Формирование духовной личности школьника на основе развития музыкальной культуры
описание профессионального опыта
учителя музыки и искусства
Ершовой Любовь Николаевны
Какое сегодня на улице время? Нет, не время года. Не часовое время. Время жизни. Время современного поколения. Философский вопрос. Но он прост. Время перемен. Стремительности. Время новых технических идей. Время мобильности. Мир шагает просто семимильными шагами вперёд к новым открытиям и свершениям. Поток новейших технологий захлестнул человеческую жизнь, требуя мыслительного, креативно - созидательного соответствия и дальнейшего продвижения.
Есть ли место в этом мире для развития и воспитания духовности? Культуры личности? Что для этого нужно? Энциклопедические знания и вызубренные назубок урочные задания? Исследования и работы на результат? Или, может быть то, что и раньше было в доброй советской школе: музыка для души и сердца. Это песни о родном крае и о счастливом детстве. О тропинке, ведущей к дому. Или старая-старая колыбельная.
Все это просто необходимо сохранить, но! Требуется кардинальная перемена методических подходов, свежее наполнение дидактического банка и разработка новых приёмов проведения уроков и внеурочных мероприятий по воспитанию музыкальной культуры современного поколения.
Вот оно – новое время! Настала пора партнёрских отношений, в которых один (более опытный) научит другого (менее опытного) глубоко исследовать научный вопрос, решить проблемную ситуацию, прийти к результату деятельности, и тем самым научиться продуктивно жить дальше. Иначе мы рискуем остаться без новейших открытий, интересных идей и технологий, и как следствие, – без какого-либо прогресса.
Так каким же должен быть учитель музыки XXI века?
Современный учитель музыки – это Человек и Профессионал, Гражданин и Патриот, Педагог и Музыкант, Просветитель и Учёный, Поэт и Композитор, Исполнитель и Слушатель, Психолог и Философ, Инициатор и Творец, Управленец и Подчинённый, Ученик и Учитель, Пользователь и Технолог, Исследователь и Проектировщик, Авторитет и Лидер.
Возможно, дойдя уже до середины списка, можно гневно нахмурить брови – не велика ли нагрузка, и не слишком ли идеальным выписан образ учителя!?.. Но я думаю не нужно торопиться!
Разве, любой из нас, идя на курсы повышения квалификации или получая дополнительное образование, не рассчитывает на встречу с интересными энергичными людьми от науки или своими «продвинутыми» коллегами, разве не хотел бы услышать что-нибудь новое, увлекательное, методически и технологически отличное от того, что слышал уже много раз?! Разве не стремимся мы обогатить нашу жизнь событиями, которые заставляют нас остановиться, задуматься, переосмыслить свои позиции, пересмотреть планы, проанализировать результаты своей педагогической и человеческой деятельности? Разве сами мы любим тратить драгоценное время, с трудом выделенное нами на самосовершенствование, на контакт с посредственностями, полными равнодушия и душевной пустоты?
Вот так и наши дети хотят того же: общаться в школе с наставниками – универсалами, мастерами своего дела, людьми с большой буквы, которые приведут их к вершинам личностного успеха и научат любить учиться, проносить развитие через всю свою жизнь и прививать это качество своим детям. Только находясь рядом с человеком, поднявшим высоко духовно-нравственную планку можно вырасти самому, стать профессионалом, научившись у профессионала, ощутить себя творцом, будучи рядом с создателем, раскрыть талант, восхищаясь талантом своего учителя. И тогда наша школа превратится в креативное пространство, из которого будут выпускаться личности, готовые учиться, меняться, принимать решения в разных ситуациях вплоть до нестандартных, брать на себя ответственность за эти решения и понимать свою роль в общемировом пространстве.
Учитель музыки, как и любой другой предметник, кроме педагогических умений и навыков должен иметь специальную подготовку: владение музыкальным инструментом, мастерство вокалиста, обладание знаниями языка дирижёрского жеста, теоретическая подкованность сольфеджиста и музыкального литератора, практика чтеца и любознательного исследователя. Все узкие музыкальные специальности и прогрессивные педагогические технологии должны слиться в общее умение вести урок музыки в школе на современном уровне.
Кроме того, жизнь современного учителя музыки просто невозможна в отрыве от информационного пространства.
Даже у нас, в самом можно сказать далёком уголке нашей огромной страны, в маленькой и недостаточно оборудованной сельской школе благодаря государственной программе появился интернет. А, значит, у меня, у учителя музыки есть волшебная шкатулка с материалами для своих уроков: аудио и видеофайлы, фильмы-оперы и балета, мюзиклы, нотный материал и портретные изображения, презентации, репродукции шедевров изобразительного искусства и программы для интерактивной доски. Нужно только одно – большое желание это использовать и научить детей искать, находить, систематизировать и, присваивая знания об искусстве, научить их любить это искусство музыкального творчества как начало духовного развития человека.
Изучая различные исследования педагогических тенденций, мы понимаем, что по сравнению с представителями других стран, наши ученики сильны в фундаментальных знаниях, но слабы в решении практических вопросов, нестандартных ситуаций, генерировании идей.
В связи с этим, задумываясь о современной реорганизации школьной методологии, в том числе и применении продуктивных методов на уроке музыки, я использую такие методы критического мышления как мозговой штурм, парная, групповая и коллективная работа, двухчастный дневник, дебаты, «телеграфный» опрос. Все это позволяет организовать продвинутую современную обучающую среду. Графические методы типа «Колесо идей», «Кластер», «Инсерт», «Синквейн» и другие, связанные с развитием нелинейного типа мышления. Они научают ребёнка выбирать, анализировать, детализировать, структурировать и резюмировать информацию, сопоставлять новый материал с ранее изученным, вырабатывать идеи и учиться исследовать проблемы.
Именно я являюсь для своих учеников организатором и помощником в активной творческой работе на уроке и во внеурочных условиях. Именно я координирую творческий процесс, создающий эмоциональную поддержку, эмоциональное восприятие того творческого наследия, которое есть в этом мире. Которое самым настоящим образом воспитывает в человеке – Человека. Каждый мой урок как мини-открытие в мир искусства.
Считаю, что люди не любят эпоху перемен, но именно в это время можно сделать себя и своих учеников лучше, выше, духовней ради себя самих, ради будущих поколений и процветания своей страны.
Поздравим друг друга – перед нами столько целей для выполнения, что не хватит целой жизни! Мы принадлежим профессии, которая требует, чтобы мы не просто учили, но и постоянно учились сами! А с учителями, которые много знают, умеют и многого хотят, и при этом профессиональны и человечны, всегда будет здорово и интересно детям!
Откройте ученикам дверь в большую страну Музыки, научите понимать её, любить её, сопереживать ей и тогда из школьника вырастет Человек, умеющий понимать, любить и сопереживать в жизни людям!
К вершинам творческих свершений! Вперёд, только вперёд!