МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СПАС-ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов Шмакова Ю.Н., высшая квалификационная категория |
2019г
В условиях современного сильного и разностороннего воздействия на природную среду все более возрастает значение экологического образования школьников. Резкое ухудшение экологической обстановки в мире, угрожающей жизни на Земле, вызывает необходимость модернизации обновления всей системы учебно-воспитательной работы, направленной на воспитание и обучение поколения, способного к рациональному природопользованию, к гармонизации своих отношений с окружающей средой.
Современная школа должна воспитывать у школьников экологическую культуру, которая включает экологические знания, экологическое мышление, оправданное поведение, культуру чувств.
Формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, ведь именно в этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Я работаю в МОУ – «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА». Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического образования. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей.
Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека?
Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают теснейшие и разнообразные связи со средой, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луг, лес, озеро, река, болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у младших школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды. Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь её эстетической привлекательностью. Для сельских школьников не составляет труда описать или отметить в зарисовке специфику состояния или изменения (например, сезонного) экосистем, которые образуют естественное окружение жителей села. Эта особенность свидетельствует о сформированности в сознании учащихся чувственного образа объектов окружающей действительности.
Наша школа имеет большие возможности для экологического образования. В коридорах и кабинетах очень много комнатных растений. Дети знают, что растения не только создают уют в школе и украшают её, но и очищают воздух. Учителя показывают ребятам, как ухаживать за растениями, разводить их. В нашем образовательном учреждении регулярно проводятся конкурсы на самый уютный кабинет, где учитывается чистота, порядок, наличие комнатных растений и их разнообразие. Зелени много не только внутри школы, но и вокруг неё. У входа летом и осенью цветут прекрасные клумбы. За школой раскинулся большой яблоневый сад, а вокруг неё стройными рядами растут березы и различные кустарники.
Но наши дети умеют выращивать не только комнатные растения. Весной на пришкольном участке учащиеся сеют и сажают, летом ребята ухаживают за растениями, а осенью все вместе убирают урожай. Ребята под руководством учителей выращивают овощи для школьной столовой, проводят опыты с целью получения наилучшего урожая.
Ранний возраст - это то время, когда родители и учителя начальных классов могут реально повлиять на формирование культуры отношений в системе «человек - окружающая среда».
В настоящее время программы экологического образования построены на основе приобретения знаний, наличие которых недостаточно для развития личности. Необходимо формирование ответственного и целесообразного отношения человека к природе. Такое отношение формируется в процессе непосредственного общения с природой.
«Экология, - сказал один из школьников, - это когда люди улыбаются…». А если так, то подарить людям улыбку - это значит увеличить в окружающем нас мире количество добра, снять с души что-то тревожное или злое, сделать ещё один шажок к гармонии всего живого на Земле. «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней» - писал Л. Н. Толстой.
Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе различные технологии:
информационные,
игровые,
проектные.
Развитие образования невозможно представить без широкого внедрения в учебный процесс и внеклассную деятельность информационных технологий. Информационные технологии дают возможность отобрать такое содержание образования, которое поможет ребенку сохранять и воссоздавать целостную картину мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями и в то же время сформирует интерес детей к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям.
В начальной школе игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики непроизвольно осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки.
У нас с детьми стало традицией ходить на «экологическую тропу». Отдых на природе увлекательный и интересный, веселый и эмоциональный. На привалах ребята читают стихи о природе, загадывают загадки; вместе играют в подвижные игры, такие как «Паучок на паутинке», «Сова и мышь» и др. Такие мероприятия стимулируют получение экологических знаний, закаляют тело и душу, воспитывают чувство единения с природой.
Познавательные игры стимулируют переход от любопытства к любознательности, являясь средством развития интеллекта и творческих способностей. Такие игры можно проводить как на природе, так и в помещении. Так, например, на природе была проведена познавательно - экологическая игра «В царстве Берендея». На этапах игры «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды», «Охрана природы» ребята показали прекрасные знания лекарственных растений, растений нашей местности, рассказали о своих наблюдениях за погодой и т.д.
Викторины - одна из форм экологического воспитания. Они носят интегрированный характер. Вопросы составляются на основе сведений о природных объектах и явлениях в различных областях науки и искусства. Для достижения успеха необходимы знания по экологии в области естествознания и, конечно, общая эрудиция. Викторины я готовлю в виде игр «Счастливый случай», «Поле чудес», «Птицы нашего края» и др.
К. Д. Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения». На мероприятиях очень часто применяю занимательный материал. Использование такого материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. В работе использую различные виды материала: кроссворды, сценки, загадки, ребусы. Провожу конкурсы пословиц, загадок, рисунков на различные темы «Что такое смог»? «Как образуется кислотный дождь?» «Сколько времени требуется для разложения разных видов мусора?» Такие вопросы включаю в различные мероприятия для создания проблемных ситуаций, которые мы с детьми решаем:
«Во время прогулки с друзьями ты видишь, как какие- то люди сбрасывают с грузовика в реку бочки. Что ты предпримешь?»
«Ты с друзьями отмечаешь окончание четверти на природе. Когда вы собрались уходить, кто-то предлагает оставить весь образовавшийся мусор в лесу. Твои действия?»
Комплексные игры соединяют романтику, смекалку, интеллект, спорт и, конечно, непосредственное взаимодействие с природой. Поэтому такие игры пользуются большой популярностью у ребят: «Цветочный марафон», «Экология» и многие другие.
Большое значение для экологического обучения и воспитания имеют Экологические Недели. В этот период провожу с ребятами конкурсы плакатов и рисунков на тему: «Земля - наш общий дом»; классные часы, конкурсы «Знатоков природы» и «Устами Лесовичка»; КВНы, игры - путешествия по станциям:
«Творческая»
«Зоологическая»
«Ботаническая»
«Угадай-ка»
«Экологическая»
«Исследовательская».
В конце Экологической Недели проводится праздник в виде игры - путешествия, информационной игры, конференции.
В работе использую различные экологические рассказы - загадки. Они посвящены поведению ребят на природе, отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей и т.д.
С целью актуализации знаний о природе использую систему вопросов и заданий, обращенных к личности младшего школьника и требующих их выражения и проявления в практической деятельности. Потому что не все дети знают и применяют на практике правила поведения в природе, мало знают о растениях и животных края, о заповедниках. Например, телеграмма из леса (по В. Бианки): «Мы - первая зелень, и за это нас все ломают, мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Ваши зеленые друзья Ива, Черемуха, Лесная Сирень». Задаю вопрос: «Ребята, какой ответ вы пошлете на эту телеграмму? Сможете вы оказать помощь деревьям, какую?» Такие задания стимулируют деятельность учащихся на оказание практической помощи цветущим деревьям и кустарникам, которую могут оказать младшие школьники.
Учащимся необходимо получать знания, переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)
В своей работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста необходимо отметить, что возрастные особенности младших школьников не позволяют ставить перед ними слишком отдаленные задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить несколько направлений деятельности. В связи с этим значимость проекта видится в том, что маленький конкретный проект младших школьников может выступать тем «стёклышком калейдоскопа», из которых складывается общая картина – процесс экологического воспитания, процесс экологически обоснованного, грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой. Каждый проект – маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в том море жизненного опыта, который формирует личность.
Проведение мероприятий в начальной школе основано на индуктивном методе обучения. Через игровое взаимодействие, которое включает в себя упражнения, разминки, загадки, дискуссии, мероприятия позволяют расширить кругозор школьников и реализовывать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.
Используя всевозможные формы деятельности, такие как: общение, игра, совместное творчество, я устанавливаю отношения и сотрудничество с детьми, которые позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры.
Список использованной литературы
1. 1.Грехова Л. И. «В союзе с природой», Москва – Ставрополь «Илекса.
Сервисшкола», 2000 г.
2. Елизарова Е.М. «Такие незнакомые знакомые растения», Волгоград «Панорама»,
2006 г.
3. Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе», Волгоград
«Учитель», 2006 г.
4. Молодова Л.П. «Беседы с детьми о нравственности и экологии», Минск
«Юнипол», 2001 г.
5. Обухова Л.А. «Новые 135 уроков здоровья», Москва «Вако», 2008 г.
6. Рыжкова Н. А. «Наш дом природа», Москва, 1998 г.
7. Сорокоумова Е.А. «Уроки экологии в начальной школе», Москва «Аркти», 2007 г.