СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описательный оборот

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока развития речи "Описательный оборот" .

Просмотр содержимого документа
«Описательный оборот»

Технологическая карта урока русского языка

учителя русского языка и литературы

МОУ Дмитровской общеобразовательной средней школы № 9

Васильевой Лады Евгеньевны.


Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Класс: 6

Тип урока: открытия новых знаний

Технология: технология развития критического чтения через чтение и письмо

информационно-коммуникативные технологии

технология уровневой дифференциации материала

Цель урока: обеспечить формирование представления об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве выразительности; сформировать умение составления описательных оборотов и их использования в связной речи.

Реализуемая программа: по русскому языку общеобразовательных учреждений. 5-9 классы на основе УМК Бабайцевой В.В.

УМК: Русский язык. Русская речь. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Е.И.Никитина. - М.: Дрофа, 2013.

Личностные результаты: достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (Л1); понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей (Л2).

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: определять функциональные особенности описательных оборотов

Получат возможность научиться: работать с различными источниками информации; использовать знания об описательном обороте как средстве лексической связи предложений в тексте и средстве художественного выражения.

УУД личностные: ориентирование в системе моральных норм и ценностей (Л3).

УУД регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности (Р1); принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров (Р2); осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме (Р3); контроль и оценивние своих действий как по результату, так и по способу действия (Р4).

УУД познавательные: проведение сравнения и классификации изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям (П1); определение основной и второстепенной информации (П2); построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей (П3);

УУД коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1); практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества (К2); действие с учётом позиции другого, умение согласовывать свои действия с другими участниками (К3).

Форма работы: индивидуальная, групповая

Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку, аудиозапись К.Сен-Санс. Сюита «Карнавал животных». Эпизод «Слоны».


Характеристика этапов урока

п/п

Этап урока

Время, мин.

Цель

(формируемые УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Форма рабо-ты

Результат

Оценка

1.

Организацион-ный момент, мотивация к учебной деятельности

2 мин

Настрой на учебную деятельность

Л3, Р3, П3, К1


Включение в деловой ритм урока.


На экране надпись: «Что делает текст текстом?»

Волевая саморегуляция.

Запись числа и вида работы.

Учащиеся высказывают предположения.

Обще-класс-ная

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощ-рение

2.

Этап «вызов».



10 мин.

Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Л1, Р2, Р3, П1, П3, К1

Этап актуализации знаний.

Учитель спрашивает: «Какие лексические средства связи предложений в тексте уже знают учащиеся»

Учащиеся называют лексические повторы. лексические синонимы, текстовые синонимы, антонимы.

родовидовые слова.

Инди-виду-альная с проверкой по образ-цу

Актуализа-ция знаний, необходи-мых для понимания новой темы

Словесное поощ-рение






Открытие новых знаний:

- работа с информацией

Л1, Л2, Р2, Р4, П3, П4, К1, К2

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. Регулирует процесс работы с текстом упражнения № 48.

Над сияющим миром раскинулась в полнеба радуга. Один конец семицветной дуги тонет в неглубокой речонке, а другой край чудесной подковы опускается за далекими лесами.

Направляет учащихся к пониманию, что же такое описательный оборот и чем он выражается.






Выполняют упражнение № 48, затем упражнение № 47

Класс: Читают и перерабатывают информацию.

Формулируют тему и цель урока.


Фиксирова-ние новых знаний через моделирова-ние и работу с информа-цией

Словесная оценка учите-лем работы класса.

Оценка в баллах учени-ка у доски

3.

Этап «осмысление»

20 мин.

Постановка учебной задачи и цели, уточнение темы урока

Р1, Р4, Л1, Л2, П4

Организация деятельности для отработки навыков

Л2, Р2, Р3, Р4

П1, П2, П3, К2, К3

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Упражнение №49

( Приём выбора слов в прямом и переносном значении).

Упражнение № 50 призвано научить обучающихся выбирать описательные обороты, подчёркивающие наиболее важные в данном контексте признаки.

Творческое задание. На экране текст, в который нужно вместо многоточий поставить описательные обороты.






Читают упражнение и выбирают верное утверждение.

Письменно выполняют упражнение, вставляя вместо многоточий наиболее подходящие к данному контексту описательные обороты.

Сначала групповая работа. Класс выбирает наиболее подходящие в данном контексте описательные обороты, а затем записывает их тетради через запятую.

Груп-повая

Готовность к осмыслениюновых знаний

Осознание значимости новых знаний

Словесное поощ-рение

Само-оценка с выявлением наибо-лее прави-льно выпол-ненных зада-ний

Физминутка (2 мин.) «Весёлая разминка».







Коррекция, анализ планируемых результатов усвоения новых знаний

Л1, Л2, Р2, Р3, Р4, П3, П5, К2

К3

Организует деятельность по применению новых знаний и актуализации имеющихся.

Упражнение № 53

Демонстрирует роль описательных оборотов в текстах различных стилей речи

Групповая работа с индивидуальными ответами по поднятой руке.

Выполняют упражнение № 53. Сначала устно, а затем письменно, выбирая для записи один из трёх фрагментов текста.


Груп-повая работа с составлением описательных оборотов по моде-ли


Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Оценка в баллах лиде-ров групп


4.

Рефлексия

7 мин.

Коррекция, анализ полученных результатов, планирование домашнего задания

Л1, П1, П3

Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка

Л1, Л3

Р3, Р4

П1, П3, К2

Устанавливает осознанность восприятия. Завершающее обобщение.

Организует прослушивание отрывка «Слоны» из сюиты К.Сен-Санса «Карнавал животных» с последующим чтением упражнения № 51, в котором находят описательные обороты.


Обобщение знаний об описательном обороте:

1)позволяет избежать повторов одного и того же слова.

2) создание выразительного образа, дополнительной характеристики.

3) выражение отношения автора или персонажа к предмету или явлению.


Индивидуальное осмысление полученных знаний с составлением синквейна по теме «описательный оборот»

Обще-класс-ная

Осознание значимости новых знаний

Ценностное отношение к деятельнос-ти и её оценка

Словесная оценка учителем и учащимися резуль-татов урока

5.

Информация о домашнем задании

1 мин.

Закрепить полученные знания.

Развитие творческих способностей

Л1, Л3

Составить текст из 2-ух связных предложений с использованием описательного оборота.


Самостоятельная домашняя работа

По выбору

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способнос-тей

Оценка в баллах после проверки

6.

Выставление оценок за урок

2 мин.


Учитель выставляет оценки, комментируя их

Подают дневники, для выставления оценок за работу на уроке.




7.

Рефлексия

1 мин.


Учитель спрашивает: «Что на уроке вам запомнилось лучше всего? Какое назначение описательного оборота вам ближе?»


Ученики отвечают на поставленные вопросы.

По выбору

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способнос-тей




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!