СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Определение понятия

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений.

Задачи урока:

  • образовательные – уметь давать понятиям определения;
  • развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;
  • воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Определение понятия»

Урок 13. 6 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________

Тема урока: «Определение понятия.

ПР Конструирование и исследование графических объектов».

Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений.

Задачи урока:

  • образовательные – уметь давать понятиям определения;

  • развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;

  • воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

2. Проверка д\з

На карточках, выполняют в практических тетрадях.

1. С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (с помощью признаков)

2. Какие признаки объекта считаются существенными? (те, которые отличают один объект от других в конкретной ситуации)

1. Что такое понятие? (в понятии отражается совокупность существенных признаков отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов)

2. Что вы понимаете под анализом? (мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта)

1. Что вы понимаете под синтезом? (мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа)

2. Что вы понимаете под сравнением? (мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам)

1. Что вы понимаете под абстрагированием? (мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других)

2. Что вы понимаете под обобщением? (мысленное объединение однородных объектов)

1. Какое из понятий «последовательность» или «множество» аналогично понятию «класс»? (множество)

2. Как образуются понятия? (на основе обобщения существенных признаков)

3. Изучение новой темы.

Мы продолжаем изучать тему «Понятия как форма мышления». Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения. Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей.

Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему.

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.

Запишите в тетрадь пример определения понятия.

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

!!! Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.

Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.

!!! Следующий пример, учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой.

Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.

Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.

Итак, при построении определения можно выделить два этапа:

первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.

Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения:

  1. Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).

Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.

  1. Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»).

Пример: Информатика – наука об информатике.

  1. Определение недолжно быть отрицательным.

Пример: Информатика – это не математика.

  1. Определение не должно быть противоречивым.

Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.

Вывод. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении.

4. Выполнение практического задания на компьютере.

Практическая работа.

  1. Открыть текстовый процессор. Создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, запишите их в соответствующие столбцы таблицы.

Ответ:

Родовое понятие

Видовое понятие

Цветок

Фиалка

Фрукт

Груши

Овощ

Морковь

Буква

«У»

Цифра

Два

Орудие

Топор

Прибор

Микроскоп

Подросток

Школьник

Дом

Деревянный дом

День

Зимний день

Лодка

Резиновая лодка

Животное

Тюлень

Насекомое

Оса

Металл

Олово

Военный

Сержант

Орган

Почки

2. Учебник – страница 162-163 «Исследование оптической иллюзии» - выполняем работу в текстовом процессоре.

5. Подведение итогов урока.

- Как строится определение?

-Какие ошибки могут возникать при построении определения?

6. Домашнее задание.

Учебник §8.3


Практическая работа.


  1. Открыть текстовый процессор. Создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, запишите их в соответствующие столбцы таблицы.

2. Учебник – страница 162-163 «Исследование оптической иллюзии» - выполняем работу в текстовом процессоре.


Практическая работа.


  1. Открыть текстовый процессор. Создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, запишите их в соответствующие столбцы таблицы.

2. Учебник – страница 162-163 «Исследование оптической иллюзии» - выполняем работу в текстовом процессоре.


Практическая работа.


  1. Открыть текстовый процессор. Создать таблицу, состоящую из 2 столбцов и 17 строк. Столбцы озаглавьте: «Родовое понятие», «Видовое понятие». Из перечня имеющихся слов выделите попарно родовые и видовые понятия и, запишите их в соответствующие столбцы таблицы.

2. Учебник – страница 162-163 «Исследование оптической иллюзии» - выполняем работу в текстовом процессоре.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!