СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве. И в этих условиях поддержка, развитие. и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования. "Таланты редки - их надо беречь и сохранять: в них насьтоящая, живая сила нации", - утверждает В. Вернадский. В данном докладе излагается опыт по работе в одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы: пути развития одаренности и основные формы работы с одаренными учащимися.

 

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»




Методы и приемы работы с одаренными детьми

Доклад на районном семинаре

руководителей МО гуманитарного цикла


Учитель русского языка и литературы

КГУ «Общеобразовательная школа №4 г. Аксай» ЗКО

Абекенова Кунымай Камиевна


Актуальность данной темы заключается в том, что продолжающееся развитие НТР, интеграция Казахстана в мировое сообщество и развитие государства ставят вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве.

«Целью развития общества является всестороннее развитие способностей», - утверждает известный психолог П.В. Тюленев, автор многочисленных работ по проблеме развития и поддержки одаренных детей.

«Таланты редки – их надо беречь и сохранять: в них настоящая, живая сила нации», - утверждает В. Вернадский. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. (Слайд 2)


Обучение талантливых и одаренных детей.

В настоящее время одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты – молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве.

Пути развития одаренности и основные формы работы

Это, в первую очередь, развитие творческого мышления на уроках.

Развитие творческих способностей во внеурочной деятельности.

Развитие творческих способностей во внешкольной работе. (Слайд 3)

Основные формы работы с одаренными учащимися: 

творческие мастерские;

групповые занятия по параллелям классов с сильными и мотивированными учащимися;

факультативы;

занятия исследовательской и проектной деятельностью;

НОУ (научное общество учащихся);

научно-практические конференции;

интеллектуальный марафон;

участие в олимпиадах;

конкурсы;

предметные недели (декады);

Дни науки;

кружки по интересам;

работа по индивидуальным планам. (Слайд 4)


Работа с одаренными детьми предполагает информационное обеспечение:

- создание банка данных одаренных детей;

- информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах;

- публикации в СМИ;

- издание материалов

- оформление сайта.

И в своей работе я уделяю особое внимание детям с повышенной мотивацией к обучению. В качестве главных механизмов в работе с одаренными детьми можно обозначить следующие четыре: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация.

Чтобы дети раскрыли свои таланты, нужно создавать условия для этого.

Наш коллега Е.Н. Ильин утверждал, что ребята внимательны и активны, «когда с ними разговаривают языком неожиданных приемов, метких деталей, жгучих вопросов… — словом, языком искусства». (Слайд 5)


Большой знаток детской души Антуан де Сент-Экзюпери дал прекрасный совет нам, учителям, который актуален и сейчас: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать». Главная наша цель - добиться того, чтобы учащимся на уроке хотелось работать, учиться. А для этого нужно научить их учиться с удовольствием. (Слайд 6)

Чтобы пробудить интерес к русскому языку и литературе, выработать у учащихся мотивацию к обучению и навыки самообразования, умение чувствовать и видеть красоту слова, стремлюсь создавать в классе ситуацию успеха, психологического комфорта, сделать урок эмоционально ярким, стараюсь чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать, использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал.

В этих целях часто использую такой прием, как необычное начало урока.

Необычное начало урока:

- стихотворение;

- удачный эпиграф,

- элементы театрализации

- загадка;

- высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;

- пословицы, поговорки, относящиеся к теме урока;

- постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание проблемной ситуации. (Слайд 7)


Лучший способ на уроке мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия – эвристическая задача.

Например, предлагаю ребятам:

а) составить словарный диктант для других учащихся;

б) записать слова для постановки правильного ударения;

в) заменить в тексте буквы точками, так чтобы ребята

вставили их, вспоминая соответствующие правила орфографии. (Слайд 8)


Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. На уроках я часто знакомлю ребят со сведениями из истории слов.

  • Ошеломить – от слова «шелом» (шлем), в переносном смысле - «удивить» так сильно, будто по голове ударить.


  • Кора, скорняк, шкура - слова имеющие одно происхождение. Скорняк, шкура (от устаревшего скора - «шкура, кожа, кора»).



  • Подлинный – от «под линью» (ремнем); т.е. истинные сведения, признания, полученные во время наказания ремнем.


  • Пышный –исходное значение «надутый, толстый», от сущ. «пыха» - «гордость, надменность, спесь». Отсюда причастие «напыщенный». (Слайд 9)

Толкование языковых терминов. Например, я задаю вопрос: «Почему прилагательное так называется, как вы думаете, ребята?» Дети рассуждают, что исходя из слова, прилагательное – это то, что прилагается, добавляется к чему-то.

- Без чего оно теряет свой полный смысл?

– Без существительного.

Ребята отмечают, эта часть речи «прилагается» к существительному, всегда сопутствует ему. Смотрим у Даля: «Прилагательное - имя, причастное к существительному для обозначения свойств или качеств его».

Местоимение – употребляемое вместо имен (имени существительного, имени прилагательного). (Слайд 10)

Применение стратегий критического мышления и ИКТ на уроках. Современный урок нельзя представить без стратегий критического мышления и использования ИКТ. В зависимости от стадии урока применяю ассоциации, толстые и тонкие вопросы, диаграмму Венна, написание эссе, создание синквейнов и т.д. Безусловно, на уроках и во внеклассной работе нельзя обойтись и без ИКТ. (Слайд 11)

Метод проектов. Как отмечают многие ученые, дети уже по природе своей исследователи, поэтому проектный метод, направляющий учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы, полностью оправдывает себя.

Если на уроках русского языка, начиная с 5 класса, использую мини-проекты как индивидуальные задания или групповые, которые входят в канву урока как его составная часть, то на литературе мы прибегаем к более объемным проектам.

Так на районном семинаре учителей русского языка и литературы мной был проведен открытый урок защиты проектов по теме «Своеобразие художественного мира А.П. Чехова», на котором учащиеся защищали свои мини-проекты по произведениям писателя, которые в совокупности составили коллективный проект. Урок получил высокую оценку всех участников семинара. (Слайды 12-13)

Метод творческого чтения — метод обучения чтению художественных произведений, направленный на активизацию деятельности и использующий творческие приемы работы взрослого и детей (С. И. Абакумов). Использование метода творческого чтения позволяет реализовать на практике возможности синтеза искусств (словесного, изобразительного, музыкального и драматического) для более полного понимания литературного произведения.

Зачастую я применяю словесные методы: рассказы по аналогии, продолжение сюжета, чтение произведения по ролям; пересказы (выборочный и творческий), выразительное чтение наизусть, словесное рисование,

Словесное рисование. В целях развитию речи учащихся, ребятам предлагаю описать картину так, чтобы это увидели и почувствовали другие. Например, закат солнца, роса на траве и т.д. Описание должно быть таким, чтобы читатели почувствовали тепло солнца, запах травы или, скажем, свежего хлеба, разрезанного огурца, аромат ветки сирени, ощутили во рту кислый вкус вишни, лимона.

Метод драматизация произведения требует времени, хорошего знания текста, артистических способностей, знания эпохи и т.д. Поэтому инсценируем с ребятами басни или отрывки из произведений.

Цепочка ассоциаций. Регулярно провожу на уроках литературы работу по развитию воображения, ассоциативного мышления. Нередко предлагаю описать или нарисовать цепь образов, зрительных и слуховых ассоциаций, возникших при прочтении рассказа или стихотворения («Кинолента видений»). Таким образом, включаем синестезию - «одновременное ощущение, совместное чувство».

При этом не раз случалось, что у ребят раскрывались и проявлялись способности, о которых не только окружающие, но и сами дети не подозревали.

Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях. Мои ученики почти всегда делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию, способность применять знания в иной плоскости. (Слайды 14 – 15)

Диалоговое обучение. "Жизнь по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово…Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему.» (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986. С.329).

Одна из задач Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников - формирование коммуникативной компетенции - способности к устной, письменной, продуктивной коммуникации на казахском, русском и английском (иностранном) языках. В Программе, разработанной НИШ совместно с Кембриджским университетом, «Диалогическое обучение» является одним из компонентов модуля «Новые подходы». (Слайд 16)

Уровни диалога. Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности.

На первом (личностном) уровне – это диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом. 
На втором (межличностном) уровне диалог -это процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой). 
На третьем уровне (мультидиалоге) происходит множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах. (Слайд 17)

Виды и формы диалога. На уроках-диалогах может быть два виды диалога.

1. Информационный, когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию. Этот вид диалога организую в процессе овладения новыми знаниями.

2. Интерпретационный, в ходе которого происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация.  

Существуют различные формы диалогов:

диалог – обращение,

диалог - привлечения внимания,

диалог – знакомство,

диалог – спор,

диалог – совет,

диалог – поздравление,

диалог – утешение,

диалог – убеждение. (Слайд 18)


Сказкотерапия.

Интерес психологов к сказке существует давно. Однако только в последние годы возникла сказкотерапия как самостоятельное направление практической психологии. Сказка является одним из сильных развивающих и психотерапевтических средств - прежде всего за счёт своей метафоричности. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития.
Сказка передает не просто интересный сюжет, но позволяет также сделать определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Главное - заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком третьего тысячелетия необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки. «Разгадывание», «расшифровка» - это живой творческий процесс, совместная радость мышления и познания. Ведь на самом деле, именно сомышление, сопознание, сотворчество со взрослым является основной движущей силой развития ребенка. Поэтому сказкотерапия определятся как процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, как процесс переноса сказочных смыслов в реальность. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.

Слушая сказки, ребенок накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности. (Слайд 19)

Мои ученики сами сочиняют сказки. Они приняли участие в Международном конкурсе «Сказка в Новогоднюю ночь» и получили сертификаты. Сказки их были одобрены и опубликованы на сайте конкурса.

В качестве наставника, подготовившего и обеспечившего участие детей в конкурсе, я тоже получила Сертификат. (Слайд 20)


Основные формы работы с одаренными учащимися: 

- работа по индивидуальным планам.

- факультативы;

- занятия исследовательской и проектной деятельностью;

- участие в олимпиадах;

- конкурсы;

- предметные недели (декады);

- кружки по интересам;

- издательская деятельность.

Это и занятия по индивидуальному плану, подготовка к конкурсам и олимпиадам, факультативы, кружки. (Слайд 21)


Работа по систематизации знаний. «Требуется хорошая систематизация, чтобы не потеряться безнадежно в лабиринте учености», - писал Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц, немецкий физик, математик, физиолог и психолог. Большое значение для развития способностей учащихся имеет работа по обобщению и систематизации изученного материала. Я использую методы систематизации информации, которые помогают учащимся быстро и точно запоминать и воспроизводить ту информацию, которая необходима в данный момент и легко воспроизведется через определенное время.

Помимо традиционных таблиц, опорных сигналов, я прибегаю к составлению кластеров, свободных стихов и интеллект-карт (в оригинале Mind maps - разработка Тони Бьюзена). Система кластеров охватывает большое количество информации, помогает её упорядочить и запомнить. Зачастую в качестве завершающего этапа на уроках и особенно на факультативных занятиях учащиеся составляют всем известны свободные стихи: синквейны, диаманты, хайку, а также монофоны, смысловые пирамиды, одиннадцатисловия. (Слайд 22)

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps®) - это разработка Тони Бьюзена, известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления. Интеллект-карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Интеллект-карты - удобный способ  отображения информации. Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Преимущества интеллект-карты.
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается. Поскольку интеллект-карты построены на тех принципах, на которых построено наше мышление, информацию легко воспринимать и запоминать. По сравнению с конспектированием интеллект-карты позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% – на этапе ее восприятия. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает. Она наводит на мысли о новых идеях: бывает достаточно провести от объекта на интеллект-карте пустую веточку и подумать, что она могла бы означать? Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи. Интеллект-карты можно составлять коллективно: группой, командой, классом, семьей.

Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи. (Слайд 23)

Интеллект-карты я применяю на уроках русского языка:

  • при изучении нового материала

  • при повторении и обобщении

  • при подготовке к творческим работам

На уроках литературы при:

  • при знакомстве с произведением

  • при анализе произведений

  • при подготовке к сочинению

(Слайд 24)

Синквейн

1. Аксай

2.Маленький, любимый

3.Согревает, притягивает, воспитывает

4. Наше город очень красивый.

5. Родина


Диаманта

1. Встреча

2. Наступившая, желанная

3.Происходит, радует, волнует

4. Встреча состоялась, разлука нет.

5. Печалит, томит, бередит

6. Горькая, долгая

7. Разлука

(Слайд 25)

Монофон

Современник.

Современник стремится совершенствовать себя. Со страстной силой старается сломить сопротивление своих соперников, собирает силы и средства, строит сопутствующие схемы сокрушения сложных структур и смещения стоящих сооружений. Слова «совесть», «спасибо», «созидание» стерлись с сознания. (Слайд 26)

Внеклассная работа. Внеклассная работа является неотъемлемой частью в развитии познавательных интересов и творческих способностей учащихся. В своей практике внеклассную работу провожу в форме встреч и поэтических вечеров в литературной гостиной, а также регулярно провожу Литературные балы в том числе пушкинский бал 10 февраля ежегодно.

С учащимися готовим сборники их сочинений.

Литературная гостиная. В отличие от традиционных вечеров старшеклассников эта форма обладает рядом преимуществ и, прежде всего, своей атмосферой релаксации и доверительного общения. Само слово “гостиная” предполагает круг определенных лиц - гостей и “хозяев”, которые ведут задушевную беседу. Гостиная - это не массовое мероприятие, а встреча любителей поэзии. Основная задача «Литературной гостиной» - расширение кругозора учащихся, приобщение к миру великих поэтов, пробуждение творческих способностей учащихся, нравственное воспитание искусством, воспитание культуры поведения и возможность в полной мере осуществить принципы педагогики сотрудничества. Таким образом, литературная гостиная - любимое общее дело, нужное всем, способствующее гуманизации и гуманитаризации образования. Именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовность его жить в новом мире, учит современным формам общения.

Издательская деятельность является одним из эффективных способов реализации творческого потенциала учащихся и развития их речевой культуры. Вместе с учащимися дорабатываем их творческие работы, сочиненные сказки и рассказы и составляем сборник. Такой вид внеурочной деятельности позволяет решить задачи воспитания, которым мы не можем уделить внимание на уроке. (Слайд 27)


Фотогалерея (Слайды 28-30)