чувствует себя обессиленным, уставшим, демонстрирует отсутствие сил. Определенные двигательные упражнения, в форме перевоплощения, мысленного «подключения» к многочисленным источникам энергии (энергии стихий, космоса, природных одушевленных и одушевлённых объектов) позволяет повысить активность и работоспособность ребенка, получить прилив бодрости и жизненных сил.
Психолого-педагогические методы работы с детьми группы риска
Переоценка.
При наличии деструктивных чувств, мыслей переоценка позволяет выработать новый взгляд и соответственно отношение на ситуацию. Переоценка подразумевает выделение негативных переживаний, их определение, поиск положительного в данной ситуации, концентрацию на конструктивных моментах, и смена негативных явлений ситуации на положительное их восприятие с целью снятия негатива.
Домашнее задание. Реализация запланированных действий, о которых договариваются психолог и консультируемый в конце занятия-консультации, могут способствовать закреплению наметившиеся в ходе консультации изменений. Также выполнение домашнего задания помогает отследить результаты и опробовать новые способы деятельности в трудной ситуации.
Позитивный настрой.
Положительный настрой позволяет укрепить веру в возможности ребенка, дать ему ориентир и уверенность по разрешению возникшего затруднения. Помимо прочего он способствует концентрации сознательных и подсознательных сил для достижения высоких результатов в поставленной цели.
Внутренние переговоры.
Данный способ может применяться для устранения внутренних конфликтов. Он предполагает определение конфликтующих субличностей, их обозначение и осуществление диалога между ними. Психолог не может решать проблему вместо консультируемого, но он может помочь осознать затруднительную ситуацию и организовать внутренние переговоры, ориентированные на компромисс.
После обучения внутренним переговорам, с ребенком проводят специальные тренировки, когда он обучается подключать к переговорам субличностей своего Творца – мудрую, творческую силу, существующую в каждом человеке. Это способствует не только нахождению компромиссов, но и формированию новых оригинальных решений.
Психолого-педагогические методы работы с детьми группы риска
Ролевое проигрывание.
Этот способ предполагает моделирование различных реальных и идеальных ситуаций для отработки новых способов деятельности в актуальных ситуациях.
Анализ ситуаций.
В ходе консультирования можно проводить совместный анализ как реальных случаев из жизни, так и жизненных ситуаций других людей, включая литературные примеры. Данный способ вместе с информированием помогает повысить психологическую грамотность, а также развить навыки использования психологической информации при анализе ситуаций.
Психолого-педагогические методы работы с детьми группы риска
Целеполагание.
Имеет смысл заняться поиском новых жизненных целей и смыслов, когда ребенок (подросток) чувствует некоторую опустошенность, малоценность собственного существования, хочет изменить свою жизнь, но не знает, в каком направлении двигаться. Для целеустроения можно использовать как рациональные техники, так и способы творческого воображения.
Трансформация личной истории.
Такой способ предполагает целенаправленное погружение в собственную ситуацию (историю) для мысленного субъективного завершения незавершенных событий прошлой жизни, трансформации навязанных программ и сценариев. Это позволяет снять напряжение, возникающего в силу незаконченного действия.
Если нельзя изменить произошедшие события жизни, то можно поменять отношение к ним. В тех ситуациях, когда ребенок (подросток) переживает от мыслей, что он у него что-то не удалось (что-то не сказал, не сделал), можно предложить ему сделать это мысленно. Помимо воображаемого развития ситуации ее можно смоделировать в игре и доработать.
Целеполагание:
«Сосредоточенное мечтание».
Психолого-педагогические методы работы с детьми группы риска
Наполнение смыслом привычных жизненных событий.
Данный способ имеет большое значение для детей, которые воспринимают жизнь как скучную череду событий, когда все занятия им неинтересны. Консультант проводит работу по повышению значимости реальных событий, наполнению определенным смыслом осуществляющих действий (по аналогии с Томом Сойером, когда он смог превратить в интересную деятельность скучное занятие по окрашиванию забора).
Социальные пробы.
Оказание поддержки в поисках идентичности
Выполнение конкретных действий детьми как в специально запланированных ситуациях, так и в игровых процедурах способствует лучшему пониманию собственных возможностей. Такое прохождение формирует образное социальное закаливание и принятие новых форм и способов поведения.
Отмеченное направление воздействия вполне актуально для детей, которые ищущих ответ на вопрос: «Кто я?». Конкретные приемы, позволяющие найти ответ на этот вопрос, могут определяться на самоанализе, самопознании, осмыслении своих поступков, медитативном погружении в себя и т.д.
Содержание психологического консультирования детей группы риска
Назначение
Формирование оптимальной адаптации и самореализации за счет использования ресурсных возможностей личности с целью преодоления существующих затруднений.
Предмет
Внутренний психологический мир ребенка: психическое состояние, самоотношение, эмоционально-волевое регулирование, жизненные цели и ценности, актуальная ситуация жизнедеятельности и развития.
Условия
использования
Желание получать помощь в решении вопросов (затруднений), детерминированных психологическими причинами. Готовность ребенка принять ответственность за изменение себя ради улучшения своей жизненной ситуации.
Характер
Совместная деятельность консультанта и ребенка, ориентированная на достижение цели, поставленной в ходе затруднительной для консультируемого ситуации.
Цель
Решение приоритетных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей ребенка путем преодоления психологических затруднений.
Проф-е задачи
Меры, планируемые для достижения выбранной цели конкретного консультирования, определяются поставленной целью, спецификой ситуации, индивидуальными особенностями и возможностями ребенка, а также уровнем и характером его отклонения, девиации поведения.
Содержание психологического консультирования детей группы риска
Результат
Изменения (улучшения) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в результате психологического консультирования, которые способствуют адаптации и самореализации ребенка.
Частным результатом отдельной консультации могут являться повышение информационности о текущем явлении, осознание причин затруднений, устранение накопившегося напряжения, создание нового взгляда на себя и текущую ситуацию, нахождение и актуализация личностных ресурсов, повышение самооценки, самоуважения, получение новых способов поведения, вариантов самостоятельного решения трудных жизненных вопросов, устранение негативных установок и стратегий поведения, появление новых целей, ценностей и перспектив.
Задачи, решаемые в процессе консультирования
Основные
Решаемые задачи
этапы
Консультируемый (ребенок)
Подготовка
Консультант (психолог, педагог)
Установление контакта
Определение затруднения, попытки самостоятельного или с помощью других их решения.
Изучение ситуации
Доверие к специалисту.
Ориентация на взаимодействие (выявление личностной позиции, формирование внутренней идентичности, положительного настроя, переключение с других вопросов).
Намерение и решение обратиться к психологу.
Определение времени встречи, настройка, подготовка места.
Установление согласованной позиции.
Характеристика, анализ качественного состояния внешних и внутренних факторов трудной ситуации, структурирование, определение предмета психологической работы, выявление положительных основ для разрешения затруднения.
Осознание возможностей консультанта и особенностей предстоящей работы.
Распределение ролей (Ты...Я... Мы...).
Содействие ребенку в описании и анализе ситуации (активизация свободных высказываний, откровений, ответов на вопросы).
Сохранение доверительного диалога.
Выявление и анализ предмета работы.
Психологический анализ факторов, определяющих возникшее затруднение на основе изучения высказываний, эмоционального состояния, общей позиции, невербальных признаков, данных диагностики. Выделение позитивного основания для разрешения психологом возникшего затруднения.
Задачи, решаемые в процессе консультирования
Задачи, решаемые в процессе консультирования
Основные
этапы
Решаемые задачи
Консультируемый (ребенок)
Поиск
Консультант (психолог, педагог)
решений
Выработка и усвоение новых отношений, позиций, способов деятельности. Оценка их с точки зрения приемлемости и реалистичности.
Подведение итогов
Содействие в организации поиска решения.
Сравнение полученного результата с начальным состоянием, определение разницы в разрешении существующего затруднения, планирование дальнейших шагов и действий.
Позитивное программирование на реализацию спланированных шагов (Я уверен, что могу добиться желаемого результата...)
Выводы о достижениях: определение того, что получилось достичь консультируемому.
Активизация деятельности ребенка, влияние на его позицию.
Помощь в формировании позитивного настроя на осуществление дальнейших шагов.
Выход из контакта.
Профилактика суицидального поведения: рекомендации родителям
Экстренные ситуации: Правила поведения с пострадавшими :
1. Дайте знать пострадавшему, что вы рядом и что уже принимаются меры по спасению.
Пострадавший должен чувствовать, что в создавшейся ситуации он не одинок. Подойдите к пострадавшему и скажите, например: «Я останусь с вами, пока не приедет «Скорая помощь». Пострадавший также должен быть проинформирован о том, что сейчас происходит: «Скорая помощь» уже в пути».
2. Постарайтесь избавить пострадавшего от посторонних взглядов .
Любопытные взгляды очень неприятны человеку в кризисной ситуации. Если зеваки не уходят, дайте им какое-либо поручение, например, отогнать любопытных от места происшествия.
3. Осторожно устанавливайте телесный контакт.
Легкий телесный контакт обычно успокаивает пострадавших. Поэтому возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Даже оказывая медицинскую помощь, старайтесь находиться на одном уровне с пострадавшим.
4. Говорите и слушайте .
Внимательно слушайте, не перебивайте, будьте терпеливы, выполняя свои обязанности. Говорите и сами, желательно спокойным тоном, даже если пострадавший теряет сознание. Не проявляйте нервозности. Избегайте упреков. Спросите пострадавшего: «Могу ли я что-либо для вас сделать?» Если вы испытываете чувство сострадания, не стесняйтесь об этом сказать.
Правила первой помощи для психологов:
1. В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения . Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.
2. Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.
3 . Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.
4. Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим . Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.
5. Никогда не обвиняйте пострадавшего . Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.
Правила первой помощи для психологов:
6. Профессиональная компетентность успокаивает . Расскажите о вашей квалификации и опыте.
7. Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность . Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.
8. Дайте пострадавшему выговориться . Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.
9. Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним . При расставании найдите себе заместителя и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.
10. Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи . Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.
11. Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.
12. Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор.
У человека в экстремальной ситуации могут появляться следующие симптомы (Крюкова и др., 2001):
• бред
• галлюцинации
• апатия
• ступор
• двигательное возбуждение
• агрессия
• страх
• истерика
• нервная дрожь
• плач
Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом
Бред и галлюцинации.
К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.
Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).
В данной ситуации:
1. Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.
2. До прибытия специалистов следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.
3. Изолируйте пострадавшего и не оставляйте его одного.
4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.
В душе – пустота, безразличие, нет сил даже на проявление чувств. Если человека оставить без поддержки и помощи в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию (тяжелые и мучительные эмоции, пассивность поведения, чувство вины, ощущение беспомощности перед лицом жизненных трудностей, бесперспективность и т.д.).
Апатия
В состоянии апатии человек может находиться от неск.часов до неск. недель.
Основными признаками апатии являются:
• безразличное отношение к окружающему;
• вялость, заторможенность;
• медленная, с длинными паузами, речь.
В данной ситуации:
1. Поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?»; «Как ты себя чувствуешь?»; «Хочешь есть?».
2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь).
3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.
4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.
5. Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чаю или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).
Ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма. Она наступает после сильнейших нервных потрясений (взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил на выживание столько энергии, что сил на контакт с окружающим миром уже нет.
Ступор
Основными признаками ступора являются:
• резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;
• отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);
• «застывание» в определенной позе, оцепенение (numbing), состояние полной неподвижности;
• возможно напряжение отдельных групп мышц.
В данной ситуации:
1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.
3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
4. Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.
Двигательное возбуждение
Основными признаками двигательного возбуждения являются:
• резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;
• ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленные вещи);
• часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).
1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.
3. Массируйте «позитивные» точки. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»)
4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям (например: «Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»).
5. Помните, что пострадавший может причинить вред себе и другим.
6. Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением
Человек «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время и мешать самому пострадавшему и окружающим.
Агрессия
Основными признаками агрессии являются:
• раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
• нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
• словесное оскорбление, брань;
• мышечное напряжение;
• повышение кровяного давления.
В данной ситуации:
1. Сведите к минимуму количество окружающих.
2. Дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку).
3. Поручите ему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.
4. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с пострадавшим, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.
6. Агрессия может быть погашена страхом наказания:
• если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения;
• если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.
7. Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.
Организм «сбрасывает» напряжение.
Если эту реакцию остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию таких серьезных заболеваний, как гипертония, язва и др.
Нервная дрожь
Основные признаки данного состояния :
• дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время;
• возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);
• реакция продолжается достаточно долго (до нескольких часов);
потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.
1. Нужно усилить дрожь.
2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 секунд.
3. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.
4. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.
5. Нельзя:
• обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;
• укрывать пострадавшего чем-то теплым;
• успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.
Основные признаки данного состояния:
• человек уже плачет или готов разрыдаться;
• подрагивают губы;
• наблюдается ощущение подавленности;
• в отличие от истерики, нет признаков возбуждения.
Плач
Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаивающим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.
Если человек сдерживает слезы, то не происходит эмоциональной разрядки, облегчения. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека.
Истерика
Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.
Основные признаки:
• сохраняется сознание;
• чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
• речь эмоционально насыщенная, быстрая;
• крики, рыдания.
1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для вас.
2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).
3. Говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).
4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием.
5. Не потакайте желаниям пострадавшего.
Основные симптомы ПТСР у детей разного возраста
Основные симптомы ПТСР у детей разного возраста
Изменения
Дошкольный и младший школьный возраст
Когнитивные
(4-7 лет)
младший школьный и ранний подростковый возраст
Познавательные трудности. Приписывание воспоминаниям о травме мистических свойств. Трудности осознания причин своего беспокойства.
Поведенческие
Подростковой и юношеский возраст
Нарушения концентрации внимания, памяти. Трудности при обучении.
Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Повторяющиеся проигрывания травмы. Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, лепет вместо обычной речи). Различные нарушения общения. Трудности адаптации к детским учреждениям, семье.
Нарушения концентрации внимания, рассеянность. Нарушения памяти. Осмысление своих страхов, чувства уязвимости и других эмоциональных реакций.
Пересказы и проигрывание событий (травматические игры), искажение их картины и навязчивая детализация. Забота о безопасности своей и других людей. Нарушенное или нестабильное поведение (например, агрессивное или безрассудное, негативизм). Забота о других жертвах травмы.
«Срывы» в алкоголизацию, наркотизацию, секс, противоправное поведение. Опасный стиль жизни. Саморазрушающее или рискованное поведение. Резкие изменения в межличностных отношениях. Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (прогулы школы, побеги).
Поведение
Плач
Возможное значение этого поведения
Крик
- Я хочу, чтобы кто-нибудь увидел, как ужасно я себя чувствую.
- Меня не слушают.
Запугивание других
- Мне нужно добиться, чтобы все было так, как я хочу, и тогда я почувствую себя на высоте и буду менее уязвим.
- Возможно вы сдадитесь, если почувствуете жалость ко мне.
- Никто не понимает, как я себя чувствую.
- Я хочу чувствовать себя сильным и держать все под контролем.
Не слушает то, что ему говорят
- Я не хочу, чтобы окружающие видели, как я действительно себя чувствую, потому что тогда я буду более уязвим.
- Я не хочу быть единственным, кто чувствует себя плохо.
- Я чувствую себя бессильным и должен восстановить свой контроль над вещами.
Агрессивен или прибегает к насилию по отношению к другим
- Мне нужно, чтобы кто-то другой чувствовал себя также ужасно, как я.
- Я хочу проверить, действительно ли вы преданы мне (заботитесь обо мне или просто манипулируете мною).
- Я хочу проверить, могу ли я таким образом оттолкнуть вас от себя, лукавите ли вы, когда говорите, что на моей стороне.
- Я не знаю, как еще показать свой гнев.
- Я чувствую свое бессилие, обиду, страх и т.д., но проявляя свой гнев, я защищаю так себя от этих чувств.
Поведение
Истерики для того, чтобы добиться своего
Возможное значение этого поведения
- Я ничего не могу поделать, у меня нет сил, нет слов, но я хочу владеть ситуацией.
Флирт
- Только когда я владею ситуацией, я чувствую себя в безопасности.
- Я хочу поступать по-своему, чтобы не чувствовать себя таким бессильным, и я не знаю, как еще получить эти силы.
Закрывается в комнате на замок
- Я не знаю других способов заслужить доверие и уважение взрослых.
Кража
- Я должен защитить себя – никто другой за меня этого делать не будет.
Борьба с другими детьми как с конкуре-нтами
- Я не могу сближаться с людьми, так как они меня могут ранить.
- Взрослые не заботятся обо мне, так что я должен обеспечить себя сам.
- Вы действительно примите меня независимо от того, что я делаю.
- Я не хочу рассказывать свою личную жизнь.
- Если Я не забочусь о своих интересах, никто за меня этого делать не будет.
- Пусть все думаю, что это самое плохое, что могло произойти со мной.
- мне нужно чувствовать , что меня любят и принимают, а это возможно только в том случае, если я буду лучше, чем другие.
- Мне нужно так много всего (тепла, заботы, внимания, любви), чтобы заполнить ту пустоту, которая образовалась внутри меня.
- Я привык к борьбе за выживание.
Поведение
Возможное значение этого поведения
Отказ принимать участие / изолирование себя
- Сближаться с людьми – опасно для меня, ия должен держаться в стороне.
Нанесение вреда самому себе (порезу, попытки самоубийства)
- Я не достаточно хорош, чтобы быть с ними.
- Я ужасно себя чувствую, но не знаю, как поделиться с вами.
Курение
- Я должен концентрироваться на физической боли – это помогает мне справляться с моим эмоциональным кошмаром.
- Я – взрослый и не нуждаюсь ни в ком, кто бы заботился обо мне.
- Мне наплевать на себя.
- Я делаю это, чтобы чувствовать себя живым.
- Лучше я буду делать это, чем думать о том, что со мной произошло.
Правила интернет-безопасности в образовательной организации
Общие рекомендации по обеспечению безопасной работы детей в интернете для родителей и педагогов:
Правила поведения в интернете