Программное содержание:
1. Формировать представления у детей о свойствах сахара.
2. Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, предполагаемые догадки, гипотезы.
3. Воспитывать умение договариваться между собой, согласовывать действия.
4. Активизировать слова: сыпучий, растворяется, твердый, сладкий, безвкусная
5. Развивать умение использовать таблицы-схемы при организации исследовательской деятельности
Материал: сахар - рафинад, емкость с горячей и холодной водой, таблицы-схемы.
ХОД опыта:
Воспитатель: Дети предлагаю поиграть в игру «Отгадай и назови»
Он сыпучий, сухой, не лепится (песок)
К нему притягиваются не все предметы, а только металлические (магнит)
Она бывает разной холодной и горячей, безвкусной и бесцветной (вода)
Он не видим, но есть во всех во всех предметах и необходим для дыхания (воздух)
Оно не тонет, плывет, его используют в строительстве (дерево)
Они родственники, но не знают об этом их состояние зависит от температуры воздуха, могут быть жидким, рыхлым, скользким (вода, снег, лед)
Воспитатель: ребята, вы хотите узнать, с каким веществом нам предстоит работать сегодня?
- Задавайте мне вопрос выделяя свойства вещества (сыпучий, рыхлый, ..), качество (твердый, мягкий…), цвет, вкус…
- И мы вместе определим это вещество
Дети: - он тяжелый?
- он кислый?
-он рыхлый?
- он белый?
-он сыпучий?
- он сладкий?
Появляется «Сахарок» и читает стихотворение
Белый сахар – рафинад
Крепкий сахар – рафинад (хвастается)
Я очень твердый
Я алмазу брат
Но однажды вечерком
Встретился я с кипятком…
Воспитатель: Чем же, интересно, закончилась эта история?
- Как вы думаете, что же произошло после встречи сахара с кипятком?
-Почему вы так думаете?
- А что произошло, если бы он встретился не с горячей водой, а с холодной?
- Как узнать, правы ли мы?
Дети : надо проверить
Воспитатель: Что мы будем проверять? (схема)
Дети:
- Растворится ли сахар в горячей и холодной воде
-В какой воде быстрее растворится сахар?
Воспитатель: как вы считаете, чтобы проверить, в какой воде растворится сахар быстрее, его надо положить в горячую и холодную воду поочередно (друг за другом) или одновременно?
- Что же для проведения опыта нам необходимо?
-Можно ли не пробуя воду, определить, что вода горячая? (напомнить о правилах безопасности)
- Повторить свойства воды (бесцветная, безвкусная, жидкая)
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА
Дети за столами проводят опыт, результаты фиксируют в таблице.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
Воспитатель: сахар растворился в воде? В какой же воде сахар растворился быстрее? Как вы думаете, почему сахар растворился быстрее в горячей воде?
Воспитатель: Но однажды вечерком…
Встретился сахар с кипятком
И растворился твердый сахар
В жидком чае с молоком.
Воспитатель: Исчез ли сахар совсем? (нет) Давайте проверим. Перемешайте воду в емкости. А теперь попробуйте.
-Зачерпните ложкой из емкости с сахаром. Какая вода стала на вкус?.
Дети: вода с сахаром сладкая.
Воспитатель: Значит, сахар не исчез, а растворился в воде (перемешался с водой).
В природе нет веществ, которые способны исчезнуть совсем. Но все вещества переходят из одного состояния в другое, смешиваются друг с другом.
Итоги: сегодня мы узнали еще одно свойство воды - вода растворят вещества