Тема урока: «Определение плотности твердого тела»
Место и роль урока в изучаемой теме: 12 урок по теме «Взаимодействие тел» закрепление понятия плотность вещества»
Тип урока: комплексное применение УУД учащихся
Цель урока
Содержательная: усвоение знаний самостоятельно, отработка универсальных учебных действий в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности: усвоение образца комплексного применение УУД; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.
Задачи
Предметные: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при выполнении заданий и поисковой деятельности, составлять алгоритм предстоящей работы.
Метапредметные: Развивать умения защищать свою творческую работу, логически мыслить и оценивать продукт деятельности другого учащего. Развивать адекватную самооценку личности ребёнка. Развивать мотивацию достижения успеха в учебной деятельности.
Личностные: Создать условия для развития ценностно-смысловой сферы ребёнка: получение радости от труда, преодоления трудностей, от завершённости творческого процесса. Воспитывать чувство уважения к другому и его труду. Формирование деловой культуры общения.
Планируемый результат
Личностные УУД:
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики.
Регулятивные УУД:
• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.
Коммуникативные УУД:
• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Познавательные УУД:
• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать её актуальность;
искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.
Оборудование:
весы с разновесами, мензурки с водой, картофель;
компьютер, проектор;
отпечатанные листы с протоколами исследований, микрокалькуляторы;
Ход урока.
1. Организационный этап.
Цель: Быстрое включение учащихся в деловой ритм урока.
2 этап – Мотивация учащихся к работе на основном этапе. Постановка целей и задач урока.
Цель: Подготовить присутствующих к активной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий.
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Вижу вы немного удивлены, вы не понимаете зачем я сегодня на урок принесла картофель. Дело в том, что вчера на обед я приготовила пюре, а оно оказалось невкусное. Может оно было приготовлено неправильно. Как вы думаете?
Учащиеся: Это не потому, что оно приготовлено неправильно. Сырьё, т.е. картошка, плохого качества или вообще не подходит для приготовления этого блюда.
Учитель: Как же тогда определить: какой картофель варить, а какой жарить?
Ценность картофеля определяется по содержанию крахмала в нем. Кроме того, если знать, насколько клубень богат крахмалом, будет ясно к какому блюду он наиболее предпочтителен. Узнать это легко!
Картофельные сорта, содержащие много крахмала, являются рассыпчатыми, они лучше всего подойдут для картофельного пюре, их хорошо варить "в мундире", запекать в духовом шкафу.
Картофель сортов, где крахмала содержится мало, не разваривается, поэтому подходит для готовки супов и салатов.
Картофельные сорта со средним содержанием крахмала лучше всего подходят для жарки картофеля.
Учитель: Как вы думаете, а как можно определить содержание крахмала в картофеле?
Учащиеся: овощи в основном состоят из воды и сухого вещества. Чем больше в клубнях воды и меньше сухих веществ, тем их плотность будет больше. Т. е. нам нужно определить плотность картофеля.
Учитель: да, это и есть тема нашего урока «Определение плотности тела»
Итак, уважаемые эксперты, каковы ваши предложения по выполнению данного задания.
3 этап – Применение знаний и способов действий
Цель: Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.
Ученики: Для того, чтобы успешно выполнить задание нам необходимы знания о плотности вещества.
– Что нам необходимо знать для того, чтобы определить плотность твердого тела
Массу и объем тела.
Ученик выходит к доске и прикрепляет листок с надписью магнитом в нужном месте. На доске только верхняя строка.
Обозначение Единицы измерения Формулы для вычисления
кг/м3
= m / V
m кг m =
· V
V м3 V = m / 
– С помощью какого прибора мы можем определить массу тела?
С помощью весов.
– С помощью какого прибора мы можем определить объем тела?
С помощью мензурки
Учитель: Теперь, уважаемые эксперты, вы можете приступать к проведению экспертизы. Но сначала, повторим правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.
Правила техники безопасности.
1. Будьте осторожны при работе с посудой. Помните, что это хрупкий и опасный материал, легко трескается при ударе.
2. Будьте внимательны при работе с весами, не теряйте гирьки. Установите весы на середине стола.
3. Будьте аккуратны при работе с водой.
Учащиеся выполняют лабораторную работу, заполняют протоколы исследования вас на столах лежат протоколы исследования.
Результаты заносят в таблицу
Таблица
Сорт картофеля | Масса, г | Объём, см3 | Плотность | Содержание крахмала, % | Как использовать данный сорт картофеля |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
4 этап Контроль и самоконтроль знаний и способов действий
Цель обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям
По таблице определяют процентное содержание крахмала. (слайд3)
5 этап - Обобщение и систематизация знаний
Цель: Самостоятельное применение полученных знаний
Учащиеся приходят к выводу, что картофельные сорта, содержащие много крахмала, являются рассыпчатыми, они лучше всего подойдут для картофельного пюре, их хорошо варить "в мундире", запекать в духовом шкафу.
Картофель сортов, где крахмала содержится мало, не разваривается, поэтому подходит для готовки супов и салатов.
Картофельные сорта со средним содержанием крахмала лучше всего подходят для жарки картофеля.
6 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Цель: Мотивация на дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний
Продумать и предложить способ определения плотности жидкости? Повторить формулы.
7 этап –Рефлексия учащихся
Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.
Синквейн
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок!
Ну а теперь звенит звонок!