СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опорная схема для анализа и конструирования занятия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таблица для анализа, составления технологической карты. Можно упростить, а можно и усложнить. Но мне нравится и так...

Просмотр содержимого документа
«Опорная схема для анализа и конструирования занятия»

ОПОРНАЯ СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА И КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ



Образовательные задачи

Содержание этапа занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения



Подготовка детей к работе на занятии:

- обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на занятии;

- психологическая подготовка детей к общению на занятии







1 этап -


- Приветствие и организация внимания














ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ


- доброжелательный настрой воспитателя и детей,

- кратковременность этапа,

- готовность детей к сотрудничеству,

- формулирование целевых установок.








- собранность воспитателя,

- последовательность в предъявлении требований,

- использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание детей к изучаемой теме,

- спокойная уверенная манера держаться,

- отсутствие многословия.



- «Добрый день. Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами»




Обеспечение мотивации, принятие цели детьми,

- Актуализация субъектного опыта детей (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, целостных отношений),

- что дети знают, зачем это нужно ребенку

2 этап -


Сообщение темы занятия;

Показ социальной и практической значимости изучаемого;

Постановка перед детьми проблемы;

Актуализация субъектного опыта детей.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ


Готовность детей к активной учебно-познавательной деятельности;

Формулировка целей вместе с детьми;

Вариативность приемов сообщения цели;

Понимание детьми социальной и практической значимости изучаемого материала;

Сообщение цели, форм организации деятельности.

К РАБОТЕ НА


Предварительное обдумывание воспитателем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости изучаемого для детей;

Умение формулировать цели в действиях детей;

Владение воспитателем многообразием приемов актуализации личностного смысла детей, их социально-личностного отношения к объектам окружающей действительности;

Использование воспитателем многообразия приемов актуализации знаний и способов действий;

Отражение в целях занятия не только знаний и умений, которые должны усвоить дети, но и развитие личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры и культуры умственного труда.

ОСНОВНОМ ЭТАПЕ


  1. сообщение цели с одновременным сообщением темы занятия;

  2. сообщение цели в виде проблемного задания;

  3. сообщение цели в виде эвристического вопроса;

  4. постановка цели через показ конечных результатов;

  5. постановка привлекательной цели;

  6. в начале занятия дается загадка, отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом;

  7. дополнение реальной ситуации фантастикой;

  8. постановка целей с опорой на последовательность изучения материала.




1. Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемого материала:

- существенных признаков, понятий, и т.д.

- правил и построенных на их основе алгоритмов.

2. Содействие усвоению детьми способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению).

3. Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми методики воспроизведения изучаемого материала.

3 этап -



Организация внимания детей;

Сообщение основной идеи изучаемого (принципы, правила и др.)

Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

Дать знания, которые приводят к определенным выводам (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать выводы).

ЭТАП УСВОЕНИЯ



Максимальное использование самостоятельности детей в добывании знаний и способов действий;

Если воспитатель использовал метод рассказа, объяснения, то показателем выполнения задачи может служить качество (правильность, осознанность) ответов детей на последующих этапах;

При использовании эврических методов показателем эффективности усвоения детьми знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы или выполнения задания.

НОВЫХ ЗАНИЙ И



Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта детей;

Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового;

Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ребенок является субъектом деятельности;

Создание условий для освоения детьми знаний преимущественно в форме деятельности.

СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ


  1. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах,

  2. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)

  3. использование обыденных аналогий как способа включения в содержания субъектного опыта детей

  4. Рассказ (объяснение) воспитателя

  5. Развивающее обучение

  6. использование проблемных ситуаций




1. Установление правильности и осознанности изученного материала.

2. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений детей

3. Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении детьми изученного материала.

4 этап -



Проверка воспитателем понимания детьми того, что является сущностью

основного содержания;

Проверка полноты и осознанности усвоения детьми новых знаний и способов действий;

Выявление пробелов первичного осмысления детьми изученного материала;

Ликвидация неясностей осмысления детьми изученного материала.


ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ



Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством;

Устранение пробелов в понимании детьми нового материала.

ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ


Постановка вопросов репродуктивного характера и вопросов, требующих мыслительной активности.

ИЗУЧЕННОГО.



Использование заданий на узнавание детьми изученных познавательных объектов;

Подготовка своих примеров по новому материалу;

Ассоциативный ряд.




1. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы при выполнении заданий;

2. Обеспечение в ходе закрепления повышенного уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания.

5 этап -



Организация деятельности по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

Организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредствам их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях.

ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ



Умение детьми распознавать и воспроизводить изученные объекты;

Прочность знаний детей

НОВЫХ ЗНАНИЙ И



Использование системы заданий, в основе которых лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

Использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий детей;

Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной и мыслительной деятельности;

Обеспечение мер помощи детям.

СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ


Вопросно-ответная форма общения;

«Что было бы, если …»

«Придумай свое задание»






1. Обеспечить усвоение детьми знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях;

2. Обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.


6 этап -



Организация деятельности детей по применению знаний в измененных и новых ситуациях



ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ



Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний детей;

Самостоятельность ребенка при выполнении задания;

Углубление знаний и способов действий.



ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ



Использование системы заданий, предусматривающих самостоятельность детей в их выполнении;

Использование разнообразных методов и форм организации деятельности детей по применению знаний в разнообразных ситуациях;

Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ (работы, решения и т.д.);

Использование открытых задач.



ДЕЙСТВИЙ.



  1. Вопросно-ответное общение

  2. Работа в микрогруппах

  3. Разноуровневые самостоятельные работы

  4. Дидактические игры

  5. Задания на самостоятельность построения алгоритма решения простых задач;

  6. Задание по кругу и другие.


Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий детей в рамках изученной системы


7 этап –

Организация деятельности детей по коррекции выявленных недостатков

ЭТАП КОРРЕКЦИИ

Динамика перехода детей с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний.

ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ

Организация деятельности:

- минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению ошибок на основе поставленных вопросов, оценки и коррекции.

ДЕЙСТВИЙ.


Задания с пропусками

Использование специально разделенных на мелкие этапы заданий.




8 этап – ЭТАП РЕФЛЕКСИИ


В старшем дошкольном возрасте: Чему я научился? Если ты будешь сейчас помогать другому, то, как ты это сделаешь? Расскажи, как ты это делал, чтобы он смог сделать так же?