Государственное учреждение образования
«Бобровичская средняя школа»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ »
Титова Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
8(033) 6793936
E-mail: Bobrovichi - chkool @yandex.by
2018 год
Информационный блок
1.1.Тема опыта «Использование технологии продуктивного чтения для формирования читательских умений у учащихся 2-4 классов»
1.2.Актуальность опыта
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А.Сухомлинский
Для современной системы образования с обновленными и направленными на конкретизацию программами важное место на уроках литературного чтения занимает практическое направление - работа с текстом. Используя традиционную методику преподавания, я пришла к выводу, что учащиеся получают знания в готовом виде.
Актуальность данной темы заключается в том, что работа над текстом для формирования читательских умений должна проходить системно с использованием лучшего педагогического опыта, эффективных приемов, упражнений: умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умение извлекать информацию из текста.
Актуальность еще и в том, что процесс работы над произведением должен быть интересным для учащихся, познавательным, развивающим устную и письменную речь, мышление.
1.3.Цель опыта
Формирование у учащихся на Ӏ ступени общего среднего образования читательских умений, используя приемы технологии продуктивного чтения в сочетании с традиционными методами и приемами обучения.
Для реализации поставленной цели мною решались задачи
1.4.Задачи опыта
1)организовать работу чтения с целью приобретения читательского литературного опыта;
2)совершенствовать навык чтения как универсальное учебное действие, через использование приемов, упражнений технологии продуктивного чтения;
3)развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать в процессе работы над текстом с использованием системы различных приемов, упражнений;
4)проанализировать результаты эффективности использования технологии продуктивного чтения
1.5.Длительность работы над опытом
Работу над этой проблемой я осуществляю с 2014 года по настоящее время.
2.Описание технологии опыта
2.1Ведущая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта – добиться положительного, планомерного формирования читательских умений, развитие навыка чтения как универсального учебного действия, используя конкретные приемы обучения чтению художественного произведения учащимися.
2.2.Описание сути опыта
От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В.А.Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение создает прочную основу для выполнения учащимися творческих работ, развивает мышление, воображение, речь. «Читать - значит выявлять смыслы, а выявить смыслы - значит их именовать» [1, с.34]. На современном этапе развития педагогической науки проблемы приобщения детей к чтению и учебе рассматривали Ш.А.Амонашвили А.Г.Асмолов , М.П. Воюшина, Н.Н.Светловская и др. Ш.А.Амонашвили призывал учителей через чтение «дать толчок культурному саморазвитию ребенка» [3,с.77]
В своей работе я опираюсь на научную теорию формирования типа грамотной читательской деятельности по Н.Н. Светловской. « На уроке чтения нужно так организовать работу, чтобы учащиеся сами «додумывались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях, нужно помочь каждому учащемуся выстроить собственный вектор личностного развития, стать вдумчивым и наблюдательным читателем» [5 с.11].
Художественные произведения, предлагаемые новой программой, являются необходимой базой для формирования читательской деятельности. Применение технологии продуктивного чтения позволяет решать поставленные задачи, сформулированные в учебной программе общего среднего образования.
Использование конкретных приемов, поможет мне, на мой взгляд, выстроить учебный процесс на более интересном, познавательном уровне, формируя читательские умения.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Для организации работы с текстом на уроке чтения мной были созданы карточки ключевых слов к разделу «Художественные рассказы» 3 класс, 2 часть. (Приложение 1.1) Для достижения более высоких результатов при изучении художественных произведений я систематизировала известные приемы обучения.(Приложение 1.2)
На первом этапе я ставила цель вызвать у учащихся желание (мотивацию) к чтению художественного произведения.
Особый интерес у детей вызывает 1) Рассматривание иллюстраций. Материал к уроку«Литературное чтение», 2ласс. А.С.Пушкин.« Сказка о рыбаке и рыбке»( Кого вы видите на рисунке? Это сказка или художественное произведение? Предположите героев? Где происходят события?) 2) Чтение названия произведения и имени автора.
(Знакомы ли вы с автором? Какие произведения его вы уже читали самостоятельно?) 3) Прогнозирование (О ком или о чем будем читать? Что случилось с нашей героиней? Как она выглядит? Какое у нее настроение? Почему?Как вы думаете, чем закончатся события?) «Разбитое» корыто. ( Ваши ассоциации со словом «разбитое», что вам представляется?) Учащиеся с интересом рассматривают иллюстрации если они есть, предполагают героев произведения, события, их место и время. Если название содержит мало информации и нет иллюстрации к тексту, предлагаю свои иллюстрация или выписываю на доску ключевые слова — подсказки. Учащиеся по ним высказывают свои предположения о содержании текста. Ставят перед собой цель прочитать текст и утвердиться в своих предположениях, провести диалог с автором (Что он говорит нам о своих героях?). Результатом такой работы является включение механизма антиципации (предугадывания )
Материал к уроку«Литературное чтение», при изучении рассказа В. Сутеева «Палочка-выручалочка» (3 класс,ч.2) даются иллюстрация и ключевые слова: дорога, палочка-выручалочка, ручей, болото, птенчик, густой лес, волк, гора, родной дом. По ним попробуем предугадать содержание рассказа. (Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию? Как вы думаете, для чего Еж держит палку? Где происходят события? Что находится рядом с Ежом и Зайцем? Предположите настроение у Зайца? Определите жанр произведения? Подумайте, о ком или о чем пойдет речь в этой сказке?)
- А как нам узнать, насколько мы правы в своих предположениях?
(Ученики отвечают, что нужно прочитать текст)
Иногда работу организовываю по группам, по рядам. Делю их на группы и даю задание. Материал к уроку«Литературное чтение», 2 класс, сказка Х. К. Андерсена «Гадкий утенок».
1 группа. По иллюстрации предположите, о ком или о чем пойдет речь в тексте? Попробуйте догадаться о времени и месте событий. Определите жанр произведения. Это сказка или рассказ?
2 группа. Используя ключевые слова подумайте о происходящих событиях. (Большое яйцо, ужасно велик, некрасивый утенок, птичий двор, ветхая избушка, стая прекрасных птиц, тростник, прекрасные птицы).
3 группа. Работа с названием. Попробуйте предположить по названию «Гадкий утенок», о чем или о ком пойдет речь? Прогноз сюжета незнакомого произведения повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить, прав ли я? Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, помогая понять, что в художественном произведении нет ничего лишнего и название может сообщить о событиях, героях, определить тему и основную мысль рассказа. Учащиеся забегают вперед мыслью и превращаются в своеобразного соавтора.
Прием постановки проблемной ситуации дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию.
Иногда использую прием «Чтение с остановками».(Приложение 1)
В результате этой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
На втором этапе работы во время чтения текста я ставлю целью полноценное восприятие текста и создание его читательской интерпретации.
Начинаем с комбинированного чтения - учитель-ученик текста в соответствии с особенностями произведения. Первичное восприятие проводится с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Материал к уроку «Литературное чтение»,3 класс. Рассказ Л. Толстого «Акула».(Когда вы радовались, а когда волновались, слушая рассказ? Понравились ли вам мальчики? Чем? Совпадают ли ваши предположения с текстом?)
Затем идёт медленное, «вдумчивое» повторное чтение всего текста или отдельных фрагментов. Анализ произведения проходит через диалог с автором. Ответы учащихся - простые предложения. Например, «...погода изменилась», ( Как?), « вдруг с палубы кто-то крикнул» (Что крикнул? Определите, какое настроение было в начале рассказа?) «День был прекрасный?» (Почему?). Провожу комментированное чтение (Прочитайте первый абзац. Что вы представили себе? Какие слова автор выбрал, чтобы подчеркнуть жаркую погоду? Каким был воздух? Каким тоном будем читать начало текста?); выборочное чтение (Прочитайте, какое решение принял артиллерист?); беседа по прочитанному использую прием «Толстые» и «тонкие» вопросы. На первом этапе учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в нее продолжение каждого вопроса (Например, дайте объяснения, почему…, Предположите, что будет, если... Чему научила эта история моряков? Вас? Придумывают сами «тонкие» вопросы, потом «толстые» На втором этапе- учащиеся читают текст и составляют вопросы по тексту: сначала «тонкие», потом «толстые»)На третьем этапе- при работе с текстом к каждой части записывают в таблицу по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Идет обсуждение вопросов и ответов. При обсуждении учитывается тот факт, что на «толстые» вопросы возможно несколько ответов, а на «тонкие» – только один. Учащихся делю на две группы: специалисты по «толстым» и специалисты по «тонким» вопросам. Материал к уроку Материал к уроку «Литературное чтение»,4 класс. Вороны Ут-Реста.
«Тонкие» вопросы:
Уважаемый Матиас, кого вы встретили на Ут-Ресте?
Есть ли вас выражение, которое вы любите повторять в трудные минуты?
Что вы делаете ежегоднов тот самый день,когда буря принесла вас к берегам Ут-Реста?
«Толстые» вопросы:
Дорогой Матиас, какие чувства вы испытывали,когда впервые увидали остров?
Как вы думаете, почему больше вам не удалось побывать на Ут-Ресте?
Обращаемся к отдельным фрагментам текста Материал к уроку «Литературное чтение»,3 класс. Рассказ Л. Толстого «Акула».(Почему после выстрела артиллерист упал возле пушки и закрыл лицо руками?). ,словарная работа (картинный словарь: артиллерист, фитиль, якорь, парус).(Как вы понимаете слово риск? Давайте обратимся к словарю. Риск - возможная опасность: действие наудачу в надежде на счастливую случайность. Подумайте над смыслом пословицы: «Риск — благородное дело» Размышления учащихся).
Выразительное чтение (Прочитайте самый напряженный момент. Каким голосом вы будете его читать?).
В процессе работы формируются
– универсальные учебные действия: умение ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить ответы на вопросы;
– коммуникативные: умения выражать свои эмоции, высказывать мнение по
– отношению к героям и их поступкам; умение работать в паре, в группе, понимать собеседника;
– регулятивные: умение выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
– предметные: умения определять тему рассказа, выделять смысловые части текста, понимать содержание прочитанного формулировать несложные выводы.
На третьем этапе работы с текстом после чтения обычно использую обобщающие вопросы, творческие задания.
Провожу такие виды работы: 1) обсуждение прочитанного - использую прием «Кубик Блума» (Приложение1.3) 2)соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. (Материал к уроку «Литературное чтение»,3 класс,2 часть. Н.Носов «Федина задача». Совпадает ли ваше отношение к герою с авторским? Каким видите Федю вы и каким представляет нам его автор?) 3) формулирование основной идеи текста (Материал к уроку «Литературное чтение»,3 класс.2 часть А. Раскин. «Как папа профессию выбирал» Найдите в тексте и прочитайте предложение, в котором содержится основная мысль? («Прежде всего надо быть хорошим человеком»). Значимо ли это высказывание для нас в нашей жизни?) 4) вопросы по иллюстрации ( Материла к уроку «Литературное чтение»И. Токмакова «Дуб» 2класс.Творческое задание «Фантазеры»: сочинить загадку про дуб. (Сильный и могучий, в роще он стоит. Радует нас мощью и к себе манит.) 5) игровой прием лучший ответ на лучший вопрос, или круговой пересказ при обобщении прочитанного.
Цель этого этапа - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста - «чтение между строк» .
Использую такие приемы творческой работы: «Проиллюстрируйте...» , «Сочините..», «Придумайте..», «Составьте план (индивидуально, в группах, в парах)»,игровой прием «верные или неверные высказывания».
Таким образом, используя технологию продуктивного чтения можно достигнуть формирования предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т.е. умений осознанно читать вслух и про себя, истолковывать прочитанное, умения извлекать все виды текстовой информации.
Уроки, построенные по технологии продуктивного чтения доказывают, что учащиеся начальных классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения, т.е. формируется грамотный читатель.
Исходя из этого, я выстроила для себя систему «Приемы работы с текстом» (Приложение 1)
2.3. Результативность и эффективность
Критериями сформированности читательских умений являются:
● 1) определение жанра и содержания произведения, прогнозирование;
● 2)осознанное, вдумчивое, аналитическое чтение текста вслух и про себя, диалог с автором;
● 3) выделение в тексте ключевых слов, главной мысли произведения;
● 4) выделение действующих лиц, характеристика на основе их поступков;
● 5) обобщение полученной информации (словесное рисование, краткий пересказ, иллюстрирование, инсценирование).
Динамика успехов представлена на диаграмме.
Таблица 1 Результативность по критериям за4 четверть 2 класс
![]()
Таблица 2 Результативность по критериям за 3 класс
![]()
Использование системы приемов чтения и работы над текстом позволило повысить интерес учащихся к чтению художественных произведений, улучшилось качество осознанного чтения, стало более продуктивным умение анализировать тексты. Учащиеся свободно выражают собственные мысли в устной и письменной речи. Проявляют интерес, изготавливая свои книжки - малышки, придумывая рисунки, сочиняя краткие тексты, стихи. Вовлечение учащихся в мир чтения, чтения-диалога с автором главенствующая цель —«выращивание грамотного читателя» стала реальной.
3.Заключение
3.1.Выводы
Эпиграфом для заключения работы хочется взять такие слова Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».Современный мир меняется очень быстро, и мы учителя, просто обязаны научиться использовать достижения науки и техники в педагогической деятельности. Однако только в совокупности с новейшими технологиями, традиционными методами и приемами, играми и упражнениями можно способствовать формированию читательских умений, прочному усвоению знаний.
3.2.Перспектива дальнейшего совершенствования опыта
Представленную систему работы над художественным текстом не считаю завершенной. Это открытая система, каждый может пользоваться уже имеющимся материалом и вносить свои коррективы. Я же планирую дополнить ее тестами, литературными играми к художественным рассказам в 4 классе.
3.3.Рекомендации по использованию опыта работы
Могу порекомендовать коллегам использовать свою систему для формирования читательских умений, развития навыка чтения, учебных действий при работе с художественным произведением.
4.Список литературы:
1.Гин, С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения: автореф, дис. ...канд,пед. Наук : 13.00.02/ С.И.Гин; Бел.гос.пед.ун-т им М.Танка. - Минск, 2010.- 22 с.
2.Грабчикова,Е.С.Лингводидактическая система формирования коммуникативных умений учащихся 1-4 классов на основе взаимодействия обучения видам речевой деятельности / Е.С. Грабчикова. –Минск: Мин.гос.обл.ИПК,2007.
3.Опимах, Н.В. Экспресс-опрос на уроках литературного чтения / Н. В.
Опимах // Пачатковае навучанне : сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2012. - № 1,
№ 3, № 8-12.
4.Посашкова, Е. В. Формирование читательских умений младших
школьников / Е. В. Посашкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
htth://www.lit-studia.ru.
5.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе/А.Г. Асмолов. - М: Просвещение, 2010. – 205
6.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К.Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
Приложение 1.1
Материла к уроку»Литературное чтение» ,3 класс. 2 часть
Раздел: Красива птица пером, а человек -делами и умом.
Художественные рассказы, 1 урок.
Тема: Волшебное слово. В.Осеева
Прием «Ключевые слова для пересказа текста учащимися» Старичок — скамейка — разговор— Лена, краски — бабушка, морковка — брат, лодка — старик, волшебное слово — тихо и прямо в глаза, Лена рисует — волшебное слово, бабушка — волшебное слово, за столом —?, сквер, нет старика.
Н.Носов. « Федина задача»
Составьте характеристику героя, используя слова помочники.
Слова для определения положительных черт характера героя произведения
Доброта — трудолюбие — ответственность — воспитанность — усердие — сосредоточенность— терпеливость — усидчивость
Слова для определения отрицательных черт характера героя произведения
хитрость — несдержанность — лень — неусидчивость — нетерпеливость — безвольность — безответственность
С.Вольф. «Век его не забуду»
«Опишите клоуна, используя
Придумайте свое название к рассказу.
Расположите правильно пункты плана.
1.Приезд клоуна.
2.Бабушка заболела.
4.Поездка внука в город.
5.Деньги из бабушкиной сумочки.
6.«Век его не забуду»
7.«Нет такого клоуна в нашем цирке»
А.Раскин. « Как папа профессию выбирал»
Используя слова - ключики, расскажите, что привлекало мальчика в той или иной профессии?
Ночной сторож — продавец мороженого — сцепщик вагонов — летчик — токарь — юнга на корабле — пастух — собакой — ЧЕЛОВЕКОМ.
Приложение 1.2
1 этап Ориентировочно-мотивационный
На данном этапе учитель должен обеспечить мотивацию учения школьников, включение их в совместную деятельность по определению целей урока.
приемы:
1.Блеф- клуб –верите ли вы, что…
2.Ключевые слова.
3.«Логическая цепочка»
4.«Фантазирование»
5.Антиципации, проблемной ситуации, др.
2 этап Операционно-познавательный
цель этапа: восприятие, запоминание и анализ учащимися основного материала, разные виды чтения(формирование учебных действий)
приемы:
Ассоциации- с чем ассоциируется слово, название, действие, в конце урока возврат к ассоциациям- вывод
2. Чтение с остановками и др.
2.Диалог с автором через текст
3.Комментированное чтение; словарная работа
4.Инсерт-маркировка текста со значками + знаю,- не знаю,? –хочу знать больше.
4.«Толстые» и «тонкие» вопросы
5.«Мудрые совы»
6.«Рафт»
7. Сундук с сокровищами- что можно положить в сундук? (знания по теме), в конце урока сравнение, что было в начале урока, что в конце.
8.«Логическая цепочка» Правильно построенные и перепутанные.
3 этап Контрольно-оценочный
Цель: Самоконтроль, обнаружение учащимися своей компетентности или своих ошибок и затруднений, связанных с новым учебным материалом; оценка эффективности исполненной ими деятельности
приемы
1.«Фантазеры»
2.«Поучительный вывод»
3.Кубик Блума
4.Инсерт-таблица «Знаю. Не знаю. Хочу знать больше»
5.«Кластер»
Игровые приемы
Лучший ответ на лучший вопрос
Учащиеся делятся на две группы. После прочтения текста составляются вопросы, которые группы задают друг другу по очереди.Затем определяется лучший вопрос и лучший ответ. Можно предложить такие номинации как:
Самый точный (ответ/вопрос)
Самый полный (ответ/вопрос)
Самый умный (ответ/вопрос)
Круговой пересказ. Учащиеся становятся в круг после прочтения рассказа и начинают пересказ. Каждый учащийся говорит одно или два предложения.
«Верные или неверные высказывания»
Это прием может использоваться в начале урока. Учащиеся выбираю «верные высказывания» из предложенных учителем, описывают заданную тему(ситуацию).Затем они устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, класс возвращается к данным утверждениям, учитель просит всех оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Приложение 1.3
Прием «Кубик Блума»
Американский педагог и психолог Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является формирование умения решать проблемы, с которыми придется столкнуться в жизни, применять полученные знания на практике. Эти идеи реализованы в кубике Блума. К примеру, задания, начинаются со слова «Назови...» могут соответствовать уровню репродукции, простому воспроизведению знаний. Вопросы, начинающиеся со слов «Почему..» соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Учащийся в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с предметом или явлением. Придумывая задание на слово «Объясни..», учащийся использует понятия, применяет законы в конкретных практических ситуациях. И, конечно же, задания «Предложи..», «Придумай..», «Поделись..» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные), предположения, производит различия между фактами и следствиями, анализирует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным. Это прием удобен при проверке домашнего задания.
На гранях кубика написаны слова почему, объясни, назови, предложи, придумай, поделись. Учащийся бросает кубик, необходимо сформулировать вопрос или задание к учебному материалу по той грани, на которую выпадает кубик.
Материал к уроку «Литературное чтение» 3 класс. 2 часть. Художественные рассказы. «Волшебное слово» В.Осеева
Предложи возможное продолжение рассказам.
Назови имена главных героев.
Придумай свое название этому рассказу.
Почему мальчик побежал в сквер?
Объясни, почему так называется рассказ?
Поделись своими волшебными словами.
Приложение 1.4
Прием «Чтение с остановками»
Перед началом чтения текста можно не говорить учащимся его название. В некоторых случаях название текста может стать предметом обсуждения в классе и стимулировать интерес учащихся: о чем же будет рассказываться в тексте, имеющем такое название?
Примерные вопросы:
По названию предположите, о чем будет рассказ.
Какие события могут произойти в описанной обстановке?
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его?
Что будет с героем событий после рассказа?
Главное достоинство этого приема - развитие мышления, воображения и речи учащихся. Рекомендуется после чтения с остановками прочитать текст еще раз, полностью.
Объемные тексты читать с остановками нецелесообразно.
Материал к уроку «Литературное чтение», 2 класс. В.Ю.Драгунский. «Тайное становится явным».
-Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Ю.Драгунского «Тайное становится явным». Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием?
-Почему вы так считаете?
Изучение нового материала. Стадия осмысления.
1.Первичное чтение- чтение с остановками.
1-я остановка после слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»? »
-Как бы вы ответили на этот вопрос?
2-я остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине».
-Как вы думаете, что может произойти дальше?
-Почему вы так считаете?
3-я остановка после слов: « В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер».
-Предположите, что может произойти дальше.
-Как закончится рассказ?
Почему?
Приложение 1.5
Литературное чтение 2 часть, 3 класс, 2017 год
Раздел: Красива птица пером, а человек -делами и умом.
Художественные рассказы, 3 урок.
Тип урока: изучение нового материала
Тема: В. Драгунский. «Англичанин Павля»
цель: познакомить детей с рассказом В. Ю. Драгунского;
развивать навык осознанного выразительного чтения, творческие способности детей путем чтения по ролям;
вырабатывать умение оценивать действия и поступки героев, давать им характеристики;
содействовать воспитанию правдивости и честности
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Ч.2, портрет писателя
В. Драгунского, карточка №1, карточка №2, викторина, рисунки
Ход урока
1 этап
1.Организационно -мотивационный этап.
2.Актуализация знаний и умений учащихся
2.1.Речевая разминка
2.2.Проверка Д\З
2.3.Актуализация знаний учащихся
2 этап
3.Введение в тему. Усвоение новых знаний и способов действий Подготовка учащихся к работе на основном этапе, восприятию текста.
Наглядность. Портрет автора В. Драгунского
Наш сегодняшний автор очень любил детей. Девиз его жизни был такой: «Ни одного ребенка без радости».
На доске буквы в произвольном порядке.
-Сложите из данных букв фамилию этого известного детского писателя?
Р Д А У Г Н И С К Й
-Кому эта фамилия знакома? Какие рассказы Драгунского вы уже читали? (В качестве подсказки иллюстрации отрывки из рассказов «Сверху вниз, наискосок»,»Все тайное становится явным»)
-Смешные или грустные рассказы пишет Виктор Драгунский?
-Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем об этом писателе, познакомимся с новыми фактами его жизни и творчества и, конечно, познакомимся с его новым произведением.
Прием «Антиципация»
1)Лексическая работа
-Прочитайте название рассказа? Почему автор назвал героя Павля? Почему он англичанин? Как вы думаете о ком пойдет речь? С каким языком связан наш рассказ?
-Рассмотрите иллюстрацию с. 17. Кого вы видите? Где они находятся? Кто к ним зашел? Что делают наши герои? Назовите их? Предположите, о чем пойдет разговор у них?
-Как нам утвердится в своих предположениях?
2)Словарная работа
«Зарезал» арбуз -разрезал на части.
Напыжился- напрягся, заважничал.
Опешил — растерялся от неожиданности, испугаю.
Прочепушил - занимался чепухой.
Лапта-русская игра в маленький мяч.
Ливерпуль, Манчестер -города в Англии.
3.2.Речевая разминка
3.3.Физкультминутка для глаз
4 Этап первичной проверки понимания изученного.
Знакомство с текстом(изучение новой темы)
4.1.Первичное чтение учителем Комбинированное чтение (учитель-ученик)
Текст читает учитель до определенного места.
Чтение текста …. Мы все страшно обрадовались, (Как вы думаете почему?)
Чтение учащимся…. -Предположите,чем занимался Павля все лето?
Чтение учителем…. -Знал ли Павля английские слова?
-Понравился ли вам рассказ? Почему? Что показалось смешным?
- Вы поняли теперь, почему рассказ назван «Англичанин Паля» (Это шутка автора.)
4.2.Чтение рассказа учащимися
5 этап Закрепления новых знаний и способов действий.
Чтение по частям. Анализ рассказа.
1 -я часть
- Как Денискина семья отпраздновала начало учебного года?
Кто неожиданно зашел в гости?
-Почитайте, как встретили Павлю в семье Дениса
- Каким вам показались родители Дениски?
Игровой прием «Самый лучший ответ»
2 -я часть
-Определите разницу в значении слов: беседа, собеседование, болтовня, диалог.
-Что делают герои рассказа?
Как можно назвать их разговор: беседа, собеседование, диалог или болтовня?
Почему именно так?
-Найдите в тексте описание Павли перед словами :«Что делал, что делал?...Английский изучал..» Как это его характеризует?
-Как Дениска отнесся к сообщению Павли?
-Что значит «прочепушил»? Действительно ли Дениска занимался чепухой?
-Как к заявление Павли отнеслись родители Дениски?
-Знал ли Павля действительно английские слова?
Как это выяснилось ?Давайте прочитаем по ролям этот отрывок.
- Если бы вы читали слова мамы или папы, с какой бы интонацией вы бы это делали? ( С уважением, серьезно )
-Найдите в тексте слова мамы, попробуйте прочитать с соответствующей интонацией. Сбоку, перед словами, помечайте карандашом, чьи это слова.
-Найдите в тексте слова папы, попробуйте прочесть с нужной интонацией.
-А как надо читать слова Павли?
- Найдите их, прочтите.
-Как надо читать слова Дениса?
Чьи слова есть еще в тексте? (Автора. Они помогают понять, кто говорит и с какой интонацией, настроением)
Постарайтесь прочитать слова героя с необходимой интонацией, выразительно.
5.3.Этап применения знаний и способов действий.
Выразительное чтение отрывка по ролям.
-Нравится ли вам Павля? Почему? Подтвердились ли ваши предположения?
6 Этап Обобщение прочитанного и систематизации знаний
- Какова главная мысль этого рассказа?
- Подберите пословицы к нашему рассказу? ( Все тайное становится явным., Сколько веревочке не виться, все равно конец будет.)
Карточка №1.Работа в парах.
Работа в группах
1гр. Найдите в рассказе отрывок, который соответствует иллюстрации и прочитайте?
2 гр. Прием «Толстые» и «тонкие» вопросы. Составление учащимися.
3 гр Составьте план рассказа, используя ключевые слова. Карточка №2
Проверка выполненного задания.
7. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Выразительное чтение
Чтение отрывка разговора семьи Дениски с Павлей.
- Как автор относится к своему герою?
Как вы относитесь к Павле? Хотели бы вы такого друга?
8. Этап коррекции знаний и способов действий
Творческая работа.
Инсценирование отрывка.
9. Этап информация о домашнем задании 1 группа Перечитать рассказ, ответить на вопросы
2 группа Подготовить пересказ
3 группа Придумать продолжение « Англичанин Павля в школе»
10. Этап подведение итогов урока. Выставление отметок
Кому говорим спасибо?
Автору, потому что…
Учителю, потому что…
Герою, потому что..
11.Этап рефлексия
Игра. «Барометр настроения»
Карточка №1
Найдите значения этих выражений. На партах у каждого из вас есть карточки. Подумайте и соедините стрелочками юмористические выражения из текста с их значением. (Дети самостоятельно работают с карточками, затем проверяют себя)
прием «Мудрые совы» , выражение из текста - значение.
С ума сойти очень вкусный
Прямо засиял очень трудно
Сам черт ногу сломит съедим
Такая вкуснотища заулыбался
«Зарежем арбуз» давно не виделись
Страшно соскучились очень трудно
Карточка №2
Выберите из данных слов ключевые слова рассказа «Англичанин Павля»
Английский язык, яблоко, ручка, лето, праздник, арбуз, Пит, лапта, компьютер, Дениска, сочинение, Драгунский, папа,русский язык, стол, учитель, тетрадь, Павля, бабушка.
Викторина «Англичанин Павля»
От чьего лица ведется рассказ?
В честь какого праздника было решено «зарезать арбуз»?
первого сентября
дня рождения
наступления каникул
Кто пришел к Дениске в гости, когда он ел арбуз?
Как отреагировал Дениска и его родители, когда в комнату вошел Павля?
Чем все лето занимался Дениска?
учил уроки
играл в лапту
учил английский
С кем Павля занимался английским языком?
со студентом Севой
с репетитором
с мамой
Павля знал, как сказать по-английски:
один, два, три
спасибо
Петя
Как папа Дениски называл в шутку Павлика?
Павля - Шмакодявля
Павлик - Лавлик-Зяблик
Павля - Бородавля
20