СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы определяется следующими показателями: знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы»

Описание собственной системы работы

по теме «Развитие речи через театрализованные игры»


Условия формирования опыта

Работая с детьми я убедилась, что их словарный запас весьма ограничен. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Содержание, предлагаемое программой, детьми плохо усваивается. Это происходит потому, что у детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика отличается недостаточной координацией.

Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок становится «сложным» собеседником, ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит и на формировании личности в целом.Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь, я решила использовать театрализованную деятельность.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства; используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Актуальность темы определяется следующими показателями: знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Таким образом, можно сделать вывод: что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста, к обогащению словаря, развитию мышления, воображения, творческих способностей.


Новизна опыта

Опыт ориентирован на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности. В опыте систематизированы средства и методы театрально - речевой деятельности, обоснованно распределение их в соответствии с психолого - педагогическими особенностями этапов дошкольного детства, поэтапное использование приёмов, упражнений, методов речевой деятельности в процессе театрального воплощения.

Опыт предлагает новые организационно - методические подходы, которые отвечают современным требованиям общества, обеспечивающие познавательно - речевое развитие ребёнка, его умение общаться со взрослыми и сверстниками.


Адресная направленность опыта

Опыт может быть использован всеми воспитателями дошкольных учреждений независимо от уровня подготовки.


Трудоёмкость опыта

Опыт требует постоянного личного профессионального роста воспитателя. В связи с этим есть необходимость в регулярном ознакомлении с методической и специальной литературы, изучение опыта коллег, применение в своей работе разных форм занятий, чёткое планирование и проведение диагностики развития детей по данному направлению.


Описание опыта

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно - они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально.

Я решила поработать над темой «Развитие речи через театрализованные игры». Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения - учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная немецким психологом Карлом Гросс, которая до сих пор пользуется популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие, расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие другие.Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова и др.).

В работе для повышения уровня речи детей, я использовала программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой «Играем в театр», Т. Н. Дороновой, Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников», А.Е.Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду».

В ходе работы над темой:

- осуществила подборку методической литературы и художественных

произведений различных жанров;

-разработала перспективный план для театрализации художественных произведений различных жанров, придерживаясь комплексно-тематического плана;

-создала картотеку словесных и настольно-дидактических игр;

-подобрала комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики;

- изготовила атрибуты к разным видам театров.

Наметила примерный план занятия (в занятия включены) :

-музыкально-ритмическая разминка;

-дыхательная и речевая гимнастика;

-литературно-художественная практика (связная речь);

-игры, минута шалости, физическая минутка;

-театрализованная деятельность.

Определила основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа в театрализованной игре.

Исследованиями ученых Л. Ворониной и Р. Сигуткиной, установлено, что если с младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, сказки, потешки, а во второй младшей группе, используя игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Для самостоятельной деятельности детей необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно. В группе создана предметно-развивающая среда: театральный уголок, в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте, ширмы, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя. При этом учитывались индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, предпочтения, потребности.

В нашей группе имеются различные виды театров, что стимулирует желание у детей заниматься театрализованной деятельностью, формирует любознательность, познавательную активность, творческие способности, а значит главное - развитие речи.

Свою работу я начала в группе раннего возраста. Малыши очень любят театрализованные представления, так как волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем).Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на «вопросы» кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.

Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Перчаточные и другие театральные куклы используются в НОД и в повседневном общении.

В младшем возрасте театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, с пассивного участие в импровизациях; разыгрывания народных песенок, потешек, небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театра кукол, пальчикового и перчаточного театра, знакомство с простейшими режиссерскими играми на материале сказок. Произведения малых фольклорных форм в каждой своей строчке несут и особое настроение, и законченный сюжет. Образное слово, повторы, привлекательные персонажи, доступные сюжеты вызывают у малышей радость, эмоциональный душевный отклик. Встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу.

Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или двигаться соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит... »

При проведение игр – театрализаций подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями.. При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Проведению игры- театрализации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру-театрализацию «Колобок», провожу дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, учу изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

К 3 годам мои воспитанники узнают персонажи сказок, знают их содержание.Я применяла в этой группе много фольклорного материала, который помог наладить эмоциональный контакт с детками, этот материал помогал в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Много подбирала иллюстративного материала. Речь детей была ещё слабо развитой, словарный запас небольшой, поэтому все тексты я знала наизусть и произносила с определенной интонацией. Подготовила настольные театры по сказкам “Репка”, “Колобок”, “Курочка Ряба”, “Теремок”. Часто показывала и изображала звукоподражанием сказочных животных. Много игр было проведено с выполнением движений, например: “Коза рогатая”, “Ладушки”, “Киска”, “Водичка-водичка”. В группе подготовила уголок ряженья, в котором были юбочки, косынки, фартуки.

Так как в основном дети плохо владели речью я начала знакомство с театральной игрой через игру- имитацию отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитацию основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте), цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Подготовку детей к театрализации сказок осуществляла постепенно. Работая с малышами, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Детей это привлекало, прежде всего из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно я стала формировать интерес детей к театрализованным играм. Я организовала просмотр небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых потешек, стихов и сказок.

В средней группе моей задачей стало стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Чтобы расширить словарный запас, развить грамматический строй речи и совершенствовать звукопроизношение, в работе с детьми применяла сказки, которые используют в своей работе логопеды.

Логопедическая сказка - это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков (сказки В. Волиной, А. Цыферова и т.п.). К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей. Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

С целью создания интереса и желания участвовать в последующей деятельности детей проводила занятия «Как сказки получаются?» Обращалась к детям с вопросами, которые помогали вспомнить, как сказки или рассказы могут начинаться, заканчиваться («С чего бы вы начали составлять рассказ или сказку?» Дети отвечали: «Жили-были...», «В некотором царстве...». «А я бы начала со слова: «Однажды...» и т.д.) «Как можно закончить рассказ или сказку?» - спрашивали у детей дальше. Ответы: «Вот и сказке конец...», «Стали жить-поживать...»).

В самостоятельной деятельности дети часто использовали предлагаемые игрушки, фигурки на фланелеграф. Придумывали и разыгрывали ситуации друг перед другом (получался импровизированный театр). Благодаря занятиям у детей развилась активная речь, и выработались игровые умения. Учась быть доброжелательными зрителями, дети не забывали говорить спасибо артисту. А в актерской игре стали использовать некоторые средства выразители (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи). Моя работа с детьми среднего возраста была направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно дети включились в процесс игрового общения с театральными куклами.

В старшей группе моей задачей стало поддержать их интерес к театрализованной игре, помочь освоить игры драматизации, которые отличаются более сложным содержанием, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами.

В работе с детьми я использовала многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух - трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»). У детей расширился игровой опыт, связная речь, улучшилась интонационная

выразительность, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Так же умение договариваться, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно.

В своей работе использовала игры с диалогическим содержанием, разработанные для обучения детей диалогическим репликам по выполняемым функциям, вступления в диалог по очереди, придерживаясь темы разговора и других правил ведения диалога и речевого этикета.

К концу старшей группы дети стали увереннее, раскрепощенное, активнее в речевом плане. У них сформировался устойчивый интерес к театрализованной игре, желание принимать активное участие в создании декораций и атрибутов, в инсценировке сказок.

В подготовительной к школе группе я поставила цель - формирование навыков монологической речи.

При этом решались такие задачи:

  1. развивать воображение, творчество, навыки импровизации;

  2. совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

  3. ормировать желание создавать декорации, сказочные атрибуты своими руками.

Сказки подбирала более сложные. Для решения поставленных задач использовала следующие методические приемы.

    • Вводная беседа - подготовка детей к восприятию произведения. В вводной беседе помогали проводить сказочные помощники - пальчиковые игрушки. Как известно, подобный педагогический прием (наличие кукольного персонажа, своеобразного со ведущего) облегчает общение в процессе занятия, помогает концентрировать внимание детей.

    • Выразительное рассказывание сказки.

    • Беседа по содержанию сказки. Выясняла, правильно ли дети поняли содержание и смысл сказки.

    • Повторное рассказывание сказки для закрепления целостного восприятия.Перед повторным рассказыванием детям давала установку на внимательное прослушивание сказки для последующей инсценировки.

    • Инсценировка сказки детьми. На начальном этапе сама активно участвовала в постановке сказки - озвучивала слова автора, помогала детям исполнять и озвучивать их роли. На следующих этапах свое участие в постановке заметно сокращала.

Вся проделанная работа играла важную роль в развитии связной речи детей, так как в процессе таких занятий дети самостоятельно разыгрывали и озвучивали содержание сказок, отрабатывая при этом монологическую форму речи.


Результативность опыта

Углубленная работа по этому вопросу дала определённые результаты.

Мониторинг проведенный на начальном этапе работы показал следующие результаты:

Низкий уровень - 11 детей (69%)

Средний уровень - 5 детей (31%)

Высокий уровень - 0 %

Первичное обследование показало, что у многих детей активный словарь беден, затрудняются в словообразовании, трудно усваивают слова, обозначающие качество, признаки, действия предметов, затрудняются в пересказе знакомых сказок. Рассказы по картинкам составляют по наводящим вопросам. Не умеют пользоваться мимикой, жестами, средствами выразительности в устной речи.

После проведения определённой работы по намеченному плану результаты детей улучшились. Благодаря целенаправленной работе дети стали проявлять интерес к театрализованной деятельности, овладели элементами артикуляционной гимнастики , у детей увеличился словарный запас, научились произносить скороговорки в среднем и быстром темпе и др.

В конце исследовательской работы с детьми были выявлены следующие результаты:

Низкий уровень - 0 %

Средний уровень - 3 человека (19 % )

Высокий уровень - 13 человек (81 % )

Таким образом, благодаря систематическому использованию театрализованных игр у детей стал богаче словарь, меньше грамматических ошибок, в речи присутствуют разные типы предложений; воспитанники самостоятельно могут пересказать небольшой рассказ, более подробно и интересно описать действия и состояния персонажей. Дети стали выразительнее и с удовольствием читать любимые стихи, используя артистические средства.

В результате систематической работы по театрализованной деятельности, достигнуты значительные успехи в развитии коммуникативных и речевых навыков детей. Так же, театрализованная деятельность позволила раскрыть творческие способности детей, которые ярко прослеживаются во время выступлений на праздниках в детском саду. Ведь от того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!