СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт использования роботехнического конструктора HUNA-MRT в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном высокотехнологичном мире нас всё больше и больше окружает робототехника – новый вид занятий, позволяющий мотивировать ребенка к познавательной активности через конструирование. Наборы конструктора HUNA-MRT – многофункциональное оборудование, позволяющие научить детей с ОВЗ основам конструирования  и моделирования простых механизмов и игрушек-роботов.

Просмотр содержимого документа
«Опыт использования роботехнического конструктора HUNA-MRT в организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Опыт использования роботехнического конструктора HUNA-MRT

в организации коррекционно-развивающей работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Еще Лев Семёнович Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. Так не существует речевых расстройств, при которых благодаря наличию межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом и учителем-логопедом ДОО, зачастую совпадают.

Игра является основным видом деятельности в дошкольном  возрасте, поэтому при разработкезанятий, направленных на коррекцию недостаточного развития тех или иных функций у детей с особыми возможностями здоровья, большая роль отводится внедрению таких игровых технологий, которые имеют ярко выраженный  моделирующий  характер и практический результат творческой и продуктивной деятельности.

Отечественные и зарубежные психологи, педагоги, дефектологи однозначно отмечают, что с помощью привлечения детей, имеющих различные нарушения, к увлекательной и созидательной игре с конструктором (в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться) можно решать трудные задачи развития, как речевых, так и неречевых видов деятельности.


Использование конструктора во время игровых занятий коррекционно-развивающей направленности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, способствует активной стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук, что усиливает афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Другими словами, тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на развитие двигательного и речевого центров головного мозга, тем самым способствуя запуску речи и улучшению ее качества.


Конструирование может помочь достичь ребенку высокого уровня развития восприятия, пространственного мышления и планирующей функции речи.


Действительно, в игре с конструктором, при выполнении задания, ребенок выполняет задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениям, действиями. Не просто выполняя заученные действия, но и видоизменяя их, получая новые результаты. Его развивающееся мышление даёт возможность предусматривать результаты своих действий, планировать их заранее.


Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим иной подход.


В современном высокотехнологичном мире нас всё больше и больше окружает робототехника – новый вид занятий, позволяющий мотивировать ребенка к познавательной активности через конструирование. Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее дидактическими возможностями (смотреть презентацию «Повышение эффективности коррекционно-развивающей деятельности на примере использования конструктора HUNA-MRT в работе педагога с детьми с ОВЗ»).


Наборы конструктора HUNA-MRT – многофункциональное оборудование, позволяющие научить детей с ОВЗ основам конструирования и моделирования простых механизмов и игрушек-роботов. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, минимум доступной для детей электроники: датчики, моторы, пульт управления.


В постройках из конструктора HUNA–MRT наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. А как утверждает Л.С. Цветкова, развитие зрительного предметного восприятия подготавливает базу для перехода к формированию языковых и речевых средств, к оречевлению предметного мира, к связи «предмет (образ) – слово». Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций и действующих моделей из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, представив его более развёрнутым и логичным, что даёт возможность осуществлять речевую коррекцию с наибольшим психологическим комфортом.


При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: предметы быта, животные, птицы, транспорт, архитектура и др. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами, в подгруппе.


Освоение навыков робото–конструирования происходит поэтапно (этапы представлены на слайдах).


Первоначально детям предлагается собрать предметы и объекты окружающего мира (мебель, игрушки, транспорт, постройки для детских площадок). Затем животных, птиц, человека, выделяя особенности их строения. Сделать игрушку, с которой можно играть, изменяя сюжет игры, использование деталей сразу нескольких наборов, позволяет предоставить ребенку возможность неограниченного числа вариантов конечного результата. Конструируя, дети сами выбирает для себя темп и условия игры, создавая новые поделки и новые сюжеты. Такие игры и занятия развивают не только моторику, но и речь, что особенно важно для тех, кто имеет отклонения или задержки в развитии. В создании коллективных построек («Зоопарк», «Безопасный город», «Парк аттракционов») воспитанники учатся договариваться и взаимодействовать друг с другом, представлять результаты проектов.


Далее детям предлагается воссоздать конструкцию по предложенному образцу с подробным описанием методов его создания. Такая форма обучения подразумевает передачу ребенку готовой информации и не связана напрямую с развитием творчества. Однако, в ней развиваются навыки подражания, которые для ребенка важны при самостоятельномвоссоздание из графического представления, по схеме, реальной модели. Что развивает и познавательные, и интеллектуальные способности ребенка, положительно сказывается на его способностях к абстрактному мышлению.


Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. Такие занятия могут служить подготовкой детей к полноценному самостоятельному техническому творчеству.


Ситуация успеха формирует у детей уверенность в собственных силах и способствует развитию желания развивать свои способности.


Задачи коррекционных и развивающих занятий педагога-психолога и педагогов, а также их примерное планирование по тематическим блокам представлены в презентации. Каждая тема предусматривает предварительную работу с детьми, сопровождается подбором соответствующего наглядного и речевого материала. Сами будущие модели, если это не конструирование или моделирование по замыслу, и не проектная деятельность детей, взяты из набора карт-схем, прилагаемых к конструктору.

По результатам практической деятельности с воспитанниками старших и подготовительных групп, было составлено методическое пособие «Реализация задач познавательного развития и инженерного мышления посредством образовательной робототехники и использования конструктора HUNA-MRT при подготовке детей к школе». В том числе, для использованияв работе с детьми с особыми образовательными потребностями (с проблемами в эмоциональном и коммуникативном развитии, с ограниченными возможностями здоровья, с одаренными детьми).


Опыт использования робототехнического конструктора HUNA-MRT как современной технологии в работе педагога-психолога был представлен на различных уровнях.


Ежегодно в МА ДОУ № 29 устраиваются тематические выставки по разным видам конструирования и проводится конкурс «Маленький изобретатель», в котором могут принять участие дети с педагогами и семьи воспитанников, желающие реализовать свою творческую активность в конструирование.


В ноябре 2019 года двое воспитанников, обучающиеся по АОПдля детей с ТНР приняли участие, в составе команды ДОУ в соревнованиях по техническому творчеству среди дошкольников «НеоКидз» (ЦДТ) и заняли почетное 2 место среди ДОУ городского округа Краснотурьинск.


Подводя итог всему сказанному, можно отметить, что использование конструктора HUNA-MRT в работе педагога-психолога с детьми с особыми возможностями здоровья, позволяет поднять на более высокий уровень эффективности коррекционно-развивающей деятельности, а именно, повысить у воспитанников познавательную активность и способствовать:

– развитию психических процессов, обогащению активного словаря,

– улучшению состояния связной монологической и диалогической речи,

– овладению речью как средством общения и культуры,

– развитию инициативы и творческих способностей.