СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание действий, трудовых процессов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание действий, трудовых процессов»






Конспект урока

по русскому языку в 7 классе





Описание действий, трудовых процессов




















Тема урока: Описание действий, трудовых процессов.

Тип урока: Урок развития речи.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с описанием действий и трудовых процессов.

  2. Научить создавать текст-описание действий и трудовых процессов.

  3. Показать значение наречий при описании действий.

  4. Проследить за особенностями создания текстов-описаний действий в разных стилях речи.

  5. Совершенствовать навыки монологической речи учащихся.

  6. Расширить лексический запас учащихся.








План урока:

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Подготовка к написанию сочинения-миниатюры (39 мин.)

  3. Итог урока (5 мин.)





















Ход урока:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь! Дежурный, кто сегодня отсутствует?

-Сегодня на уроке присутствуют все.

-Хорошо. Открываем тетради, записываем дату и классную работу.

Ребята, в течение жизни человек поэтапно развивает свою речь, обогащает, оттачивает «тонны словесной руды». Поэтому и мы с вами придаем огромное значение урокам развития речи. Сегодня нам предстоит научиться описывать действия и составлять текст-описание действий и трудовых процессов.

Итак, записываем тему нашего урока «Описание действий и трудовых процессов». Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с описанием действий и трудовых процессов, научиться создавать текст-описание действий и трудовых процессов, обратить внимание на значение наречий при описании действий, проследить за особенностями создания текстов-описаний действий в разных стилях речи.

- Сейчас мы с вами посмотрим шуточный мультфильм «О картинах» Григория Гладкова, который расскажет нам об основных видах текстов-описаний.

Какие же уже известные вам виды текстов-описаний прозвучали в мультфильме?

-Описание портрета, внешности человека, описание природы, местности, интерьера.

-И в этот список мы добавляем ещё один вид текстов-описаний – описание действий и трудовых процессов.

Работая над портретом, вы уже в какой-то мере занимались описанием действий, говоря о позе и манерах человека, о том, как он ходит, сидит, стоит. Но эти элементы описаний подчинялись задаче обрисовки портрета какого-либо лица. При описании действий главным объектом внимания становятся действия человека, которые он производит, выполняя какое-либо дело.

Ребята, как и другие виды описаний, описание действий может быть деловым (научным) и художественным.

Обратите внимание на доску. На слайде записан ряд признаков, характеризующих деловое (научное) и художественное описание действий. Попытайтесь распределить эти признаки по колонкам.

  1. Точность, логическая последовательность.

  2. Воздействие на чувства читателя.

  3. Создание определенного настроения.

  4. Полное описание всех элементов процесса.

  5. Получение точного представления о характере и особенностях процесса.

-Итак, какие особенности имеет деловое (научное) описание?

-Точность, логическая последовательность; полное описание всех элементов процесса; получение точного представления о характере и особенностях процесса.

-Хорошо. Давайте прочитаем основные признаки художественного описания действий.

-Воздействие на чувства читателей; создание определенного настроения.

-Сравним свои выводы с проверочным слайдом.

-Ребята, на слайде записаны два текста. Давайте их прочитаем.


Текст 1

Как надуть мяч?


  Чтобы накачать воздух в камеру футбольного или волейбольного мяча, применяется специальный насос. Если его нет, можно воспользоваться обычным велосипедным насосом. В этом случае велосипедный вентиль вставляют в резиновую трубочку камеры и крепко затягивают шнурком. Наполнив мяч воздухом настолько, чтобы при щелчке он звенел, следует перегнуть резиновую трубочку пополам, освободить вентиль, а трубочку в согнутом виде перевязать тонкой прочной бечевкой. Затем, сильно надавив на мяч, подсунуть трубочку под край разреза покрышки и затянуть шнуровку.


Текст 2

Борька надувает мяч


    Итак, мяч в руках у Борьки, настоящий волейбольный мяч с покрышкой, сшитой из отдельных пластинок кожи. На швах кожа потерлась и побелела, нитки кое-где порвались, но на два футбольных тайма нам его хватит. Остается его надуть, и можно играть. Борька набирает в грудь побольше воздуха и начинает изо всех сил дуть в трубочку, которая, как поросячий хвостик, торчит из разреза покрышки. Лицо у него краснеет, глаза становятся круглыми-круглыми, он сам — словно волейбольный мяч. Нам смешно, но ... кулаки у Борьки крепкие, и мы не подаем вида. Перехватив трубочку пальцами, он снова набирает в грудь воздух и снова дует. Мячик наполняется воздухом, и теперь уже он становится похожим на Борьку: такой же надутый и круглый. Зажав кончик трубочки зубами, Борька достает из кармана веревочку и завязывает трубку. Потом складывает хвостик вдвое и снова перевязывает его шпагатом. Засунуть трубочку под покрышку он великодушно разрешает мне.


-Какое из данных описаний действий вы могли бы встретить в справочнике, а какое – в художественном произведении?

-Первый текст можно встретить в справочнике, а второй – в художественном произведении.

-В каком из описаний изображение действий имеет комический характер?

-Во втором тексте описание действий имеет комический характер.

-Верно. При помощи каких изобразительно-выразительных средств достигается комизм описания?

-При помощи сравнений: как поросячий хвостик; словно волейбольный мяч.

-Обобщив все сказанное, давайте попробуем определить, к какому стилю речи относится первый текст?

-Первый текст относится к деловому (научному) стилю речи.

-Докажите!

-Текст представляет собой инструкцию по тому, как правильно надуть мяч. В тексте точно, логично и последовательно описывается процесс надувания мяча. Дается полное и точное описание всех действий.

-Молодцы! Второй текст относится к художественному стилю. По каким признакам мы определили, что перед нами художественное описание действий?

-Описание ведется от лица одного из героев, изображение действий имеет комический характер, который достигается с помощью сравнений, текст создает веселое настроение, отражает восприятие автора.

-Хорошо. Итак, ребята, на примере данных текстов мы с вами убедились в том, что описание действий может быть деловым (научным) и художественным, рассмотрели отличительные особенности текстов-описаний действий, относящихся к разным стилям речи.

Ребята, что, по-вашему мнению, является самым важным при описании действий в деловом (научном) стиле?

-Самым важным при описании действий в деловом (научном) стиле является последовательность, точность и логичность.

-Верно. Что является самым важным при описании действий в художественном стиле?

-Образность.

-Хорошо. Ребята, как вы думаете, слова какой части речи преобладают в описании действий?

-В описании действий преобладают глаголы.

-А какая часть речи указывает нам на то, как, каким образом действует и трудится человек, делает нашу речь боле точной и выразительной?

-Наречие.


Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.


-Молодцы! Ребята, чтобы выработать у вас навыки последовательно и точно описывать действия, поиграем в игру «Кто? Что? Как?». Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм об одном из самых замечательных видов народного художественного искусства – хохломе. А знаете ли вы, откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Сейчас ребята нам об этом расскажут.

Сообщение учащихся.

Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг Жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? Красота, мастеру на радость, а добрым людям на загляденье.


Почему же деревянные изделия называют хохломой?

Жил-был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые. Но гости стариков двор не обходили. На богатых дворах – тишина, одни собаки лают, а у старика – веселая застолица.

Все знали: есть у него красота ненаглядная – деревянная миска-уточка с двенадцатью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами. Глаз отвести невозможно.

Дивились гости: откуда у старика такая красота? Спрашивали, дорого ли она стоит. Хозяин угощал гостей и говорил:

Золото из Хохломы и в воде не тонет и в огне не горит. Стенки золотые, а на ободке – взгляни – в середине листья рябиновые да ягоды.

А почему же, – спрашивают, – золото твое в воде не тонет и в огне не горит?

Положил дед черпаки в миску и налил воды – черпаки наверх всплыли: ведь они деревянные.

А насчет огня, - говаривал дед, - испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть? Одно слово – хохлома огненная!

-Как же производят на свет это чудо-изделие? Сейчас мы с вами об этом узнаем. Вам необходимо выписать глаголы, которые обозначают последовательность действий, выполняемых мастером.

Какие глаголы вы выписали?

-Грунтует, сушит, грунтует, сушит, грунтует, наносит рисунок, покрывает лаком, сушит.

-Сколько этапов действий получилось?

-8.

-Хорошо. На доске записаны предложения. В первых четырех вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу наречия, указывающие на последовательность действий.

Давайте прочитаем, что у вас получилось.

-Сначала грунтует жидкой глиной. Затем сушит. Потом грунтует олифой. Тотчас сушит изделие.

-Молодцы! В оставшихся предложениях вам необходимо вставить не только подходящие по смыслу наречия, которые указывают на последовательность действий, но и наречия, с помощью которых мы можем охарактеризовать действия мастера.

Прочитайте предложения, которые у вас получились.

-После умело грунтует алюминиевой пудрой. Теперь аккуратно наносит рисунок. Наконец старательно покрывает изделие лаком. Сушит.

-Итак, ребята, мы с вами потренировались последовательно и точно описывать действия мастера, ещё раз убедились в том, что наречия делают нашу речь более точной и выразительной.

Ребята, как вы думаете, какие ошибки возможны при употреблении наречий?

-Речевые ошибки.

-Верно. Чтобы не допустить этих ошибок в вашей речи, выполним упражнение. Вам необходимо исправить текст, устранив неоправданное повторение наречия «потом».

-Папа взял длинную рейку и распилил её пополам. Потом рубанком тщательно обстрогал её, сделал круглой. Затем шкуркой отшлифовал рейку, она стала гладкой, приятно в руки взять! После этого папа один конец аккуратно распилил, ловко вставил в этот распил фанерку и прибил её гвоздиками к полке.

-Ребята, в тексте вам встретились незнакомые слова: рейка, рубанок, фанерка. Давайте обратимся к «Толковому словарю» и найдем их лексическое значение.

РЕЙКА, 1. Плоский брусок, узкая тонкая доска. 2. Брус с делениями для определения высоты, уровня воды, глубины снежного покрова (спец.).

РУБАНОК, Столярный строгальный инструмент в виде деревянной колодки с широким, наклонно поставленным лезвием внутри.

ФАНЕРА 1. Тонкие листы древесины для облицовки столярных изделий. 2. Листовой древесный материал - склеенные пластины с перекрестным расположением волокон древесины.

-Мы с вами увидели, что использование синонимов позволяет избежать речевых ошибок.

Итак, ребята, давайте вспомним, что является главным объектом в текстах - описания действий?

-Действия человека, которые он производит, выполняя какое-либо дело.

-К каким стилям речи могут относиться тексты-описания действий?

-К художественному и научному (деловому).

- Хорошо. Ребята, вот и подошел к концу наш урок развития речи. Предлагаю вам поиграть в игру «Свободный микрофон». Вы берете в микрофон и продолжаете фразу, начало которой представлено на слайде.

На уроке мне больше всего запомнилось... 

Меня удивило то, что...

После урока я расскажу свои друзьям о...

Ещё мне хотелось бы узнать...

 Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

Лучше всех на уроке работал...

-Молодцы! У кого есть вопросы?

-Вопросов ни у кого нет!

-Тогда урок окончен.