Конспект урока
по русскому языку в 7 классе
Описание действий, трудовых процессов
Тема урока: Описание действий, трудовых процессов.
Тип урока: Урок развития речи.
Цели урока:
Познакомить учащихся с описанием действий и трудовых процессов.
Научить создавать текст-описание действий и трудовых процессов.
Показать значение наречий при описании действий.
Проследить за особенностями создания текстов-описаний действий в разных стилях речи.
Совершенствовать навыки монологической речи учащихся.
Расширить лексический запас учащихся.
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Подготовка к написанию сочинения-миниатюры (39 мин.)
Итог урока (5 мин.)
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь! Дежурный, кто сегодня отсутствует?
-Сегодня на уроке присутствуют все.
-Хорошо. Открываем тетради, записываем дату и классную работу.
Ребята, в течение жизни человек поэтапно развивает свою речь, обогащает, оттачивает «тонны словесной руды». Поэтому и мы с вами придаем огромное значение урокам развития речи. Сегодня нам предстоит научиться описывать действия и составлять текст-описание действий и трудовых процессов.
Итак, записываем тему нашего урока «Описание действий и трудовых процессов». Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с описанием действий и трудовых процессов, научиться создавать текст-описание действий и трудовых процессов, обратить внимание на значение наречий при описании действий, проследить за особенностями создания текстов-описаний действий в разных стилях речи.
- Сейчас мы с вами посмотрим шуточный мультфильм «О картинах» Григория Гладкова, который расскажет нам об основных видах текстов-описаний.
Какие же уже известные вам виды текстов-описаний прозвучали в мультфильме?
-Описание портрета, внешности человека, описание природы, местности, интерьера.
-И в этот список мы добавляем ещё один вид текстов-описаний – описание действий и трудовых процессов.
Работая над портретом, вы уже в какой-то мере занимались описанием действий, говоря о позе и манерах человека, о том, как он ходит, сидит, стоит. Но эти элементы описаний подчинялись задаче обрисовки портрета какого-либо лица. При описании действий главным объектом внимания становятся действия человека, которые он производит, выполняя какое-либо дело.
Ребята, как и другие виды описаний, описание действий может быть деловым (научным) и художественным.
Обратите внимание на доску. На слайде записан ряд признаков, характеризующих деловое (научное) и художественное описание действий. Попытайтесь распределить эти признаки по колонкам.
Точность, логическая последовательность.
Воздействие на чувства читателя.
Создание определенного настроения.
Полное описание всех элементов процесса.
Получение точного представления о характере и особенностях процесса.
-Итак, какие особенности имеет деловое (научное) описание?
-Точность, логическая последовательность; полное описание всех элементов процесса; получение точного представления о характере и особенностях процесса.
-Хорошо. Давайте прочитаем основные признаки художественного описания действий.
-Воздействие на чувства читателей; создание определенного настроения.
-Сравним свои выводы с проверочным слайдом.
-Ребята, на слайде записаны два текста. Давайте их прочитаем.
Текст 1
Как надуть мяч?
Чтобы накачать воздух в камеру футбольного или волейбольного мяча, применяется специальный насос. Если его нет, можно воспользоваться обычным велосипедным насосом. В этом случае велосипедный вентиль вставляют в резиновую трубочку камеры и крепко затягивают шнурком. Наполнив мяч воздухом настолько, чтобы при щелчке он звенел, следует перегнуть резиновую трубочку пополам, освободить вентиль, а трубочку в согнутом виде перевязать тонкой прочной бечевкой. Затем, сильно надавив на мяч, подсунуть трубочку под край разреза покрышки и затянуть шнуровку.
Текст 2
Борька надувает мяч
Итак, мяч в руках у Борьки, настоящий волейбольный мяч с покрышкой, сшитой из отдельных пластинок кожи. На швах кожа потерлась и побелела, нитки кое-где порвались, но на два футбольных тайма нам его хватит. Остается его надуть, и можно играть. Борька набирает в грудь побольше воздуха и начинает изо всех сил дуть в трубочку, которая, как поросячий хвостик, торчит из разреза покрышки. Лицо у него краснеет, глаза становятся круглыми-круглыми, он сам — словно волейбольный мяч. Нам смешно, но ... кулаки у Борьки крепкие, и мы не подаем вида. Перехватив трубочку пальцами, он снова набирает в грудь воздух и снова дует. Мячик наполняется воздухом, и теперь уже он становится похожим на Борьку: такой же надутый и круглый. Зажав кончик трубочки зубами, Борька достает из кармана веревочку и завязывает трубку. Потом складывает хвостик вдвое и снова перевязывает его шпагатом. Засунуть трубочку под покрышку он великодушно разрешает мне.
-Какое из данных описаний действий вы могли бы встретить в справочнике, а какое – в художественном произведении?
-Первый текст можно встретить в справочнике, а второй – в художественном произведении.
-В каком из описаний изображение действий имеет комический характер?
-Во втором тексте описание действий имеет комический характер.
-Верно. При помощи каких изобразительно-выразительных средств достигается комизм описания?
-При помощи сравнений: как поросячий хвостик; словно волейбольный мяч.
-Обобщив все сказанное, давайте попробуем определить, к какому стилю речи относится первый текст?
-Первый текст относится к деловому (научному) стилю речи.
-Докажите!
-Текст представляет собой инструкцию по тому, как правильно надуть мяч. В тексте точно, логично и последовательно описывается процесс надувания мяча. Дается полное и точное описание всех действий.
-Молодцы! Второй текст относится к художественному стилю. По каким признакам мы определили, что перед нами художественное описание действий?
-Описание ведется от лица одного из героев, изображение действий имеет комический характер, который достигается с помощью сравнений, текст создает веселое настроение, отражает восприятие автора.
-Хорошо. Итак, ребята, на примере данных текстов мы с вами убедились в том, что описание действий может быть деловым (научным) и художественным, рассмотрели отличительные особенности текстов-описаний действий, относящихся к разным стилям речи.
Ребята, что, по-вашему мнению, является самым важным при описании действий в деловом (научном) стиле?
-Самым важным при описании действий в деловом (научном) стиле является последовательность, точность и логичность.
-Верно. Что является самым важным при описании действий в художественном стиле?
-Образность.
-Хорошо. Ребята, как вы думаете, слова какой части речи преобладают в описании действий?
-В описании действий преобладают глаголы.
-А какая часть речи указывает нам на то, как, каким образом действует и трудится человек, делает нашу речь боле точной и выразительной?
-Наречие.
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
-Молодцы! Ребята, чтобы выработать у вас навыки последовательно и точно описывать действия, поиграем в игру «Кто? Что? Как?». Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм об одном из самых замечательных видов народного художественного искусства – хохломе. А знаете ли вы, откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Сейчас ребята нам об этом расскажут.
Сообщение учащихся.
Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? Красота, мастеру на радость, а добрым людям на загляденье.
Почему же деревянные изделия называют хохломой?
Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые. Но гости стариков двор не обходили. На богатых дворах – тишина, одни собаки лают, а у старика – веселая застолица.
Все знали: есть у него красота ненаглядная – деревянная миска-уточка с двенадцатью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами. Глаз отвести невозможно.
Дивились гости: откуда у старика такая красота? Спрашивали, дорого ли она стоит. Хозяин угощал гостей и говорил:
– Золото из Хохломы и в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые, а на ободке – взгляни – в середине листья рябиновые да ягоды.
– А почему же, – спрашивают, – золото твое в воде не тонет и в огне не горит?
Положил дед черпаки в миску и налил воды – черпаки наверх всплыли: ведь они деревянные.
– А насчет огня, - говаривал дед, - испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть? Одно слово – хохлома огненная!
-Как же производят на свет это чудо-изделие? Сейчас мы с вами об этом узнаем. Вам необходимо выписать глаголы, которые обозначают последовательность действий, выполняемых мастером.
Какие глаголы вы выписали?
-Грунтует, сушит, грунтует, сушит, грунтует, наносит рисунок, покрывает лаком, сушит.
-Сколько этапов действий получилось?
-8.
-Хорошо. На доске записаны предложения. В первых четырех вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу наречия, указывающие на последовательность действий.
Давайте прочитаем, что у вас получилось.
-Сначала грунтует жидкой глиной. Затем сушит. Потом грунтует олифой. Тотчас сушит изделие.
-Молодцы! В оставшихся предложениях вам необходимо вставить не только подходящие по смыслу наречия, которые указывают на последовательность действий, но и наречия, с помощью которых мы можем охарактеризовать действия мастера.
Прочитайте предложения, которые у вас получились.
-После умело грунтует алюминиевой пудрой. Теперь аккуратно наносит рисунок. Наконец старательно покрывает изделие лаком. Сушит.
-Итак, ребята, мы с вами потренировались последовательно и точно описывать действия мастера, ещё раз убедились в том, что наречия делают нашу речь более точной и выразительной.
Ребята, как вы думаете, какие ошибки возможны при употреблении наречий?
-Речевые ошибки.
-Верно. Чтобы не допустить этих ошибок в вашей речи, выполним упражнение. Вам необходимо исправить текст, устранив неоправданное повторение наречия «потом».
-Папа взял длинную рейку и распилил её пополам. Потом рубанком тщательно обстрогал её, сделал круглой. Затем шкуркой отшлифовал рейку, она стала гладкой, приятно в руки взять! После этого папа один конец аккуратно распилил, ловко вставил в этот распил фанерку и прибил её гвоздиками к полке.
-Ребята, в тексте вам встретились незнакомые слова: рейка, рубанок, фанерка. Давайте обратимся к «Толковому словарю» и найдем их лексическое значение.
РЕЙКА, 1. Плоский брусок, узкая тонкая доска. 2. Брус с делениями для определения высоты, уровня воды, глубины снежного покрова (спец.).
РУБАНОК, Столярный строгальный инструмент в виде деревянной колодки с широким, наклонно поставленным лезвием внутри.
ФАНЕРА 1. Тонкие листы древесины для облицовки столярных изделий. 2. Листовой древесный материал - склеенные пластины с перекрестным расположением волокон древесины.
-Мы с вами увидели, что использование синонимов позволяет избежать речевых ошибок.
Итак, ребята, давайте вспомним, что является главным объектом в текстах - описания действий?
-Действия человека, которые он производит, выполняя какое-либо дело.
-К каким стилям речи могут относиться тексты-описания действий?
-К художественному и научному (деловому).
- Хорошо. Ребята, вот и подошел к концу наш урок развития речи. Предлагаю вам поиграть в игру «Свободный микрофон». Вы берете в микрофон и продолжаете фразу, начало которой представлено на слайде.
На уроке мне больше всего запомнилось...
Меня удивило то, что...
После урока я расскажу свои друзьям о...
Ещё мне хотелось бы узнать...
Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...
Лучше всех на уроке работал...
-Молодцы! У кого есть вопросы?
-Вопросов ни у кого нет!
-Тогда урок окончен.