Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b3525268b774/924204_1.jpeg)
Описание личного опыта
классного руководителя
МОУ «СОШ №9»
Щербаковой Светланы Александровны
Воскресенск
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/28/s_5b3525268b774/924204_2.jpeg)
Педагогический стаж моей работы 26 лет. 22 года я работаю в МОУ «СОШ №9» учителем начальных классов. Моё педагогическое кредо как классного руководителя – слова великого педагога В.А. Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Детство – важный период в жизни человека. От того, как прошло его детство, кто вёл ребёнка за руку, кто знакомил его с окружающим миром, зависит, каким человеком он станет.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.
Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы каждый ребенок в той или иной мере проявил себя, чтобы в коллективе было комфортно каждому.
Учитель – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально–этические нормы не доходят до детей в отобранном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Вот и я, приобщая детей к знаниям, одновременно передаю им частичку своего характера.
Образ выпускника начальных классов складывается из потенциалов личности: нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического.
Исходя из этого, целью моей работы является формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
-формирование потребности и мотивации нравственного поведения;
-формирование представления о здоровом образе жизни;
-формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край;
- создание условий для обогащения эмоционального мира детей.
Функции и содержание моей работы как классного руководителя:
организационно-координирующие (разработка плана деятельности, ведение документации, взаимодействие с учащимися и организация разнообразной деятельности детей, установление контактов с родителями, связи школы и семьи);
коммуникативные (регулирование межличностных отношений между обучающимися, содействие общему благоприятному психологическому климату в классе, установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик, помощь в решении проблем);
аналитико-прогностические (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся, определение состояния и перспектив развития классного коллектива);
контрольные (контроль за успеваемостью, воспитанием и посещаемостью учебного учреждения).
Как классный руководитель, в своей работе я опираюсь на следующие принципы:
открытость – совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);
привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом;
деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней;
свобода участия – учитывается мнение учащихся и родителей в выборе задания в воспитательном мероприятии;
обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия);
сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу;
успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.
Этапы формирования классного коллектива.
Процесс формирования классного коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Первый этап - 1 класс (первое полугодие). Главная задача этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.
Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс. Принятие правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.
Третий этап - 3 класс. Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.
Четвертый этап - 4 класс. Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать свои классные дела, распределять обязанности между всеми членами коллектива. Подведение итогов пребывания в начальной школе.
Классный коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе я, как классный руководитель - единоличный организатор коллектива, то на следующих этапах меняю тактику управления, развиваю самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива вступаю в отношения сотрудничества с воспитанниками.
Разнообразие форм и методов работы классного руководителя.
Планируя свою работу, я использую разнообразные формы и методы - классные часы, нравственные беседы с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, творческие выставки, тематические вечера эстетической направленности, праздники, конкурсы, викторины, участие в проектах.
Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:
гражданско - патриотическое;
духовно - нравственное;
художественно - эстетическое;
научно- познавательное;
спортивно - оздоровительное;
общественно – полезное;
семейное;
аналитико – диагностическое.
Воспитательная работа в классе – многоплановая и разносторонняя, направленная на раскрытие возможностей каждого ребенка, на развитие их индивидуальных способностей, талантов, познавательных интересов, инициативы. По всем направлениям деятельности проводятся разнообразные мероприятия.
Гражданско-патриотическое направление.
Работая в этом направлении, я формирую у учащихся знания о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе, стараюсь воспитывать в детях любовь к своему Отечеству, к традициям и истории своей страны.
Уроки России, уроки Мужества, линейки Героев, внеклассные мероприятия «Этих дней не смолкает слава», тематические классные часы, посвященные Великой Отечественной войне 1941- 1945 г., встречи с ветеранами, конкурсы «А ну-ка, мальчики!» стали неотъемлемой частью воспитательной работы в классе. Данные мероприятия воспитывают в детях дух патриотизма, помогают выработать твердый характер и силу воли, формируют у учащихся устойчивые жизненные позиции.
Духовно-нравственное направление.
Главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни – гражданина, работника, семьянина.
Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал.
Целью моей работы в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Через классные часы «Моя малая Родина - Воскресенск», «С чего начинается Родина» формирую гражданское отношение к Отечеству.
Школьные праздники «Масленица», тематические беседы с презентациями «Рождество», «Пасха», библиотечные часы «День славянской письменности» воспитывают верность духовным традициям России.
Внеклассные мероприятия «Согреем ладони, разгладим морщины», «День матери», «Праздник пап» воспитывают уважительное отношение к пожилым людям, маме, папе, прививают желание заботиться о них, оказывать помощь в делах, приносить им радость, удовольствие своим творчеством, формируют представления о семейных ценностях.
В душах ребят надолго остаются яркие воспоминания о прогулках по Воскресенску, Москве, Коломне. Традицией стало посещение выставок, мастер – классов в усадьбе Кривякино.
Через сказку я знакомлю детей с правилами нравственности. Созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка ненавязчиво расскажет о дружбе и верности. Играя кукольные спектакли, ребята учатся выражать своё отношение к добру и злу.
К праздникам «Новый год», «День Победы», «8 Марта- Международный женский день», «23 февраля –День защитника Отечества», «Пасха» , «День пожилого человека», «День матери» школьники с радостью мастерят поделки, сувениры. Произведения своего творчества потом дарят близким и родным людям.
Ежегодно участвуя с ребятами в акциях «Покорми птиц!», «Вода – чудесный дар природы», «Самый красивый птичий домик», я воспитываю в детях понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
Художественно-эстетическое направление.
В.А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой»
Следуя словам великого педагога, учу детей видеть красоту в природе, открываю им мир театра, знакомлю с музыкой и живописью. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, обогащению чувственного опыта.
Классные огоньки, праздники, конкурсы тематических рисунков, поделок, подготовка к проведению внеклассных мероприятий – все это сближает детей, делает их участниками одного действия, направленного на достижение единой цели, где каждый хочет активно выразиться, раскрыть свой талант и заявить о себе: «Вот я какой!»
Научно-познавательное направление и проектная деятельность.
Участие в творческих проектах, исследовательской деятельности, предметных неделя, конкурсах и олимпиадах всех уровней, интеллектуальных марафонах позволяет учащимся активизировать свою мыслительную деятельность, развивать творческие способности, совершенствовать полученные умения и навыки. Учащиеся моего класса участвуют во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Интеллектуальный марафон», «Международный блиц - турнир «Родная земля», районных конкурсах проектов, рисунков, показывая неплохие результаты. В классе есть ученики - творческие, целеустремленные личности, способные к самосовершенствованию и саморазвитию. Так, Акопян Карина в 2014- 2015 учебном году стала призером конкурса «Весна православная», Рябцев Кирилл – победителем районного конкурса «Забавная буква».
Спортивно – оздоровительное направление.
Каждый год воспитательная работа в классе направлена на формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья, на воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. С этой целью в классе проводятся физкультурные минутки на уроках, утренняя зарядка, подвижные игры, тематические классные часы с презентациями, видеосюжетами по спортивной тематике «Великие спортсмены моей страны», «История олимпийских игр», выпускаются плакаты, посвященные ЗОЖ, оформляются стенды для учащихся «Здоровое питание школьника». На занятиях кружка «Будь здоров» ребята учатся заботиться о своём здоровье, навыкам личной гигиены, учатся вырабатывать формы поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья в природе, дома, на улице. Учащиеся с удовольствием посещают кружки «Подвижные игры», «Добрая дорога детства», где формируются навыки безопасного поведения на дорогах. Участие в спортивных школьных соревнованиях способствует сплочению классного коллектива. Полюбились моим ученикам спортивная игра «Папа, мама, я – спортивная семья», ежегодные Дни Здоровья с конкурсами и соревнованиями.
Для родителей я провожу тематические консультации следующей тематики: «Трудности физической адаптации учащихся к школе и учебному процессу», «Домашнее задание: каким ему быть и как его выполнять», «Режим дня школьника», «Телевизор и компьютер в жизни ребёнка». Тесно сотрудничаю с медицинской сестрой школы, изучая состояние физического здоровья учащихся.
Привлечение учащихся к здоровому образу жизни сказывается на снижении уровня заболеваемости в классе.
Общественно-полезная деятельность.
«Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям,- чтобы уже в годы детства человек трудился для радости» В.А. Сухомлинский.
Украшая к Новому году учебный кабинет, изготавливая совместные плакаты к 8 марта , 23 февраля, открытки для ветеранов, участвуя в акциях «Покорми птиц зимой!», ремонтируя школьные учебники, ухаживая за комнатными растениями, организуя дежурство по классу и субботники на пришкольном участке, я приобщаю своих учеников к общественной работе. Воспитываю у них сознательное отношение к своим обязанностям, ответственность за порученное дело.
Семейное направление.
Мои задачи, как классного руководителя, в этом направлении – организация и совместное проведение досуга детей и родителей, организация психолого – педагогического просвещения родителей, создание благоприятного взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса. Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, посещение семей, беседы, диспуты, проведение семейных праздников и классных мероприятий), мне удается решать многие возникающие проблемы. Приятно отметить, что многие творческие задания к школьным конкурсам дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.
Аналитико-диагностическая деятельность.
Каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся всегда имеет сложный и непредсказуемый характер. Каждый ученик должен быть состоятельным и в учении и в общении. Он должен комфортно чувствовать себя в классном коллективе, поэтому классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли он для них. Для изучения этой проблемы в работе с учащимися, я использую следующие психолого – педагогические диагностические методики:
1)диагностики изучения мотивационной сферы учащихся – «Краски», «Настроение», «Школа будущего»;
2) диагностики изучения детского коллектива – «Солнце, тучка, дождик», «Подарки», «Пьедестал», «Круги на воде», «Портрет моего класса»;
3) диагностики исследования личности учащегося «Мой портрет в интерьере», «Самореклама», «Что у меня на сердце».
В течение учебного года я провожу мониторинг уровня сформированности духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения, формирую банк данных социального состава обучающихся и их семей, составляю социальный паспорт учащихся класса, веду дневник классного руководителя. Вместе с ребятами создаем портфолио достижений каждого ученика и школьный альбом «Школьные годы чудесные. Памятные события нашего класса»
Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день я открываю для себя каждого ребенка. В моем классе немного учеников, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я».
Добрые и веселые, грустные и задумчивые, активные и ленивые, отзывчивые и дружные, выдумщики, непоседы, шалуны и умнички – вот какие они разные, мои дети! Но все мы одна семья: вместе радуемся успехам, вместе переживаем, решаем возникшие проблемы, вместе учимся и отдыхаем.
И если меня спросят, какой выпуск был лучшим, я отвечу без сомнений: «Каждый класс - самый лучший, самый любимый, но вместе с тем неповторимый и уникальный!»