Актуализация опорных знаний
|
– Назовите логические операции, которые вы знаете.
– Итак, давайте с вами вспомним таблицы истинности для высказываний, написанных на доске.
– В каком порядке выполняются логические операции?
- Работа с презентацией: Импликация. Эквивалентность. Самостоятельная работа, задания в презентации.
|
– Инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность.
Ā
А^В СvF
A
|
B
|
А^В
|
|
C
|
F
|
СvF
|
0
|
0
|
0
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
1
|
1
|
1
|
C→A A↔D
C
|
A
|
C→A
|
|
A
|
D
|
A↔D
|
0
|
0
|
1
|
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
|
1
|
1
|
1
|
– Инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность.
|
Формирование и совершенствование умений и навыков
|
– Открываем тетради и записываем тему урока «Построение таблиц истинности для сложных высказываний».
– Сейчас мы с вами потренируемся строить таблицы истинности для сложных высказываний, а на следующем уроке у вас будет самостоятельная работа.
– Дано первое высказывание: Āv(B^C)
– Что мы должны сделать сначала?
– Расставляем порядок действий в данном выражении.
– Что нужно сделать дальше?
– Определяем.
– Теперь строим таблицу истинности.
– Дано второе высказывание: (ĀvB)v(A^B)
– Что мы должны сделать сначала?
– Расставляем порядок действий в данном выражении.
– Что нужно сделать дальше?
– Определяем.
– Теперь строим таблицу истинности.
– Дано равенство: A→D=ĀvD. Ваша задача доказать, что это равенство верно.
– Что мы должны сделать, чтобы доказать, что это равенство верно?
– Работаем с левой частью равенства: A→D
– Определяем кол-во строк и столбцов.
– Теперь строим таблицу истинности.
– Работаем с правой частью равенства: ĀvD
– Определяем кол-во строк и столбцов.
– Теперь строим таблицу истинности.
|
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
Один учащийся выходит к доске и работает с данным высказыванием.
– Расставить порядок действий.
– Инверсия А → Конъюнкция В и С → Дизъюнкция инверсии А и конъюнкции В и С.
– Определить кол-во строк и столбцов.
– 2n+1 – кол-во строк, где n – кол-во простых высказываний.
n=3, значит 23+1=9 строк.
– n+k – кол-во столбцов, где n – кол-во простых высказываний, а k – кол-во логических операций.
n=3, k=3, значит 3+3=6 столбцов.
A
|
B
|
C
|
Ā
|
B^C
|
Āv(B^C)
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
Один учащийся выходит к доске и работает с данным высказыванием.
– Расставить порядок действий.
– 1) Инверсия А → 2) Конъюнкция A и B → 3) Дизъюнкция инверсии А и В → 4) Дизъюнкция 3 и 2.
– Определить кол-во строк и столбцов.
– 2n+1 – кол-во строк, где n – кол-во простых высказываний.
n=2, значит 22+1=5 строк.
– n+k – кол-во столбцов, где n – кол-во простых высказываний, а k – кол-во логических операций.
n=2, k=4, значит 2+4=6 столбцов.
A
|
B
|
Ā
|
А^В
|
ĀvB
|
(ĀvВ)v(A^B)
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
Один учащийся выходит к доске.
– Построить две таблицы истинности для двух частей этого равенства.
– 2n+1 – кол-во строк, где n – кол-во простых высказываний.
n=2, значит 22+1=5 строк.
– n+k – кол-во столбцов, где n – кол-во простых высказываний, а k – кол-во логических операций.
n=2, k=1, значит 2+1=3 столбца.
A
|
D
|
A→D
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
– 2n+1 – кол-во строк, где n – кол-во простых высказываний.
n=2, значит 22+1=5 строк.
– n+k – кол-во столбцов, где n – кол-во простых высказываний, а k – кол-во логических операций.
n=2, k=2, значит 2+2=4 столбца.
A
|
D
|
Ā
|
ĀvD
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
|