Тема: Р/Р Описание помещения (интерьера).
6 класс
Цели урока:
Обучающие:
-
повторение материала о типе речи – описании; обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;
-
формирование умения выполнять анализ текста;
Развивающие:
Воспитательные:
-
воспитание интереса к изучению русского языка;
-
воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;
-
воспитывать уважение друг к другу, учить соблюдать правила работы в коллективе, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности на основе использования элементов технологии личностно – ориентированного обучения;
Задачи: дать представление о типах интерьера, способах его описания; формирование речевых навыков устного и письменного высказывания на заданную тему; повторение орфографии, способов словообразования;
Оборудование: проектор, экран; презентация.
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; памятка «Как работать над сочинением-описанием интерьера» (по количеству уч-ся), раздаточный материал (тексты).
Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса:
что я хочу написать, как написать и для чего написать.
М. Горький.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Работа по теме
1. Вступительное слово учителя
Я хотела бы начать этот урок с легенды. Послушайте ее и подумайте, чему будет посвящен урок. Смотрите на экран, там появятся слова-подсказки.
(По ходу чтения на экране появляются слова: дом, мебель, декор, дизайн, стиль, интерьер.)
2. Чтение легенды (учителем)
Вначале был человек. Дикая природа была для него и полем боя, и местом охоты, и кровом. Земля была для него постелью, небо - крышей, а деревья – стенами. Опасной показалось ему такая жизнь, и тогда решил человек отгородиться от постороннего мира, укрыться в своем укромном уголке. Так появился …
- Как вы думаете, что появилось? (ДОМ)
Хорошо было в доме: стены укрывали от ветра, крыша от дождя и снега. Но чего-то не хватало в доме. Взял тогда человек у природы материал и начал мастерить. Где лишняя ветка – срежет, где сучок – сгладит. В умелых руках природный материал превращался в услужливые вещи.
-Что появилось в доме? мебель
Да, так появилась мебель и много полезных предметов. Дом стал удобным и даже уютным, но как-то уныло и серо в нем было. Стал тогда человек украшать его: то картину на стене нарисует, то ножки стула резным узором украсит, то цветы на стол поставит. Так появился первый декор.
Теперь в доме было много красивых вещей, но в них царил какой-то беспорядок. Решил тогда человек все расставить, одну вещь с другой сочетать, чтобы и удобно и красиво было. Так возник первый дизайн
Пошел после трудов своих человек к соседям и видит: у одного кровать удобнее сделана, у другого занавеска красивым узором расшита… Стали тогда люди друг у друга лучшее перенимать, интересными идеями делиться. Вскоре дома соседей приобрели что-то общее, похожее, отличаясь лишь деталями или цветом. Так появились стиль и интерьер
3. Беседа.
- Вот такая легенда. О чем она повествует?
( Как появились такие понятия как декор, дизайн, стиль, интерьер.)
- Основное понятие нашего урока – интерьер. Вам уже знакомо это слово. Каково его значение?
(Интерьер - слово иноязычного происхождения, заимствовано из французского языка, означает «внутренний». Этот термин, используется в архитектуре и подразумевает внутреннее пространство здания.)
- Правильно, внутреннее пространство здания, помещения. Значит, чему мы сегодня научимся? (Создавать текст-описание помещения, интерьера.)
- Откройте тетради и запишите число и тему урока: Описание помещения (интерьера)
4. Повторение.
- Давайте вспомним основные признаки текста – описания.
(Описание – это изображение людей, животных, предметов, природы.)
- Что значить описывать?
(Описывать, значит изображать, перечислять признаки, отличительные приметы, характерные особенности людей, живых существ, предметов, событий, действий.)
- Как строится текст – описание?
1.Общее представление о предмете. ( Каков предмет описания? )
2.Признаки предмета, человека, явления или животного. ( Как он выглядит? )
3.Общая оценка предмета описания.
Может быть авторская оценка, вывод .
К текстам описательного характера можно поставить вопрос какой?
5. Словарная работа.
- В легенде нам встретились новые слова и понятия.
( Декор – слово, заимствованное из французского языка, оно имеет значение «украшение»; от слова декоративный – служащий для украшения.)
-Подберите однокоренные слова, назовите часть речи (декоративный, декоратор, декорация, декорировать)
(Дизайн – из английского языка, означает - конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.)
- Подберите однокоренные слова, назовите часть речи и способ словообразования. (Дизайнер, дизайнерский)
(Слово стиль многозначное, в данном случае оно употреблено в значении совокупность черт какого-нибудь направления в творчестве.)
-Подберите однокоренные слова, назовите часть речи и способ словообразования. (Стилист, стильный)
6. Углубление знаний о понятии «интерьер».
- Все эти слова из одной тематической группы. Благодаря работе декораторов, дизайнеров и стилистов, создается интерьер помещения.
Помещения бывают жилые и общественные, поэтому существует два типа интерьера: жилой и общественный.
-Посмотрите на экран: перед вами изображение жилого и общественного интерьера (слайд № 7). Есть ли разница?
( 1 фото - детская комната, скорей всего, в ней живет девочка, которая любит мягкие игрушки, любит рисовать.
2 фото – читальный зал библиотеки (КГУ). В интерьере прослеживается четкость и официальность, нет никакого намека на конкретного человека.
Значит, на 1 фото интерьер жилой, а на 2 – общественный.)
- Типы интерьеров отличались с древнейших времен. По мере того как развивалось человеческое общество, менялся и интерьер. Уже в Древней Греции и в Риме появился театральный и спортивный интерьер. В наше время интерьер чрезвычайно разнообразен.
- Какие типы помещений вы знаете? Из каких помещений состоит жилой дом? А школа? А магазин?
Жилой интерьер: гостиная, детская, спальня, кухня.
Общественный интерьер: школа (кабинеты, мастерская, спортзал, гардероб); библиотека (вестибюль, читальный зал); магазин (торговый зал, подсобные помещения, склад).
-Интерьеры этих помещений отличаются. Мы вряд ли перепутаем спортзал с мастерскими, спальню с кухней. Почему?
( Для каждого помещения характерны предметы, которые помогают нам понять, где мы находимся.)
7. Работа с текстами.
- Описывать помещение можно в двух стилях: официально-деловом и художественном.
- Назовите характерные черты официально-делового стиля (предельная точность, отсутствие эмоций, наличие специальных слов-терминов, употребление слов в их прямом значении).
- Назовите характерные черты художественного стиля (изобразительность, эмоциональность, выражение авторского отношения).
- Деловое описание сообщает точную и полную информацию о помещении, но оно не выражает отношения автора к тому, что он описывает.
В художественном описании, в отличие от делового, отношение автора к описываемому ярко выражено.
- Прочитайте текст, определите, в каком стиле он написан.
Текст №1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер ...
(Из путеводителя)
Слово учителя:
- Выражает ли автор этого текста свое отношение к тому, что описывает?
- Отношение автора к описываемому помещению может быть выражено прямо (Мне нравится моя комната) и посредством разнообразных языковых средств: слов в переносном значении, со значением оценки, изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений), восклицательных предложений.
- Прочитайте текст №2.
Текст №2
Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.
Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа...Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.
(В.Крапивин.)
Вопросы и задания к тексту:
- К какому стилю речи относится этот текст?
- Как характеризует обстановка помещения его хозяина?
- Найдите слова и словосочетания, в которых выражено отношение автора к описываемому.
Слово учителя:
- В художественном описании помещения иногда используется прием олицетворения: предметы обстановки изображаются как живые существа, обладающие, своим “лицом”, своим “характером”.
- Прочитайте текст №3.
Текст №3
У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.
Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.
(В.Крапивин)
4. Знакомство с памяткой “Как работать над сочинением-описанием помещения”.
Памятка
-
Обычно описание интерьера начинается с зачина, в котором сообщается тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
-
Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
-
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от..., налево от..., у окна, над столом, в углу, слева от..., возле, где-то и др.
-
В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
-
Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.
- Послушайте еще одно описание жилого интерьера, проанализируйте его.
Я живу в новом пятиэтажном доме. У нас трехкомнатная квартира, самая маленькая комната – моя.
Мне очень нравится моя комната в солнечный день, особенно если у меня хорошее настроение. Когда я просыпаюсь рано утром, солнце светит в окно и освещает большую часть комнаты. Под его лучами весело поблескивают стекла книжной полки, которая висит над моим письменным столом. Стол находится в правом углу комнаты, рядом с ним стоит сервант с металлическими ручками цвета бронзы. Красиво блестит в серванте посуда, отражая солнечные лучи. Даже угрюмая черная лампа-гусь на столе кажется светлой и новой. Пушистый темно-синий ковер, лежащий на полу, напоминает море, а мой старенький диванчик – кораблик.
Из левого угла комнаты весело подмигивает цветной телевизор. На кресле рядом с полированным столиком для газет и журналов растянулся мой рыжий кот Матвей. Он составная часть интерьера комнаты.
Вот так выглядит моя комната в солнечный день, когда у меня хорошее настроение.
- В чем достоинства и недостатки этого описания? Начните с хорошего.
(Есть интересные описательные обороты, но автор говорит, что комната ему нравится, когда у него хорошее настроение…)
- Сделайте вывод, какие части речи могут быть использованы в описании помещения? (Существительные, прилагательные, глаголы, наречия)
10. Собирание материалов к сочинению. Орфографический диктант.
-Давайте соберем и запишем те слова и словосочетания, которые вы можете использовать в сочинении.
Просторная комната, высокие потолки, широкие подоконники, блестящие полы, мягкий ковер, деревянный столик, декоративный абажур, старинные часы, комнатные растения, удобный диван; расположился слева, находится справа.
План
1. Само помещение: (какое?)...
-
Стены – (какие?)...
-
Дверь – (какая?)...
-
Полы – (какие?)...
-
Окна – (какие?)...
2. Мебель, обстановка.
3. Как предметы расставлены, в каком порядке.
11. Выводы
М. Горький писал: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать».
-Давайте и мы зададим себе эти вопросы.
- Что вы будете писать? (сочинение)
- Как вы будете его писать? (в виде описания)
- Для чего вы будете писать? (чтобы интересно рассказать о каком-либо помещении)
Во время работы над сочинением вам поможет памятка «Как работать над сочинением-описанием интерьера».
III. Итоги урока
- О чем вы узнали сегодня? С какими словами познакомились? Чему научились, какие выводы сделали?
Домашнее задание.
Собрать материалы к сочинению “Моя комната” по примерному плану.
Текст №1
Обстановка кабинета воспроизведена такой же, какой она была при жизни поэта в Михайловском во время ссылки. В центре небольшой комнаты стоит письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем стопка книг, листы, исписанные стремительным почерком поэта. Рядом с подсвечником на четыре рожка ножницы для снимания нагара со свечей, в металлическом стакане гусиные перья, рядом с чернильницей песочница. Между окнами – наполненный книгами шкаф, на противоположной стене висит полочка, также заставленная книгами. Напротив письменного стола, у стены, стоит диван, у противоположной стены – деревянная кровать с пологом. Неподалеку от дивана, в углу, - туалетный столик, в другом углу, у камина, на полу – огромные трубки с чубуками для курения. На полу большой, почти во всю комнату, ковер ...
(Из путеводителя)
Текст №2
Летом в доме появился новый жилец. Капитан Самого Дальнего плавания, который вышел на пенсию. Это был настоящий Старый Капитан. Как все старые капитаны, он курил большую трубку, скучал по морю и носил куртку с блестящими пуговицами и нашивками.
Он поселился в квартире №5 у своей взрослой дочери. А со своей комнатой Капитан сделал что-то непонятное. Он развесил по стенам бело-синие морские карты и фотографии больших пароходов. Напротив двери он прибил портрет бородатого хмурого человека. А в углу шкафа...Нет, вы только подумайте! Старый Капитан укрепил там на стене корабельный штурвал. А рядом поставил тумбочку с морским компасом. Компас был величиной с кастрюлю и назывался “компа?с”. Тумбочку Капитан сколотил сам. Называлась она “нактоуз”.
(В.Крапивин.)
Текст №3
У старого дома был свой характер. Одних жильцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в хорошем настроении, весело хлопал дверьми, празднично звякал стеклами, посвистывал всеми щелями и даже в самые темные углы пускал солнечных зайчиков, за которыми охотился Акулич. Иногда дом сердился и скучал. Ступени сварливо скрипели, углы с кряхтеньем оседали, с потолков сыпались чешуйки мела.
Но не думайте, что дом был ворчлив и страдал болезнями. Грустил он редко, ревматизма у него не было, и он не боялся сырой погоды.
(В.Крапивин)
Я живу в новом пятиэтажном доме. У нас трехкомнатная квартира, самая маленькая комната – моя.
Мне очень нравится моя комната в солнечный день, особенно если у меня хорошее настроение. Когда я просыпаюсь рано утром, солнце светит в окно и освещает большую часть комнаты. Под его лучами весело поблескивают стекла книжной полки, которая висит над моим письменным столом. Стол находится в правом углу комнаты, рядом с ним стоит сервант с металлическими ручками цвета бронзы. Красиво блестит в серванте посуда, отражая солнечные лучи. Даже угрюмая черная лампа-гусь на столе кажется светлой и новой. Пушистый темно-синий ковер, лежащий на полу, напоминает море, а мой старенький диванчик – кораблик.
Из левого угла комнаты весело подмигивает цветной телевизор. На кресле рядом с полированным столиком для газет и журналов растянулся мой рыжий кот Матвей. Он составная часть интерьера комнаты.
Вот так выглядит моя комната в солнечный день, когда у меня хорошее настроение.
“Как работать над сочинением-описанием помещения”.
-
Общее представление о предмете. ( Каков предмет описания? ).
тема (о чем?) и намечается основная мысль сочинения (что?).
-
Создавая собственное высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит, и др.). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться предложениями без глаголов или заменить словами темнеет, виднеется, блестит, тикает, белеет, нельзя не заметить, бросается в глаза, манит к себе и др.
-
Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предмета: около, рядом с, за ним, напротив, посередине, в центре, справа от..., налево от..., у окна, над столом, в углу, слева от..., возле, где-то и др.
-
В художественном описании помещения пользуйтесь словосочетаниями, которые помогут вам изобразить предмет и передать свое отношение к нему.
-
Каждую часть сочинения нужно выделять с помощью красной строки. Если вы не знаете, как закончить сочинение, перечитайте его начало, вспомните, ради чего вы писали сочинение, что хотели в нем сказать. Это поможет вам найти нужную концовку.