СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание системы работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»

Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век

Просмотр содержимого документа
«Описание системы работы»

Описание системы работы

учителя начальных классов МБОУ гимназии №9 города Кузнецка Кузнецовой Ирины Александровны по теме «Внедрение ФГОС в учебный процесс. Системно-деятельностный подход в обучении детей начальных классов »

Актуальность опыта

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна – одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»

Ж.-Ж. Руссо, ХVIII век

 В основе образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Избранную тему считаю актуальной, поскольку становится важным знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Все это– результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. В действии порождается знание!.Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения, что обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.

Концептуальность(своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов)

Работа над темой «Системно - деятельностный подход в обучении младших школьников» началась с 1 сентября 2006 года. Это связано с тем, что с этого года я стала работать по системе «Школа 2100» ( технология проблемно - диалогичекого обучения)

На первом этапе работы я начала изучить основы системно – деятельностного метода обучения на примере выдающихся педагогов, коллег.

Чтобы устранить трудности в методике работы с учащимися по разным предметным областям, регулярно участвовала в семинарах, школьных и городских методических объединениях, занималась самообразованием с использованием ресурсов сети Интернет, педагогической и методической литературы.

Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника.Поэтому основной идеей моего педагогического опыта является формирование деятельностных способностей учащихся, которые строятся на самостоятельном добывании знаний.

Цель моей работы: создание условий и системы работы по повышению качества знаний учащихся и их мотивации к учению с использованием системно - деятельностного подхода.

Новизна моего опыта заключается в разработке модели уроков с использованием самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учениковна основании изученных педагогических технологий.

Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

  • способствовать формированию индивидуальных способностей каждого ученика;

  • учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;

  • учить детей рассуждать, мыслить, делать выводы, выдвигать гипотезы;

  • помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, проводятся опыты, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные. В своей работе использую активные методы и нестандартные формы работы: проектную методику, ТРИЗ-технологию,исследовательские и проблемно-поисковые методы, коллективные игры и др. А так же провожу нетипичные по форме уроки: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-праздники, уроки –проекты.

Технология опыта

Воплощение технологии системно – деятельностного подхода на практике происходит благодаря таким дидактическим принципам:принцип деятельности,принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса,  принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.

Способы реализации деятельностного подхода:

-работа в парах

-групповая форма работы

-проектная деятельность

Каждый мой урок строится по такой схеме:

  1. Создание психологической комфортности на уроке или определение девиза урока

  2. Актуализация ( Даются задания , с которыми ребенок справляется легко. Закрепляется ситуация успеха.)

  3. Создание проблемной ситуации ( На фоне «лёгкого » появляется трудность, которую нужно обнаружить и выдвинуть гипотезу, как её преодолеть)

  4. Определение темы урока и постановка учебной задачи(выявляются места и причины затруднения)

  5. Выдвижение замыла решения ( Для открытия нового учащиеся выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели)

  6. Проверка предполагаемого решения (закрепление)

  7. Самостоятельные наблюдения, подтверждающие гипотезу

  8. Рефлексивно-оценочная деятельность

  9. Домашнее задание по выбору

Применение деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников, снимает у учащихся боязнь ошибки. Такой подход к решению проблем, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние или паниковать, а искать и находить пути выхода из создавшейся ситуации.

Анализ  успеваемости  и качества знаний   по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.

Важной формой работы считаю внеклассную работу с учащимися. Вместе с учащимися проводим исследовательскую работу по разным направлениям,участвуем в различных городских, областных ,всероссийских конкурсах, конференциях.

Диапазон опыта

Диапазон представленного опыта - система уроков, внеурочная работа с обучающимися. С целью распространения положительного аспекта опыта выступаю по данной теме на школьном и городском методическом объединении учителей начальных классов, практикую открытые уроки и мероприятия для родителей.