Опыт работы по развитию мелкой моторики пальцев рук через реализацию проекта «Умелые пальчики»
«Истоки способностей и дарования детей —
на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные движения руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: “Ладушки-ладушки”, “Сорока-белобока”, “Мальчик-пальчик” и др.
Мелкая моторика рук так же взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание и мышление. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на «охрану и укрепление физического здоровья детей…», а в целевых ориентирах образования детей раннего возраста говорится, что «ребенок владеет активной речью, может обращаться с вопросами и просьбами, стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях».
Согласно карте нервно-психического развития и моим наблюдениям еще в группе раннего возраста, проблема речевого развития детей очень актуальна. На конец прошлого учебного года в группе были дети, которые не могли использовать речь как средство общения из-за того, что их речевое развитие запаздывает. Дети с трудом строили короткую фразу, произношение слов было непонятно. В результате диагностики на начало 2023 – 2024 учебного года мною было выявлено, что 65,3% детей группы имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 34,7% - средний.
Определила для себя, что в повышении уровня развития мелкой моторики у детей группы мне поможет проект по развитию мелкой моторики пальцев рук через пальчиковые игры и игровые упражнения «Умелые ручки». Технология проектирования, на мой взгляд, является очень удобной и применимой при организации совместной работы воспитателя, детей и родителей. Формирование детско-родительского сотрудничества в процессе работы очевидно. Причем ценность этого сотрудничества очень высока, поэтому метод проектов можно считать находкой для достижения сплоченности.
Научное обоснование.
Анализ педагогической литературы показывает, что общему развитию моторики уделяют внимание детские психологи, физиологи, логопеды, такие как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая, Ю.А. Соколова.
Сотрудники института физиологии детей и подростков, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведённых опытов выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Тонкая моторика - основа развития всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, речи.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать мелкую моторику пальцев рук, которая ведёт к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику, мы активизируем и соединяем зоны, отвечающие за речь. Поэтому с раннего возраста нужно развивать пальцы и кисти рук малышей.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй при помощи пальцев. Они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики, как бы отражая реальность окружающего мира предметов, животных, людей, их деятельность, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Кроме того, пальчиковые игры дарят детям здоровье, так как происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Представление практического опыта.
На основе изученного материала был разработан проект "Умелые пальчики".
Тип проекта: игровой, продуктивный, практически
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации: 2023-2024 учебный год
Участники проекта: дети, педагоги, родители (законные представители).
Цель проекта: развитие речи детей через развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задачи проекта:
совершенствовать развивающую предметно – пространственную среду для развития мелкой моторики;
формировать умение согласовывать движение пальцев рук с текстом пальчиковых игр; формировать практически умения и навыки работы с пластилином, карандашами, бумагой, гуашью, крупой;
развивать речевую и познавательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук, внимание, логическое мышление, самостоятельность;
воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам;
повышать уровень знаний родителей в развитии мелкой моторики пальцев рук детей.
Предполагаемые результаты:
дети могут, в соответствии своего возраста, управлять движениями пальцев рук, могут правильно держать кисть, карандаш, концентрировать своё внимание на одном виде деятельности;
у детей достаточной мере развиты мелкая моторика пальцев рук, познавательно и речевая активность;
дети доброжелательные, активные во время общения друг с другом;
На подготовительном этапе проекта изучила методическую литературу а также познакомилась с опытом работы по данному направлению других педагогов в сети Интернет; произвела анализ развивающей среды группы; составила перспективное планирование, в которое были включены пальчиковые игры, самомассаж, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, счётные палочки, шнуровка, пластиковые бутылки с крышками), работа с бумагой, рисование, лепка. Подобрала материал для ознакомления родителей с развитием мелкой моторики рук детей. Создала картотеку пальчиковых игр, подобрала игры для развития мелкой моторики рук детей.
Основным этапом проекта была его реализация.
Работа над проектом по развитию мелкой моторики рук проводится с воспитанниками первой младшей группы в течение этого учебного года: в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где каждая новая неделя начинается с разучивания новой пальчиковой игры, песенки, заклички, потешки. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей.
С детьми занятия провожу по подгруппам или индивидуально. Все игры проводятся по желанию детей, на положительном эмоциональном фоне. Для этого я использую сюрпризные моменты. К нам в гости приходили медвежонок, котёнок, зайчонок. Дети радуются каждой встрече и с желанием вступают в общение: играют в пальчиковые игры, подвижные игры, выполняют игровые упражнения и задания. Переутомление ребёнка в игре не допустимо, поэтому всегда соблюдаю регламент времени. Дети с удовольствием выполняют массаж рук - карандашами, массажными мячиками - ёжиками, камушками, сортируют фасоль и горох. Фасоль я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Очень любят дети рисовать пальчиками на манной крупе, цветном песке, рисовать ватными палочками, разглаживать скомканные листы бумаги, чтобы узнать, что нарисовано внутри. Вызывает интерес у детей рисование пальчиками гуашью, лепка из пластилина, выкладывание из мозаики, с удовольствием собирают из трёх частей целое, скатывают салфетки снежные комочки. Игры - шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивает усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще.
Игры с прищепками, пуговицами: «Собери бусы», «Волшебные пуговицы», «Ловкие ручки» и другие способствуют развитию координации, согласованию движений, развитию мелких и точных движений рук.
Например, в январе к детям в гости приходил медвежонок, который проспал новогодние праздники. Дети порадовали огорчённого медвежонка - спели песенку «Ёлочка», украсили в подарок ёлочку разноцветными огоньками и научили его играть в пальчиковую игру «Ёлочка». В феврале праздник пап. Дети раскрасили самолётики, играли в подвижную игру "Самолёты", рисовали на манке колёса для машины, а играя в "Чудесный мешочек", определяли виды транспорта: самолёт, вертолёт, грузовую машину. А праздничный салют оформили при помощи пластилинографии. Разучили пальчиковую игру "Моя семья ", и "Самолёт ".
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. Поэтому у нас в группе достаточно место для двигательной активности детей, но в тоже время созданы игровые центры. В ходе реализации проекта центр сенсорики был пополнен новым материалом, который позволил развивать мелкую моторику рук в ходе самостоятельной деятельности детей.
Дидактический стол с наполнителем – это важная составляющая предметно-пространственной среды группы раннего возраст. Оборудованием дидактического стола являются игры на развитие мелкой моторики пальцев рук, дидактические игры на сенсорное развитие и т. д. Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики, прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.), игрушки из «киндер-сюрпризов», пуговицы разного размера для сортировки; крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания рисунков; игровые пособия на тему «Застегни – расстегни», разнообразные готовые шнуровки. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, мозаика, конструкторы.
Работа с родителями включала в себя индивидуальные беседы и консультации, стендовую информацию в родительском уголке в приемной и в родительском чате. организованна выставка дидактических пособий и игр, способствующих развитию мелкой моторики; консультации для родителей «Развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»; проводились беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»; родители приняли активное участие в изготовление дидактического материала в группе для детей.
4. Заключительный этап.
Результатом работы по проекту были фотоотчёты для родителей, выставки работ детей, создан альбом "Наши умелые пальчики", а также отзывы родителей, где они отмечают, что речь детей стала чётче, дети говорят простыми и распространёнными предложениями.
Таким образом, считаю, что проект будет реализован к концу учебного года в полной мере, планируемый результат будет достигнут.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам пройти по ссылке листа регистрации и высказать своё мнение о представленном опыте работы. Спасибо.
3