СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Опыление растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в теме "Генеративные органы растений", с использованием мультимедийной презентации

Просмотр содержимого документа
«"Опыление растений"»

Урок № 6 класс Дата:

Тема урока: "Опыление цветковых растений и его значение"

Цель:

Образовательная: дать понятие о соцветиях и его типах;  формировать представления о процессе опыления и его видах; отличительных признаках цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. 

Развивающая: продолжить развить умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, анализировать, сравнивать, делать выводы; составлять таблицы и схемы; продолжить формирование умений работать с рисунками, схемами, другими средствами обучения.

Воспитательная: содействовать формированию биологических понятий; воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:  презентация, компьютер; рабочие листы; фишки-баллы

Понятия: соцветия, простые и сложные соцветия; опыление, перекрестное и самоопыление, естественное и искусственное опыление, признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Слайд 1 Я рада видеть всех вас сегодня, ребята! Думаю, что наша совместная работа на уроке будет интересной и полезной. Напоминаю, что для того, чтобы заработать оценку вы в течение урока зарабатываете баллы.

Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск, творчество и начнем урок.

2. Проверка и контроль знаний.

А. Закончите предложения Слайд 2

  1. Цветок – это … . -3 балла

  2. Соцветие – это… -3 балла

  3. Лепестки образуют …. . -1 балл

  4. Главные части цветка – это … и … . – 2 балла

  5. Тычинка состоит… -2 балла

  6. Рыльце, столбик, завязь - это части… 1 балл

  7. Все соцветия делят на две группы: … и ….. -2 балла


Б. Работа по цепочке. Верное утверждение отвечайте “да”, неверное “ нет”, каждый верный ответ – 2 балла. Слайд 3

  1. Цветок – вегетативный орган растения. нет

  2. Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. да

  3. Тычинки и пестики – это главные части цветка. да

  4. Если цветок имеет только тычинки, его называют обоеполым. нет

  5. Цветок, имеющий только пестик, называют женским. да

  6. Растение, на котором имеются и тычиночные и пестичные цветки, называют однодомным. да

  7. У сирени соцветие корзинка. нет

  8. Метелка – это сложное соцветие. да

  9. Клевер имеет соцветие кисть. нет

3.Мотивация новых знаний.

Рассказ с элементами беседы

Слайд 4 Религии разных народов по-своему объясняли значение цветков и соцветий в природе, приписывая им божественное происхождение. Предполагалось, будто боги одели растения в яркие наряды, чтобы научить человека отличать красивое от безобразного, чистое от порочного. Сладкий нектар в цветках считался божественным напитком. Чтобы люди не похитили нектар, боги "спрятали" его в глубине венчиков. Действительно ли это так? Каково значение цветков для растения и какие хитрости придумала природа для цветка? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить.

А для

Слайд 5-6 Объявление темы и целей урока.

4.Изучение нового материала.

I. Опыление и его значение.

Беседа, работа с учебником, § 29 с.118, найдите определение слова «опыление» и запишите его в тетрадь.

Слайд 7 Опыление- перенос пыльцевых зерен с пыльника тычинки на рыльце пестика.

Работа с цветными кластерами. Подписываем все на кластер.

Слайд 8 Виды опыления









Сопоставьте эти два способа размножения. Что между ними общего и в чем их отличия?

Ответы детей: (и тот и другой процессы способствуют размножению, но при самоопылении ограничивается приспособленность растений к условиям среды; а при перекрестном оплодотворении зародыш обогащается наследственной информацией от отцовского организма). За каждый правильный ответ учащиеся получают по 3 балла.

  • Как растения приспособились к определенному способу размножению?

Беседа:

Слайд 9 1.Многие растения, например лещина, ольха, осина имеют невзрачные цветки, собранные в сережки, зацветают ранней весной, обычно до распускания на них листьев. Как можно объяснить такое явление?

3 балла

Рассказ о ветроопыляемых растениях.

Приспособительные признаки растений, опыляемых насекомыми.

Беседа:

Слайд 10 2. Когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, то клевер вырос, хорошо цвел, но плодов и семян у него не было.

Как можно объяснить такое явление? 3 балла

Слайд 11 3. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по расписанию. Например, к восьми часам утра расправляют лепестки оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время закрыты, запаха нет. Чем объяснить такую разницу? 3 балла

Слайд 12 4. Не все растения пахнут приятно. Некоторые из них вырабатывают запахи, напоминающие разлагающиеся органические вещества. Такие растения опыляют мухи. Мухи имеют тонкое обоняние, позволяющее улавливать запахи разлагающихся органических веществ. Поэтому мухи опыляют цветки, имеющие неприятный для человека запах. К таким растениям принадлежит раффлезия.

Слайд 13 5. Йейе — единственное растение на Гавайских островах (и одно из немногих в мире), которое опыляется млекопитающими. Поедая мясистые прицветники Йейе, грызуны пачкают усы и шерсть пыльцой, которая попадает затем таким же образом на рыльца женских особей. Некоторые из его родичей опыляются летучими лисицами — плодоядными летучими мышами, которые находят эти мясистые прицветники достаточно вкусными».

Слайд 14 6. Некоторые водные растения приспособились к цветению в воде или па поверхности воды. Так цветки взморника, наяды, роголистника распускаются в толще воды, пыльники часто нитевидные или червеобразные, парящие в воде, садятся на рыльце и происходит опыление. Опыление на поверхности воды — у валлиснерии, элодеи и др.

Запись схемы на рабочий лист.

Слайд 15 Виды перекрестного опыления


ветром водой животными

(анемогамия) (гидрогамия) (зоогамия);

насекомыми

(энтомогамия)

Слайд 16 У вас в рабочих листах есть признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений, прочитайте их и подумайте, какие признаки кому принадлежат? 3балла

Признаки ветроопыляемых цветков.

  • Лишены запаха;

  • Нет нектарников;

  • Тычинки свешиваются из цветка наружу;

  • Рыльце пестика крупное, перистое и свешивается из цветка наружу;

  • Производят много пыльцы;

  • Пыльцевые зерна сухие, легкие, мелкие, с гладкими стенками;

  • Околоцветник плохо развит или вообще отсутствует

  • Цветки расположены значительно выше листьев благодаря длинным стеблям или появляются до развития листьев.

Признаки насекомоопыляемых цветков:

  • Издают запах;

  • Есть нектарники;

  • Тычинки заключены в цветке;

  • Рыльце пестика маленькое, секретирует клейкое вещество, к которому прилипает пыльца;

  • Производят меньше пыльцы;

  • Пыльцевые зерна относительно тяжелые и крупные;

  • Венчик крупный, ярко окрашенный. Если цветки невзрачные, то собраны в соцветия;

Часто цветки располагаются над листьями, что делает их более заметными

Слайд 17 7. Внимательно посмотрите на следующие виды растений (фасоль, горох, томат).К какой тип опыления мы еще не разобрали? Правильно, самоопыление. У этих растений либо, тычинки нависают над рыльцем пестика, либо, опыление происходит внутри бутона.

8. Искусственное опыление, его техника и значение в повышении урожайности культурных растений.

Слайд 18 Искусственное опыление- перенос пыльцы на рыльце пестика человеком для селекционных целей или в случае отсутствия возможности естественного опыления ( в теплице, при безветренной погоде).

5.Закрепление: Выполнение теста Слайд 19

1. Опыление - это

К перенос тычинок

Л сброс пыльцы насекомыми

М перенос пыльцы на рыльце пестика

2. При переносе пыльцы с цветка на цветок происходит:
О перекрестное опыление

П самоопыление

Р размножение

3. Чем объяснить, что у цветка ржи появляются после высыпание пыльцы
К приспособление с самоопылению

Л приспособление к опыления ветроопыляемых

М приспособление к опылению насекомыми

4. Образование соцветий - это приспособление к опылению :
О насекомыми

П насекомыми и ветром
Р самоопылений

5. Яркая окраска, наличие нектара, запаха- это приспособление к
опылению:

А ветром

Б самоопылению

Д насекомыми

6. Легкая пыльца, длинные тычиночные нити, мохнатое рыльце - это
приспособление к опылению:

Е ветром

Ж самоопылению

З насекомыми

7. Шиповник, сирень, черемуха- это растения опыляющиеся:
Х ветром

Ц насекомыми

Ч самоопыляющиеся

Выпишите ответы буквами слева
Ключевое слово: МОЛОДЕЦ

Рефлексия: На доске изображение цветка.

Ребята, у вас на партах лежат пчелки, если урок вам понравился, нарисуйте пчелке улыбу; если не понравился – грусть.

Домашнее задание: § 29( пересказывать), творческое задание на выбор (сочинить сказку, изготовить модель цветка, опыляемого насекомыми)

Решить задачу:

Подсчитайте длительность сохранения жизнеспособности пыльцевых зерен различных растений. Известно, что жизнь пыльцевых зерен ячменя, ржи, кукурузы продолжается 2 дня; конопли- в 4 раза дальше; тюльпана- в 50 раз дальше, чем у кукурузы; яблони- в 2 раза дальше, чем у тюльпана; груши- на 10 дней дальше, чем яблони; подсолнечника- на 150 дней доль,. чем у груши; финиковой пальмы- в 10 раздольше, чем подлолнечника.

Итог урока.



















Дата:_______________________________

Рабочий лист

Тема:____________________________________________________________________________________


Опыление- ______________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________

Виды опыления










Виды перекрестного опыления










____________________________________________ ________________________________________

  • Лишены запаха;

  • Нет нектарников;

  • Тычинки свешиваются из цветка наружу;

  • Рыльце пестика крупное, перистое и свешивается из цветка наружу;

  • Производят много пыльцы;

  • Пыльцевые зерна сухие, легкие, мелкие, с гладкими стенками;

  • Околоцветник плохо развит или вообще отсутствует

  • Цветки расположены значительно выше листьев благодаря длинным стеблям или появляются до развития листьев.


  • Издают запах

  • Есть нектарники;

  • Тычинки заключены в цветке;

  • Рыльце пестика маленькое, секретирует клейкое вещество, к которому прилипает пыльца;

  • Производят меньше пыльцы;

  • Пыльцевые зерна относительно тяжелые и крупные;

  • Венчик крупный, ярко окрашенный. Если цветки невзрачные, то собраны в соцветия;

  • Часто цветки располагаются над листьями, что делает их более заметными




Искусственное опыление- _________________________________________________________


__________________________________________________________________________________


__________________________________________________________________________________________



Ключевое слово:

1

2

3

4

5

6

7



Домашнее задание: (по желанию)


Подсчитайте длительность сохранения жизнеспособности пыльцевых зерен различных растений. Известно, что жизнь пыльцевых зерен ячменя, ржи, кукурузы продолжается 2 дня; конопли - в 4 раза дольше; тюльпана- в 50 раз дольше, чем у кукурузы; яблони- в 2 раза дольше, чем у тюльпана; груши- на 10 дней дольше, чем у яблони; подсолнечника- на 150 дней дольше, чем у груши; финиковой пальмы- в 10 раз дольше, чем у подсолнечника.




Количество баллов_________ Оценка______________






























Выполните тест. Выпишите ответы буквами слева

1. Опыление - это

К перенос тычинок

Л сброс пыльцы насекомыми

М перенос пыльцы на рыльце пестика

2. При переносе пыльцы с цветка на цветок происходит:
О перекрестное опыление

П самоопыление

Р размножение

3. Чем объяснить, что у цветка ржи появляются после высыпание пыльцы
К приспособление с самоопылению

Л приспособление к опыления ветроопыляемых

М приспособление к опылению насекомыми

4. Образование соцветий - это приспособление к опылению :
О насекомыми

П насекомыми и ветром
Р самоопылений

5. Яркая окраска, наличие нектара, запаха- это приспособление к
опылению:

А ветром

Б самоопылению

Д насекомыми

6. Легкая пыльца, длинные тычиночные нити, мохнатое рыльце - это
приспособление к опылению:

Е ветром

Ж самоопылению

З насекомыми

7. Шиповник, сирень, черемуха- это растения опыляющиеся:
Х ветром

Ц насекомыми

Ч самоопыляющиеся





Выполните тест. Выпишите ответы буквами слева

1. Опыление - это

К перенос тычинок

Л сброс пыльцы насекомыми

М перенос пыльцы на рыльце пестика

2. При переносе пыльцы с цветка на цветок происходит:
О перекрестное опыление

П самоопыление

Р размножение

3. Чем объяснить, что у цветка ржи появляются после высыпание пыльцы
К приспособление с самоопылению

Л приспособление к опыления ветроопыляемых

М приспособление к опылению насекомыми

4. Образование соцветий - это приспособление к опылению :
О насекомыми

П насекомыми и ветром
Р самоопылений

5. Яркая окраска, наличие нектара, запаха- это приспособление к
опылению:

А ветром

Б самоопылению

Д насекомыми

6. Легкая пыльца, длинные тычиночные нити, мохнатое рыльце - это
приспособление к опылению:

Е ветром

Ж самоопылению

З насекомыми

7. Шиповник, сирень, черемуха- это растения опыляющиеся:
Х ветром

Ц насекомыми

Ч самоопыляющиеся



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!