Структурное подразделение Детский сад №47 «Теремок» МБОУ «Средняя школа №1 г. Вельска
Педагогический опыт
по теме « Нравственно- патриотическое воспитание детей»
Отнятова Ирина Валерьевна
2022г.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться в дошкольном возрасте.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у детей чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.
В процессе моей педагогической деятельности выявлено, что данную работунеобходимо начинать с детьми младшего дошкольного возраста. Поэтому целью моей работы стало формирование нравственно-патриотического воспитания детей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу.
- формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.
В соответствии с поставленными целями нравственно-патриотического воспитания детей, в средней группе была проведена следующая работа :
Приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм через разучивание народных подвижных игр, заучивание с детьми потешек и прибауток.
Знакомство с семьей, историей,членами семьи, семейными традициямис детским садом, взрослыми, игрушками, традициямис городом,достопримечательностями. Очень активно использовали фотовыставки по темам: «Я и мой папа» «Моя семья» «Вместе с бабушкою вяжем, вместе с дедом мастерим» «Выходной день с моей семьей» «Я и природа», оформление предметно- развивающей среды патриотического уголка, семейных альбомов, альбомов с достопримечательностями нашего города.
Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года. Участие детей и родителей в краткосрочных проектах « Покормите птиц зимой», «Мы дружные ребята», «Осень -щедрая пора», «Зимушка-зима», «Вырастим цветочек сами, а потом подарим маме» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Мы военные», «Почта», «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Магазин», «Шофер».
Развивающие игры: «Собери картинку», «Родные просторы» «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между (флаг)», «Найди отличия».
Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о труде, о профессиях, о лени, тематические беседы, раскрывающие традиции нашего народа (Масленница, Колядки, Спасы, Пасха и т. д., творческая деятельность детей (театральные постановки, тематическое рисование, участие в различных выставках и т. д.). Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к Родине»; «Объясни значение» ; «Составь флаг»,
ООД: «Есть у каждого свой дом», «Неофициальные символы России», «Наша Родина - Россия», «Наша добрая матрёшка», «В зимнем лесу». «Все профессии важны- все профессии нужны», «Как надо называть человека», «Моя семья», «Хлеб – всему голова»
Проведены беседы:«Символика нашей страны», «Президент РФ», «Важные профессии», «Приглашение в лес», «Как надо здороваться», «Ты – часть природы», «Откуда хлеб пришёл», «Кем работают мои родители», «Дом где я живу».
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов, и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно. Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину.
Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину.
В процессе подготовки к празднику «День защитника Отечества» были проведены беседы с детьми на темы: «Наша армия», «Солдаты России», в ходе которых пополнялись и уточнялись знания детей о профессии военного, о его службе, о военной технике, о смелости, отваге и т. д.
Проведены акции «День символов России», «Дари добро», «Покормите птиц зимой», «Зеленый сад».
Одно из форм работы по патриотическому воспитанию является взаимодействие с родителями были подготовлены консультации:
«Как воспитать маленького патриота», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Герб семьи», «Семья и гражданское воспитание». «Нравственное формирование личности внутри семьи»;
Размещаются статьи и памятки в уголках для родителей: «Граждане и патриоты». «Формирование основ нравственности». «Азбука нравственности». «Нравственное воспитание дошкольников». «Учите детей беречь природу». «Трудовое воспитание в семье».
Памятки: «Правила для родителей». «10 правил хорошего настроения». «Знаете ли вы своего ребенка?»;
Заключение.
Проводимая систематическая работа, позволяет сформировать у дошкольников чувство патриотизма, привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, сформировать знания о своем крае, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
Список литературы:
1.Елисеева Т.П. «Детский сад и семья: современные формы взаимодействия» Минск ООО Лексия 2014г.
2. Колпачук О.С. Добрицкая И.Г. «О патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Мн., 2016.
3.Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно- патриотических чувств. Воронеж 2015.
4. Дошкольное образование. Обучение дошкольников №6 2011
5. Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста» Управление ДОУ 2016 №8