Образовательные задачи | Содержание этапа занятия | Показатели выполнения образовательных задач этапа | Условия выполнения образовательных задач этапа | Возможные методы и приемы обучения |
Подготовка детей к работе на занятии: - обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на занятии; - психологическая подготовка детей к общению на занятии | 1 этап - - Приветствие и организация внимания | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ - доброжелательный настрой воспитателя и детей, - кратковременность этапа, - готовность детей к сотрудничеству, - формулирование целевых установок. | - собранность воспитателя, - последовательность в предъявлении требований, - использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание детей к изучаемой теме, - спокойная уверенная манера держаться, - отсутствие многословия. | - «Добрый день. Я рада вас видеть и очень хочу работать с вами» |
Обеспечение мотивации, принятие цели детьми, - Актуализация субъектного опыта детей (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, целостных отношений), - что дети знают, зачем это нужно ребенку | 2 этап - Сообщение темы занятия; Показ социальной и практической значимости изучаемого; Постановка перед детьми проблемы; Актуализация субъектного опыта детей. | ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ Готовность детей к активной учебно-познавательной деятельности; Формулировка целей вместе с детьми; Вариативность приемов сообщения цели; Понимание детьми социальной и практической значимости изучаемого материала; Сообщение цели, форм организации деятельности. | К РАБОТЕ НА Предварительное обдумывание воспитателем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости изучаемого для детей; Умение формулировать цели в действиях детей; Владение воспитателем многообразием приемов актуализации личностного смысла детей, их социально-личностного отношения к объектам окружающей действительности; Использование воспитателем многообразия приемов актуализации знаний и способов действий; Отражение в целях занятия не только знаний и умений, которые должны усвоить дети, но и развитие личностно-смысловой сферы, интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры и культуры умственного труда. | ОСНОВНОМ ЭТАПЕ сообщение цели с одновременным сообщением темы занятия; сообщение цели в виде проблемного задания; сообщение цели в виде эвристического вопроса; постановка цели через показ конечных результатов; постановка привлекательной цели; в начале занятия дается загадка, отгадка которой будет открыта при работе над новым материалом; дополнение реальной ситуации фантастикой; постановка целей с опорой на последовательность изучения материала. |
1. Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемого материала: - существенных признаков, понятий, и т.д. - правил и построенных на их основе алгоритмов. 2. Содействие усвоению детьми способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). 3. Создание содержательных и организационных условий усвоения детьми методики воспроизведения изучаемого материала. | 3 этап - Организация внимания детей; Сообщение основной идеи изучаемого (принципы, правила и др.) Обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам; Дать знания, которые приводят к определенным выводам (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить, как аргументировать выводы). | ЭТАП УСВОЕНИЯ Максимальное использование самостоятельности детей в добывании знаний и способов действий; Если воспитатель использовал метод рассказа, объяснения, то показателем выполнения задачи может служить качество (правильность, осознанность) ответов детей на последующих этапах; При использовании эврических методов показателем эффективности усвоения детьми знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы или выполнения задания. | НОВЫХ ЗАНИЙ И Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; Включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта детей; Реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового; Осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ребенок является субъектом деятельности; Создание условий для освоения детьми знаний преимущественно в форме деятельности. | СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символической формах, Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки) использование обыденных аналогий как способа включения в содержания субъектного опыта детей Рассказ (объяснение) воспитателя Развивающее обучение использование проблемных ситуаций |
1. Установление правильности и осознанности изученного материала. 2. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений детей 3. Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении детьми изученного материала. | 4 этап - Проверка воспитателем понимания детьми того, что является сущностью основного содержания; Проверка полноты и осознанности усвоения детьми новых знаний и способов действий; Выявление пробелов первичного осмысления детьми изученного материала; Ликвидация неясностей осмысления детьми изученного материала. | ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством; Устранение пробелов в понимании детьми нового материала. | ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ Постановка вопросов репродуктивного характера и вопросов, требующих мыслительной активности. | ИЗУЧЕННОГО. Использование заданий на узнавание детьми изученных познавательных объектов; Подготовка своих примеров по новому материалу; Ассоциативный ряд. |
1. Обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы при выполнении заданий; 2. Обеспечение в ходе закрепления повышенного уровня осмысленности изученного материала, глубины его понимания. | 5 этап - Организация деятельности по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов; Организация деятельности детей по отработке изученных знаний и способов действий посредствам их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях. | ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ Умение детьми распознавать и воспроизводить изученные объекты; Прочность знаний детей | НОВЫХ ЗНАНИЙ И Использование системы заданий, в основе которых лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации); Использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий детей; Использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной и мыслительной деятельности; Обеспечение мер помощи детям. | СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ Вопросно-ответная форма общения; «Что было бы, если …» «Придумай свое задание» |
1. Обеспечить усвоение детьми знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях; 2. Обеспечить формирование у детей умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | 6 этап - Организация деятельности детей по применению знаний в измененных и новых ситуациях | ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний детей; Самостоятельность ребенка при выполнении задания; Углубление знаний и способов действий. | ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ Использование системы заданий, предусматривающих самостоятельность детей в их выполнении; Использование разнообразных методов и форм организации деятельности детей по применению знаний в разнообразных ситуациях; Использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата; Стимулирование детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; Поощрение стремления ребенка предлагать свой способ (работы, решения и т.д.); Использование открытых задач. | ДЕЙСТВИЙ. Вопросно-ответное общение Работа в микрогруппах Разноуровневые самостоятельные работы Дидактические игры Задания на самостоятельность построения алгоритма решения простых задач; Задание по кругу и другие. |
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий детей в рамках изученной системы | 7 этап – Организация деятельности детей по коррекции выявленных недостатков | ЭТАП КОРРЕКЦИИ Динамика перехода детей с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний. | ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ Организация деятельности: - минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению ошибок на основе поставленных вопросов, оценки и коррекции. | ДЕЙСТВИЙ. Задания с пропусками Использование специально разделенных на мелкие этапы заданий. |
| 8 этап – ЭТАП РЕФЛЕКСИИ В старшем дошкольном возрасте: Чему я научился? Если ты будешь сейчас помогать другому, то, как ты это сделаешь? Расскажи, как ты это делал, чтобы он смог сделать так же? | |