СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание личного опыта классного руководителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день я открываю для себя каждого ребенка. В моем классе немного учеников, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я».

Просмотр содержимого документа
«Описание личного опыта классного руководителя.»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»





Описание личного опыта

классного руководителя

МОУ «СОШ №9»



Щербаковой Светланы Александровны













Воскресенск



Педагогический стаж моей работы 26 лет. 22 года я работаю в МОУ «СОШ №9» учителем начальных классов. Моё педагогическое кредо как классного руководителя – слова великого педагога В.А. Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Детство – важный период в жизни человека. От того, как прошло его детство, кто вёл ребёнка за руку, кто знакомил его с окружающим миром, зависит, каким человеком он станет.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.

Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы каждый ребенок в той или иной мере проявил себя, чтобы в коллективе было комфортно каждому.

Учитель – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально–этические нормы не доходят до детей в отобранном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Вот и я, приобщая детей к знаниям, одновременно передаю им частичку своего характера.

Образ выпускника начальных классов складывается из потенциалов личности: нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического.

Исходя из этого, целью моей работы является формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

-формирование потребности и мотивации нравственного поведения;

-формирование представления о здоровом образе жизни;

-формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край;

- создание условий для обогащения эмоционального мира детей.

Функции и содержание моей работы как классного руководителя:

организационно-координирующие (разработка плана деятельности, ведение документации, взаимодействие с учащимися и организация разнообразной деятельности детей, установление контактов с родителями, связи школы и семьи);

коммуникативные (регулирование межличностных отношений между обучающимися, содействие общему благоприятному психологическому климату в классе, установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик, помощь в решении проблем);

аналитико-прогностические (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся, определение состояния и перспектив развития классного коллектива);

контрольные (контроль за успеваемостью, воспитанием и посещаемостью учебного учреждения).

Как классный руководитель, в своей работе я опираюсь на следующие принципы:

  • открытость – совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

  • привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;

  • деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;

  • свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания в воспитательном мероприятии;

  • обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);

  • сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;

  • успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

Этапы формирования классного коллектива.

Процесс формирования классного коллектива длительный и проходит через ряд этапов.

Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.

Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.

Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.

Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои классные дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива. Подведение итогов пребывания в начальной школе. 
Классный коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе я, как классный руководитель - единоличный организатор коллектива, то на следующих этапах меняю тактику управления, развиваю самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива вступаю в отношения сотрудничества с воспитанниками.

Разнообразие форм и методов работы классного руководителя.

Планируя свою работу, я использую разнообразные формы и методы - классные часы, нравственные беседы с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, творческие выставки, тематические вечера эстетической направленности, праздники, конкурсы, викторины, участие в проектах.

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

  • гражданско - патриотическое;

  • духовно - нравственное;

  • художественно - эстетическое;

  • научно- познавательное;

  • спортивно - оздоровительное;

  • общественно – полезное;

  • семейное;

  • аналитико – диагностическое.

Воспитательная работа в классе – многоплановая и разносторонняя, направленная на раскрытие возможностей каждого ребенка, на развитие их индивидуальных способностей, талантов, познавательных интересов, инициативы. По всем направлениям деятельности проводятся разнообразные мероприятия.

Гражданско-патриотическое направление.

Работая в этом направлении, я формирую у учащихся знания о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе, стараюсь воспитывать в детях любовь к своему Отечеству, к традициям и истории своей страны.

Уроки России, уроки Мужества, линейки Героев, внеклассные мероприятия «Этих дней не смолкает слава», тематические классные часы, посвященные Великой Отечественной войне 1941- 1945 г., встречи с ветеранами, конкурсы «А ну-ка, мальчики!» стали неотъемлемой частью воспитательной работы в классе. Данные мероприятия воспитывают в детях дух патриотизма, помогают выработать твердый характер и силу воли, формируют у учащихся устойчивые жизненные позиции.

Духовно-нравственное направление.

Главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.

Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.

Целью моей работы в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Через классные часы «Моя малая Родина - Воскресенск», «С чего начинается Родина» формирую гражданское отношение к Отечеству.

Школьные праздники «Масленица», тематические беседы с презентациями «Рождество», «Пасха», библиотечные часы «День славянской письменности» воспитывают верность духовным традициям России.

Внеклассные мероприятия «Согреем ладони, разгладим морщины», «День матери», «Праздник пап» воспитывают уважительное отношение к пожилым людям, маме, папе, прививают желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, приносить им радость, удовольствие своим творчеством, формируют представления о семейных ценностях.

В душах ребят надолго остаются яркие воспоминания о прогулках по Воскресенску, Москве, Коломне. Традицией стало посещение выставок, мастер – классов в усадьбе Кривякино.

Через сказку я знакомлю детей с правилами нравственности. Созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка ненавязчиво расскажет о дружбе и верности.  Играя кукольные спектакли, ребята учатся выражать своё отношение к добру и злу.

К праздникам «Новый год», «День Победы», «8 Марта- Международный женский день», «23 февраля –День защитника Отечества», «Пасха» , «День пожилого человека», «День матери» школьники с радостью мастерят поделки, сувениры. Произведения своего творчества потом дарят близким и родным людям.

Ежегодно участвуя с ребятами в акциях «Покорми птиц!», «Вода – чудесный дар природы», «Самый красивый птичий домик», я воспитываю в детях понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

Художественно-эстетическое направление.

В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой»

Следуя словам великого педагога, учу детей видеть красоту в природе, открываю им мир театра, знакомлю с музыкой и живописью. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, обогащению чувственного опыта.

Классные огоньки, праздники, конкурсы тематических рисунков, поделок, подготовка к проведению внеклассных мероприятий – все это сближает детей, делает их участниками одного действия, направленного на достижение единой цели, где каждый хочет активно выразиться, раскрыть свой талант и заявить о себе: «Вот я какой!»

Научно-познавательное направление и проектная деятельность.

Участие в творческих проектах, исследовательской деятельности, предметных неделя, конкурсах и олимпиадах всех уровней, интеллектуальных марафонах позволяет учащимся активизировать свою мыслительную деятельность, развивать творческие способности, совершенствовать полученные умения и навыки. Учащиеся моего класса участвуют во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Интеллектуальный марафон», «Международный блиц - турнир «Родная земля», районных конкурсах проектов, рисунков, показывая неплохие результаты. В классе есть ученики - творческие, целеустремленные личности, способные к самосовершенствованию и саморазвитию. Так, Акопян Карина в 2014- 2015 учебном году стала призером конкурса «Весна православная», Рябцев Кирилл – победителем районного конкурса «Забавная буква».

Спортивно – оздоровительное направление.

Каждый год воспитательная работа в классе направлена на формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, на воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. С этой целью в классе проводятся физкультурные минутки на уроках, утренняя зарядка, подвижные игры, тематические классные часы с презентациями, видеосюжетами по спортивной тематике «Великие спортсмены моей страны», «История олимпийских игр», выпускаются плакаты, посвященные ЗОЖ, оформляются стенды для учащихся «Здоровое питание школьника». На занятиях кружка «Будь здоров» ребята учатся заботиться о своём здоровье, навыкам личной гигиены, учатся вырабатывать формы поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья в природе, дома, на улице. Учащиеся с удовольствием посещают кружки «Подвижные игры», «Добрая дорога детства», где формируются навыки безопасного поведения на дорогах. Участие в спортивных школьных соревнованиях способствует сплочению классного коллектива. Полюбились моим ученикам спортивная игра «Папа, мама, я – спортивная семья», ежегодные Дни Здоровья с конкурсами и соревнованиями.

Для родителей я провожу тематические консультации следующей тематики: «Трудности физической адаптации учащихся к школе и учебному процессу», «Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять», «Режим дня школьника», «Телевизор и компьютер в жизни ребёнка». Тесно сотрудничаю с медицинской сестрой школы, изучая состояние физического здоровья учащихся.

Привлечение учащихся к здоровому образу жизни сказывается на снижении уровня заболеваемости в классе.

Общественно-полезная деятельность.

«Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям,- чтобы уже в годы детства человек трудился для радости» В.А. Сухомлинский.

Украшая к Новому году учебный кабинет, изготавливая совместные плакаты к 8 марта , 23 февраля, открытки для ветеранов, участвуя в акциях «Покорми птиц зимой!», ремонтируя школьные учебники, ухаживая за комнатными растениями, организуя дежурство по классу и субботники на пришкольном участке, я приобщаю своих учеников к общественной работе. Воспитываю у них сознательное отношение к своим обязанностям, ответственность за порученное дело.

Семейное направление.

Мои задачи, как классного руководителя, в этом направлении – организация и совместное проведение досуга детей и родителей, организация психолого – педагогического просвещения родителей, создание благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса. Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, посещение семей, беседы, диспуты, проведение семейных праздников и классных мероприятий), мне удается решать многие возникающие проблемы. Приятно отметить, что многие творческие задания к школьным конкурсам дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.

Аналитико-диагностическая деятельность.

Каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся всегда имеет сложный и непредсказуемый характер. Каждый ученик должен быть состоятельным и в учении и в общении. Он должен комфортно чувствовать себя в классном коллективе, поэтому классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли он для них. Для изучения этой проблемы в работе с учащимися, я использую следующие психолого – педагогические диагностические методики:

1)диагностики изучения мотивационной сферы учащихся – «Краски», «Настроение», «Школа будущего»;

2) диагностики изучения детского коллектива – «Солнце, тучка, дождик», «Подарки», «Пьедестал», «Круги на воде», «Портрет моего класса»;

3) диагностики исследования личности учащегося «Мой портрет в интерьере», «Самореклама», «Что у меня на сердце».

В течение учебного года я провожу мониторинг уровня сформированности духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения, формирую банк данных социального состава обучающихся и их семей, составляю социальный паспорт учащихся класса, веду дневник классного руководителя. Вместе с ребятами создаем портфолио достижений каждого ученика и школьный альбом «Школьные годы чудесные. Памятные события нашего класса»


Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день я открываю для себя каждого ребенка. В моем классе немного учеников, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я».

Добрые и веселые, грустные и задумчивые, активные и ленивые, отзывчивые и дружные, выдумщики, непоседы, шалуны и умнички – вот какие они разные, мои дети! Но все мы одна семья: вместе радуемся успехам, вместе переживаем, решаем возникшие проблемы, вместе учимся и отдыхаем.

И если меня спросят, какой выпуск был лучшим, я отвечу без сомнений: «Каждый класс - самый лучший, самый любимый, но вместе с тем неповторимый и уникальный!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!