Опыт работы с одаренными детьми
Одаренность –это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. («Концепция одаренности» 2003 г.)
Одаренность – это потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учеников несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить нетривиальные способы решения поставленных перед ними задач.
Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах.
Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей
На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Творческое мышление химически одаренных учащихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественнонаучных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития их логического мышления, продуктивность мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. И вот наступает для воспитателя самый ответственный момент: наладить с мотивированными одаренными детьми кропотливую работу для сохранения интеллектуального потенциала и дальнейшего развития. Каждый учебный год начинаем с планирования, планируем и работу с одаренными детьми. Формы работы с одаренными учащимися:
групповые занятия с одаренными учащимися;
факультативы
курсы по выбору
участие в олимпиадах
занятия в профильных классах
внеклассные мероприятия и др.
Подготовка учащихся к мероприятиям.
Одаренный ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Не жалея ни времени, ни сил мы готовимся к этим конкурсам, выбор которых с каждым годом расширяется. Одаренные дети- мои помощники. , где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования. Подхватив уже мои традиции, как воспитателя традиции: празднование Дней именинника, праздновании «Масленицы» ,»Квесты», »День пожилого человека», проведение классных Огоньков, где подводятся итоги за месяц – стала наблюдать за поведением детей в момент подготовки к этим мероприятиям. Кто-то отлично читает стихи, кто-то экспромтом сочиняет тексты для связки концертных номеров, кто-то прекрасно владеет музыкальными инструментами , кто-то прекрасно танцует, хорошо поет, кто-то умело играет себя в сценках из школьной жизни. Глядя на детей со стороны, радовалась их детской непосредственности. Дружно готовимся, распределяем роли, репетируем, подбираем музыку, создаем костюмы, придумываем оформление спектакля. И вновь заняты все. Наблюдая за поведением детей, вижу по блеску в их глазах, что это им интересно. Дети ждут репетиций, они стали как-то дружнее, сплоченнее. Начался процесс узнавания друг друга, определились дружеские симпатии, желание поддержать друг друга, появилось стремление показать себя, свои способности сверстникам из других классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Гриднева Е. П. Чем одарить одаренного ребенка. // Химия в школе. - №4. – 2007. – с. 2 –3.
Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157