СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт и эксперимент на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит обощение материалов по экспериментам на уроках биолгии

Просмотр содержимого документа
«Опыт и эксперимент на уроках биологии»

Лабораторный опыт и эксперимент как путь формирования исследовательских навыков учащихся. Презентацию подготовила преподаватель биологии ТулСВУ Нефедьева М. Ю.

Лабораторный опыт и эксперимент как путь формирования исследовательских навыков учащихся.

Презентацию подготовила преподаватель биологии ТулСВУ Нефедьева М. Ю.

Цель работы: сформировать представление о лабораторном опыте и эксперименте как средстве достижения метапредметных результатов у учащихся: владение навыками учебно-исследовательской деятельности; умение излагать свою точку зрения, ставить задачи и выдвигать гипотезы, анализировать результаты и делать выводы из опыта; умение ориентироваться в различных источниках информации; владение понятийным аппаратом.

Цель работы: сформировать представление о лабораторном опыте и эксперименте как средстве достижения метапредметных результатов у учащихся:

  • владение навыками учебно-исследовательской деятельности;
  • умение излагать свою точку зрения, ставить задачи и выдвигать гипотезы, анализировать результаты и делать выводы из опыта;
  • умение ориентироваться в различных источниках информации;
  • владение понятийным аппаратом.
Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания мира, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Обычно слово эксперимент используют, говоря о научно поставленных опытах. Исследования проводимые на уроках биологии проводятся в учебных целях, поэтому мы чаще их называем опытами.  Успех в проведении эксперимента (опыта) требует соблюдения последовательности действий (алгоритм эксперимента).

Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – метод познания мира, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

  • Обычно слово эксперимент используют, говоря о научно поставленных опытах. Исследования проводимые на уроках биологии проводятся в учебных целях, поэтому мы чаще их называем опытами.

  • Успех в проведении эксперимента (опыта) требует соблюдения последовательности действий (алгоритм эксперимента).
Алгоритм проведения эксперимента (опыта)  1. Подготовительный  этап  3.Обработка результатов формулировка цели опыта  выдвижение гипотезы (предположение о возможных результатах) план проведения опыта выбор способа фиксации результатов сравнение результатов с ранее выдвинутой гипотезой формулировка вывода с опорой на ранее полученные знания  2. Проведение опыта  4. Оформление отчета закладка опыта наблюдения, зарисовки, запись результатов - отчет оформляется в письменной форме и содержит ответы на вопросы о цели опыта, задачах, условиях проведения, последовательности действий, результатах и выводах.

Алгоритм проведения эксперимента (опыта)

1. Подготовительный этап

3.Обработка результатов

  • формулировка цели опыта
  • выдвижение гипотезы (предположение о возможных результатах)
  • план проведения опыта
  • выбор способа фиксации результатов
  • сравнение результатов с ранее выдвинутой гипотезой
  • формулировка вывода с опорой на ранее полученные знания

2. Проведение опыта

4. Оформление отчета

  • закладка опыта
  • наблюдения, зарисовки, запись результатов

- отчет оформляется в письменной форме и содержит ответы на вопросы о цели опыта, задачах, условиях проведения, последовательности действий, результатах и выводах.

Проводя опыты с животными и растениями, мы обычно оказываем на них какое-то воздействие. Часто для объяснения нам бывает необходим контроль – растение или животное, на которое такое воздействие не оказывалось.  При проведении биологических опытов важно соблюдать правило единственного различия. Необходимо, чтобы различие между опытом и контролем было только по одному условию – тому, которое связано с целью опыта. Правила проведения биологического эксперимента (опыта)!

Проводя опыты с животными и растениями, мы обычно оказываем на них какое-то воздействие. Часто для объяснения нам бывает необходим контроль – растение или животное, на которое такое воздействие не оказывалось. При проведении биологических опытов важно соблюдать правило единственного различия. Необходимо, чтобы различие между опытом и контролем было только по одному условию – тому, которое связано с целью опыта.

Правила проведения биологического эксперимента (опыта)!

Классификация эксперимента  1. По продолжительности: краткосрочные (подходят для урочной деятельности); длительные (подходят для кружковой работы и в качестве домашнего задания).  2. По степени участия экспериментатора в эксперименте: измерительные (пассивные) – включают только проведение наблюдений в одной или нескольких точках пространства;  управляемые (активные) – проходят при активном участии экспериментатора.  3. По степени использования натурального материала: натуральный - вызывает удивление у учащихся (как это действительно есть?), гордость за то, что знание получены самостоятельно, развивает моторику ученика; компьютерный – расширяет возможности в проведении эксперимента, учит планировать деятельность, делать выводы, дополняя натуральный опыт.

Классификация эксперимента

1. По продолжительности:

  • краткосрочные (подходят для урочной деятельности);
  • длительные (подходят для кружковой работы и в качестве домашнего задания).

2. По степени участия экспериментатора в эксперименте:

  • измерительные (пассивные) – включают только проведение наблюдений в одной или нескольких точках пространства;
  • управляемые (активные) – проходят при активном участии экспериментатора.

3. По степени использования натурального материала:

  • натуральный - вызывает удивление у учащихся (как это действительно есть?), гордость за то, что знание получены самостоятельно, развивает моторику ученика;
  • компьютерный – расширяет возможности в проведении эксперимента, учит планировать деятельность, делать выводы, дополняя натуральный опыт.
Актуальность метода На уроках биологии можно использовать всю систему экспериментов и исследований или отдельные моменты. В рамках актуального сегодня системно-деятельностного подхода при составлении технологических карт уроков данную методику можно использовать на этапе освоения новых способов решения поставленных на уроке задач. Эксперимент (опыт) позволяет сделать процесс обучения для учащихся интересным, вовлекает их в активное освоение знаний, учит транслировать знания в новых ситуациях . Кроме того эксперимент учит учащихся точности, аккуратности, развивает их мышление, так как требует поиска путей познания живой природы.

Актуальность метода

  • На уроках биологии можно использовать всю систему экспериментов и исследований или отдельные моменты. В рамках актуального сегодня системно-деятельностного подхода при составлении технологических карт уроков данную методику можно использовать на этапе освоения новых способов решения поставленных на уроке задач.
  • Эксперимент (опыт) позволяет сделать процесс обучения для учащихся интересным, вовлекает их в активное освоение знаний, учит транслировать знания в новых ситуациях . Кроме того эксперимент учит учащихся точности, аккуратности, развивает их мышление, так как требует поиска путей познания живой природы.
Примеры экспериментов (опытов) на уроках биологии. Опыт №1 носит демонстрационный характер, является длительным, используется при изучении тем: «Особенности строения растительной клетки», «Ткани растительного организма» – 6 класс.

Примеры экспериментов (опытов) на уроках биологии.

Опыт №1 носит демонстрационный характер, является длительным, используется при изучении тем: «Особенности строения растительной клетки», «Ткани растительного организма» – 6 класс.

Опыт №2 длительный. Можно использовать при изучении темы «Видоизменения корней» - 6 класс

Опыт №2 длительный. Можно использовать при изучении темы «Видоизменения корней» - 6 класс

Опыт №3 длительный. Используется при изучении темы «Регуляция функций организма» – 6 класс. Во время опыта требуется наличие контрольного растения.

Опыт №3 длительный. Используется при изучении темы «Регуляция функций организма» – 6 класс. Во время опыта требуется наличие контрольного растения.

Чем нюхает дождевой червь ? Опыт №4 краткосрочный. Можно использовать при изучении темы «Свойства живых организмов. Раздражимость.»

Чем нюхает дождевой червь ?

Опыт №4 краткосрочный. Можно использовать при изучении темы «Свойства живых организмов. Раздражимость.»

Эксперимент помогает учащимся не только разобраться в изучаемых биологических явлениях, получить ответы на возникающие вопросы, но и быстрее запомнить те биологические термины, которыми изобилует наука, так как осмысленное запоминание продуктивнее механического. Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины, включенные в процесс исследовательской деятельности. Вот некоторые примеры. Фототропизм. Осмос – перемещение молекул растворителя (воды) из области большей концентрации в область наименьшей через биологические мембраны. Комнатное растение поставим в глубину комнаты. Через некоторое время все листья будут повернуты в сторону окна, минимально закрывая друг друга ( листовая мозаика) Транспирация – испарение воды с поверхности листьев. Фототропизм – движение в сторону света. Эффект осмоса. Транспирация. В стакан насыпаем сухой изюм и наливаем воду. За ночь изюм набухнет и станет гладким. На лист растения надеваем полиэтиленовый пакет. Через несколько часов внутри пакета будут видны капельки воды.

Эксперимент помогает учащимся не только разобраться в изучаемых биологических явлениях, получить ответы на возникающие вопросы, но и быстрее запомнить те биологические термины, которыми изобилует наука, так как осмысленное запоминание продуктивнее механического. Особенно быстро запоминаются эмоционально окрашенные термины, включенные в процесс исследовательской деятельности. Вот некоторые примеры.

Фототропизм.

Осмос – перемещение молекул растворителя (воды) из области большей концентрации в область наименьшей через биологические мембраны.

Комнатное растение поставим в глубину комнаты. Через некоторое время все листья будут повернуты в сторону окна, минимально закрывая друг друга ( листовая мозаика)

Транспирация – испарение воды с поверхности листьев.

Фототропизм – движение в сторону света.

Эффект осмоса.

Транспирация.

В стакан насыпаем сухой изюм и наливаем воду. За ночь изюм набухнет и станет гладким.

На лист растения надеваем полиэтиленовый пакет. Через несколько часов внутри пакета будут видны капельки воды.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!