Описание системы работы
учителя начальных классов МБОУ гимназии №9 города Кузнецка Кузнецовой Ирины Александровны по теме «Внедрение ФГОС в учебный процесс. Системно-деятельностный подход в обучении детей начальных классов »
Актуальность опыта
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»
Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век
В основе образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Избранную тему считаю актуальной, поскольку становится важным знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Все это– результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. В действии порождается знание!.Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения, что обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.
Концептуальность(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)
Работа над темой «Системно - деятельностный подход в обучении младших школьников» началась с 1 сентября 2006 года. Это связано с тем, что с этого года я стала работать по системе «Школа 2100» ( технология проблемно - диалогичекого обучения)
На первом этапе работы я начала изучить основы системно – деятельностного метода обучения на примере выдающихся педагогов, коллег.
Чтобы устранить трудности в методике работы с учащимися по разным предметным областям, регулярно участвовала в семинарах, школьных и городских методических объединениях, занималась самообразованием с использованием ресурсов сети Интернет, педагогической и методической литературы.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника.Поэтому основной идеей моего педагогического опыта является формирование деятельностных способностей учащихся, которые строятся на самостоятельном добывании знаний.
Цель моей работы: создание условий и системы работы по повышению качества знаний учащихся и их мотивации к учению с использованием системно - деятельностного подхода.
Новизна моего опыта заключается в разработке модели уроков с использованием самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учениковна основании изученных педагогических технологий.
Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:
способствовать формированию индивидуальных способностей каждого ученика;
учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
учить детей рассуждать, мыслить, делать выводы, выдвигать гипотезы;
помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные. В своей работе использую активные методы и нестандартные формы работы: проектную методику, ТРИЗ-технологию,исследовательские и проблемно-поисковые методы, коллективные игры и др. А так же провожу нетипичные по форме уроки: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-праздники, уроки –проекты.
Технология опыта
Воплощение технологии системно – деятельностного подхода на практике происходит благодаря таким дидактическим принципам:принцип деятельности,принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.
Способы реализации деятельностного подхода:
-работа в парах
-групповая форма работы
-проектная деятельность
Каждый мой урок строится по такой схеме:
Создание психологической комфортности на уроке или определение девиза урока
Актуализация ( Даются задания , с которыми ребенок справляется легко. Закрепляется ситуация успеха.)
Создание проблемной ситуации ( На фоне «лёгкого » появляется трудность, которую нужно обнаружить и выдвинуть гипотезу, как её преодолеть)
Определение темы урока и постановка учебной задачи(выявляются места и причины затруднения)
Выдвижение замыла решения ( Для открытия нового учащиеся выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели)
Проверка предполагаемого решения (закрепление)
Самостоятельные наблюдения, подтверждающие гипотезу
Рефлексивно-оценочная деятельность
Домашнее задание по выбору
Применение деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников, снимает у учащихся боязнь ошибки. Такой подход к решению проблем, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние или паниковать, а искать и находить пути выхода из создавшейся ситуации.
Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
Важной формой работы считаю внеклассную работу с учащимися. Вместе с учащимися проводим исследовательскую работу по разным направлениям,участвуем в различных городских, областных ,всероссийских конкурсах, конференциях.
Диапазон опыта
Диапазон представленного опыта - система уроков, внеурочная работа с обучающимися. С целью распространения положительного аспекта опыта выступаю по данной теме на школьном и городском методическом объединении учителей начальных классов, практикую открытые уроки и мероприятия для родителей.