КУЦЕНКО
ЕВГЕНИЯ СЕРГЕЕВНА
учитель математики
МКОУ СОШ № 9
с. Воздвиженское
Общий стаж работы:
2 года
Педагогическое кредо:
Кто-то живет, ожидая везенья,
Я выбираю творчества путь.
У педагога кредо – стремленье
В детские души суметь заглянуть
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«Критическое мышление (как технология) – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения»
Ученик – субъект
деятельности учения
ТРКМ –
средство обучения
Учитель – субъект
деятельности обучения
Актуальность
Диапазон опыта
Технологию развития критического мышления использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности, создавая соответствующие ситуации на различных этапах урока, при проведении факультативных занятий, на дополнительных занятиях по математике.
Технология опыта
Целью моего педагогического опыта является развитие критического мышления обучающихся, совершенствование умения мыслить, умозаключать, делать выводы.
Задачи:
а) раскрыть сущность технологии развития критического мышления;
б) проиллюстрировать на примере конкретных уроков возможность использования технологии развития критического мышления;
в) раскрыть возможности использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках математики.
Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Функции трех фаз технологии
развития критического мышления
Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление
Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)
«Корзина идей»
«Кластер»
Таблица «ИНСЕРТ»
«Ромашка Блума»
«З-Х-У»
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Верные и неверные утверждения»
кластер
Практический вопрос
Простой вопрос
Творческий вопрос
Объясняющий
вопрос
Ромашка
Блума
Уточняющий вопрос
?
Оценочный вопрос
Какие виды призм бывают?
Какие фигуры могут лежать в основании?
Куб можно назвать призмой? Почему?
Сколько граней у четырёхугольной призмы?
Где встречается слово
«призма»?
призма
Сколько рёбер имеет треугольная призма?
Прием «ИНСЁРТ»
I – interactive
N – noting
интерактивная
S – system
E – effective
познавательная
R – reading
система
для эффективного
T – thinking
чтения
и размышления
“ V ” - знаю
“ +” – новое
“ -” –думал иначе
“ ?”- вопрос ы
Приём «З-Х-У».
Алгебра 8 класс. Тема урока «График уравнения у = k х + b »
«Знаю»
«Хочу узнать»
Линейное уравнение вида
ах + b у + с = 0 можно представить в виде у = k х + b , если b ≠0
«Узнал»
По уравнениям графиков можно сделать выводы об их взаимном расположении. Если k равны, то прямые параллельны, если k не равны, то прямые пересекаются.
Графиком уравнения
у = кх + b является прямая
Коэффициент k отвечает за «крутизну» графика функции у = кх + b . Чем больше к, тем круче график
Расположение графика у = k х + b зависит от знака к .
Если b =0, а k ˃0 , то график лежит в I и III координатных четвертях.
Если b =0, а k ˂0 , то график лежит во II и IV координатных четвертях.
Точка пересечения графика с осью Оу (0; b ) позволяет найти b . Если b ˃0 , то график сдвигается вверх вдоль оси Оу , если b ˂0 , то график сдвигается вниз вдоль оси Оу .
Приём «Толстые и тонкие вопросы».
«Тонкие» вопросы.
«Толстые» вопросы.
Кто..? Что…?
Когда…?
Может…? Мог ли…?
Было ли…? Будет…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Объясните почему….?
Почему вы думаете….?
Предположите, что будет если…?
В чём различие…?
Почему вы считаете….?
Что, если ...?
Алгебра 8 класс. Тема «Решение систем линейных уравнений»
Ученик
Тонкие вопросы (вопросы,
Ученик 1
Толстые вопросы (вопросы, требующие
Что называют системой уравнений?
Объясните, как решить систему
уравнений способом сложения
(подстановки).
требующие однословного ответа,
вопросы репродуктивного плана)
Ученик 2
размышления, привлечения
дополнительных знаний, умения
анализировать)
Верно ли, что без построения прямых
можно найти координаты точки их
пресечения?
Что вы можете сказать о координатах точки
А , если она одновременно принадлежит
двум прямым?
Ученик 3
Что называется решением системы
уравнений?
Что значит решить систему
уравнений?
Какие способы решения систем
уравнений вы знаете?
Ученик 4
Согласны ли вы, что способ подстановки
универсальный способ решения систем
уравнений?
Объясните, как определить с помощью способа сложения, что система уравнений не имеет решений, имеет бесконечно много решений?
Сколько решений может иметь
система линейных уравнений?
Ученик 5
Дайте объяснение, когда удобнее
воспользоваться способом подстановки,
когда сложения, а когда графическим
способом?
Объясните, как выяснить, является ли
пара чисел решением системы
уравнений?
Как графически определить
количество решений системы
уравнений?
Какой вывод о количестве решений
системы уравнений можно сделать, если
две прямые располагаются параллельно?
Приём «Верные и неверные утверждения».
Тема «Подобные треугольники»
№ п/п
Верно (+), неверно (-)
Утверждения
1.
А
Б
2.
В геометрии фигуры одинаковой формы называют подобными
В
Подобными являются любые два квадрата
3.
Подобными являются любые два треугольника
4.
+
5.
Два треугольника называются подобными, если их углы соответственно равны и стороны одного треугольника соответственно пропорциональны сходственным сторонам другого треугольника
+
6.
∆ АВС~∆МРК. Значит,
ВС и МК сходственные стороны
-
Отношение площадей подобных треугольников равно коэффициенту подобия
7.
+
Если , то ∆АВС~∆МРК
8.
9.
-
В ∆АВС и ∆А 1 В 1 С 1 , . Значит ∆АВС ~ ∆А 1 В 1 С 1
10.
. Значит, ∆АВС ~ ∆К DL
-
+
В ∆АВС и ∆К DL АВ= 10, ВС=6, АС=14, KD =5, DL =3, KL =7. Значит, ∆АВС ~ ∆К DL
-
+
+
РЕЗУЛЬТАТЫ ГИА