СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы "Развитие общения у детей второй младшей группы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы "Развитие общения у детей второй младшей группы"»



Опыт работы по теме:

Развитие общения у детей второй младшей группы.



Савенок Светланы Николаевны









Срок реализации – 2 года.


























«Общение – взаимодействие субъектов, в котором происходит обмен рациональной и эмоциональной информацией, деятельностью, опытом, знаниями, навыками и умениями, являющееся необходимым условием развития и формирования личностей и групп»

В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения , по развивающим программам детям недостаточно общаться только с взрослым. Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, в повседневном взаимодействии опосредованным их совместной деятельностью.

Актуальность проблемы. Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся в области психологии.В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничивается семьей. Значимые для него люди теперь – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их важнейшая задача педагогов, психологов, родителей.


Цель: Дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия.


Задачи:

-Создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению.

-Формирование навыков общения через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми.


Литература

1.М.И.Лисина «Формирование личности ребенка в общении»

2.Е.О.Смирнова «Особенности общения с дошкольниками»

3.Б.С.Волков,Н.В.Волкова «Психология общения в деском возрасте»





В своей работе по выбранной теме использовала следующие методы:

1.Наблюдение

2.Беседа

3.Анкетирование

4.Диагностика







Общение детей во 2 младшей группе проходит в эмоционально-практической форме(оно основано на подражании совместной деятельности, ярких эмоциях)


Свою работу начала с проведения «Диагностики развития общения со сверстниками» Орлова И.А., Холмогорова В.М.

Показателями общения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:

- Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание на сверстника,

рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе к

сверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).

- Инициативность (стремление ребенка привлечь внимание сверстника к

своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация

своих возможностей, вовлечение в совместные действия).

- Чувствительность (активность) - стремление ребенка к взаимодействию со

сверстником, желание ребенка действовать совместно, способность

реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдение за

действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание

действиям сверстника.

- Просоциальные действия (способность ребенка учитывать желания

сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).

- Средства общения (действия, посредством которых ребенок стремится

привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместные действия и

участвует в них). Показателями данного параметра являются:

- экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий

детей, раскованность сверстников);

- активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).


Продиагностировано19 человек.Высокий уровень 7;средний уровень 9;низкий 3.Диагностика показала,что не у всех детей сформированы навыки общения,дети с низким уровнем испытывают затруднения в общении с одногруппниками,не идут на контакт с ними.

Общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и в целом психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Наиболее успешным для данного возраста,решения задач считаю необходимым проведение занятий с использованием игры (сюжетно- ролевой,театрализованной,психологические игры)

Это направление я выбрала потому что ,игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи;помоагает воспитателю создать ситуации, которые активизируют потребность детей в общении.

Свою работу по данному направлению начала с детьми 2 младшей группы. С детьми проводили занятия по познавательному развитию, коммуникации, а так же интегрированные занятия, где использовали игровые инсценировки. Мы разучивали песенки,потешки, обыгрывали их, имитировали движения разных животных.

Далее спланировала свою работу.(План работы)

Подготовила материальную базу:

-создано несколько театров- кукольный театр, театр «Теремок».

-картотека игр(для преодаления трудностей в общении)

-картотека игр(сюжетно-ролевые)

Материальную базу подготовила благодаря помощи родителей,которые принимали активное участие в изготовление театров. Игры проводим в течение дня с подгруппами ребят.

На родительском собрании в ноябре 2013г. провели беседу о необходимости развития общения детей, были даны рекомендации «Памятка для родителей» , «Родительские дерективы»,Анкетирование.

Провела промежуточную диагностику по развитию общения ,она показала следующие результаты:

Высокий уровень 9;средний уровень10 ;низкий 0;Продолжает преобладать средний уровень,3 детей перешли с низкого уровня на средний(значительно улучшились навыки общения с о сверстниками),2 со среднего на высокий.

В дальнейшем планирую продолжать работу по развитию навыков общения дошкольников ,больше внимания уделять детям у которых низкий уровень общения со сверстникам,чтобы у них не возникли трудности в дальнейшем,т.к в возрасте 4-х лет форма общения становится ситуативно-деловой,где ребята уже больше предпочитают играть вместе а не в одиночку

Общение - это очень важная составляющая жизни ребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления




























Памятка для родителей


Ваш малыш подрастает, становится все более самостоятельным, многое умеет делать
без вашей помощи. Дайте ему возможность почувствовать себя независимым и самостоятельным в том, чему он уже научился: самостоятельно кушать, одеваться. Пусть ваш ребенок еще многое не умеет объяснить, но уже все понимает. Воспитывайте у него слуховое Iвнимание: приучайте слышать то, о чем вы его просите. Поощряйте малейшие успехи малыша. IВот он научился пользоваться расческой и посмотрев в зеркало, оценил свою прическу, аккуратный вид. Похвалите ребенка за самостоятельность и умение следить за собой, делать все во- Iвремя. Вы увидите, что в следующий раз он проявит больше инициативы, смелости, любозна­тельности не только в быту, но и в других занятиях.

Ребенок стремится подражать взрослому, ведь именно взрослый является для него источни­ком информации о мире людей. Расширяйте круг общения малыша, используйте любую возмож­ность сообщить ему не только что-то абсолютно новое для него, но и новое об уже известном, освоенном. Так, ребенок знает о том, что в кастрюле варят суп, но открытием для него может стать то, что за супом надо следить, помешивать, чтобы он не выкипел.

Интересным для ребенка будет знакомство, например, с башенным краном. Малыша восхи­щает один только вид этой большой машины. Не уводите его, дайте ему возможность получше рассмотреть кран, расскажите о работе крановщика, о возможностях подобной техники. Дома еще раз напомните ребенку об увиденном, предложив отразить в рисунке свои впечатления, и вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет рисовать. Проявляйте чуткость и тактич­ность по отношению к рисункам малыша: они не совершенны, но хорошо отражают чувства и настроения малышей. Главная ценность детских рисунков состоит не в том, насколько «худо­жественно» и «достоверно» ребенок изобразил предмет, а в том, что в рисунке он выразил свои чувства, мысли, настроения - впечатления от увиденного.

Интересуйтесь играми малыша. Если ваш ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, беспорядочно укладывает кукол, не заботится о кукольном уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения: он попросту не умеет играть. Помогите малышу, подскажите новые действия: как нагружать в машину кирпичики (кубики), как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками, в каком направлении продолжить игру.

Демонстрируйте и объясняйте ребенку свои действия, например, вы собираетесь на работу: выбираете одежду, складываете в сумку необходимые вещи - бумаги, ручки, очки, телефон. Ве­чером, приходя с работы или возвращаясь по дороге из детского сада домой, поделитесь с малы­шом тем, как прошел ваш день, спросите, что он делал в детском саду, что особенно его волнует.

Показывайте ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки к объектам, скрытым от глаз малыша в повседневной жизни: к городскому памятнику, дворцу спорта, зданию театра, железной дороге. Все увиденное вокруг и услышанное от вас обогатит его впечатления, эмоции и знания.

Как можно больше разговаривайте с ребенком. Помните, что 3-4 года - это возраст «почему­чек», поэтому важно не упустить благодатное время жажды познаний и развивать его речь. Ре­бенку в этом возрасте интересно все: почему на небе темные облака, как работает вентилятор, почему тает лед... Чаще разговаривайте с малышом, старайтесь каждый день специально отво­дить время на общение с ним. В этом возрасте мальчикам очень важно выслушать компетентный ответ папы по поводу устройства того или иного механизма, а девочкам - совет мамы по поводу ухода за куклой-дочкой. Иногда нам придется заглянуть в детскую энциклопедию, продумать ответ, чтобы он был понятен ребенку. Такое целенаправленное общение даст положительные ре­зультаты: ребенок будет жить насыщенной, интересной жизнью, у него будут свои занятия и иг­ры, он сумеет проявить инициативу, самостоятельно обустроить место для игры, подобрать не­обходимые атрибуты. Не пытайтесь поучать и пичкать ребенка знаниями, напротив, старайтесь увлечь малыша той или иной темой; своим тоном и атмосферой общения побуждайте к активно­сти, самостоятельности.

Во время игры спросите у ребенка, во что он играет, и обратите внимание на то, какие роли ему интересны: повара, мамы, папы, шофера и т. п. Помогите малышу советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и увлекала ребенка. Подскажите ребенку сюжеты, в которые можно играть, и объясните, как это лучше сделать. В совместных играх дей­ствуйте гибко, ненавязчиво. Не раздражайтесь по пустякам, наберитесь терпения; если малыш не воспринимает ваши советы, ищите другие методы взаимодействия с ним. Уважайте желания, мысли и чувства ребенка, давая ему возможность проявить инициативу.

Ребенку необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой, уст­раивайте детские праздники с продуманной программой детского активного отдыха. Покажите детям домашний спектакль кукольного театра, который вы сделали своими руками. Приобщайте к культуре детского отдыха ваших друзей - молодых родителей: пусть они помогут обустроить импровизированную ширму, примут участие в спектакле, подготовят развлечения для детей. Та­кой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.




Родительские директивы и ошибки в общении

с ребенком

Семья – главный институт воспитания детей, ибо ребенок

сохраняет на всю последующую жизнь приобретенное им в де-

тстве.

К сожалению, семейное воспитание не всегда бывает «ка-

чественным» в силу того, что одни родители не умеют растить и

способствовать развитию собственных детей, другие не хотят,

третьи не могут в силу каких-либо жизненных обстоятельств

(тяжелые болезни, потеря работы и средств к существованию,

аморальное поведение и др.), четвертые просто не придают

этому должного значения. Болезненный опыт семейных отно-

шений отягощает внутренний мир ребенка, создает постоян-

ное внутренне напряжение.

Современная российская семья переживает кризис, кото-

рый в первую очередь затрагивает сферу детско-родительских

отношений. Во взаимоотношениях взрослых и их детей воз-

растает отчужденность, конфликтность, барьеры в общении,

образуется эмоциональный вакуум, в который попадают мно-

гие дети в семье. Легкомысленное отношение к браку и семье,

забвение ценных традиций народной педагогики, нравствен-

ных принципов, цинизм и пьянство, отсутствие самодисцип-

лины и половая распущенность, высокий процент разводов

пагубно отражаются на воспитании детей и их психофизи-

ческом развитии. Также социально-экономическая неста-

бильность многих семей снижает степень удовлетворенности

браком, что приводит к нарастанию тревожности, возникно-

вению дискомфорта во взаимоотношениях, негативно сказы-

вающихся на воспитании детей. Но в большей степени воз-

никновение дисгармонии в детско-родительских отношениях

связано с нравственно-психологическим климатом в семье, со 102

стилем общения и воспитания взрослых в отношении к своим

воспитанникам.

Неэффективные способы коммуникации, являющиеся

серьезной ошибкой в детско-родительских отношениях, спо-

собствуют невротизации личности ребенка, его конфликтам с

окружающими, формированию неадекватной Я-концепции.

Частой ошибкой во взаимодействии родителей со свои-

ми детьми являются так называемые родительские директи-

вы (термин Р. и М. Гулдингов), или сообщения – предписания,

выражающие их (родительское) отношение (часто неосоз-

нанное) к собственным детям, к окружающим и жизни в це-

лом. Такие фразы-директивы, как «Эх, горе ты мое», «Да что

ты делаешь, у тебя все равно не получится, давай лучше я...»,

«Когда же ты наконец поумнеешь?», «Разгильдяй ты у меня» и

т.д., оказывают очень сильное влияние на растущего человека,

могут разрушающе действовать на жизнь ребенка и являются

основой для его неосознанных решений о своем жизненном

пути. Успехи или неудачи взрослого человека во многом опре-

деляются теми предписаниями, которые он получает от своих

родителей в детстве.

Такие родительские высказывания-внушения уходят в

область бессознательного, и взрослеющий человек затем рас-

плачивается за неправильный стиль общения родителей не-

вротизацией своей личности. Сначала внутри ребенка проис-

ходит внутриличностный конфликт, поскольку он знает, что

является хорошим и старается порадовать своих родителей, а

они этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свою

программу. Конфликт порождает нервное напряжение, пыта-

ясь справиться с которым, ребенок либо приспосабливается

к требованиям взрослых и прячет свои личностные качества,

либо сопротивляется, что порождает множество конфликтов с

родителями.

В психолого-педагогической литературе [2, 4] рассматри-

ваются следующие родительские директивы. 103

1. «Не живи» («Мне не нужна такая плохая девочка»,

«Если бы ты не родился, нам бы жилось лучше», «Если бы

не вы, дети, то я развелась бы с вашим отцом и не мучи-

лась бы всю жизнь», «Лучше бы ты не рождался, тогда мне

не пришлось бы выходить за твоего отца») – очень опасная

директива. Необязательно вербальное воплощение данного

предписания. Чаще всего это передается матерью через ее

эмоции и поступки по отношению к ребенку: не берет малы-

ша на руки, когда тот кричит; ругается и повышает на него

голос, когда он в чем-то нуждается; просто бьет свое дитя.

Директива может быть передана матерью, отцом, старшими

братом или сестрой, для которых болезненно появление ма-

ленького конкурента. Жизненные решения, принимаемые

на основе директивы «не живи», сводятся к тому, чтобы не

жить. Эти решения могут воплощаться в виде намеренных

попыток суицида, опасного поведения, угрожающего здоро-

вью и жизни (опасная работа, рискованная езда на автомо-

биле, совершение ночных прогулок в опасных местах, ввя-

зывание в уличные драки, употребление наркотиков, дости-

жение высокого социального статуса за счет собственного

здоровья и т. д.).

2. «Не будь ребенком» («Пора тебе думать своей голо-

вой», «Ты уже большой и должен нам помогать», «Не плачь, пла-

чут только маленькие») – директива, исходящая от родителей,

которые стремятся к тому, чтобы их дети как можно быстрее

повзрослели, и пытаются сделать из них «маленьких мужчин»

и «маленьких женщин». Родители поощряют преждевремен-

ную взрослость ребенка, гордятся ею. У таких родителей, как

правило, собственное детство было трудным; они когда-то ре-

шили для себя, что «быть маленьким плохо», и поэтому они

как бы торопят своего ребенка повзрослеть. Такие рано повз-

рослевшие дети привыкают полагаться только на себя, что со-

здает у них внутри ощущение обездоленности. Они находятся

в состоянии напряжения и усталости от своей чрезмерной от-104

ветственности, так как всегда берут на себя больше, чем могут

понести.

3. Директива «Не взрослей» (одеваем 7-летнего ребенка

на прогулку, содержим 30-летнего сына (дочь) на полном обес-

печении) передается от матери ее последнему или же единс-

твенному, но позднему ребенку в семье, когда он начинает

приближаться к подростковому возрасту. Подобное поведение

свойственно матери, боящейся одиночества, надвигающейся

старости и эмоциональной дистанции с ребенком. Этот страх

присущ взрослым, чьи отношения с родителями в подростко-

вом возрасте складывались неблагополучно. Такие родители

не замечают взросления своих детей и продолжают общаться

с ними как с маленькими; поощряют их зависимость от них.

Зависимость детей может проявляться в материальном плане

(жить вместе с ними, получать от родителей помощь в виде

денег или продуктов), в эмоциональном (желание получить со

стороны родителей одобрение своих действий и поступков).

4. Ребенок, получивший директиву «Не чувствуй себя хо-

рошо» («Хоть у него и высокая температура, он написал кон-

трольную на 5»), приучается к мысли, что болезнь привлекает

всеобщее внимание, что плохое самочувствие повысит цен-

ность любого его действия. Посылая такую директиву, роди-

тели заботятся о ребенке и проявляют к нему внимание, когда

он болен или когда у него возникли какие-либо проблемы. Тем

самым они поощряют проблемное поведение ребенка, возна-

граждая его своим вниманием за это поведение. Таким обра-

зом, они посылают ему сообщения «Не будь нормальным», «С

тобой должно быть что-то не в порядке», которые у ребенка

формируют страдальческую установку в жизни: «Чтобы меня

любили и обо мне заботились, я должен страдать, болеть, со

мной должно что-то случаться».

5. Директива «Не делай» («Не лазай по деревьям», «Не бе-

гай слишком быстро», «Не залезай в воду», «Не делай сам, по-

дожди меня» и т. д.) передается родителями, испытывающи-105

ми страх. Родители, дающие такую директиву, или испытали

психологическую травму из-за потери ребенка, или чувству-

ют себя виноватыми из-за мыслей нежелания иметь ребенка

и потому становятся сверхзаботливыми. По мере взросления

ребенка родители волнуются по поводу любого поступка, ко-

торый тот собирается совершить: «Не спеши, надо все хорошо

обдумать». Такая жизненная схема приводит к тому, что взрос-

лый человек стремится переложить ответственность за свои

поступки на другого, избегать самостоятельных решений и не

верит в то, что может совершить что-либо правильное.

6. Директива «Не достигай успеха» («Ты все делаешь не-

правильно», «Посмотри на других детей», «Я сам не смог окон-

чить институт, но отказываю себе во всем, чтобы ты смогла

получить образование») формируется в том случае, если роди-

тели постоянно недовольны результатами ребенка или если

их собственная жизнь оказалась неудачной и несостоявшей-

ся. При этом успехи ребенка могут игнорироваться, создавая

у него впечатление, что его промахи для родителей важнее,

поскольку на них (промахи) обращается внимания больше.

Нереализованные возможности родителей порождают в се-

мье атмосферу уныния и пессимизма и передают детям общую

идею: «Вас не ждет ничего хорошего в жизни». Такая установка

формирует запрет на успех, порождая иррациональное ощу-

щение, что если они станут успешными, то предадут своих ро-

дителей.

7. Директива «Не будь лидером» («Ты из себя еще пока ни-

чего не представляешь», «Ты не заслуживаешь столько внима-

ния», «Будь как все») снижает своими словами или действиями

значимость ребенка, расценивает его как неполноценного че-

ловека. В такой семье потребности ребенка раздражают роди-

телей и для них удобен тот ребенок, которому ничего не нужно

и который ничего не хочет. У малыша формируется установка:

«Чтобы мама с папой любили меня, надо быть тихим и скром-

ным, не проявлять себя». Взрослые люди, воспитанные на ос-106

нове такой директивы, считаю, что они недостойны внимания

и уважения со стороны других, что единственная добродетель,

за которую их ценят – их готовность к самопожертвованию

(недостойны выполнения ответственной работы, недостойны

счастья, недостойны похвалы).

8. Директива «Не будь близким» («Любая близость опас-

на») возникает в случае недостатка физического контакта и

словесного одобрения в адрес ребенка со стороны родителей

или в результате потери одного из родителей (смерть или раз-

вод). Предписание приводит к тому, что ребенок восприни-

мает такое их поведение как сообщение, что никому доверять

нельзя, и будет затем стараться всегда оставаться на большой

дистанции от других людей, не проявлять к ним любви и не

принимать любовь с их стороны. Это приводит человека к от-

чужденности и одиночеству.

9. Директива «Не будь самим собой» («Будь как девоч-

ка, иначе не буду тебя любить», «Стремись к идеалу») чаще

всего дается ребенку «неправильного» пола. Возникает в тех

случаях, когда у матери рождается сын, а она ждала девочку,

или когда мужчина, ждущий сына, становится отцом дочери.

В первом случае мать может стремиться сделать из сына де-

вочку: покупает ему яркую одежду, обучает женским рукоде-

лиям, требует от него быть очень прилежным и аккуратным.

Во втором случае, дочь, чувствуя состояние отца, может при-

нять решение «Чтобы угодить папе, чтобы он меня любил, я

стану мальчиком» и носить мальчишечью одежду, лазать по

деревьям, ходить с отцом на рыбалку. Дети, чувствующие не-

удовлетворенность родителей их полом, во взрослой жизни

могут иметь проблемы со своей половой принадлежностью, то

есть не смогут чувствовать себя полноценными мужчиной или

женщиной.

10. Директиву «Не принадлежи» передают детям роди-

тели, которые имеют проблемы в общении и видят в ребенке

своего «единственного друга». Они как бы дают понять – «не 107

принадлежи никому, кроме меня». В общении с ребенком та-

кие родители могут всячески и как можно чаще подчеркивать

его исключительность, непохожесть на других детей (в поло-

жительном смысле).

11. Директива «Не думай» чаще всего выражается в требо-

ваниях не умничать, не рассуждать. Родители заставляют ре-

бенка не рассуждать, а делать, что приказано. Или, например,

желая отвлечь ребенка от травмирующей ситуации, мама гово-

рит: «Не думай об этом, забудь», тем самым лишая его возмож-

ности решить вставшую перед ним проблему рациональными

средствами.

12. Директива «Не чувствуй» («Как ты смеешь злиться на

учительницу, она же тебе в матери годится», «Не сахарный –

не растаешь») запрещает ребенку проявлять агрессивность по

отношению к взрослым, что может привести к его раздраже-

нию по отношению к младшим или более слабым детям. Такой

ребенок, научившийся игнорировать телесные ощущения, лег-

ко может утратить чувство физической безопасности и стать

склонным к травматизму.

Наряду с директивами, взрослые в общении с детьми ис-

пользуют и другие неэффективные способы коммуникации.

Когда ребенок испытывает страх, боль, стыд, тревогу, роди-

тели чаще всего игнорируют его чувства вместо того, чтобы

дать ему понять, что знают о его переживании, «слышат»

его. Это составляет суть техники «активного слушания»,

которой большинство родителей не владеют. Активное слу-

шание является основой психологической помощи ребенку

в его личностном развитии и способствует формированию

у него позиции открытости и доверия к миру, готовности

к сотрудничеству, открывая возможности усвоения куль-

турно-исторического опыта в совместной деятельности со

взрослым.

В научной литературе [1, 3] рассматривается 12 ошибок –

помех на пути к активному слушанию.108

1. Приказы, команды («Сейчас же перестань», «Убери»,

«Вынеси ведро», «Быстро в кровать»), которые показывают не-

желание родителей вникнуть в проблему ребенка и неуваже-

ние к его автономии.

2. Предубеждения, предостережения, угрозы («Если ты

не прекратишь плакать, я уйду», «Смотри, как бы хуже не

стало», «Еще раз повторится, и я возьмусь за ремень») комму-

ницируют ребенку неуважение к его чувствам, недоверие к его

компетентности и вызывают страх, тревогу и незащищенность

перед родительской властью и волей.

3. Мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести

себя как подобает», «Каждый человек должен трудиться») при-

водят к невротизации личности взрослого человека, высокой

личностной тревожности, низкому самопринятию.

4. Советы, готовые решения («А ты возьми и скажи...»,

«Почему бы тебе не попробовать...», «Я бы на твоем месте дал

сдачи») сообщают детям, что они глупы и неопытны, и форми-

руют зависимость ребенка от взрослого, его неумение самому

разрешать поставленные задачи.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лек-

ции» («Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки»,

«Сколько раз я тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя»)

сводят все многообразие форм общения ребенка с родителем

к научению, где обогащенный жизненным опытом взрослый

руководит жизнью ребенка, неспособного к самостоятельным

поступкам. Такие высказывания формируют у растущего чело-

века чувство неполноценности, инфантилизм, конформность.

6. Критика, выговоры, обвинения, осуждение, «приго-

вор» («На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Зря

я на тебя понадеялась!», «Вечно ты...») негативным образом

сказываются на развитии Я-концепции ребенка, приводя к ис-

кажению своих сил и возможностей, к формированию низкой

самооценки.109

7. Похвала – оценка («Молодец, ну ты просто гений!», «Ты

у нас самая красивая (умная)») приводит к зависимости ребен-

ка от одобрения, к росту тревожности, к неправильному пред-

ставлению о своих способностях и потенциале, к искажению

отношений с окружающими. Вместо «Ты молодец» правильнее

сказать «Я рад, что ты так сделал это».

8. Обзывание, высмеивание, «наклеивание ярлыков»

(«Плакса», «Не будь лапшой», «Ну просто дубина», «Какой же

ты лентяй») порождают у маленького человека чувства отвер-

жения, эмоционального неприятия, незащищенности, непол-

ноценности.

9. Догадки, интерпретации («Я знаю, это все из-за того,

что ты...», «Ты себя ведешь так, потому что...», «Я все равно

вижу, что ты меня обманываешь...») вызывают у ребенка пе-

реживание отсутствия личностной безопасности, формируют

чувство превосходства взрослого и зависимости от него.

10. Выспрашивание, расследование, допрос («Нет, ты

все-таки скажи», «Что же все-таки случилось?», «Почему ты

опять получил двойку?») имеет те же негативные последствия,

что и предыдущий вид высказываний.

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания («Я тебя

понимаю», «Я тебе сочувствую», «Не обращай внимания»,

«Перемелется, мука будет», «Из-за этого события не стоит

расстраиваться (плакать)) свидетельствуют об эмоциональ-

ном отвержении взрослым чувств ребенка.

12. Отшучивание, уход от разговора («Это ерунда», «Дело

выеденного яйца не стоит») приводят к тому, что ребенок пе-

рестает видеть в родителе союзника в решении своих проблем,

перестает ему доверять и дистанцируется от взрослого.





Картотека игр.

1) «Уложим Дашу спать» (модификация сюжетно-ролевой игры «Семья») .

Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: формировать у ребенка ценностное отношение к здоровью, жизни; способствовать развитию отношений между детьми.

Материал: оформленная под русскую избу часть комнаты, где стоят лавки для детей, «оконце» с расписными ставенками, сундук с постельными принадлежностями, люлька, свисает шнур с потолка, цветастый платок, свеча и кукла.

Краткое содержание сюжетно-ролевой игры: дети приглашаются в путешествие в русскую избу, в прошлое бабушек; воспитатель перевоплощается в бабушку Настю и зажигает фонарь в виде свечи; из фонаря появляется внучка Даша (кукла) ; герои рассказывают детям о красном уголке в старой русской избе. Далее детям предлагается уложить внучку Дашу спать. Игра заканчивается пением колыбельной песни.


2) «Купаем куклу Машу» (модификация сюжетно – ролевой игры «Семья») .

Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: формировать детское представление о чистоте, порядке, заботе; познакомить с понятием «мокрый - сухой », «живой – неживой ».

Материал: куклы, тазики с водой, полотенца.

Краткое описание сюжетно – ролевой игры: Игре предшествует беседа для усвоения понятий «живой – неживой». К детям приходят куклы, воспитатель уточняет отличие кукол от людей, в игре они оживают. Детям предлагается искупать кукол, вытереть. При каждом действии уточняются понятия.


3) «Мишка заболел» (модификация сюжетно – ролевой игры «Доктор») .

Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: формировать у детей навык принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действии, использовать во время игры медицинские инструмент, формировать чуткое отношение к заболевшему человеку, животному.

Материал: уголок доктора, кушетка, стул, Мишка (игрушка, бинт, лекарство (баночки, коробки, таблетки (кружки из картона, градусник, фонендоскоп, шприц, шарф) .

Краткое описание сюжетно-ролевой игры: воспитатель выступает в роли доктора (обращается к игрушечному медведю) вовлекая детей в игру). Задаёт вопросы, спрашивает, что болит, лечит, укладывает спать. Дети заинтересованы, выступают в роли больного.


4) «Гипермаркет» (модификация сюжетно-ролевой игры «Магазин») .

Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: учить детей принимать на себя роль (покупателя) и выполнять соответствующие игровые действия.

Материал: халат (продавца, корзинки, сумки, муляжи: фрукты, овощи, хлебобулочные изделия, касса, весы, картинки, игровая зона – витрина.

Краткое описание сюжетно-ролевой игры: воспитатель в роли продавца. Ставится описание на витрину товар. Знакомим детей с работой продавцов, кассиров. Предлагается детям совершать покупки, затем меняемся ролями. Обращаем внимание на культуру общения между покупателем и продавцом.


5) «Ателье красоты» (модифицированная сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская») .

Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: формировать представление детей о работе парикмахера; развивать умение использовать инструменты парикмахера; способствовать доброму отношению между детьми.

Материал: игровой центр, халат, фен, флакончики, щипцы, расчески, ножницы, накидка, резинки, кукла Надя.

Краткое описание сюжетно-ролевой игры: детям задаются вопросы, были ли они в парикмахерской, что делали, читаются стихи, появляется кукла (первый клиент, идет беседа, делается прическа, после ребенок выступает в роли парикмахера.


6) «Автопарк» (модификация сюжетно-ролевой игры «Гаражи»)

Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: дать детям знания о работе шофера, механиков; формировать дружеские отношения в игре.

Материал: кукла в одежде механика, машины (легковые, гараж.

Краткое описание сюжетно – ролевой игры: дети попадают в «автопарк», где механик (кукла) рассказывает о работе шоферов, о взаимовыручке, вежливости на дорогах и предлагает детям поиграть в шоферов



Анкеты


«Коков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»

Коммуникативно-личностный опросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка.

1. Добрый ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

2. Внимательный ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

3. Правдивый ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

4. Вежливый ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

5. Общительный ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

6. Щедрый ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

7. Отзывчивый ли ваш ребенок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

8. Справедливый ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

9. Жизнерадостный ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

10. Ответственный ли ваш ребенок?

а) да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.

Оценка результатов.

За каждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа «нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «не знаю» расценивается в 0,5 балла.

В итоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десяти коммуникативным качествам личности. В том случае, если ребенка оценивали при помощи данного опросника несколько человек, берется их средняя оценка. К примеру, если со стороны двух воспитателей ребенок получил следующие оценки: 0,5 и 0,5, а со стороны родителя, принимавшего участие в его оценке, - 1,0 балла, то средняя будет приблизительно равна 0,7 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.


Анкета для изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом»

Инструкция: Уважаемые родители, сейчас вам предстоит ответить на ряд вопросов о том, как ваши дети относятся к своим сверстникам, как развито их общение между собой. Пожалуйста, старайтесь отвечать искренне и правдиво.

На листе анкеты вверху уже указано имя, фамилия, возраст вашего ребенка. Вам же необходимо отвечая на вопрос, помечать нужный ответ кружочком.

Вопросы анкеты:

1. Как ребенок относится к своим сверстникам?

А. Равнодушно.

В. Отрицательно.

С. Отдает предпочтение отдельным сверстникам.

2. Называет ли ребенок сверстника по имени?

А. Да

В. Нет

3. Использует ли ребенок речь в общении со сверстниками?

А. Да.

В. Нет.

4. Оказывает ли другому ребенку помощь и по какой причине?

А. По собственному желанию.

В. По просьбе сверстника.

С. По предложению взрослого.

D. Не оказывает помощи.

5. Умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать?

А. Да.

В. Нет.

6. Как часто ребенок вступает в конфликт со сверстниками?

А. Очень часто.

В. Иногда.

С. Никогда.

7. Как ведет себя ребенок в конфликтных ситуациях?

А. Уступает.

В. Дерется, обзывает.

С. Кричит.

D. Обращается за помощью взрослого.

8. Замечает ли ребенок эмоциональное состояние ровесника?

А. Да.

В. Нет.

9. Как ребенок реагирует на успех и неудачи других?

А. Равнодушен.

В. Реагирует адекватно.

С. Реагирует неадекватно (завидует успеху другого, радуется его неудаче).

10. Какие взаимоотношения преобладают со сверстниками?

А. Ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям.

В. Равнодушные.

С. Негативные.

D. Избирательные.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!