СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Описание памятника культуры"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конспект урока по в 8 классе по теме: "Подготовка к сочинению-описанию памятника культуры. Храм Покрова на Нерли".

Просмотр содержимого документа
«"Описание памятника культуры"»

Конспект урока по русскому языку 8 класс

Тема: «Подготовка к сочинению-описанию памятника культуры»

Тип урока: урок развития речи

Задачи:

Образовательная:

- учиться описывать архитектурные памятники в заданном стиле, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;

Развивающая:

- совершенствовать умение учащихся высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Воспитательная:

- воспитывать уважительное, бережное отношение к культуре прошлого, к памятникам древнерусского зодчества.

Планируемые результаты

Предметные результаты: актуализация знаний о типах речи, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение); обогащение лексики учащихся архитектурными терминами.

Метапредметные результаты: развитие устной и письменной речи учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.

Личностные результаты: обогащение внутреннего мира учащихся, формирование интереса и уважения к русской культуре.


Ход урока

Организационный момент

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее –

Начнем скорей урок!


Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок, я желаю вам успехов и плодотворной работы.


(Класс делится на группы и рассаживается по посадочным рядам).


Мотивирование на учебную деятельность

Работа с эпиграфами

К сегодняшнему уроку я подобрала два эпиграфа: 1. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» (К. Паустовский);

2. «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников» (Аполлон Григорьев).

- Как вы думаете, ребята, с какой целью? Чем мы будем заниматься на уроке?

(Ответы учащихся.)

- Правильно, что-то описывать словами, сочинять текст. Мы будем писать сочинение.

- Обратите внимание на второй эпиграф. Почему автор боялся жить в таком городе?

(У каждой страны есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.)



Формулировка темы

- Давайте сформулируем тему нашего урока.

(Учащиеся формулируют тему урока.)

Откройте тетради, запишите число и тему урока в тетрадь: «Подготовка к сочинению-описанию памятника культуры».


Целеполагание. Постановка целей.

А умеете ли вы ставить цели урока, зная тему?

А помогут вам в этом речевые конструкции. Обратите, пожалуйста, внимание на слайд, дополните фразу.

1)Научиться (чему?) работать над сочинением-описанием памятника культуры

2)Собрать (что?) необходимый материал, информацию

3)Развивать (что?) речь, память, внимание

4) Обогатить (что?) свой словарный запас, нашу речь

5)Узнать (что?) что-то новое, расширить кругозор

6)Приобщиться (к чему?) к культуре своей страны.

Работа с толковым словарём, демонстрация словарной статьи с документ-камеры.


А что же такое памятник культуры, архитектуры? Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

-Чтобы описать памятник культуры, нужно четко понимать, что же

это такое? И тут на помощь нам приходят словари.



Посмотрите на доску. С каким языковым явлением мы столкнулись? (Многозначность.)

Слово "памятник" многозначное. Прочитайте имеющиеся значения. Какое значение мы будем использовать?


Видеоролик «Памятники в Туманове»


А есть ли в вашем селе памятники архитектуры, которые как молчаливые свидетели прошлого, не дают нам забыть о важных событиях в истории страны?

- ДА, это памятник Погибшим воинам, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Давайте совершим вместе с гостями экскурсию к памятникам нашего села. А экскурсоводами выступят ваши одноклассники Даниил и Евгения. Пока вы смотрите ролик, подумайте над вопросом: что нового вы открыли для себя из рассказа экскурсоводов? Для чего в каждом населенном пункте нужны памятники культуры?


А какой памятник мы будем описывать сегодня, попробуйте догадаться, слушая стихотворение.

Покрова на Нерли (читается учеником под музыку Ф. Шопена «Апрель мечты»).

Покрова на Нерли –

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из старинной Руси,

То ли белая лебедь

Заснула случайно,

И назвали ее – Покрова на Нерли.


Покрова на Нерли –

Наша боль и отрада,

Наш привет журавлям,

Что вернутся домой.

Покрова на Нерли-

То ли храм, то ли сказка,

Наша гордость и боль

Пополам со слезой.


Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого

Еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах-

Покрова на Нерли!..

Леонид Грайвороновский 

- Какой памятник мы будем описывать?

(Храм Покрова на Нерли.)


Поиск путей решения проблемы. Сбор рабочих материалов

Этот белокаменный храм не только восхищает, но и вдохновляет к творчеству. Я надеюсь, что он вдохновит и вас.

Как вы думаете, при работе с памятником архитектуры какой тип речи нам необходим? (описание).

А какие типы речи вы еще знаете? (ученик у доски, вспомнить особенности каждого типа речи, их признаки).

Действительно, мы будем работать, составляя текст описание, но чтобы писать о церковном памятнике, необходимо собрать материал к сочинению. Для этого мы будем работать в группах: первая группа-историки, вторая– архитекторы, третья – литераторы. -Перед вами один из выпусков журнала "Православные храмы. Путешествие по святым местам". Каждый номер - это своеобразное описание отдельно взятого памятника культуры - православного храма. Вы познакомитесь со статьей этого журнала и и найдете ответы на интересующие нас вопросы. Порядок работы такой: каждая группа получает конверт –кейс, в них задания, на выполнение которого дается 5 мин . Один представитель от группы выступает, все остальные внимательно слушают . После каждого выступления вы берёте «Опорную карточку» и заполняете одну из её частей. Так вы будете собирать материал к сочинению. 

Итак, задание по группам

1 группа : выяснить географическое расположение Храма Покрова на Нерли, выяснить историю построения храма.

2 группа : выяснить архитектурные особенности храма.

3 группа : найти стихотворения, высказывания писателей и поэтов об этом храме, определить ИВС, используемые авторами.


Вопросы для группы «Историки»

1. В каком году был построен храм?

(1165 г.)

2. Где была воздвигнута церковь? Почему было выбрано именно это место?

(Храм был воздвигнут при впадении реки Нерли в Клязьму. Он удивительно гармонирует с окружающим пейзажем. Церковь будто вырастает из холма, на котором стоит, а во время весеннего разлива кажется, что она возвышается среди волн, как белоснежный лебедь.)

3. В честь какого церковного праздника воздвигнут храм? О чем должен был свидетельствовать этот факт?

(Храм был воздвигнут в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.)

4. Расскажите о предании, которое связано с постройкой храма.

(Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский (ок. 1111 – 1174) построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.)

Вопросы для группы «Архитекторы»

1. Какой приём использовали древние зодчие, чтобы зрительно увеличить высоту здания?

(Легкий наклон стен внутрь здания.)

2. Какие архитектурные детали подчеркивают изящество храма? Выпишите определения архитектурных терминов.

(Барабан – часть здания, поддерживающая купол; пилястра – четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену; фриз – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком; апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.)

Для того чтобы правильно употреблять архитектурные термины в своем сочинении, придумайте и запишите словосочетания с данными словами: БАРАБАН, КУПОЛ,

Вопросы для группы «Литераторы»

1. Какие эпитеты можно использовать при описании церкви Покрова на Нерли? Какими еще словами можно передать уникальность и неповторимость храма?

(Ослепительно сверкающий, легкий, белокаменный; великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный.)

2. Прочтите стихотворение Л. Грайвороновского «Покрова на Нерли». С чем сравнивает старинный храм автор?

Покрова на Нерли

Покрова на Нерли –

То ли храм, то ли сказка,

То ль поклон да привет

Из старинной Руси,

То ли белая лебедь

Заснула случайно,

И назвали ее – Покрова на Нерли.


Покрова на Нерли –

Наша боль и отрада,

Наш привет журавлям,

Что вернутся домой.

Покрова на Нерли-

То ли храм, то ли сказка,

Наша гордость и боль

Пополам со слезой.


Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого

Еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах-

Покрова на Нерли!..

Леонид Грайвороновский 

(Сказка, боль, отрада, гордость- метафора, белая лебедь, облако с неба-сравнение)

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.
Белый, легкий, устремленный ввысь -
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье.
Церковь ту построил князь Андрей,
Праздник чтя, не думая о славе;
Храм, пройдя века до наших дней,
Все грустит о юном Изяславе.
Матерь Богородица родная!
Русь возьми под свой святой Покров -
Пусть она живет, беды не зная,
И минует вражеских оков.

Татьяна Тареева


3. Как называют храм благодарные потомки?

(Поэма, запечатленная в камне.)


Многие известные люди описывали свои впечатления от храма, увиденного ими когда-то. Проанализируем, как характеризуют авторы церковь Покрова на Нерли. Какие сравнения, эпитеты, метафоры находят они для передачи своих чувств?


1.Водная гладь, заливные луга и, словно свеча, сверкающий ослепительной белизной этот лёгкий одноглавый храм, так чудесно вырастающий над их простором во всём своём бесконечном изяществе, во всей своей чарующей ясности, лаконичной красоте. Да, это такое же совершенство…, как самые высокие достижения древней Эллады. /Л.Д.Любимов



2. Ныне белокаменное чудо стоит посреди чистого поля на невысоком холме. У его подножия – небольшое озерцо, остаток старого русла реки Нерль. В ясную погоду в его зеркальной глади отражается стройный силуэт храма. Церковь Покрова на Нерли восхищает своей необыкновенной лёгкостью, почти невесомостью… В своём белом каменном наряде храм, словно невеста в подвенечном платье. / Ю.С.Рябцев



3. Изящная и лёгкая церковь, одиноко стоящая над зеркалом вод, необыкновенно поэтична. Она похожа на юную царевну в подвенечном наряде, вся дышит неземной красотой, от которой душа начинает как-то торжественно и грустно томиться. Увидевший её хоть раз уже не может

сказать, что в жизни его не было счастливых минут. / Н.Н.Воронин



Каждый текст – высказывание конкретных людей -историков, писателей, художников. искусствоведов, которые делятся с нами впечатлениями от увиденного ими храма, а потому каждый текст индивидуален.

Однако в них описывается один и тот же храм, и, возможно, вы заметили что-то общее во всех текстах.

? Что же их объединяет?

Восхищение, единство храма и природы вокруг него, легкость, невесомость церкви, ее стройность и красоту, совершенство.

«Будто в сердце ты мне глядел», - сказал князь зодчему Левонтию, когда хвалил его за храм Покрова на Нерли.



По мере проверки выполнения групповых заданий учащиеся заполняют опорную карту, которая поможет им составить черновик сочинения.



Беседа по картинам

Ребята, необыкновенно красивый храм Покрова на Нерли был запечатлен на холсте многими художниками. Давайте внимательно рассмотрим репродукции картин С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли».



Как вы думаете, почему именно этот храм изобразили художники ? (Ожидаемый ответ уч-ся: совершенно очевидно, что храм произвёл на художника сильное впечатление.)

Сергей Васильевич Герасимов вошёл в историю изобразительного искусства как художник, создавший много картин о жизни русского народа; их темами стали революция, Гражданская война и Великая Отечественная война, а также мирный труд русского народа. Одним из таких полотен и является «Церковь Покрова на Нерли».

― Мы с вами не раз писали сочинения по картинам и знаем, что каждая из них рождена определённым замыслом художника. А на раскрытие этого замысла «работают» все детали картины и её композиция. 


-Что такое композиция? (Построение). 

-Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон). 



-Какими словами можно описать храм, изображённый здесь? (Белокаменный, ослепительно белый, красивый, изумительный, чудесный, изящный, гармоничный, устремлённый ввысь, лёгкий и др.)

(Работа с «Опорной карточкой»). 


Где изображена церковь? (На заднем плане, но в центре картины.)

― Смотрите, как интересно получается: поместив храм в центр картины, художник словно говорит нам: «Вот что тут главное! Полюбуйтесь этим замечательным храмом!» А отнеся его на задний план, художник словно говорит нам: «Но посмотрите, где он стоит! Это заслуживает не только внимания, но и восхищения и, возможно, размышления». (Работа с опорной карточкой).



Так где же он стоит? Расскажите, что является фоном для храма? (Храм изображён на фоне чудесного пейзажа. Большу́ю часть картины занимает лазурное (синее) небо с бело-розовыми облаками. Рядом с храмом высокие деревья. От переднего плана его отделяет река; в её тёмно-синей воде отражаются и сама церковь, и деревья, и облака. И вокруг – луговое среднерусское раздолье с ярко-зелёной сочной травой и жёлтыми цветами, наверно, одуванчиками. (Работа с «Опорной карточкой»). 

Буду ли я права, если скажу, что храм удивительно гармонирует с окружающей его природой? Или он производит впечатление чего-то чужеродного здесь? ( Храм точно и естественно вписывается в окружающий его пейзаж, он гармонирует с ним). (Работа с «Опорной карточкой»). 

Изящный храм, удивительный пейзаж… Да ещё можно представить свежий ветерок, который образует лёгкую рябь на воде, травяной и цветочный аромат, да нескончаемую песню жаворонка, который непременно поёт в такой солнечный день над луговым раздольем… Какие чувства вызывает эта картина? (Светлые, добрые).


-Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине). 

-Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы). 

-Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие-то мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди? // Причём, видно, что на заднем плане люди постарше, женщина молодая, девочка совсем ещё малышка.

-Почему храм притягивает людей? что олицетворяет храм?

Храм олицетворяет вечные ценности, которые «спасают мир» от зла; гибели. И мы должны чувствовать ответственность за их сохранение в мире ,а значит, и за сохранение этого белокаменного чуда.







Готового ответа здесь нет и быть не может. Наверное, у каждого человека возникнут свои ассоциации, свои размышления. У меня, например, философские мысли возникают: более 8 веков стоит этот храм на Нерли… Сколько же воды пронесла река мимо этих стен! Сколько поколений людей сменилось, сколько событий свершилось на этой земле! А красота-то эта уцелела! Ни у кого не поднялась рука на неё. Может быть, потому, что из поколения в поколение передавались любовь и уважение к этой красоте. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом. А может быть, наоборот, эта красота спасала людей от озлобления, от потери нравственности, вселяла в души любовь, веру, надежду. И люди берегли её. Мне кажется, что эти вещи связаны друг с другом.



-Обратимся к другой картине другого автора С.Баулина . Что важным было для него показать на картине? (Для С.Баулина важна архитектура храма, его легкость, изящество, белокаменные стены, украшенный фриз).


- Ребята, представьте себе, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение?

(При описании памятника культуры важны обе картины, так как они создают необходимую целостность восприятия.)


- С чего мы начинаем работу над сочинением?

(С составления плана.)

Один человек работает с интерактивной доской,восстанавливая правильный порядок пунктов плана, а все остальные в тетрадях.


Возможный план

1. Вступление.

2. История храма.

3. Архитектурные особенности церкви.

4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С. В. Герасимова и С. А. Баулина.

5. Моё впечатление от храма.


- В вашей работе обязательно должны присутствовать описание храма, его связь с окружающим пейзажем и ваши впечатления.

-Как бы вы озаглавили свое будущее сочинение?


  1. «Храм Покрова на Нерли»


  2. «Поэма в камне»


  3. «Лебедь-храм»


  4. «Лебедь белокаменный»


  5. «Чудо на Нерли»

- В каком стиле вы будете писать сочинение? (Художественный)
- Что нам для этого понадобится? (Различные художественные средства: синонимы, эпитеты, метафоры, сравнения).

Орфографическая, лексическая работа.

Ребята, а встретились ли вам слова, которые могут вызвать затруднения при написании сочинения? давайте к ним обратимся

Орфографическая работа, направленная на предупреждение орфографических ошибок.

  1. Белокаме…ый

  2. Запечатле…ый

  3. Изображе…ый

  4. Наклоне…ы

  5. Ле..кий

  6. Устремле…ый ввысь

  7. Св…ркающий

  8. Осл..пительный

  9. Уд…вительный

  10. Ф…нтастический

  11. Не… обыкновенный



Важно использовать слова и словосочетания, указывающие на местонахождения предмета, расположение его элементов, деталей. Давайте их вспомним (устно).

Задание. Объясните правописание слов.

Недалеко, поблизости, вблизи, напротив, вокруг, внизу, посредине, впереди, сзади.

В своих сочинениях вы должны избегать повторов, попробуйте заменить слова-словами синонимами.



Подберите синонимы к словам и запишите:

Храм-церковь, шедевр архитектуры, памятник культуры, собор

Художник-живописец, мастер кисти, пейзажист

Картина-полотно, репродукция

Изображено-показано, нарисовано, передано



Рефлексия

- Ребята, подведем итоги. Как вы думаете, смогли ли мы достигнуть целей, которые ставили в начале урока?

(Ответы учащихся.)

- Зачем же нужны храмы? Чем дорога нынешнему поколению маленькая церковь на Нерли?

(Ответы учащихся.) Церковь на Нерли или любой другой памятник архитектуры – это чувство уважения к памяти предков, чувство гордости, какими талантливыми были простые русский люди. Мы в великом долгу перед теми, кто строил храмы и мы должны пронести эту память и передать будущим поколениям.

Пожалуй, ответ на этот вопрос содержится в строчках стихотворения Б.Чичибабина (звучат «Блаженства» из фильма «Раскол»):

Мы пришли с тобой и замерли,

И забыли все слова

Перед белым чудом на Нерли,

Перед храмом Покрова…

Что не камень, а из света весь,

Из любовей, из молитв, -

Вот и с Вечностью сведались:

И возносит, и знобит…


Составление синквейна. Попробуйте обобщить полученные знания в форме синквейна. Работа в группах. Записываете слово и прикрепляете его на доску.


- Возьмите, пожалуйста, заготовленные таблицы. Ребята, оцените по шкале от 1 до 5, в какой степени вы достигли целей, заявленных в начале урока. Отметьте знаком «V» понравился или не понравился вам урок. Ответ аргументируйте.


Фамилия, имя учащегося


Цели:

Оценка (от 1 до 5)

-научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;


- развить свою речь;


- узнать что-то новое, расширить свой кругозор;


- воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.



Понравился урок


(чем?)


Не понравился урок


(чем?)




Вы сегодня на уроке познакомились со святыней Владимирской земли. Это то, что является особенно дорогим, хранимым. Это прекрасное творение человеческих рук, ума, такое, как памятник церковной архитектуры. Он был создан во имя Бога и на благо людей. Мы не будем ставить точку, а продолжим работать дальше: изучать памятники культуры.

Домашнее задание

Написать сочинение в чистовик. Оценки за урок.

14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!