Обобщение опыта работы по теме:
«Использование диатонических колокольчиков
как средство изучения музыкальной грамоты
детей дошкольного возраста»
Выполнила работу:
Портнягина Наталья Юрьевна
Тюмень, 2023г.
Содержание
1 Введение
2 Актуальность и новизна опыта
3 Цель и задачи
5 Теоретическая база опыта
6 Технология опыта. Работа с детьми
7 Взаимодействие с воспитателем
8 Взаимодействие с родителями
9 Итоги опыта
10 Список использованной литературы
11 Приложение
Введение
Музыка, сопровождает человека с самого рождения и украшает самые главные, радостные моменты в жизни. Маленький ребенок успокаивается и засыпает от пения мамы. Детки постарше весело пританцовывают, услышав знакомую музыку, но самый большой интерес к музыке появляется у ребенка, когда он сам становиться исполнителем, будь то голос или музыкальный инструмент, пусть даже детский. Всегда интересно наблюдать за детьми, которые находиться рядом с открытой крышкой пианино. Они не могут пройти, не нажав клавишу, это у них происходит на подсознательном уровне, т. к. они хотят услышать звук, музыку.
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, начиная с дошкольного возраста. Именно в детстве появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления.
Из всех видов искусства музыка наиболее трудна для понимания: мелодия лишена непосредственной видимости, как в скульптуре или живописи, лишена она и конкретности, но несмотря на это музыка должна стать для детей доступным средством выражения чувств, настроений, мыслей.
Актуальность опыта
С каждым годом все больше детей получает в детском саду систематическое музыкальное развитие.
Рассматривая картинки, дети учатся понимать живопись, слушая рассказы воспринимают художественное слово, а слушая песни или пьесы, сыгранные на каком- либо музыкальном инструменте, они учатся любить, понимать и осознавать музыку.
Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду должно уделяться особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника. Благодаря диатоническим колокольчикам музицирование для ребят приобретает новое звучание. Дети чувствуют себя настоящими артистами, что приводит к снятию зажимов и стеснительности ребят, ведь они выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках перед зрителями. Дети играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных по цветным партитурам (нотам, что приводит к развитию целого комплекса музыкальных способностей. Обучению детей игре на диатонических колокольчиках происходит посредством музыкальных игр и чтения цветных партитур. В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее. Основное же предназначение диатонических колокольчиков - развитие у детей музыкальных способностей.
Работа по обучению детей игре на диатонических колокольчиках актуальна и поможет музыкальным руководителям расширить процесс овладения музыкальной деятельностью ребенка.
Новизна опыта
Систематизация полученных знаний позволяет взглянуть на изучаемую проблему по-новому. Игра на диатонических колокольчиках является одним из наиболее доступных средств познания музыки, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка. Внедрение передового опыта современных педагогов в данном контексте позволяет решать задачи развивающего обучения и изучение нотной грамоты. А создание проблемных ситуаций в ходе музицирования позволяет детям самостоятельно получать знания. В данном опыте проанализирован, обобщён, систематизирован материал по обучению детей игре на диатонических колокольчиках. Разработан и адаптирован комплекс мероприятий, включающий в себя музыкальные партитуры, игры для обучения детей игре на диатонических колокольчиках и изучению нотной грамоты.
Цель опыта
Развитие музыкальных способностей и изучение нотной грамоты детей дошкольного возраста, через применение в работе диатонических колокольчиков.
Задачи опыта
1. Познакомить с нотной грамотой, новыми музыкальными терминами.
2. Научить правильным приёмам звукоизвлечения, читать по цветным партитурам.
3. Развивать целый комплекс музыкальных способностей.
4. Воспитывать интерес к диатоническим колокольчикам, желание научиться играть на них.
Для успешного решения перечисленных задач
необходимо наличие многих факторов:
1) квалифицированная подготовка музыкального руководителя (должен знать методические приемы в работе с детьми по обучению их игре на диатонических колокольчиках);
2) умение правильно и эффективно организовать занятие;
3) В работе с родителями использовались разнообразные формы,
обобщенные темой «Обучение дошкольников игре на диатонических колокольчиках»: консультации, практикумы, информационные листы, памятки, участие в совместных развлечениях.
Обучение дошкольников игре на колокольчиках осуществлялось через разные формы работы:
- фронтальные и подгрупповые занятия;
- тематические занятия;
- развлечения, праздники;
- интерактивные игры с музыкальным сопровождением;
- авторские партитуры и игры;
- индивидуальная работа с детьми;
- создание музыкальных зон в группах.
Для всех групп я создала кейс с материалом для диатонических колокольчиков.
Теоретическая база опыта работы
"Скажи мне - и я забуду;
покажи мне - и я запомню;
дай сделать - и я пойму"
Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители
Б. Асафьев, Б. Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
В 30-40х годах Н. А. Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические инструменты, на которых дети могли бы исполнять любые мелодии, самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. Совместно с Н. А. Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, М. А. Фумер и др. А в последствии разработкой этих методик занималась Н. А. Ветлугина и ее ученики (К. Линкявичус, В. В. Ищук). В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (свирель, пандейра (румба, бубенцы, кастаньеты, маракасы, гусли, колокольчики валдайские, трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, гармоники, другие - по типу инструментов симфонического оркестра (ксилофон, металлофон, диатонические колокольчики, треугольник).
Диатонические колокольчики в детском саду используются редко. Но с недавнего времени к ним появился интерес. Также и у меня возникло желание изучить, освоить и внедрить в педагогический процесс игру на диатонических колокольчиках.
Технология опыта
Темой своего опыта я выбрала «Использование диатонических колокольчиков как средство изучения музыкальной грамоты детей дошкольного возраста».
Начала я свою работу по данной теме с изучения методической литературы, поставила цель, определила задачи, выделила направления, принципы и формы работы, разработала план реализации.
Принципы работы
1.Принцип систематичности и последовательности, индивидуально- дифференцированного подхода в деятельности.
2. Принцип подбора материала в соответствии с возрастными особенностями ребенка, с его доступностью и повторяемостью.
3.Принцип личностно-ориентированного подхода, предоставляющего ребенку свободный выбор деятельности, партнерства, средств.
Реализации опыта
Основной организованной формой работы является игра на диатонических колокольчиках. Основание познавательного содержания опыта происходит на занятиях в формах совместной деятельности с педагогом, так же вне занятий и самостоятельной игровой деятельности детей.
Этапы работы:
1 этап – ознакомительный
Игра на инструментах является одним из любимых видов деятельности на занятии, тем более что игра способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолеть излишнюю застенчивость, скованность.
На занятиях мы используем разнообразные музыкальные инструменты. Наибольший интерес вызывают диатонические колокольчики. Это очень яркие, звонкие инструменты, которые развивают гармонический, полифонический, тембровый и динамический слух. Что является частью музыкального воспитание и в условиях ФГОС имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка.
Анализ ООП ДО по обучению игре на диатонических колокольчиках показал недостаточное количество материала по данной теме, в связи с этом мною разработан комплексно- тематический план мероприятий (см. Приложение). Я постаралась системно и последовательно выстроить работу с детьми старшего, подготовительного дошкольного возраста по обучению игре на диатонических колокольчиках как средство изучения музыкальной грамоты.
На данном этапе познакомила детей с диатоническими колокольчиками, с нотной грамотой, новыми музыкальными терминами, научила правильным приемам звукоизвлечения.
Чтобы научить ребенка играть на колокольчиках, я использую в своей работе цветные партитуры. Дошкольнику легче запомнить семь цветов радуги, чем запоминать названия нот и где они находятся на нотном стане. Цветная партитура является подготовительным этапом для обучения детей нотной грамоте.
Цветные партитуры можно использовать не только с диатоническими колокольчиками, но и при обучении игре на металлофоне, ксилофоне, фортепиано. Каждый цвет круга, соответствует звучанию определенной ноты.Не маловажен и размер, ведь от этого зависит длительность звучания. Маленький круг обозначает короткий звук, большой более длинный.
Руководство по работе с цветными партитурами
и диатоническимиколокольчиками
В партитурах нарисованы цветные ноты, которые совпадающие с цветами наших колокольчиков. Ноты различного размера, что указывает на длительность. (Маленькая– восьмая, средняя–четверть, большая–половинная, а очень большая–целая).
На начальном этапе обучения колокольчики лучше раздавать в порядке звукоряда, так удобнее проводить предварительную работу при разучивании партитур.
Колокольчик нужно взять правой рукой за ручку, зажав его в кулаке и прижать его к плечу- это исходная позиция. Музыкальный руководитель показывает ноты с помощью указки. Дети начинают играть в тот момент, когда указка покажет ноту совпадающую с цветом колокольчика в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту. Если в партитуре есть слова, то петь их следует по такому же принципу. Прежде чем сыграть партитуру целиком, детей следует поделить на партии и отрабатывать отдельно поставленные ноты без музыки. Только после того, как дети будут играть уверенно свою ноту можно соединять произведение целиком.
Каждый колокольчик имеет своё звучание от ноты «до» Iй октавы, до «до» IIй октавы, повторяя расположение белых фортепианных клавиш. Цветные ноты соответствует цвету используемых музыкальным руководителем набору диатонических колокольчиков. Цвет колокольчиков в разных наборах может быть разным. В моём случае:
До - красного цвета;
р
е - оранжевого;
ми - желтого;
фа - зеленого;
соль - голубого;
ля - синего;
си - фиолетового.
Диатонические колокольчики формируют навыки вербального и невербального общения. Так же способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания, ведь дети играют по цветным партитурам. Формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. А совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на этих музыкальных инструментах. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к психологической раскованности и помогает справиться с излишней застенчивостью и скованностью ребят, формируя дружелюбную атмосферу в группе.
Набор цветных колокольчиков для музыкальных занятий, предназначены для работы с группой детей из 8 человек (в наборе всего 8 колокольчиков), поэтому я использую 3-4 набора для того чтоб на занятии все дети могли поучаствовать в процессе игры и тогда один звук будут играть несколько детей.
2 этап – основной
Основном направлением работы этого этапа стала игра на диатонических колокольчиках по цветным партитурам, разучивание партитур и игр с ними.
Игра на диатонических колокольчиках включается в занятие и проводятся с целью обучения детей игре на диатонических колокольчиках, отработке навыков игры.
Сначала музыкальный руководитель знакомит детей с содержанием игры. Объясняет ход и правила ее. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью задачи игры, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих. Как только дети освоят данную партитуру или игру, можно дать сыграть в нее самостоятельно.
Большим интересом пользуются уже знакомые мелодии распевок.
На начальном этапе разучивания детям предлагаются одноголосные мелодии. В дальнейшем двух и трехголосные. Этот прием обучения использую для детей подготовительных возрастных групп. Работа проводится один раз в неделю в рамках организованной образовательной деятельности в разделе «Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра и говорит, что на следующем занятии у них будет другая игра, она будет также интересной.
Важно заострить внимание детей к музыкальной игре, привить желание играть на музыкальных инструментах и любовь к музыке. В конце занятия обращаю внимание на тех ребят, кто проявлял внимательность, точность.
Так же, на своих музыкальных занятиях я использую свои авторские интерактивныепартитуры и игры (см. Приложение)
Интерактивная игра - современный метод обучения, который обладает развивающей, образовательной и воспитывающей функциями. Основное обучающее воздействие оказывает дидактический материал, который заложен в каждой интерактивной игре.
Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, проекторы, интерактивные доски, мультимедийное оборудование. В нашем дошкольном учреждении уже давно есть мультимедийное оборудование, которое мы активно используем в своей работе, что позволило вывести обучение на новый уровень.
Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. В ходе освоения интерактивной игры у дошкольника возникают новые знания и опыт, которые появляются вследствие игрового взаимодействия. Дети нового поколения хорошо приспосабливаются к цифровому пространству.
Цель интерактивных музыкальных игр- формирование и закрепление знаний, методом интерактивных игр.
В своей работе я часто применяю интерактивные игры, делаю их сама. Благодаря интерактивным играм, дети быстро запоминают ноты и у них появилось желание учить и думать, находить правильные ответы на поставленные вопросы. Детям очень нравится данный вид деятельности.
Основные достоинства интерактивных игр
-Простой и понятный интерфейс.
-В играх использованы красочные и привлекательные материалы, звуковые эффекты.
-Игры используются как часть индивидуального, подгруппового, фронтального занятия.
Используя простые программы (MicrosoftOfficePowerPoint, Paint), можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее.
В своей работе интерактивную доску я использую практически во всех музыкальных образовательных областях. В разработанных мною интерактивных играх я использую добрые анимированные персонажи, которые выдают понятные детям задания. Озвученные герои говорят мультяшным детским голосом. Практика показала, что использование анимированного персонажа и различных эффектов анимации усиливает эмоциональное восприятие и интерес детей к представленному материалу и в целом к интерактивным играм.
Взаимодействие с педагогами
Большая роль в работе отводится тесному педагогическому контакту музыкального руководителя с воспитателями и узкими специалистами, что дает положительный результат в музыкальном развитии детей. Воспитатель осуществляет преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального развития детей.
Формы работы:
• педагогические советы;
• семинары-практикумы;
• консультации;
• проведение открытых мероприятий;
• мастер-классы.
Взаимодействие с родителями
Успех в работе по развитию музыкальных способностей детей может быть, достигнут при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Поэтому ещё одной особенностью, играющей роль в достижении положительных результатов, является в необходимости родителей создания условий для музыкальной активности детей дома. Формы работы с родителями разнообразны.
Формы работы с родителями:
• проведение открытых мероприятий;
• беседы;
• лекции, доклады на родительских собраниях;
• консультации;
• оформление буклетов, стендов;
• статьи на сайте МАДОУ д/с № 158 «Конёк Горбунок»;
• создание банка с интерактивными играми и размещение на
просторах интернета.
Домашнее музицирование
на диатонических колокольчиках Играем с мамочкой в музыкальную
игру «Волшебная посылка»
Семейный оркестр
«Чарующий перезвон»
Итоги опыта
С помощью диатонических колокольчиков, дети стали чище интонировать, с большим интересом изучают нотную грамоту, выступают с эффектными номерами на досугах и праздниках. На занятии царит атмосфера увлечённости и вдохновения. Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование для ребят стало самым любимым делом. Заходя в музыкальный зал, дети спрашивают, будут ли они играть на колокольчиках. Дети чувствуют себя настоящими артистами, ведь они играют не на шумовых инструментах, а на музыкальных, издающих настоящие музыкальные звуки.
И в заключении хотелось бы сказать, пользуйтесь этими замечательными музыкальными инструментами. Разрабатывайте свои партитуры. Умелое и грамотное использование диатонических колокольчиков приведёт к всестороннему развитию музыкальных способностей наших детей.
Перспектива
В дальнейшей работе ставлю перед собой задачи:
- продолжать создавать авторские партитуры и игры, обучающие детей играть на диатонических колокольчиках;
-добиваться, чтобы каждый ребёнок усваивал игру на диатонических колокольчиках, знал её и умел играть не только на музыкальных занятиях, но и вне детского сада;
- привлекать родителей играть с ребёнком на колокольчиках и создавать домашние концерты;
- оставаться творческой личностью и расширять свой художественный кругозор.
Последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приёмы - главное направление в моей работе. Анализируя опыт работы, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании работы над развитием музыкальных способностей дошкольников. Его я вижу в интегрированном подходе, который является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».
Список используемой литературы:
1) «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» О.П. Радынова, Л.Н. Комисарова Изд.2-е испр. и дополн.- Дубна: Феникс, 2014.-332.
2) Методика музыкального воспитания под редакцией Н.А. Ветлугиной
3) С.П. Бублей «Детский оркестр»
4) Н.П. Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»
5) Т.Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками»
6) С.И. Мерзлякова «Учим петь детей 6-7лет»
7) «Наш веселый оркестр.» Каплунова И., Новоскольцева И.Часть1. СПб.- 2018.
8) «Наш веселый оркестр.» Каплунова И., НовоскольцеваИ.Часть 2. СПб. -2019.
Приложение
Партитура «Два весёлых гуся»
Партитура служит аккомпанементом к русской народной песне «Два весёлых гуся»
Цель упражнения: Развитие музыкальности у детей и привитие к народному фольклору.
Руководство к упражнению: Начинаем со знакомства с песней. Прослушиваем её и говорим о содержании. При первом разучивании напеваем ритмический рисунок вместе с юными музыкантами на слог «Тити та». На данном этапе, следует детей разделить по партиям и прорабатывать ноты отдельно, в медленном темпе. Затем отработанный вариант аккомпанемента соединяем с песней (в записи). Для полноты звучания, можно добавить и ряд других музыкальных инструментов (например, диатонические металлофоны, треугольники и др.
Партитура «Во поле берёзка стояла»
Партитура служит аккомпанементом к русской народной песне «Во поле берёзка стояла»
Цель упражнения: Развитие музыкальности у детей и привитие к народному фольклору.
Руководство к упражнению: Начинаем со знакомства с песней. Прослушиваем её и говорим о содержании. При первом разучивании отстукиваем ритмический рисунок, хлопая в ладоши. На данном этапе, следует детей разделить по партиям и прорабатывать ноты отдельно, в медленном темпе. Затем отработанный вариант аккомпанемента соединяем с песней (в записи). В конце эту песню можно сыграть и спеть со словами.
Партитура «Выпускной вальс»
Партитура служит аккомпанементом к песне Т. Петровой «Выпускной вальс»
Цель упражнения: Развитие музыкальности у детей и привитие эстетического вкуса.
Руководство к упражнению: Начинаем со знакомства с песней. Прослушиваем её и говорим о содержании. При первом разучивании напеваем ритмический рисунок вместе с юными музыкантами на слог «Тити та». На данном этапе, следует детей разделить по партиям и прорабатывать ноты отдельно, в медленном темпе. Затем отработанный вариант аккомпанемента соединяем с песней (в записи). Для полноты звучания, можно добавить и ряд других музыкальных инструментов (например, диатонические металлофоны, треугольники и др.)
Авторские Интерактивные Партитуры:
«Весёлые нотки»
В партитурах представлены упражнения со словами- это название нот, которые нужно пропевать одновременно с игрой. Нотки на экране пульсирую и имеют озвучку- аккомпанемент
Цель упражнений: Изучение нотной грамоты. С помощью данного упражнения развивается у детей память, звуковысотность, тембровое восприятия и способность концентрировать своё внимание.
Руководство к упражнению: Сначала следует проговорить название нот и запомнить их последовательность. Затем сыграть партитуру на колокольчиках«acapella» без голоса. Когда у детей будет получаться и то и другое, соединить вместе, добавив аккомпанемент на фортепиано. А ноты может показывать воспитатель или способный ребёнок. (При этом следует следить за единым темпом и чистотой исполнения.)
Когда дети будут уверенно знать партитуру, можно их делить на группы, усложняя задачу. (Девочки–играют, а мальчики–поют и наоборот).
Партитура: «Ду-ду-ду»
В партитурах представлены упражнения со словами. Детям надо петь и играть одновременно.Нотки на экране пульсирую и имеют озвучку- аккомпанемент.
Цель упражнений: Развитие чистоты интонирования, улучшение музыкального слуха, чувства ритма и реакции детей. Упражнение развивает кратковременную память и умение наблюдать. Улучшает дикцию и укрепляет артикуляционный аппарат за счёт чёткого проговаривания согласных.
Руководство к упражнению: Сначала необходимо проговорить все слова отдельно. Затем проиграть инструментальную партию в медленном темпе. После, соединить слова и игру. На начальном этапе разучивания перед каждой строчкой необходимо задать тон, с которой начинается попевка, чтобы услышать ноту, на которой нужно петь. Для этого, необходимо сыграть один раз на колокольчике нужного цвета. (Если строчка начинается с красной ноты, необходимо сыграть на красном колокольчике и т. д.) В дальнейшем, когда дети запомнят мелодию, давать тон уже не нужно. Поют по партитуре все дети, а играет лишь та группа детей, чью ноту показывает педагог.
Партитура: «Я шагаю вверх»
В партитуре представлено упражнение со словами – это стихотворение с «говорящим текстом». Когда мелодия идёт вверх, дети поют: «Я шагаю вверх», а когда мелодия движется вниз, то поют: «Я шагаю вниз» Нотки на экране пульсирую и имеют озвучку- аккомпанемент.
Цель упражнения: Развитие умения слушать и концентрировать внимание. Благодаря данному упражнению, дети научаться различать высоту звуков, и направление движения мелодии вверх, вниз и на месте.
Руководство к упражнению: Работу над упражнением следует начать с отработки слов. Затем проучить инструментальную партию сначала «a capella», в очень медленном темпе (обращая внимание детей на высоту звуков и направление движения мелодии), а после соединить её со словами. Играть и петь следует чётко, не отставая, и не опережая друг друга.
Партитуры: «Маленькой ёлочке»
В партитуре прописана мелодия песни «Маленькой ёлочке» сл. З. Александровой муз. М. Красева.
Цель упражнения: Обогащение впечатлений, побуждение внимательно вслушиваться в музыку. Нотки на экране пульсирую и имеют озвучку- аккомпанемент.
Руководство к упражнению: Сначала следует прослушать песню и поговорить о содержании. Затем выучить слова, а после проработать инструментальную партию на колокольчиках.
Заключительный этап – соединить игру, слова и аккомпанемент.
Музыкальный номер предполагает разные вариации игры:
-По партитуре можно одновременно играть и петь «a capella».
-Можно играть одну лишь мелодию под песню в записи (в тональности до мажор).
-Можно играть и петь под аранжировку песни только лишь мелодию, а можно играть и петь одновременно.
Партитуру можно использовать как концертный номер на праздниках и досугах для детей. Этот же вариант партитур можно использовать для концертного номера родителей.
Партитура: Фокус
В партитуре прописана мелодия данного музыкального произведения.
Нотки на экране пульсирую и имеют озвучку- аккомпанемент.
Цель упражнения: Привитие эстетического вкуса. Поднятие настроения себе и зрителям.
Руководство к упражнению: Сначала следует прослушать данное произведение. Отрабатывать мелодию нужно в медленном темпе пропивая ритмический рисунок на «Тити та» (восьмые на «ти», четверти на «та») a capella. Особое внимание стоит уделить двухголосию и трёхголосию. Далее можно соединять с аккомпанементом.Мелодию по цветной партитуре детям показывает музыкальный руководитель или воспитатель.Данную цветную партитуру можно использовать как концертный номер на праздниках и досугах для детей.
Музыкальные игры
Игра: Весёлые нотки
(Для игры потребуется партитура Весёлые нотки)
Цель игры: Способствование развитию внимания, быстроты реакции и совершенствование контроля за движением руки, в которой находится колокольчик. (С помощью игры мы повторяем с детьми название нот.)
Руководство к игре: Диатонические колокольчики раздаются в порядке звукоряда. Далее следует объяснить детям правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты, в разном порядке постепенно прибавляя темп. Длительность при этом не имеет значения. (Ребёнок должен играть до тех пор, пока педагог держит указку на ноте его цвета.) Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и пропеть её название.
Игра: Зоркий глаз
(Для этой игры подходят любые цветные партитуры, где содержится вся палитра цветных нот)
Цель игры: Формирование зрительного контроля и повышение скорости реакции. Активизация самоконтроля и веры в свои силы.
Руководство к игре: Диатонические колокольчики раздаются в любой последовательности группе детей. Затем объясняем правила игры. Музыкальный руководитель показывает цветные ноты в любом порядке, при этом длительность ноты не важна. Дети должны быть предельно внимательными, следить за указкой и в нужный момент сыграть свою ноту и держать её до тех пор, пока указка не перейдёт на другую ноту. А при этом темп, меняется по желанию педагога несколько раз за игру. Выбывает из игры тот, кто не успел сыграть свою нотку или вступил на чужую. Игра продолжается до последнего игрока. Игрок, который дошёл до конца встаёт, а все дети хлопают победителю.
Игра: Ритмическое эхо
(Дети садятся полукругом, лицом к педагогу)
Цель игры: Развитие чувства ритма и выдержки, умение слушать и слышать. С помощью игры у детей концентрируется внимание.
Руководство к игре: Диатонические колокольчики раздаются в любом порядке. Педагог объясняет правила игры. Начинает игру музыкальный руководитель, который играет определённый ритмический рисунок на своём колокольчике. Здесь действует золотое правило: идти нужно от простого к сложному. Попросить повторить ритмический рисунок может педагог любого ребёнка. Задача воспитанника повторить услышанный ритм на своём колокольчике. (Высота ноты при этом, не имеет значения).
Игра: В имена
(Играть в эту игру нужно группой детей. Дети садятся в круг)
Цель игры: Развитие чистоты интонирования и самоконтроля. С помощью игры детям прививается умение действовать друг за другом.
Руководство к игре: Объясняем правила игры. Диатонические колокольчики лучше раздать в порядке звукоряда, так детям будет удобнее пропевать свои имена. (Начиная с до Iй октавы, заканчивая на до IIй октавы). Начинает игру музыкальный руководитель, он проигрывает своё имя на колокольчике разделяя его на слоги и просит детей друг за другом проиграть свои имена.
Варианты игры:
1) Одно и то же имя можно пропеть в самых разных ритмах, как в быстром темпе, так и в медленном.
2) Можно разделить задачи: мальчики играют своё краткое имя (Саша), а девочки утешительно-ласкательное (Машенька)
Игра: Импровизация
(В эту игру нужно играть группами, заранее разделив детей на тройки.)
Цель игры: Развитие воображения и музыкальной фантазии, пробуждение к сотрудничеству в группе, умения уверенно солировать. Благодаря игре, дети проявят свою индивидуальность, инициативу и приобретут уверенность в себе.
Руководство к игре: Порядок раздачи колокольчиков не имеет значения. Объясняем правила игры. Группы детей должны по очереди показать свою мини зарисовку, предварительно обговорив порядок выступления и ритмический рисунок каждого участника мини группы. После выступления музыкальному руководителю можно поговорить с детьми и пофантазировать на тему каждой получившейся музыкальной зарисовки. (Дать название, поговорить об ассоциациях и т д).
Авторская музыкальные игра
«Волшебная посылка»
Играть в эту игру можно всей группе, предварительно раздать всю палитру колокольчиков)
Цель игры:Изучение и закрепление нотной грамоты. С помощью игры детям прививается умение действовать друг за другом, а так же помощь другу.
Руководство к игре: Порядок раздачи колокольчиков не имеет значения. Правила игры озвучено. Перед ребятами стоит задача, объяснить дяде Фёдору и его друзьями как играть на цветных колокольчиках.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С КЕЙСОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПАРТИТУР,
НАВЕДЯ КАМЕРУ ВАШЕГО ТЕЛЕФОНА НА QR-КОД