СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание педагогического опыта педагога дополнительного образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Описание педагогического опыта педагога дополнительного образования»

Описание педагогического опыта педагога дополнительного образования

Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. Михаил Аркадьевич Светлов



Изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. 

Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”

(Н. Рерих) 
В слово Учитель вложено огромное философское понятие – это и преподаватель, и воспитатель, и пример для подражания.

Для того чтобы развивать у детей способности к творческому мышлению я стараюсь на занятиях постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований, ситуацию успеха, когда педагог ожидает успехов у детей и они действительно их добиваются, даже если считались не очень способными.. 



Условия формирования опыта.

В народе говорят «Все начинается с детства» и это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детских годах – истоки личности, определение жизненной судьбы человека, а в применении к обществу – это тот фундамент, на котором со временем формируется народ, нация.

Самым важным принципом взаимодействия с детьми, я считаю принцип сотрудничества: не навязывать подростку единственно верное решение той или иной ситуации, а дать возможность самому пробовать, находясь не «над ним», а «рядом с ним». Время, в которое мы живём, выдвинуло перед дополнительными образовательными учреждениями задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. Поскольку труд остаётся главным условием жизни людей, а при рыночной экономике способность к труду становится товаром, к которому предъявляются очень высокие требования, - занятия по прикладному творчеству являются определённым вкладом как в умственное, нравственное, эстетическое развитие обучающихся, так и в формирование у них готовности к труду. 

Для многих дополнительное образование становится ещё одним местом общения друг с другом. Разнообразная, интересная информация, которую поглощает ребенок из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на уроках в школе.
В объединении дети активно знакомятся с тем, что на протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство и в настоящее время сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов.
Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера, возвращаются в моду вещи «ручной» работы. 

Работы с тканью, вязание вызывают у обучаемых большой интерес, без значительных финансовых затрат, они создают различные изделия: Шьют мягкие игрушки, вяжут крючком салфетки, декоративные панно и предметы интерьера: рамки под фотографии и т.д. Это рукоделие позволяет создавать индивидуальные вещи. Изучение особенностей работы с тканью и приёмы шитья в традиционной технике, знакомство с секретами печворка помогают многим детям открыть новые пути в жизни, в их дальнейшей профориентации, а творческий потенциал детей поможет возрождению народного творчества.

Актуальность и перспективность опыта

Главной целью моей педагогической концепции является развитие ценностного, познавательного и коммуникативного потенциала личности каждого учащегося.

Мои педагогические задачи:

  • Создать у обучающихся теоретическую и практическую базу для усвоения знаний.

  • оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, в реализации личностного потенциала, в развитии творческих способносте

Данные задачи реализуются в декоративно - прикладном творчестве, в частности, в работе с тканью.
Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. Оно было присуще людям всегда. В общеобразовательной школе на занятиях кружка "Ступени творчества обучающиеся знакомятся с азами декоративно - прикладного искусства, более углубленно изучают основы и технику шитья и вязания.
Именно декоративно-прикладное искусство готовит детей и подростков к пониманию художественных образов, знакомит с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у обучающихся складывается отношение к собственной декоративно-прикладной деятельности.
В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка. 
Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения.
В своей работе я использую такие активные методы обучения, как коллективное, творческое и другие современные педагогические технологии. 
  Организация метода проектов требует от педагога большой работы по конструированию специальных условий для обучающихся с целью выявления и развития их творческого потенциала.
Большая часть работы на занятиях по шитью и вязанию отводится активной форме обучения – коллективному творческому делу, требующему объединения творческих усилий всех ее участников. 
Коллективная форма деятельности приобретает особую актуальность при работе в конкретном материалом, связанной с художественным оформлением панно. В коллективной деятельности как наиболее эффективной форме приобщения детей к художественному труду наиболее полно реализуются особенности младшего подросткового возраста. Перспективность опыта в том, что в процессе коллективного творчества каждый ребёнок учится работать самостоятельно, и в то же время в коллективе детей он ощущает свои индивидуальные возможности и возможности товарищей в осуществлении общественно значимых целей. В коллективной работе у ребят формируются навыки совместной деятельности, накапливается опыт общения, межличностных отношений, координации совместных действий, которые пригодятся в дальнейшей жизни.


Теоретическая база


  Работу стараюсь построить так, чтобы ребенок мог чувствовать, что проект – это его работа, его создание, реализация его собственных идей и замыслов, а педагог с уважением относится к его точке зрения. И если сегодня ребенок делает проект вместе со взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.
Довольно часто на занятиях педагог применяет метод коллективного творческого дела.

Ребенок, также, как и взрослый, может что-либо делать только в том случае, если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать, следуя своим внутренним желаниям и позывам). 

Основной акцент при работе делается на интерес в реализации своих способностей - так как это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях. 

Технология опыта 


Занятия в кружке "Ступени творчества в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей детей, вызывает у них стремление овладевать знаниями и умениями сверх обязательных программ.

На уроке представлены все этапы процесса усвоения:

- мотивация усвоения;

- подготовка к восприятию новых компетенций в ходе занятия;

- осмысление и формирование мировоззрения;

- закрепление и совершенствование знаний;

- применение знаний, умений и навыков в стандартной и поисковой ситуации;

- анализ достижений и коррекция деятельности.

Занятия не только вооружают детей умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца. Они будят творческую активность, учат вносить изменения в технологию изделия, осуществлять собственные замыслы. В результате этого каждая созданная ребенком вещь имеет свою индивидуальную неповторимость. Дети неистощимы на выдумку, они относятся к изготовленным вещам с огромной душевной теплотой, им весело и радостно их делать потому, что стремление воображения к воплощениям и есть подлинная основа и движущее начало творчества. 


Важные моменты в работе с детьми.

Во-первых, обучающиеся в силу своих возрастных особенностей не могут и не должны выполнять одни и те же упражнения по овладению тем или иным технологическим приемом. Поэтому для закрепления технологического приема подбирается 2-3 примерно одинаковых по сложности изделия.
Во-вторых, при подготовке к занятию учитывается такое важное обстоятельство: в силу своих психологических особенностей обучаемые стремятся получить готовое изделие сразу, им сложно ждать несколько дней. Поэтому подбирается изделие и величина материала, чтобы за 1, максимум 2 занятия у всех ребят оно было бы готово. 
В-третьих, учитывается то, что для обучаемых игра является главной движущей силой умственного и психического развития. Изделия, используемые в играх, находят отклик в сердцах детей. В результате понимание ими технологических приемов происходит быстрее.
В-четвертых, учитываются психологические особенности обучаемых и зная, что они уже умеют делать, какими приемами владеют, педагог подбирает более сложные изделия.
Оценивание работы: ребенку сначала показываются положительные стороны его деятельности, а затем уже указывается на недочеты, подсказываются способы их устранения. 
На завершающей стадии занятия особо важным компонентом является обсуждение проделанной работы, учитываются следующие к р и т е р и и:
* Декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

Содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

Оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания.


Результативность опыта. 

Хочется отметить высокую социальную активность обучающихся объединения и педагога при проведении выставок, ярмарок, мастер-классов, смотров-конкурсов декоративно-прикладного искусства.






Открытый урок.

Конспект занятия по технике Кинусайга - печворку без иглы.

Тема: Пасхальная корзина.

Цели: расширять знаний детей об истории праздника, развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей закреплять умение использовать в работе ткань, развивать мелкую моторику, чувство цвета, фантазию, творческого мышления, чувство доброты, сопереживания и сопричастности ко всему, что нас окружает. .

Оборудование: ножницы, канцелярский нож, ткань разного цвета, необходимый рисунок на бумаге, стек.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

а) Сообщение темы занятия.

- Здравствуйте ребята, занимайте свои места и готовьтесь к занятию. Сегодня у нас проводится открытое занятие.

2. Вводный инструктаж

а) Проверка готовности к занятию.

-Давайте проверим готовность вашего рабочего места к предстоящей работе. ножницы, канцелярский нож, ткань разного цвета, необходимый рисунок на бумаге, стек, полипропилен 20 на 30см, толщиной 2см.

б) Повторение правил безопасной работы.

- На вашем столе присутствует небезопасный в работе инструмент, какой?

- Ножницы и канцелярский нож.

- Вспомним правила безопасной работы ножницами.

* нельзя работать неисправным инструментом;

* использовать инструмент только по необходимости;

* поработал – закрой, положи на место, кольцами к себе,

в) Постановка темы и цели занятия.

Отгадайте загадку.

Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют!
Пасха

У все у нас начинает предпраздничная суета.

.

В преддверии праздника Пасхи мы с вами сегодня изготовим сувенир.

В) Объяснение учебного занятия.

На наших занятиях мы занимались печворком, сегодня применим наши знания.

Посмотрите, вот такая картина у вас должна получиться, если вы будете аккуратными и внимательными.

Выполнять работу мы будем с использованием канцелярского ножа..

Г) Последовательность выполнения работы:

На полипропилен крепим, английскими булавками, наш лист с рисунком канцелярским ножом вырезаем фрагмент рисунка.

Затем отрезаем ткань нужного размера вставляем в надрезы на полипропилене с помощью стека. Так мы проделываем со всем рисунком. Для яиц в корзине используем разные цвета ткани.

Фон по всему периметру также заделываем тканью. Вместо рамочки по бокам можно приклеить ленту, размером 2,5 см.

3. Практическая работа учащихся.

а) Обход рабочих мест с целью проверки и оказания помощи в изготовлении елочки.

Необходимо напомнить учащимся о правильной посадке во время работы и порядке на рабочем столе.

4. Заключительный инструктаж.

а) Подведение итогов работы.

Итак, работа наша закончена, у вас получились очень красивые сувениры. Полюбуемся нашими картинами из ткани. Нарядные получились? - Нравятся? - Вот мы и сделали нашу поделку "Пасхальная корзина" к празднику пасхи.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!