СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опиливание заготовок из сортового проката

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока для 6-х  классов (мальчики) ФГОС.

Урок №35-36. Опиливание заготовок из сортового  проката.

Просмотр содержимого документа
«Опиливание заготовок из сортового проката»

6-А


6-Б


6-В


Урок №35-36. Опиливание заготовок из сортового проката.

Пр.работа. Изготовление изделий из проволоки.


Цель: ознакомление учащихся со способами и приёмами по обработке сортового проката.

Задачи:

Образовательные:

1.Сформировать и закрепить знания и умения по ручному опиливанию металлов.

2. Овладеть грамотной технической терминологией по обработке металлов.

Развивающие:

1.Развивать практические навыки по обработке металлов и выбору технологии их обработки.

2.Развивать техническое мышление и пространственное воображение.

3.Расширять кругозор через межпредметные связи предмета «Технология».

Воспитательные:

1.Воспитывать трудолюбие, чувства ответственности за свою работу и уважения труда человека.

2.Воспитывать бережное отношение к материалам, инструментам и оборудованию школьной мастерской.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;

  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

  • Предметные: знание инструментов, приемов выполнения опиливания, умение опиливать наружные поверхности заготовок, соблюдая правила безопасной работы; умение применять теоретические знания в практической деятельности.


Тип занятия—комбинированный, с элементами объяснения нового материала, повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков на практике.

Оборудование: слесарные верстаки, наборы слесарных разметочных, режущих инструментов, сверлильный станок, классная доска.


Ход урока.


I. Мотивация к деятельности (организационный момент).

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Проверка готовности к уроку, создание эмоционального настроя к уроку.

Проверить, как организовано «рабочее место», на парте должны лежать тетрадь рабочая, учебник, заготовки для работ.


II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Что изучали на прошлом уроке?(резание и рубка металла)

- Мы с вами уже познакомились с некоторыми необходимыми для работы слесаря моментами: разметка, измерение штангенциркулем, резание и рубка сортового проката.

Закрепление пройденного материала.

  • Какие требования безопасности труда следует выполнять при рубке металла?

  • Какую форму имеет режущая часть зубила?

  • Какие инструменты применяются при рубке?

  • Как связан угол заострения зубила с твер­достью обрабатываемого материала?

  • Подумайте, почему для рубки твердых материалов используют зубило с большим углом заострения, чем для рубки мягких материалов.

III. Первичное усвоение новых знаний. Изложение нового материала.

Объяснение, работа с учебником.


Опиливаниеснятие небольших слоев металла (припуск) напиль­ником — одна из самых распространенных технологических операций. Опиливание широко применяется при изготовлении и ремонте деталей, а также сборке деталей в изделие. С помощью напильников деталям придаются требуемые формы, размеры и качество поверхностей.

Различают грубое (или черновое), чистовое и отделочное опиливание. Грубым опиливанием снимают значительный слой металла. Чистовым опиливанием добиваются определенной точ­ности изготовления, требуемых размеров детали.

Отделочным опиливанием подготавливают поверхность деталей к отделке, делают ее более ровной.

Сущность опиливания заключается в срезании мелких части­чек материала (опилок) отдельными резцами, имеющимися на рабочей части напильника. Напильник (рис. 1) представляет собой стальной брусок определенного профиля и длины, на поверх­ности которого имеется насечка (нарезка). Насечка образует мелкие и острозаточенные зубья.

Рис. 2. Виды насечек напильников.

Насечка на рабочих частях напильников

может быть одинар­ной, или простой,

двойной (основной и дополнительной),

или перекрестной, а также точечной,

или рашпильной (рис. 2).

Напильник с рашпильной насечкой так и называют «рашпиль».

Напильниками с одинарной насечкой снимают широкую струж­ку, равную длине всей насечки. Их применяют при опиливании мягких металлов. Перекрестная насечка размельчает стружку, поэтому напильники с такой насечкой применяют при опиливании твердых металлов.

По числу основных насечек на 10 мм длины рабочей части напильники подразделяют на следующие номера:

0 и 1драчовые напильники (крупные зубья, служат для грубого опиливания);

2 и 3личные напильники (более мелкие зубья, которыми выполняют чистовую обработку);

4 и 5бархатные напильники (самые мелкие зубья, пред­назначены для отделки поверхностей деталей).

Напильники выпускают в основном длиной от 100 до 400 мм.


По форме рабочей части напильники делятся на: плоские, квадратные, трехгранные, круглые, полукруглые, ромбовидные и ножевидные.


При обработке плоских поверхностей применяются, как прави­ло, плоские и квадратные напильники.

Небольшие напильники (толщиной или диаметром 2...3 мм) с мелкой насечкой называют надфилями. Их приме­няют для обработки в труднодоступных местах: мелких отверстий, в углах и т. д.

Изготовляют напильники из инструментальной стали. Ручки напильников обычно делают из древесины (березы, клена и др.).


К напильникам, как и к другим инструментам, нужно отно­ситься бережно и соблюдать следующие правила.

Техника безопасности.


  • Храните напильники на подкладках из мягких материалов.

  • Оберегайте их от попадания воды, масла и наждачной пыли.

  • Предохраняйте от ударов, которые могут повредить зубья напильника.

  • Периодически очищайте напильники проволочной щеткой.


Приемы опиливания

Для выполнения опиливания заготовку закрепляют в тисках. Чтобы предохранить заготовку от вмятин при зажиме, на губки тисков надевают нагубники из мягкого материала. Закрепляют заготовку так, чтобы опиливаемая поверхность выступала над уровнем губок тисков на 8... 10 мм.

В зависимости от того, какой вид опиливания будет выпол­няться — черновое, чистовое или отделочное, подбирается соот­ветствующий напильник: драчовый, личной или бархатный. При выборе напильника надо также учесть, что длина рабочей части должна быть больше размеров обрабатываемой поверхности в направлении опиливания. Длина напильника должна быть такой, чтобы можно было совершать рабочие движения опиливания.

Важное значение имеет правильная хватка инструмента. При опиливании напильник берут правой рукой за ручку, при этом закругленный конец ее должен упираться в ладонь, большой палец располагаться сверху и вдоль ручки, а остальные пальцы охватывают ручку напильника снизу. Ладонь левой руки накладывают почти поперек напильника на расстоянии 20...30 мм от края его носка.

Чтобы напильник срезал стружку, его нужно при движении прижимать к обрабатываемой поверхности обеими, руками. При этом усилия нажима на напильник правой и левой рукой должны быть различными. При движении напильника вперед (рабочий ход) постепенно увеличивают вначале небольшой нажим на ручку правой рукой и одновременно уменьшают сильный вначале нажим левой руки на носок напильника). Движение напиль­ника назад (холостой ход) осуществляют без нажима.

Наиболее рациональной скоростью трудовых движений или темпом опиливания считается 40—60 двойных (рабочий плюс холостой) ходов в минуту.


IV. Первичная проверка понимания.

Задание: Перед вами на столах расположены различные виды напильников. Вам необходимо дать характеристику каждого напильника по форме засечек, по форме поперченного сечения.


Данные занести в таблицу технологической карты.


V. Первичное закрепление.

Учащимся предлагается произвести опиливание заготовок при изготовлении изделия.

  • Что такое опиливание?

  • Какие различают виды опиливания?

  • Какие бывают виды насечек на рабочей части напильника? Какие напильники изнашиваются быстрее?'

  • Как подразделяются напильники по числу насечек на 10 мм длины рабочей части?

  • Какие следует соблюдать правила при работе напильником?

  • Как закрепляют заготовку при опиливании?

  • Какой напильник вы бы выбрали для чернового опиливания драчовый, личной или бархатный и почему?

  • К каким последствиям может привести неправильное распределение усилий нажима правой и левой рук во время опиливания?


VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ознакомиться в Интернете с механическими способами опиливания заготовок из металла.

VIII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

Чему научились на уроке? С какими трудностями вы столкнулись на уроке?

Что больше всего вам понравилось? Что бы хотелось научиться делать?


Обсуждение работ. Выставление оценок. Уборка рабочих мест.


Тест: «Рубка металла зубилом»

1.Рубка осуществляется с помощью:

А) зубила, крейцмейселя и молотка;

Б) кернера, киянки и ножовки;

В) молотка и долота.


2.От чего зависит угол заострения режущей кромки зубила?

А) от твердости обрабатываемого материала;

Б) от ширины зубила;

В) от длины зубила;

Г) от металла, из которого изготовлено зубило.


3.Как надо наносить удары при рубке?

А)сильно и быстро;

Б) сильно, точно по центру головки зубила;

В) быстро и точно по центру головки зубила;

Г) аккуратно и осторожно.


4.Чему равен угол заточки лезвия при рубке цветных металлов?

А) 35 - 450;

Б) 800;

В) 600.


5.Какой припуск на обработку необходимо оставить при рубке металла зубилом?

А) 1-2 мм;

Б) 2-3 мм;

В) 4-5 мм.


Ответы: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!