Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино
Опыт работы
«Инструментальное музицирование как средство
эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста»
Составила: музыкальный руководитель
Жукова Галина Владимировна
2019 год
Актуальность:
Музыкальное воспитание – одна из центральных составляющих эстетического воспитания и играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника. Роль музыки в эстетическом воспитании старших дошкольников является одним из самых основных, значимых средств.
Развивая музыкально-эстетическое сознание можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы. Эстетическое воспитание в детском саду направлено на развитие способности воспринимать , чувствовать и понимать прекрасное, творчески самостоятельно действовать приобщаясь тем самым к различным видам музыкальной деятельности.
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей.
Развитие музыкальности успешно реализуется во всех видах музыкальной деятельности, одним из которых является игра на детских музыкальных инструментах. Значение инструментального музицирования очень важно для музыкального и общего развития детей. Этот вид деятельности развивает творческую активность, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, осуществляет целенаправленное эстетическое воспитание. Также является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение, совершенствуется слух. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический, чувство музыкальной формы.
Для детей старшего дошкольного возраста игра на музыкальных инструментах помогает передать разнообразные чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы , сознательных отношений. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.
Цель: Формирование музыкально-эстетической культуры у старших дошкольников посредством инструментального музицирования.
Задачи:
Обучающие:
-Совершенствовать навыки игры на музыкальных инструментах;
-Учить играть на музыкальных инструментах по партитуре;
Развивающие:
-Развивать музыкальную память и творческое воображение;
-Развивать музыкальные и творческие способности детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям во время игры на детских музыкальных инструментах
Воспитательные:
-Формировать эстетический вкус при игре в ансамбле и оркестре;
-Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.
Содержание опыта работы.
Обучение игре на музыкальных инструментах – протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс. Обучение – это в значительной степени импровизация, что требует от педагога гибкости, артистичности, интуиции. Поэтому приходится искать особые формы и приемы обучения, прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, характер, способности. Джон Дьюи писал: «Если сегодня будем учить, как вчера, мы украдем у наших детей завтра». Слова, написанные известным педагогом и дидактиком в 1926 году актуальны и сегодня.
Наш детский сад располагает достаточным для оркестра количеством детских музыкальных инструментов. В наличии имеется так называемый «орфовский набор» детских музыкальных инструментов.
В составе нашего оркестра используются различные группы музыкальных инструментов:
1) Ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, маракасы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);
2) Ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
3)Духовые (блок-флейты, дудочки, свистульки)
4) Народные инструменты: ложки, трещетки, колотушки, гармошки.
Имеется также набор коми музыкальных инструментов, таких как:
Зиль-зель, ворсан табъяс, сера палич, тутш-тотш, чипсаны, шур-шар. Кык сартас.
Инструментальному музицированию я уделяю большое внимание и провожу его не формально от случая к случаю, а на основе определенной системы обучения. Я разработала перспективный план работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах на два года для детей 5-6 лет и 6-7 лет.
Перспективный план работы для детей старшей группы
Сентябрь: разработка плана, подбор материала, диагностика детей
Месяц | Музыкальный репертуар | Задачи | Методы и приемы |
октябрь | «Полянка» Русская народная мелодия «Козйö-козйö» коми народная песня | Знакомство с музыкальными инструментами, | Показ приемов игры на шумовых инструментах Подыгрывать коми народной мелодии |
ноябрь | Музыкально-дидактическая игра «Сыграй свой ритм» | Учить импровизировать | Показ различных приемов игры на металлофоне |
декабрь | «Вальс-шутка» Д.Шостакович | Учить играть в ансамбле | Учить играть по партитуре |
январь | Музыкально- дидактическая игра «Оркестр» «Вот кыдзи ми ворсам» Г. Попов | Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам | Выразительно передавать характер музыкального инструмента, веселой песни |
февраль | «Детская полька» М. Глинка | Учить слышать друг друга | Рассказать об истории сочинения пьесы |
март | «Ах вы, сени» р. н. мелодия | Закреплять умение одновременно начинать и заканчивать произведение | Играть по руке дирижера |
апрель | Музыкально-дидактические игры | Развивать самостоятельность в играх | Играть по выбору детей |
Май: диагностика детей
Перспективный план для детей подготовительной группы
Сентябрь: разработка плана, подбор материала, диагностика детей
Месяц | Музыкальный репертуар | Задачи | Методы и приемы |
октябрь | «В школу» Е. Тиличеевой «Марья-моль» В.Мастеницы | Играть на металлофонах | Играть различными приемами: в разном темпе и динамике |
ноябрь | «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой «Коми плясовая» К.н.мелодия | Играть ритмический рисунок на различных шумовых инструментах | Играть в различном темпе и динамике |
декабрь | «Джаз» | Учить играть в четырехдольном размере | Использование партитуры |
январь | «Вальс» Е. Тиличеевой «Полька-пиццикато» И.Штрауса | Учить играть по слуху знакомую мелодию | Пропевать мелодию и показывать рукой движение мелодии |
февраль | «Две тетери» р. н. мелодия «Миян коми ворсанъяс» Г.Попов | Играть на металлофоне поочередно Учить играть на чипсане, пöлян, | Развивать звуковысотный и ритмический слух Играть поочередно на разных инструментах |
март | «Марш» Е. Тиличеевой | Осваивать игру на барабане, палочках | Игра по партитуре |
апрель | «Полька» М. Глинки | Развивать самостоятельность в игре | Игра по партитуре |
Май: диагностика детей, презентация оркестра.
Большое значение в музицировании имеет начальный этап обучения. Очень важно заинтересовать ребёнка, вызвать у него желание научиться играть, используя его естественную любознательность. Поэтому, первое занятие пытаюсь сделать в виде маленького праздника или какого-либо открытия. Следуя основному принципу обучения от простого к сложному, знакомлю детей с музицированием, начиная с использования самых простых ударных ритмических инструментов. Несмотря на доступность и простоту, выразительные возможности таких инструментов очень велики. Сначала помогаю детям попадать в такт музыке, потом действия детей становятся все более самостоятельными.
Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приемы. В первую очередь дети начинают играть на инструментах небольшие попевки из «Музыкального букваря» Н.Ветлугиной.
На магнитной доске выкладываются ритмические рисунки данных попевок в виде картинок различного размера. Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые – слогом ти. Помогает прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах. Также применяю звучащие жесты по программе Тютюнниковой Т. Э. «Элементарное музицирование» по системе Карла Орфа.
Особое внимание в поддержании интереса к игре на детских музыкальных инструментах уделяю подбору репертуара, в процессе усвоения которого, дети приобретают необходимые навыки и умения и получают нравственно-художественное образование. Чтобы оркестр звучал качественно, красочно и разнообразно, подбираю произведения с ярко выраженным ритмом, акцентами, изобразительными моментами (барабанная дробь, движение транспорта, стук дождя и т.д.). Определенным образом стараюсь инструментовать исполняемые музыкальные произведения, то есть определять очередность вступления ударных инструментов, выявлять выразительные возможности их сочетаний. К инструментовке музыкальных произведений привлекаю детей, предварительно познакомив их с характером звучания каждого музыкального инструмента: обращаю внимание детей на высоту издаваемых звуков, на протяженность их звучания. Это способствует развитию тембрового слуха, музыкального мышления и творческой фантазии.
Как педагог я стараюсь создать атмосферу творчества, проявляющуюся прежде всего в особом качестве общения с ребенком – игровом общении, что возможно только при его искренней заинтересованности в творческом процессе. Выступаю при этом в разных ролях одновременно: не только как наставник, но и участник, и организатор, и вдохновитель игровой деятельности детей. Такая позиция позволяет каждому ребенку наиболее полно раскрыть свой творческий потенциал в процессе общения с музыкой.
Коллективная игра на детских музыкальных инструментах требует от детей совместной деятельности, внимания и уважения друг к другу. Ребёнок оценивает важность своей роли в коллективе оркестра и значимость руководителя оркестра. Именно тесное позитивное общение друг с другом является стержнем творческого музицирования, в процессе которого дети познают социальный мир, приобретают практику взаимоотношений, взаимодействий и социальный опыт.
Используя в работе музыкальные произведения, в которых была предложена небольшая оркестровка для педагогов, я предположила, что для детей тоже можно сделать небольшую партитуру. Создав оркестровку пьесы «Новогодняя полька» для детей старшей группы, мной было замечено, что работа над произведением прошла несложно, интересно. Ребята были увлечены партитурой, и по длительности это заняло немного времени. В дальнейшем, использование партитур стало одним из способов, применяемых в обучении игре на музыкальных инструментах в оркестре.
В работе по партитурам использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, особенно металлофоне или ксилофоне), групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога. Подготовка детей к игре по партитурам происходит уже со среднего дошкольного возраста. Сначала это музыкально-дидактическая игра по карточкам, на которых изображены музыкальные инструменты. Дети, слыша музыку, например русскую народную мелодию «Полянка», играют на музыкальных инструментах по тем карточкам, которые музыкальный руководитель показывает в различном порядке. У детей развивается внимание, вырабатывается сосредоточенность, появляется желание не ошибаться.
В старшей группе это уже работа с небольшой по размеру, несложной партитурой, в которой учитываются возрастные особенности детей 5-6 лет.
Это такие произведения, как «Детская полька» М. Глинки, «Вальс-шутка» Д. Шостаковича, «Новогодняя полька». В партитуре в виде знаков используются изображения играющих музыкальных инструментов, чередующихся с паузами, четвертными или другими длительностями.
В подготовительной группе дети могут справляться с более сложным материалом: по длительности и по оркестровке произведения.
Произведения подбираются с учетом интереса и доступности для детей и педагогов. Ими могут быть «Немецкая песенка» П. Чайковского, «Шарманка» Д. Шостаковича. Выбрать произведения для музицирования также помогает тематика праздничных утренников и других мероприятий детского сада.
Дети старшего дошкольного возраста также могут самостоятельно составлять небольшие партитуры, используя дидактические пособия в виде картинок, на которых изображены музыкальные инструменты. В виде творческого задания детям дается выбрать очередность исполнения пьесы музыкальными инструментами.
При работе с мелодическими музыкальными инструментами для детей в партитуре имеется запись в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или квадратики с ритмическим обозначением и без него.
Во время работы над партитурой произведения приходится учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко справляются со своей партией, с другими необходима более детальная подготовительная работа, но в любом случае каждый ребёнок нуждается в поощрении и похвале.
Во время музицирования проводятся физкультминутки, разминки, пальчиковые игры, поэтому дети ведут себя свободно и непосредственно. Металлофоны и ксилофоны при игре находятся на небольших столиках, другие инструменты дети могут по очереди класть на колени, чтобы не уставали руки и плечи. Всегда слежу за осанкой играющих, чтобы не наносить вред здоровью детей.
Практика показывает, что взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий — развитие музыкальных способностей, углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности. Дети используют их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Так, например, игра “Найди свой музыкальный инструмент” используется во время ознакомления детей с симфоническим, народным, духовым оркестром, а также во время исполнения определенных задач занятия.
Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность, детальное осмысление музыкально-художественных представлений (музыкального образа).
Наряду с ообщедидактичекими методами использую методы , обусловленные эстетической сущностью и интонационной природой музыкального искусства. Эти методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения.
Предлагаю детям играть разножанровую музыку (танцевальную, песенную, маршевую), чтобы они более точно ориентировались в мире музыки, в определении ее характерных способностей, в выборе музыкального инструментария.
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах. Благодаря этому дети успешно выступают на различных мероприятиях, организованных в детском саду, а также в Районном доме культуры.
Реализуя этнокультурный компонент, знакомлю детей с коми народными музыкальными инструментами и обучаю технике игры на них.
На фестивалях, концертах дети исполняют коми мелодии, сопровождают песни, частушки и танцы игрой на коми музыкальных инструментах, что делает праздники очень насыщенными и яркими. Систематически проводимые в детском саду коми праздники и развлечения обогащают жизнь воспитанников, развивают речь, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности, формированию нравственных представлений.
Исполнение классической музыки занимает уникальное место в развитии воспитанников. В рамках проекта «Классическая музыка для дошколят», проведенного в 2018-2019 учебном году, ребята старшего дошкольного возраста участвовали в концерте «Души прекрасное волненье». Ими были исполнены произведения классиков, такие как «Вальс-шутка»
Д. Шостаковича, «Полька-пиццикато» И.Штрауса, «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского. Дошколята самозабвенно играли на инструментах и были сами благодарными зрителями и слушателями, как на настоящем концерте в филармонии или в концертном зале.
Незабываемые впечатления оставили в душе наших ребят выступления учащихся Детской школы искусств г.Микунь, с которой был налажен контакт во время проекта. На концерте, бывшие воспитанники нашего детского сада, исполняли классические произведения на аккордеоне, баяне, фортепиано и скрипке сольно и в ансамбле.
Для дошколят особым примером является музицирование и самого педагога, поэтому я всегда стараюсь участвовать в фестивалях и концертах в роли исполнителя вместе с детьми или самостоятельно. Разучиваю пьесы или аккомпанирую себе, детям, педагогам на таких инструментах, как гитара и фортепиано. На концерте «Души прекрасное волненье» я сыграла пьесу «Куранта» Г.Ф.Генделя, а также аккомпанировала сотруднику Дома Культуры Наталье Маханьковой при исполнении «Колыбельной» В.Моцарта.
Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию музыкальной и общей культуры.
Для детей старших и подготовительных групп в нашем детском саду традиционно проводится конкурс
оркестров, где ребята борются за победу в таких номинациях, как «Оркестр – душа» и «Самый веселый оркестр».
В подготовительной группе проводится презентация оркестра, стихи про инструменты для которой мы сочиняем вместе с детьми.
Развивая творческие способности, с помощью музыкальных инструментов озвучиваем сказки, сочиненные детьми, сопровождая выход каждого героя игрой оркестра и с использованием небольшой импровизации.
Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке, становится показателем духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Эстетическое чувство, которое возникает при исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса.
Установление доверительных, эмоционально-позитивных отношений с родителями воспитанников, влияет как на эмоциональное благополучие детей, так и на результативность образовательного процесса. Поэтому особое внимание уделяю вовлечению родителей в образовательную деятельность.
Для них провела мастер-класс «Эффективные методы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». На мастер-классе родители учились играть по партитурам, которые я создаю для детей.
Свои умения мамы показали на спортивном празднике, Посвященном Дню матери. Они сыграли пьесу Дмитрия Шостаковича «Вальс-шутка», чем поразили зрителей, присутствующих на мероприятии.
Заключение
Хочется подчеркнуть уникальность музицирования на детских музыкальных инструментах в универсальности воспитания, обучения и развития ребенка.
Дети получают удовольствие от процесса игры на детских музыкальных инструментах. Несмотря на то, что этот процесс часто требует напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых содержанием творческого задания, дети утверждают, что играть на детских музыкальных инструментах вовсе не трудно, а весело и интересно. Они приступали к игре на музыкальных инструментах без опасений и боязни; увлекаемые музыкальными звуками и образами, он играли, не обращая внимания на время и возможную усталость, одновременно постигая азы социальных отношений.
Инструментальное музицирование является мощнейшим двигателем познавательного интереса и познавательной активности детей. Он самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности и дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка. В результате проделанной работы дети стали более успешно играть на музыкальных инструментах в оркестре и индивидуально, выполнять различные творческие задания.
Успешность инструментального музицирования на занятиях дает импульс для продолжения этой работы в досуговой деятельности и дома, в семье с родителями.
Наблюдения за детьми в процессе занятий, выступлений и опрос родителей показывают, что игра в оркестре заметно меняет детей – активизируется их внимание, память, эстетическое восприятие, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Они становятся внутренне содержательнее и духовно богаче, а многие поступают в музыкальную школу. Таким образом, инструментальное музицирование развивает творческую активность детей старшего дошкольного возраста, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, осуществляет целенаправленное эстетическое воспитание.
Инструментальное музицирование – основная тенденция музыкального воспитания XXI века. Работа по данной теме является для меня интересной и результативной. Материал из опыта работы я транслировала на уровне района, республики, а также на Всероссийском уровне.
На районных педагогических чтениях представила опыт работы «Инструментальное музицирование как средство развития музыкальности дошкольников». Материал из опыта работы был опубликован в электронном сборнике материалов всероссийской научно-практической конференции «Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: эффективные педагогические практики и инновации».
На уровне района и республики также провела мастер-класс на тему «Инструментальное музицирование как средство развития музыкальности дошкольников». На республиканском этапе всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2017» получила диплом победителя в номинации «Педагог-мастер». За участие во всероссийском конкурсе для педагогов «Лучшая прогулка в ДОУ по ФГОС» с конспектом мастер-класса, была награждена Дипломом I степени. В 2020 году я стала призером Всероссийского конкурса педмастерства «Педагогический опыт. Идеи, Инновации» в номинации «Дошкольное образование». За предоставление опыта работы «Инструментальное музицирование как средство эстетического воспитания старших дошкольников» была награждена Дипломом II степени.
Литература:
Конкевич С.В. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. — СПб. Детство-Пресс, 2005.
Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников
Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М., 1985 - т. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М. 2000
Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.
Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г
Уточкина Е. Ю. Диагностика развития музыкальных способностей и показателей музыкальной деятельности дошкольников. Сыктывкар 2003.