Описание электронного кейса
Электронный кейс посвящен вопросам формирования и развития метапредметных умений через интеграцию математики и физики во внеурочной деятельности, через внедрение технологий ТРИЗ-педагогики на уроках.
Проблема
Современное общество меняется так быстро, что невозможно точно узнать, какие именно знания и умения пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Выпускник должен научиться использовать полученные знания и умения в постоянно изменяющихся условиях жизни, научиться самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни.
В качестве "крючков", соединяющих все источники знаний, выступают метапредметные умения. Очень важное значение отводится межпредметным связям. В основе межпредметного подхода лежит мыследеятельностный вид интеграции материала.
Реализация межпредметных связей может быть осуществлена различными путями. Одним из наиболее эффективных способов достижения данной цели является решение прикладных задач из смежных дисциплин, позволяющих продемонстрировать учащимся применение математических методов для решения физических задач.
Математика и физика считаются одними из наиболее трудных предметов школьного курса. Во все времена эти дисциплины развивались взаимосвязано. Широко распространено мнение, что в школьном преподавании интеграция физики с математикой возможна только в классах с углубленным изучением этих предметов. Я считаю, что очень многие элементы интеграции могут сделать изложение физики более ясным и доступным на всех уровнях её изучения. Общение со школьниками показывает, что непонимание ими какого-либо вопроса из курса физики часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составление и решения математических уравнений, неумением проводить алгебраические преобразования и геометрические построения.
Связи математики и физики проявляются в трех видах ситуаций:
физика ставит задачи, решение которых приводит к появлению новых математических идей и методов, а они, в свою очередь, становятся базой для развития математической теории;
математическая теория с ее идеями и аппаратом применяется для изучения и анализа физических явлений, что приводит к созданию новой физической теории;
математический аппарат, на который опирается физическая теория, развивается по мере его использования в физике; происходит параллельный прогресс и физики, и математики.
Максимально постоянны и разнообразны связи между школьными предметами математика и физика. Взаимосвязи математики и физики определяются, прежде всего, наличием общей предметной области, изучаемой ими, хотя и с различных точек зрения. Одно из центральных математических понятий в школьном курсе физики – понятие функции.
Для реализации межпредметных связей математики и физики было решено привлечь возможности внеурочной деятельности. В рамках проекта «Математический марафон» была организована выездная интенсивная школа «Математика и Физика» (далее школа «МиФ»).
Интенсивная школа – это форма образовательного процесса, которое проводится в режиме погружения в предмет. Главной задачей интенсивной школы является обеспечение «шага развития» как для учеников, так и для преподавателей.
В обычной школе уроки проходят с преимуществом односторонней трансляции. Учитель даёт информацию детям, которую они должны усвоить по программе. Приходя в обычную школу, дети попадают уже в готовое образовательное пространство, инициатором которого является учитель (преподаватель). В интенсивной же школе всё совсем не так. Дети собираются в маленькие группы, с единой целью. В процессе обсуждения, они вокруг себя создают своё пространство, в котором их мысли совпадают. В этом пространстве оказывается и сам преподаватель, но в качестве не учителя, а в качестве участника. Он наравне с детьми обсуждает поставленную задачу. Здесь происходит не односторонняя трансляция, а коммуникация. Таким образом, у детей формируется своё собственное мнение, развивается мышление, что мы не видим в обычной школе.
Предмет исследования в 2015-2018 г.: развитие УУД учащихся в процессе изучения физики и математики в выездной интенсивной школе «МиФ».
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе практической работы в выездной интенсивной школе «МиФ» на протяжении всего периода исследования. Основные результаты исследования представлялись на всероссийских и региональных научно-практических конференциях.
Внедрение результатов исследования проходило на районных методических семинарах.
По теме исследования опубликовано 3 статьи:
Турцук А.А. «Проекты на уроках физики в 7 классе». Материалы
XVIII международный научно – практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наукаXXI века», посвященный 85-летию КГПУ им. Астафьева; всероссийская научно-практическая конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Современная физика и математика в системе школьного и вузовского образования» Красноярск, 26-27 апреля 2017 г.
Турцук А.А. «Применение игровых технологий на занятиях и во внеурочной деятельности по физике». Материалы региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молоды ученых по естественным наукам. Владивосток 11–30 апреля 2017 г.
Турцук А.А. Повышение математического и физического образования в Ужурском районе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 20 апреля 2018 г.
В ходе исследования был разработан инструментарий оценивания метапредметных умений.
Результатом исследования стала разработанная и реализованная программа выездной интенсивной школы «МиФ».

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы позволили сделать вывод об эффективности разработанной структурно-функциональной модели формирования метапредметных знаний в условиях выездной интенсивной школы «МиФ».
Доказано, что эффективность реализации разработанной структурно-функциональной модели предполагает учет следующих организационно-педагогических условий на основе принципа содержательной профильности предметов: использование метода проблемных ситуаций, повышающих уровень самостоятельной активности и познавательный интерес учащихся; установление межпредметных связей в рамках выбранного профиля обучения.
Проведя несколько подобных школ, из своего опыта я могу сделать вывод о том, что выездные интенсивные школы - это один из наиболее эффективных способов передачи и переработки информации, так как обучаемые погружаются в непринужденную атмосферу и могут полностью посвятить себя занятиям наукой. А проводимые мероприятия предметного и воспитательного характера способствуют не только развитию интеллекта, но и расширению круга общения.
Собственные разработки по теме исследования представлены в практическом разделе электронного кейса.
Между тем, в ходе проведённой работы были выявлены новые проблемы, они же - векторы развития: необходимость в формировании креативного мышления, способности решать нестандартные задачи, находить выход в критических ситуациях. Учиться «мыслить смело» помогают технологии ТРИЗ-педагогики.
В настоящее время веду работу по апробации и внедрению на уроках технологий ТРИЗ-педагогики.
Мои правила для создания творческой атмосферы:
1. Равенство ученика и учителя на уроке.
2. Уважение педагога к личности ребенка.
3. Право на ошибку, которое имеет каждый человек.
4. Учитель и ученик рука об руку идут по дороге знания и творчества.
5. Пример учителя – главный воспитатель для ребенка.
Что даёт обучение ТРИЗ моим ученикам?
Дети не боятся предлагать решения. Мы все договорились, что неправильных ответов нет. Самый неправильный ответ тот, который не сказан. Самый неправильный вопрос тот, который не задан.
Дети стали приносить из дома задачи, задания на сообразительность, энциклопедии.
Дети стали при решении задач или заданий говорить: «У меня есть идея! » Раньше такого слова они не произносили.
Порою вместе решаем трудную задачу и они точно знают, что я не знаю ответа и решаю вместе с ними. Воспринимают это нормально, следят за ходом моих мыслей, задают вопросы, размышляют…
Научные материалы по теме представлены в информационном разделе кейса.