СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы по теме: Организация исследований на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки и исследования на уроках в начальных классах

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы по теме: Организация исследований на уроках окружающего мира»

Опыт работы учителя начальных классов Бортовой Т. А.











Изучение предметов естественно-научного цикла, особенно физики и химии, как правило, вызывает у детей затруднения.

Одной из основных задач при изучении естествознания (Окружающего мира) становится формирование познавательной деятельности, необходимой для изучения естественных наук. Данная задача решается в начальной школе. Практика показывает, что основные методы изучения естествознания в младших классах — те, которые применяются скорее для изучения гуманитарных дисциплин. Это работа с текстом, ответы на вопросы, анализ жизненного опыта учащихся. Из естественно-научных методов используется в основном наблюдение.

Но естествознание — это экспериментальная область знания человечества. И при изучении естествознания в младших классах, соответственно, должны использоваться естественно-научные методы: подготовка и проведение эксперимента и наблюдения, работа с таблицами, работа с измерительной аппаратурой. Если дети будут изучать окружающий мир естественно-научными методами, то у них ещё с начальной школы будет формироваться тот вид познавательной деятельности, который необходим для изучения естественно-научных дисциплин. Младший школьный возраст наиболее продуктивен в плане формирования учебной деятельности.

Материал окружающего мира позволяет включать детей в уроки-микроисследования, основой которых служит эксперимент.

В каждой теме можно найти ключевые моменты, без знания которых объяснить соответствующие явления природы невозможно. Целесообразно эти ключевые моменты выделить, как проблемы, которые можно решать в ходе проведения микроисследований. Я ставлю перед детьми проблему и обращаю внимание на оборудование, стоящее на столах. С моей помощью учащиеся определяют предмет исследования, формируют цель и задачу исследования, дают ему название и выдвигают предположение, которое в ходе исследования может подтвердиться, а может и не подтвердиться. Предположение состоит в том, каким дети представляют себе результат исследования. Исследование обязательно проводится по плану, дети составляют план исследования, планируют предстоящие действия. Это очень важный момент в исследовании. Умение планировать предстоящие действия важно не только для изучения естественно-научных дисциплин, оно развивает в человеке такие качества, как рационализм и интуиция. Тип критически-аналитической рациональности чрезвычайно важен для мировоззренческих ориентаций современного человека.

В ходе исследования ребёнок рассматривает проблему многократно и с разных сторон.

Очень существенный момент в микроисследовании то, что ученик на уроке работает, как учёный-исследователь, он использует методы научного познания, не подозревая об этом. И если эти методы станут его личными, то, повзрослев, в ходе изучения физики, химии, биологии ученик столкнётся с аналогичными путями решения проблемы, но уже в науке, отражённой в учебном предмете. Тогда школьнику станут понятными пути научного познания.

Задачами исследовательской деятельности являются:

  • Обучение проведению экспериментов, исследовательских работ, моделированию, построению плана, использование дополнительной литературы, применение теоретических знаний на практике.

  • Овладение методами научного познания;

  • Развитие и формирование черт творческой деятельности;

  • Обеспечение условий успешного формирования мотивов творческой деятельности;

  • Формирование осознанных знаний.

Исследовательская деятельность может быть разной, а именно:

    1. теоретическое исследование: оно выражается в изучении литературы, подготовка докладов, статей, тематических конференций и т. д.

    2. прикладные, опытно – проблемные исследования: индивидуальные эксперименты.

    3. Системные, комплексные исследования. Например: проведение школьного мониторинга с целью оценки изучения состояния и слежения за изменениями окружающей среды своей местности.

Исследование осуществляется в несколько этапов:

      • Подготовительный - определение темы, изучение литературы, сбор предварительных данных.

      • Экспериментальный.

      • Камеральный (обработка в помещении собранных материалов).

      • Аналитический – работа по выявлению причинно – следственных связей, закономерностей. Составление рекомендаций.

      • Отчётный.

      • Информационный: ознакомление коллектива школы, населения с полученными результатами.

      • Практический. Участие в работе по охране природы. Участие в конференциях с докладами, пропаганда полученных знаний и т. д.

Уроки – микроисследования призваны решать следующие педагогические задачи:

  • Дать детям научную картину мира, как основу мировоззрения.

  • Ввести ребёнка в «культуру» в целом и в естественно – научную культуру в частности.

  • Сформировать познавательную деятельность на основе методов естественно – научного познания.

  • Формировать общечеловеческие ценностные ориентации во взаимоотношениях человека с природой.

  • Заложить основы учебной деятельности.

  • Приучать ребёнка мыслить самостоятельно, ставить его в ситуации, когда познавательная самостоятельность является необходимым условием решения учебной задачи.

  • Удовлетворять пытливость ума.

Любое исследование должно проходить по определённому плану, например:

Определение предмета исследования.

Формирование цели и задачи исследования.

Выдвижение предположения.

Составление плана исследования.

Оформление результатов.

Исследование требует тщательной подготовки, связи с предыдущими уроками, интереса и желания детей к проведению эксперимента, направление эксперимента учителем, но не навязывание своего мнения, оформления исследования, соответствие оборудования и его внешнего вида.

Темы в начальных классах, по которым можно проводить уроки – микроисследования:

  1. Вода и её свойства.

  2. Свойства воздуха.

  3. Состав почвы.

  4. Разнообразие веществ (о веществах на кухне).

  5. Круговорот воды в природе.

  6. Разрушение камней.

  7. Что мы едим.

  8. Свойства песка и глины.

  9. Организм человека.

  10. Образование теней.

  11. Солнце – источник света.

  12. Размножение растений.

  13. Изучение влияния человеческой деятельности на растения.

  14. Создание экосистемы в бутылке.

  15. Формирование экологического поведения.

Физические и химические явления можно объяснять детям на примере таких занятий, как: «Химия для малышей», «Подумай, сделай, объясни!», «Физика за чайным столом» и др. На этих занятиях можно показывать различные фокусы с химическими веществами: Огонь – художник, Чернила из ничего, огонь без спичек и т.д., Вертящаяся змея, спички лакомки, странная воронка.

Таким образом процесс обучения становится желаемым, радостным, на основе развития познавательных интересов, интеллектуальных, духовных способностей, дети ощущают свой рост знаний, совершенствование, приобретают уверенность в себе.

Кроме уроков окружающего мира такие исследования, эксперименты, моделирование можно использовать на других уроках в начальных классах, например на уроках русского языка: исследование слова с точки зрения фонетики, лексики, морфологии и т. п., исследование лексического состава языка, предложения. На уроках технологии исследуются свойства бумаги, картона, ткани, глины, природного материала, на уроке математики – рассмотрение числа, его состава, место в натуральном ряду, исследование задачи с разных сторон и т. д.


  1. Познакомить с тремя состояниями воды: жидкое, твёрдое, газообразное, со свойствами воды, формировать умение изучать окружающий мир с помощью исследований, опытов.

  2. Развивать речь, мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, классификация.

  3. Воспитывать интерес к окружающему миру, умение видеть необычное в обычном.


Оборудование: карта полушарий, таблица «Свойства воды», персонаж – Иохим Лис, пробирки разных форм, стаканы, стекла, спиртовка, держатель, соль, сахар, глина, песок, гвозди, пробка, пипетка, стаканы, бейджики, фильтр, очки солнечные, перчатки, разноцветные полоски.

Музыкальное сопровождение: «Гениальный сыщик» из мультфильма «Бременские музыканты», поппури из мюзикла «Иохим Лис» - ученик Шерлока Холмса.


Ход урока.

1.Орг. момент.

Под музыку «Гениального сыщика» спец. агент со своими коллегами в чёрных очках входит в класс, выполняя танцевальные движения. Проходят на свои места.

-Доброе утро, коллеги! Я рада приветствовать вас в первой и единственной школе юных сыщиков, юных спец. агентов. Сегодня к нам прибыл с планеты Х Иохим Лис – лучший ученик спец. агентов всех планет и миров.

2.Сообщение темы и целей урока.

Наше первое занятие мы проведём в секретной лаборатории и посвятим его самому вездесущему и необычайному веществу. Без него не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. А для того, чтобы узнать, что это за вещество, необходимо произнести пароль – таинственное слово. Иохим Лис подсказывает мне, что пароль зашифрован вот в этом ребусе (учитель показывает его и помогает отгадать ребус). Повторите пароль про себя, назовите его вслух. Иохим Лис хочет спросить…………. Какое таинственное слово нужно произнести, чтобы узнать какое вещество мы будем сегодня изучать. (Срывается надпись а-ш-два-о, а за ней слово – ВОДА).

3.Определение темы исследования.

- Трудно найти место, где бы не было воды на земле. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, реках и озёрах. Вода находится и под землёй и в земле, даже в трещинках камня есть вода. Много воды в любом растении, в каждом животном, да и мы с вами состоим наполовину из воды. Обратимся к карте. На ней изображена наша планета с голубыми, желтыми, коричневыми и зелёными пятнами. Голубые пятна - это вода. Посмотрите как много воды на нашей планете, даже вот эти едва заметные голубые ниточки – тоже вода. Именно воду мы будем сегодня исследовать.

4.Определение целей и задач исследования.

--Нам необходимо определить какими свойствами обладает вода, и в каких состояниях она бывает, какая бывает вода и поможет нам в этом исследовании Иохим Лис. Обратите внимание на оборудование, которое находится у вас на столе. Для работы нам понадобятся: перчатка, стакан с водой, стекло, сахар, песок, ложечка. Мы просим вас соблюдать осторожность в лаборатории, не повредить себя и своего коллегу, выполнять исследования спокойно, не торопясь, по моей инструкции, наблюдать и отвечать на наши с Иохимом Лисом вопросы. Итак, приступим.

5.Практическая работа.

--в ходе исследования я буду заполнять таблицу на доске, чтобы чётко увидеть наши результаты. Одеваем перчатки.

  • Коллеги, как вы думаете есть ли у воды цвет, какого она цвета? У вас на столах лежит полоска какого -нибудь цвета, на первом ряду – красная, на 2 – синяя и т. д., сравните цвет воды с цветом этих полосок. Сделаем вывод.

  • Есть ли у воды запах? Понюхайте воду. Чем она пахнет?

  • Имеет ли вода форму: круглую, квадратную, овальную или какую другую. Посмотрите, в каких сосудах у меня находится вода. На что похожи эти сосуды, какой они формы? А какой формы вода, находящаяся в этих сосудах? Какой вывод можно сделать, имеет ли вода сама форму или она принимает форму того сосуда, в который его наливают.

  • Опустите в воду ложку. Видна ли она? Как вы думаете, о каком свойстве воды это говорит? Прозрачна вода лил нет?

  • На столах есть стёклышко, возьмите его, налейте немного воды на стекло, что происходит с водой, наклоните стекло в стакан, что наблюдаем. Посмотрите и скажите, что я делаю с водой. Как называется это свойство воды?

  • Насыпьте в стакан с водой сахар(соль), размешайте ложечкой . Что происходит с кристаллами сахара(соли). Какой вывод сделаем? Назовите мне вещества, которые вода растворяет(марганцовка, юппи, таблетка аспирина). Вода – хороший растворитель. Чтобы действительно убедиться, что в воде ничего не осталось, всё растворилось, я пропущу этот раствор через фильтр, посмотрим, что на нём останется: ничего.

  • Насыпьте в воду песок, размешайте его. Как изменилась вода, что произошло с песком: крупинки опускаются на дно, песок не растворился.

  • Посмотрите ещё на один опыт: определите что тяжелее воды – гвоздь или пробка, деревяшка. Вода соответственно легче, чем……………..

Наша таблица оформлена до конца и Иохим Лис просит вас по таблице назвать все свойства воды (общий вывод).

6.Физминутка.

Льётся чистая водица, мы умеем сами мыться, порошок зубной берём, крепко щёткой зубы трём, моем шею, моем уши, после вытремся посуше.

О каких свойствах воды вы узнали из физминутки (текучесть и растворитель).

7.Новый материал.

--Иохим Лис привёз с собой неизвестное вещество, определите опытным взглядом, что это? Как вы думаете, из чего сделан лёд?

--Попробуем доказать это, я буду нагревать лёд, посмотрим, во что он превратится.

--Лёд – это замёрзшая вода. По - другому это состояние воды называется твёрдое.

А сама вода в каком состоянии, как вы думаете? (жидкая).

--Вода есть и в воздухе, котором мы дышим. Посмотрите что я сделаю сейчас, продолжу нагревать воду на огне. Во что превратится вода?

--Это состояние воды называется газообразное. Благодаря этим нехитрым опытам, которые мы не раз проделываем в повседневной жизни, мы узнали, что вода бывает в трёх состояниях – твёрдом, жидком и газообразном.

8.Закрепление.

-- а сейчас мы вам загадаем загадки. Вам не только надо отгадать её, но и определить – какое состояние воды в отгадке.

  1. Пушистая вата плывёт куда – то, чем вата ниже, тем дождик ближе.

  2. Без рук, без ног, а рисовать умеет.

  3. На дворе переполох, с неба сыплется горох.

  4. Всю зиму смирно лежит, а весной убежит.

  5. Над рекой, над долиной повисла белая холстина.

Какие молодцы ребята, всё верно отгадали. Вода -это и град, и туман, и иней, и снег, и мороз, и облака.

9. Итог урока.

--Ну что ж, наше исследование на сегодня завершилось. Иохиму Лису нужно вернуться назад на свою планету, чтобы подготовить новые задания для вас. Чем вам урок понравился? Что было интересного? Я хочу отметить лучших сыщиков, а также вручить вам на память модель земли. Всего доброго, до свидания.

Тема урока: Мир космоса.

Цели урока: 1.Дать представление о мире космоса.

Познакомить с терминологией на тему «Космос».

Учить работать со справочным материалом.

2. Обогащать словарный запас учащихся, учить выделять главное, сравнивать, доказывать, объяснять, развивать логическое мышление.

3.Воспитывать товарищество, дисциплинированность, ответственность, собранность.


Оборудование: модели ракет трёх видов, слайды с фотографиями Гагарина Ю. А., Губарева А. А., карты солнечной системы, созвездий, фотографии астероидов, кометы, метеоров, письмо Ю. А. Гагарина, обручи, рисунки созвездий, фуражки лётчиков, рисунки предметов, которые необходимы в космосе, доска, фломастеры.

Музыкальное оформление: «Трава у дома» - мелодия гр. Земляне, запись информационного сообщения, мелодия взлёта, музыка для души.


Ход урока.

1.Орг. момент.

Звучит мелодия «Трава у дома».

-Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшний урок мы посвятим приближающемуся празднику «Дню космонавтики». В этом году исполняется 45 лет со дня первого полёта человека в космос. А совершил этот полёт Юрий Алексеевич Гагарин. Посмотрите на него. Это он стал первым космонавтом и 12 апреля впервые на космическом корабле «Восток» сделал виток вокруг Земли, пробыв в космосе около 2 часов. Он был обыкновенным человеком, но в тоже время очень мужественным, смелым, волевым, сильным, и самое главное жизнерадостным человеком. Наверно поэтому его выбрали для первого полёта в космос. Тогда он стал героем не только нашей страны, но и всей планеты. С его полёта началась эпоха освоения космического пространства.

2. Постановка целей и задач.

А вам хотелось бы освоить космические дали? Тогда мы тоже станем с вами космонавтами, но не простыми, а космонавтами исследователями. А для этого нам необходимо сформировать экипажи кораблей, выбрать командира корабля, и пройти испытания. Вы готовы к ним?

Первым правилом у нас – точно выполнить приказ.

Только сильных звездолёт может взять с собой в полёт.

Очень дружно мы живём – скучных в космос не берём.

У каждого из вас на парте лежат геометрические фигуры, сложите из них свой космический корабль. У вас может получится вот такой корабль, или такой. У кого получились вот такие космические корабли, те проходят к первому обручу, у кого другие – к другому и т. д. У нас получилось 3 экипажа, каждый из которых должен занять свои места в космическом корабле.

Собраться в дорогу нетрудно для вас, проверим готовность к полёту сейчас.

В космосе мы должны помогать друг другу, быть терпеливыми и дружными, поэтому возьмитесь за руки. Я прочту стихотворение и на последнем слове вы должны запрыгнуть в обруч, что будет означать, что вы заняли свои места в космическом корабле.

Ждут нас быстрые ракеты для прогулок на планеты,

На какую захотим, на такую полетим.

А теперь переместимся с вами за стульчики в другой рабочий отсек нашего космического корабля. В космосе ваш организм будет испытывать различные перегрузки, вам должно быть удобно. Посмотрите, всё ли у вас в порядке, удобно ли вы расположились. Каждый экипаж должен выбрать командира корабля. Посовещайтесь, кому вы доверите самое ответственное дело, быть командиром корабля. Ну а я, ребята, буду находится в центре управления полётами и помогать вам исследовать космос. Командирам получить первое задание: определите по рисунку, какие предметы нам необходимы в космосе, что с собой возьмём в дорогу. Объясните свой выбор.

Как вы думаете, а для чего мы с вами отправляемся в космос. Давайте составим программу нашего полёта. Что в космосе можно изучать, исследовать.

План.

1.Планеты.

2.Созвездия.

3.Астероиды, кометы, метеоры.

4.?

Пора отправляться в путь. Экипажам кораблей приготовиться к взлёту. Командирам – доложить о готовности к полёту.

Экипаж корабля « « к полёту готов. Командир корабля

3.Исследования. Ну что поехали (звучит музыка взлёта).

Информационное сообщение: Внимание! Внимание! Сообщение из центра управления полётами. 28 марта 2006 года осуществлён запуск космических кораблей «Мир», «Восток», «Салют». С экипажем поддерживается устойчивая связь. Программой полёта предусмотрено изучение космического пространства. Бортовые системы работают нормально. Самочувствие экипажа хорошее.

Мы с вами перенеслись в центр Солнечной системы. Солнечная система это семья, в которой живёт и наша планета Земля.

Эй, Земля, а с кем ты дружишь? Иль одна вкруг Солнца кружишь?

Я в компании приличной, братьев семь, одна сестричка.

Мы горды своей почтенной, нашей солнечной системой.

Экипажи, получите карту Солнечной системы и внимательно её рассмотрите.

Внимание: Все планеты вращаются вокруг солнца, большие и малые, горячие и холодные.

-Сколько планет вращается вокруг солнца

- Найдите и назовите самую маленькую планету.

-Какой по счёту от солнца является планета Земля.

-У какой планеты есть кольца.

Какая планета красного цвета.

Какая планета по размерам похожа на Землю.

Какая планета самая большая.

Какая планета самая близкая к солнцу.

О каких планетах мы ещё ничего не сказали.

Все планеты разделены на 2 группы: земные и гиганты. Плутон самая удалённая планета и открыта она недавно, мало её изучили, поэтому её пока ни к одной группе не отнесли. Давайте ещё раз перечислим планеты, называя их с Меркурия. Из всех планет какая самая уникальная, родная для нас. Почему?

В космическом пространстве очень много созвездий. Созвездие – это звёздная семья, в которой звёзды также бывают гигантами и карликами, бывают красные, голубые и жёлтые. Посмотрите на это созвездие. Оно называется созвездие Ориона. А это созвездие вам знакомо. Как оно называется. А я предлагаю вам составить свои созвездия. Для этого вы получаете рисунок со звездами, которые необходимо соединить в созвездие. Приступаем к работе. Покажите, что у вас получилось. На кого похоже ваше созвездие. Посмотрите, как ваше созвездие выглядит в звёздном небе.

4. Физминутка.

Думаю, что экипажам необходим отдых. Поэтому мы выйдем с вами в открытый космос, а там все предметы находятся в состоянии невесомости, парят, летают. Сейчас я включу вам музыку, а вы полетайте, и каждый из вас должен приземлиться на свой объект для дальнейшего изучения за свою парту.

5. Исследование.

На вашем объекте находится листочек с заданием. Переверните его, рассмотрите, прочитайте название небесных тел, подумайте, на что они похожи. Астероиды – небесные тела неправильной формы. Кометы – небесные тела, у которых появляется так называемый хвост. Метеоры – это осколки астероидов и комет. Эти небесные тела летают сами по себе, приближаются к солнцу или к планетам и улетают, а могут и упасть.

Программу полёта мы с вами выполнили. А что же будет у нас под вопросительным знаком? Человек совершает много полётов, но пока не может долететь до всех планет, попасть к звёздам, не придумано ещё много других космических кораблей и поэтому человек долго будет изучать космические пространства. Вместо знака вопроса я запишу «Неизведанный космос». Возможно один из вас лет через 10 -15 расскажет нам, что ещё есть в космическом пространстве.

6.Подведём итог нашего исследование.

Что мы с вами изучали по карте солнечной системы? Назовите планеты? Как называются звёздные семьи? Какие созвездия есть на небе? Какие небесные тела находятся в космическом пространстве?.

Нам пора возвращаться на землю. (музыка)

Нас встречает командир корабля «Союз -17» Губарев Алексей Александрович. 30 лет назад он со своим экипажем совершил 7 витком вокруг земли, освоился с условиями невесомости и тоже проводил научные исследования. Вам он привёз письмо от Ю. А. Гагарина. Разверните конверт и давайте прочтём это письмо.

Таинственны звёздные дали и цель наша: их разгадать.

Луну космонавты достали, а мы будем дальше летать.

Свой подвиг Отчизне подарим. Не струсит у нас ни один.

Нам служит примером Гагарин – великой страны Гражданин.


Наш урок подошёл к концу. Я хочу вам подарить полученную книжечку с нашими исследованиями, которая так и называется Мир космоса, как и наш урок. А также календарь с Ю. А. Гагариным. Спасибо, до свидания!

Тема: Прямолинейное распространение света.

(часть 1 – исследование образования теней.)

Оборудование: свеча, лист белой бумаги, штатив с лапкой, предметы разного размера и разной формы.

Проблема. Как происходит образование теней.

Предмет исследования. Свет и тень.

Задача исследования: выяснить, как появляется тень от предмета. Сравнить предмет и его тень при различных положениях предмета.

Предположение: Чем дальше расположен предмет, тем тень будет меньше. Тень появляется только тогда, когда предмет находится между свечой и экраном.

План исследования: Проверить, появится ли тень от предмета.

Проверить, будет ли разная тень от разных предметов.

Поместить поочередно каждый предмет между свечой и экраном. Посмотреть, как меняется тень при изменении расположения предмета, его повороте и перемещении вверх, вниз.

Помещать по 2 разных предмета между свечой и экраном. Менять их расположение. Смотреть, как меняются тени.

Сделать вывод, верно ли наше предположение.

Результаты исследования: 1.Тень от предмета появляется только тогда, когда предмет находится между свечой и экраном.

2.От разных предметов тень разная.

3.Если предмет находится ближе к свече, то размеры тени увеличиваются. Если предмет поместить ближе к экрану, размеры тени уменьшаются, а границы станут чёткими.

4.Если менять расположение двух предметов, будут меняться тени на экране.

5.Наше предположение верно.

Подумать, почему, чем ближе предмет к источнику света, тем тень от него больше.



Часть 2 – исследование прямолинейности света.

Оборудование: источник света, экран, измерительная лента, предмет круглый с ручкой (Д=4 см.), предмет квадратный (Д=5см) с ручкой.

Проблема: как распространяется свет. Лучи света прямые или непрямые.

Предмет исследования: лучи света.

Задача: построить линии, соединяющие источник света, грань предмета и грань тени. Эти линии будут лучами света.

Предположение: Лучи света не прямые.

Способом оформления плана исследования послужит чертёж, на котором изображена свеча, предмет и экран. Соединить источник света, грань предмета и грань тени линией и посмотреть что же получится. Сравнить лучи в обоих чертежах. Сделать вывод.

Результаты: Построенные лучи света оказались прямыми. Следовательно, лучи света прямые, свет распространяется прямолинейно.




Тема: Органы чувств. Урок – обобщения.


Оборудование: пять пар веществ: 1)слабый раствор медного купороса и вода(уровень жидкостей в стаканчиках одинаковый), 2)концентрированный раствор соли и вода, 3)молотая соль и сахарная пудра(на блюдечках), 4)слабый раствор уксусной кислоты и слабый раствор соли(уровень жидкостей одинаковый), 5)крахмал и сахарная пудра. Деревянные палочки и салфетка.

Проблема: Какова степень участия всех органов чувств при распознавании различных веществ.

Предмет исследования: органы чувств.

Задача: выяснить, какие органы чувств играют основную роль при распознавании различных веществ.

Предположение: органы зрения играют основную роль при распознавании различных веществ, а остальные органы чувств – вспомогательную.

Способ оформления – таблица.

План исследования.

Органы чувств

№ исследуемого вещества

Вывод.

1

2

3

4

5

Зрение

+

?

--

?

+

?

--

?

+

?

?

?

+

?

--

?

+

?

?

--

Верно ли наше предположение?

Слух

Вкус

Обоняние

Осязание

--

--

?

--

?


Так как в эксперименте используются химические вещества, в целях безопасности оговаривают и отражают в таблице запрет на использование вкуса и осязания при распознавании данных веществ. Проверка на слух определяется постукиванием по стаканчикам.

Анализ результатов: С точки зрения безопасности для организма человека: обсудить, какими органами чувств можно пользоваться и какими нельзя при распознавании химических веществ, незнакомых предметов.




Результаты исследования.

Органы чувств

№ исследуемого вещества

Вывод.

1

2

3

4

5

Зрение

+

+

--

--

--

+

--

--

+

--

+

--

--

--

--

+

--

--

+

--

При распознавании разных веществ мы используем все органы чувств, но в разной степени. Наше предположение не совсем верно.

Слух

Вкус

Обоняние

Осязание

--

--

+

--

+


ХИМИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. УРОКИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЕЩЁ НЕ ИЗУЧАЕТ ПРЕДМЕТ.


НАДПИСЬ – НЕВИДИМКА.

Возьмём обыкновенную промокашку, на ней будем писать текст – раствором фенолфталеина. После нанесения надписей спирт растворится, и буквы станут незаметны. Чтобы проявить текст, обрызгаем промокашку из пульверизатора раствором щёлочи. Фенолфталеин, являющийся индикатором, окрасится в красный цвет. Дав прочитать, обрызгаем промокашку слабым раствором соляной кислоты, и надпись снова исчезнет.


ПОРТРЕТ – НЕВИДИМКА.

На чистом листе бумаги будем рисовать бесцветным раствором крахмала. Смочим бумагу из пульверизатора очень слабым раствором йода – линии рисунка окрасятся в синий цвет.


ОГОНЬ - ХУДОЖНИК.

Приготовим концентрированный раствор калийной селитры и нанесём им непрерывный и замкнутый контур, например, чей – нибудь профиль. Этим же раствором проведём линию от контура к краю бумаги и поставим карандашную точку. Когда бумага просохнет, контур будем невидим. Во время показа опыта прикоснёмся к нарисованной точке тлеющей лучиной – по бумаге весело побежит искорка огня, выписывая причудливые узоры.


КУДА ИСЧЕЗЛА ЖИДКОСТЬ?

В колбу с перенасыщенным раствором глауберовой соли опустить кристаллик величиной с горошину этой же соли. На глазах горошина будет превращаться в белый снежный ком, который через некоторое время выпьет всю жидкость и превратится в плотную массу. Горошина стала центром кристаллизации.


ОГОНЬ БЕЗ СПИЧЕК.

Насыплем в тарелку жженую известь и сделаем в середине углубление. Положим туда яйцо и засыплем слоем извести толщиной 2-3 см. Затем обольём известь водой так, чтобы дно тарелки оказалось покрытым слоем воды примерно в 1 см. В результате интенсивной реакции между известью и водой выделяется большое количество тепла, и через некоторое время яйцо будет сварено.

Нетрудно добыть огонь с помощью маргонцовокислого калия. Её надо всего пол – ложечки. Капнуть на неё несколько капель глицерина, которые вспыхнут.





ФИЗИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ.

УПРЯМАЯ ПРОБКА.

Возьмите бутылку с широким горлышком и свободно входящую в неё пробку, прикрепите к пробке нитку и обвяжите другой конец нитки вокруг горлышка. Вставьте пробку до самого края в горлышко и попробуйте её вдуть. Чем сильнее будем дуть, тем быстрее пробка вылетит обратно.

(Чтобы заставить пробку войти в бутылку, воздух нужно втягивать в себя, а не вдувать в бутылку).


ЛЕТАЮЩЕЕ ЯЙЦО.

Вынув из яйца содержимое и заткнув отверстие воском, поставьте на стол две рюмки, в одну вложите яйцо и дуньте сильно в рюмку под яйцо. Поупражнявшись, можно добиться того, что оно будет перелетать в другую рюмку.


СТРАННАЯ ВОРОНКА.

Можно попробовать погасить пламя свечи при помощи воронки. Взяв воронку, нужно держать на некотором расстоянии от свечи и дуть изо всех сил, а пламя даже не шелохнётся. Если даже придвинуть воронку к самому пламени, то оно не погаснет, а отклонится в сторону.

(Чтобы потушить пламя, нужно держать воронку так, чтобы нижний или верхний край раструба приходилась точно против пламени.)


ВЕРТЯЩАЯСЯ ЗМЕЯ.

Согните кусок тонкой проволоки так, чтобы его можно было закрепить на лампочке, а второй конец был прямой и смотрел вверх. Затем возьмите лист плотной бумаги, вырежьте из него спираль, растяните её и наденьте на острый конец проволоки. Лампочку включите, через некоторое время спираль завертится.


СПИЧКИ – ЛАКОМКИ.

Налейте в таз воды и бросьте туда несколько спичек. Возьмите кусочек сахару и прикоснитесь им к поверхности воды. Все спички будут собираться вокруг сахара. Вслед за сахаром можно прикоснуться кусочком мыла, спички разбегутся в разные стороны.


ПЛАВАЮЩАЯ РЫБКА.

Вырежьте из тонкого картона рыбку с отверстием посередине и узким продольным разрезом от этого отверстия до конца хвоста. Положите рыбку на поверхность воды (так, чтобы наружная сторона оставалась сухой). С помощью пипетки, осторожно пустите в отверстие немного масла. Рыбка поплывёт.

Другие исследования.

1.Исследование мутности воды.

Взять двухлитровую бутылку пластиковую, наклеить на неё мерную ленту, на дно положить монетку вверх цифрой. Лить воду до тех пор, пока виден номинал монеты. Чем меньше воды налили, тем она грязнее.

2.Пригодность воды для питья.

В бутылку из чистого стекла налить пол – литра воды, растворить в нём 1 чайную ложку сахара. Тщательно закупорить и поставить в тёплое место на 48 часов. Если по истечению указанного срока вода окажется мутной или будет содержать хлопья, то вода непригодна для питья.

3.Фильтрование воды.

Пластиковую бутылку разрезают ближе к дну, но верхнюю часто бутылки не отрезают. Завязывают нижнюю часть марлей в несколько слоёв воронкой. В неё укладывают промытый гравий, песок. Сначала крупнозернистый, затем мелкозернистый, хорошо промытый и речной. Затем начинаем лить воду, не размывая слой песка.

4.Создание экосистемы в бутылки.

В пластиковую бутылки накладываем земли, песка, чередуя, добавляем листья, заселяем туда червей дождевых, спрыскиваем водой. Ставим в тёплое место, тёмное. Накрываем бутылку марлей. Чтобы черви не вылезли.

Подкладываем корм – измельчённая кожура от картофеля. Огрызки яблок, листья, продолжаем спрыскивать. Наблюдаем, что делают черви. Определяем роль червей в природе, их значение.

5.Мониторинг.

Место изучения: парк, лужайка, пустырь, приусадебный участок.

Исследуем запылённость листьев. Берём листы чистой бумаги, скотч, карандаш, снимаем отпечатки листьев на одной и той же высоте в разных участках, желательно одной породы деревьев. Проводим наблюдения, где и почему запылённость больше. Собираем в пакеты листья, приносим в класс, промываем, фильтруем воду через салфетку. Затем взвешиваем её.

Аналогично можно провести исследование классной комнаты, приклеиваем клейкую ленту у окна, доски, у парт. Определяем запылённость класса, обсуждаем, что мы можем сделать, чтобы воздух стал чище.

Тема урока: Бумага. Её назначение. Способы обработки.


Задачи: познакомить с видами бумаги, их назначением, инструментами и приспособлениями, необходимыми для обработки бумаги, исследовать свойства бумаги, развивать логическое мышление, речь, воображение, воспитывать культуру труда.


Материалы: образцы различных видов бумаги, цветная бумага, полоски газетной, салфетной, альбомной бумаги, ткань, картон, дощечка.


Инструменты: ножницы, карандаш, кисточка для клея, клей, ванночка с водой, волшебная палочка, обмотанная фантиками.





Ход урока.

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Представляете, мне сегодня удалось попасть на приём к королеве, да не простой, а бумажной. Сколько поданных у этой королевы, как красив её дворец, сколько цветов в саду, какие невиданные животные в нём обитают и ещё много всего интересного. Вам хотелось бы попасть к ней в гости? Она мне дала волшебную палочку, с её помощью мы можем очутиться в бумажном королевстве. Закройте глаза, я досчитаю до трёх и мы перенесёмся с вами в этот мир бумаги.

2.Беседа. Постановка целей.

Мы будем не просто с вами наблюдателями, а исследователями этого материала. И нам понадобятся инструменты. Попробуйте отгадать, какие.

Инструмент бывалый, не большой, не малый,

У него полно забот он режет и стрижёт. (Ножницы).


Если ты его отточишь, нарисуешь всё, что хочешь.

Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (карандаш).


Над бумажным над листом машет палочка хвостом.

И не просто машет, а бумагу клеем мажет? (Кисть для клея).


Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами.

Бумага – материал, созданный человеком, очень распространённый, без которого трудно даже представить жизнь современного человека. А что мы с вами знаем о бумаге? Достаточно ли наших знаний, чтобы правильно пользоваться ей, правильно обрабатывать, изготавливать разные изделия.

С бумагой мы встречаемся на каждом шагу – когда открываем книгу или тетрадь, читаем газету, покупаем продукты, пишем письма, делаем игрушки, без билета нельзя проехать в автобусе, на бумаге печатают деньги, учебники, открытки, настольные игры, бумажными обоями оклеены стены в домах. 3.Исследование образцов бумаги.

На ваших столах лежат мини плакаты с образцами разных видов бумаг.

Рассмотрите их, пощупайте. Что наблюдаем? Какая бывает бумага? Какие свойства бумаги вы увидели, почувствовали? Расскажите, кому и зачем нужна эта бумага. Какие предметы изготавливают из этой бумаги?

ВЫВОД: Бумага бывает толстая и тонкая, белая и цветная, гладкая и шероховатая, прозрачная, украшена рисунком.

Бумага – материал листовой, продаётся листами, в пачках, в рулонах. Бумага есть пергаментная – она не пропускает жир, такой бумагой обёртывают маргарин, масло, кулинарный жир. Металлизированная бумага - она упаковка для чая, наждачная бумага оклеена шлифовальным порошком, ей зачищают поверхность металлических предметов. Есть фотобумага, на которой печатают фотографии и много ещё других видов бумаг.

4. Физминутка.

5.Практическая работа.

1. Возьмите лист цветной бумаги. Сложите его пополам, разрежьте по линии сгиба на 2 половинки. 1 из них сомните. Попробуйте её расправить. Можно ли это сделать?

ВЫВОД: вернуть прежний вид нельзя, изготовить из мятой половинки что – то тоже нельзя. Следовательно, нужно бережно относится к материалу и хранить его в папке.

2.Попробуйте разорвать газету, тетрадный лист, альбомный. Попробуем разорвать картон, ткань, дощечку. Что легче рвётся?

ВЫВОД: бумага рвётся легко.

3.Бумагу изготавливают из материала растительного происхождения (древесины), с добавлением белой глины и склеивающих веществ. Растительный материал состоит из волокон большей или меньшей длины, толщины и прочности. Возьмите газетную полоску, салфетку, оторвите с края полоску, рассмотрите кромку бумаги по линии разрыва – какой получился край.

ВЫВОД: край получился мохнатый, ворсистый. При разрыве нарушается связь между волокнами, многие из которых разрываются, ломаются и образуют бахромку.

Я предлагаю посмотреть на разрыв картона, в нём волокна крупнее, толще и грубее.

4.Берём два одинаковых листа бумаги. Сложим их вместе так, чтобы один лист расположился длинной стороной горизонтально, а второй – длинной стороной вертикально, выравниваем верхние кромки и чуть – чуть надрываем посередине, намечая начало линии разрыва. Берём листы по краям и растягиваем бумагу в разные стороны. Линии разрыва получились разные -прямая и уходящая в сторону.

ВЫВОД: Прямая линия разрыва образуется при долевом расположении волокон, уходящая в сторону – при поперечном расположении волокон.

Определить долевое и поперечное направление бумаги можно с помощью увлажнения. Если бумага вдоль кромки изогнётся желобком, то бумага расположена в долевом направлении волокон, а если образуются складки, то поперечное направление волокон.

Можно взять 2 полоски бумаги с долевым и поперечным расположением волокон и контрольную полоску. Первые 2 полоски намочить водой, через минуту сравнить их с контрольной полоской, которая не смочена водой. При увлажнении бумага удлиняется, а именно в долевом направлении больше, чем в поперечном.

5.Определим, а насколько важна выдержка при намазывании бумаги клеем. Давайте намажем клеем 2 полоски, одну из которых наклеим сразу, а второю через 2-3 мин., дав ей увлажнится. Какая из полосок выглядит аккуратно, чисто?

ВЫВОД: при наклеивании деталей из бумаги нужно, намазав их клеем или клейстером, дать небольшую выдержку, чтобы деталь увлажнилась. Тогда на ней не появятся морщины и работа не будет испорчена.

6. Подведение итогов.

Мы рассмотрели несколько способов обработки бумаги, познакомились с её свойствами, знание которых нам поможет при работе с бумагой. А теперь посмотрите, какие поделки можно изготовить из бумаги. (выставка).




Наблюдения и опыты при работе с тканью.

1.Сравнение ниток.

Учитель показывает белую и чёрную катушки ниток и спрашивает, где применяют эти нитки. Белые нитки используются для сшивания белых деталей, а чёрные – чёрных. А если нужно шить вещи из цветных тканей? Используют цветные нитки. А для чего производят и поступают в продажу нитки различной толщины? Учитель показывает 3-4 катушки ниток одинакового цвета, но разной толщины и предлагает определить толщину этих ниток. Чтобы узнать толщину ниток, можно посмотреть на этикетку, на которой дан номер, определяющий толщину ниток. Если этикетки нет, то определяем по катушке: чем больше величина катушки, тем толще нитка. Чем толще нитка, тем меньше их номер. Все номера оканчиваются на 0: на этикетках можно прочитать 10, 40, 50 и т. д.

Исследование проводится по качественным особенностями ниток из животного происхождения и растительного. Почему нельзя штопать носки и чулки обыкновенными хлопчатобумажными швейными нитками, а пользоваться штопкой? Швейные нитки больше штопки скручены и проклеены, поэтому они более твёрдые и жёсткие. Заштопанное ими место в чулке или носке будет натирать ногу. Нитки штопки мягкие и рыхлые, эластичные. Их легче подбирать и по цвету. Почему пуговицы пришивают швейными нитками? Почему варежки и перчатки вяжут из шерстяных ниток? (в них теплее). Для определения прочности можно связать куски ниток и потянуть в разные стороны. Разорвётся менее прочная нитка.

2.Рассмотрение образцов тканей с полотняным переплетением.

Это может быть марля, мешковина и т. п., выдергивая отдельные нити по краям, учащиеся убеждаются в том, что эти нити переплетены определённым образом. Это переплетение называется полотняным. Нити в ткани располагаются взаимно перпендикулярно, под прямым углом, т. е., одни нити расположены вдоль, другие поперек. Ткань состоит из переплетённых между собой нитей.

3.Сравнение свойств бумаги и ткани.

Общее: 1) бумага и ткань – материалы тонкие,

2) материалы, состоящие из волокон, только в бумаге волокна перепутаны и склеены, а в тканях волокна подвергают прядению, превращая их в нити, а затем ткут.

3) Бумага и ткань неоднородны по своему строению в разных направлениях – долевом и поперечном.

4) при ручной обработке бумагу и ткань режут ножницами,

5)детали изделий из бумаги и ткани соединяют склеиванием или сшиванием.

6)бумагу и ткань, если нужно, окрашивают, печатают на них рисунки, узоры, орнаменты и надписи.

Различия: учащиеся пробуют разорвать полоски бумаги и ткани, делают вывод, что ткань обладает большей прочностью на разрыв.

Пробуют согнуть и сложить бумагу и ткань. Убеждаются, что бумага легко сгибается и все складки на ней после проглаживания хорошо сохраняются. Складки на ткани, чтобы они дольше сохранились, приходится прогладить нагретым утюгом.

Смачивая образцы бумаги и ткани водой, замечаем, что бумага становится менее прочная, изделия из бумаги портятся. Ткани же выдерживают многократную стирку без заметного снижения качества.

4. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.

Подбираются кусочки ткани, различные по происхождению волокон, из которых они состоят. Предлагается определить лицевую и изнаночную сторону ткани. Формулируются выводы:

-лицо ткани, имеет более чистую и гладкую поверхность, на ней меньше волосков и узелков, чем на изнанке,

-у тканей с рисунком, рисунок на лицевой стороне более яркий и чёткий,

-у тканей с блестящей поверхностью лицевая сторона блестящая, а изнанка матовая,

-у тканей с ворсом лицевая сторона имеет более длинный ворс,

-кромка ткани на лицевой стороне выглядит чище.



Наблюдения и опыты при обработке разных материалов.

Перед изготовлением игрушек из природного материала можно провести следующую лабораторную работу:

На каждую парту разложить кусочки сухой глины, древесины, небольшие камешки. Предлагаем смочить водой эти материалы, процарапать их концами ножниц и окрасить акварельными красками.

ВЫВОД: камень не размокает в воде и не режется. Глина размокает и в таком виде легко режется, сухая глина окрашивается красками. Древесина немного размокает в воде, сравнительно легко режется и хорошо окрашивается.


Рассматривая и наблюдая, проделывая несложные опыты с жёлудями и скорлупой грецкого ореха, можно ответить на следующие вопросы:

-какой формы и величины бывают, какого они цвета, из каких частей состоит жёлудь, что можно изготовить? Чем грецкий орех отличается от желудей, какими инструментами можно обрабатывать, как соединять?

Можно провести опыты по соединению желудей, веточек с помощью глины, пластилина, клея ПВА.

ВЫВОД: наиболее простое, но не прочное соединение деталей – пластилином, более надёжное – глиной и самое надёжное и прочное – соединение деталей с помощью быстро высыхающих клеев.


Опыты с глиной:

1.Определяем цвет глины.

2.Растирая комочки, определяем строение.

3.Смачивая, наблюдаем за пластичностью глины, превращение в липкую массу.

4.После просушки изделие из глины затвердевает, не изменяя своей формы.

5. Глину можно подвергнуть отмучиванию, чтобы освободит её от песка и примесей. Для этого глину измельчают, заполняют ею сосуд больше половины, заливают водой. На другой день сливают воду и снимают верхний слой глины, просушивают и используют для лепки.

6.Можно готовые поделки шлифовать шкуркой и раскрашивать гуашью или акварельными красками. Наблюдать, чем лучше закрашивать глину, какая поделка лучше, отшлифованная или нет.


При работе с ШИШКАМИ, выясняем, какие шишки имеют более крупные размеры – еловые или сосновые? Какую форму и цвет они имеют? Чем отличаются друг от друга? Как располагаются чешуйки в шишках? В каких шишках чешуйки расположены более плотно? Какие игрушки можно изготовить из шишек?

Также в тёплом месте шишки несколько увеличиваются в размерах, становятся более рыхлыми и «пушистыми».

Их можно, подобно желудям и орехам, прокалывать шилом, сверлить буравчиком, резать ножом, склеивать.


Обработку СОЛОМЫ учитель может продемонстрировать сам, а с детьми пронаблюдать за соломой различных злаков:

-какая солома имеет более светлый окрас,

-какой образец наиболее гибкий и эластичный,

-какая солома меньше растрескивается при резании и разглаживании,

-какая часть стебля является лучшей для работы.

Солому можно связывать в пучки, переплетать, резать ножом и ножницами, чтобы сделать её более эластичной, солому заливают кипятком.

Для аппликаций соломинки очищают от листьев, вырезают междоузлия, выбирают лучшие отрезки, заваривают кипятком, разрезают их вдоль и разглаживают утюгом. Придать оттенок можно в зависимости от степени нагрева утюга.






ИССЛЕДОВАНИЯ на уроках сельскохозяйственного труда.

Выращивание лука на перо.

Заполняем горшки или ящики землёй и сажаем в них одинаковые по размерам луковицы. Затем один горшок поставим в холодный коридор, второй – в тёмный классный шкаф, третий и четвёртый – на подоконник. Ухаживаем за всеми одинаково – поливаем, пропалываем, кроме четвёртого. В течении 3 недель наблюдаем и заносим наблюдения в дневнике. Замеряем высоту пера лука, определяем окрас.

В конце опыта собираем все горшки на столе и определяем влияние света, тепла и влаги на рост и развитие растения. Затем ставим все горшки на подоконник и наблюдаем в течении 2 недель за происходящими изменениями.


Опыты по проращиванию семян.

Готовим сухие семена бобов или гороха, замоченные и проросшие. Смачиваем куску ваты или пакли, расстилаем их на дно тарелок, покрываем сырой тряпочкой, ровным слоем рассыпаем семена и накрываем их сверху влажной тряпочкой и ватой. Ежедневно смачиваем тряпочку и вату. Ведём наблюдение за прорастанием семян.