Лабораторный опыт и эксперимент как путь формирования исследовательских навыков учащихся.
Презентацию подготовила преподаватель биологии ТулСВУ Нефедьева М. Ю.
Цель работы: сформировать представление о лабораторном опыте и эксперименте как средстве достижения метапредметных результатов у учащихся:
- владение навыками учебно-исследовательской деятельности;
- умение излагать свою точку зрения, ставить задачи и выдвигать гипотезы, анализировать результаты и делать выводы из опыта;
- умение ориентироваться в различных источниках информации;
- владение понятийным аппаратом.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания мира, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
- Обычно слово эксперимент используют, говоря о научно поставленных опытах. Исследования проводимые на уроках биологии проводятся в учебных целях, поэтому мы чаще их называем опытами.
- Успех в проведении эксперимента (опыта) требует соблюдения последовательности действий (алгоритм эксперимента).
Алгоритм проведения эксперимента (опыта)
1. Подготовительный этап
3.Обработка результатов
- формулировка цели опыта
- выдвижение гипотезы (предположение о возможных результатах)
- план проведения опыта
- выбор способа фиксации результатов
- сравнение результатов с ранее выдвинутой гипотезой
- формулировка вывода с опорой на ранее полученные знания
2. Проведение опыта
4. Оформление отчета
- закладка опыта
- наблюдения, зарисовки, запись результатов
- отчет оформляется в письменной форме и содержит ответы на вопросы о цели опыта, задачах, условиях проведения, последовательности действий, результатах и выводах.
Проводя опыты с животными и растениями, мы обычно оказываем на них какое-то воздействие. Часто для объяснения нам бывает необходим контроль – растение или животное, на которое такое воздействие не оказывалось. При проведении биологических опытов важно соблюдать правило единственного различия. Необходимо, чтобы различие между опытом и контролем было только по одному условию – тому, которое связано с целью опыта.
Правила проведения биологического эксперимента (опыта)!
Классификация эксперимента
1. По продолжительности:
- краткосрочные (подходят для урочной деятельности);
- длительные (подходят для кружковой работы и в качестве домашнего задания).
2. По степени участия экспериментатора в эксперименте:
- измерительные (пассивные) – включают только проведение наблюдений в одной или нескольких точках пространства;
- управляемые (активные) – проходят при активном участии экспериментатора.
3. По степени использования натурального материала:
- натуральный - вызывает удивление у учащихся (как это действительно есть?), гордость за то, что знание получены самостоятельно, развивает моторику ученика;
- компьютерный – расширяет возможности в проведении эксперимента, учит планировать деятельность, делать выводы, дополняя натуральный опыт.
Актуальность метода
- На уроках биологии можно использовать всю систему экспериментов и исследований или отдельные моменты. В рамках актуального сегодня системно-деятельностного подхода при составлении технологических карт уроков данную методику можно использовать на этапе освоения новых способов решения поставленных на уроке задач.
- Эксперимент (опыт) позволяет сделать процесс обучения для учащихся интересным, вовлекает их в активное освоение знаний, учит транслировать знания в новых ситуациях . Кроме того эксперимент учит учащихся точности, аккуратности, развивает их мышление, так как требует поиска путей познания живой природы.
Примеры экспериментов (опытов) на уроках биологии.
Опыт №1 носит демонстрационный характер, является длительным, используется при изучении тем: «Особенности строения растительной клетки», «Ткани растительного организма» – 6 класс.
Опыт №2 длительный. Можно использовать при изучении темы «Видоизменения корней» - 6 класс
Опыт №3 длительный. Используется при изучении темы «Регуляция функций организма» – 6 класс. Во время опыта требуется наличие контрольного растения.
Чем нюхает дождевой червь ?
Опыт №4 краткосрочный. Можно использовать при изучении темы «Свойства живых организмов. Раздражимость.»
Эксперимент помогает учащимся не только разобраться в изучаемых биологических явлениях, получить ответы на возникающие вопросы, но и быстрее запомнить те биологические термины, которыми изобилует наука, так как осмысленное запоминание продуктивнее механического. Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины, включенные в процесс исследовательской деятельности. Вот некоторые примеры.
Фототропизм.
Осмос – перемещение молекул растворителя (воды) из области большей концентрации в область наименьшей через биологические мембраны.
Комнатное растение поставим в глубину комнаты. Через некоторое время все листья будут повернуты в сторону окна, минимально закрывая друг друга ( листовая мозаика)
Транспирация – испарение воды с поверхности листьев.
Фототропизм – движение в сторону света.
Эффект осмоса.
Транспирация.
В стакан насыпаем сухой изюм и наливаем воду. За ночь изюм набухнет и станет гладким.
На лист растения надеваем полиэтиленовый пакет. Через несколько часов внутри пакета будут видны капельки воды.