СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Опыт работы воспитателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы воспитателя Макеевой Л.В. по теме «Сказко-терапия – технология развития творческих способностей детей и педагогов».

Опыт моей работы называется: «Сказко терапия –технология развития  творческих способностей детей  и педагогов.

Актуальность  : Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно направленного эмоционального детского опыта – доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества. Одним из новых методов современной практической психологии является метод сказкотерапии. 

 

Просмотр содержимого документа
«Опыт работы воспитателя»

Опыт работы воспитателя Макеевой Л.В. по теме «Сказко-терапия – технология развития творческих способностей детей и педагогов».

Опыт моей работы называется: «Сказко терапия –технология развития творческих способностей детей и педагогов.

Актуальность  : Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно направленного эмоционального детского опыта – доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству, обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, выражают ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностях своей семьи и детского сообщества.
Одним из новых методов современной практической психологии является метод сказкотерапии. 

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Сказкотерапия – это процесс улучшения внутренней природы мира вокруг. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой может проявиться нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат Тайны…
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активности, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Это перенос сказочных смыслов в реальность.

Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

ЦЕЛЬ: Воспитание  ценностных ориентаций посредством сказки, формирование творческих способностей детей..

ЗАДАЧИ:

1.Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.

2.Развитие умения преодолевать трудности и страхи.

3.Выявление и поддержка творческих способностей детей.

4.Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.

5.Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Типология сказок различает несколько видов:

1.Художественные сказки: народные; сказки о животных, бытовые сказки, страшные сказки, волшебные сказки, авторские сказки;

2.Дидактические сказки;

3.Психокоррекционные сказки;

4. Медитативные сказки;

5.Психотерапевтические сказки.

Психотерапевтические сказки – особый вид сказок, которые раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Эти сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и выбору столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Психокоррекционные сказки – используются для мягкого влияния на поведение и мировоззрение ребенка, для преодоления его психологических проблем. Сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребенка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии… Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе… При этом, они еще и усиливают природный созидательный потенциал и творческие способности ребенка.

Влияние психокоррекционных сказок можно назвать «мягким намеком» - ребенку просто рассказывается сказка, в которой на примере главного героя показывается, как нужно поступать в той или иной ситуации или как нужно правильно себя вести.

Структура сказкотерапевтического занятия:

1.Необычное приветствие.

2.Вхождение в сказку.

3.Коллективная работа.

4.Упражнение.

5.Рефлексия или хромотерапия.

6.Ритуал «выхода» из сказки.

Считаю очень важным - перед началом работы создать предметно-развивающую среду для лучшего вхождения детьми в сказку. Уголок творчества – для свободного рисования, уголок хромотерапии (цветотерапии). На видном месте, на полке находятся русские народные сказки . В группе я создала игротеку, в которую вошли игры: «Теремок», «Собери фигурки», Сказочные нелепицы«, «На что это похоже», Пять картинок», «Найди пару», «Чудесные вещи», «Шкатулка сказок» и т.д. 

Начиная работу по этому вопросу с детьми моей второй младшей группы я формировала у детей - умение рассматривать картинку, иллюстрацию, рисунок, узнавать в изображенном знакомые образы предметов, живых объектов, понимать сюжет, эмоционально и эстетически реагировать, сопереживать героям сказок, учила детей принимать активное участие самим пробовать работать с кукольными персонажами сказок , умением показывать небольшие знакомые сказки и управлять куклами для театральной деятельности. Для этого мною была изготовлена ширма- напольная и настольная ширма для показов детьми сказок и формированию выразительности речи, умение перевоплотиться в героя сказки, для этого использовала куклы-бибабо, плоскостные фигурки, пальчиковые фигурки , деревянные фигурки сказочных персонажей. Много рассказывала детям сказки собственного сочинения с решением тех или иных проблем : то герои спасают кого то, или сказки на правила безопасности в природе и др.Использовала в работе мимические этюды с жестами: «Нам грустно», «Нам весело», «Мы сердимся», «Мы испугались», «Мы устали», «Не хотим не надо», «Мы удивлены».

По окончанию первого года над сказко-терапией сделала для себя вывод , что эта тема очень помогает развитию у детей творческих способностей и решила поглубже изучить данную тему, поэтому в средней группе я взяла тему по сомообразованию «Сказка-терапия- развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность детей», мною был составлен план работы по этой теме с детьми и родителями .
Наблюдая за детьми в процессе игры, во время образовательной деятельности, в свободной деятельности, заметила, что там где надо мобилизовать своё внимание, память, дети не могут раскрепоститься -нет уверенности в своих силах. Творческая активность снижена, с трудом перевоплощаются в любимых героев сказок, не могут образно выразить свою мысль.Опираясь на свой опыт , заметила, что на развитие речи плохое влияние оказывают различные страхи у детей. Страхи повышают тревожность, что ведёт к понижению самооценки и выражается в нежелании общаться, проявлять свои способности. Так же заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонение в развитии движений пальцев рук.

Я познакомилась и изучила различную литературу и включила в работу конспекты коррекционных занятий для детей 4-5лет. Сказки, игры и упражнения, которые  воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, способствуют снижению уровня тревожности, оптимизируют формы общения детей со сверстниками, формируют более благоприятное отношение детей к себе.Следует не забывать , что игра для ребенка – не пустая трата времени, а источник получения новой информации и возможность сравнить ее с тем, что он уже знает. В играх происходит тренировка и развитие мышления, развивается его талант. Поэтому мной использовались следующие игры: «Правдивый ответ», «Журналист сказочной газеты», «Заколдованный царевич», «Волшебная стрелка»,, «Королевство зеркал» и т.д.
С большим интересом дети играли в словесные игры: «Подбери нужные слова», «найди общие признаки», «Составьте предложение», «Расскажи по короче», «Расскажи другими словами», «Придумай сказочных героев на заданную букву» и т.д. Большое значение уделила драматизации сказок «Под грибом», «Лиса и заяц». Учила детей перевоплащаться в образ героя сказки , передавать его эмоции, движения , мимику, выразительность речи . В свою работу включила и родителей , они с сдовольсьвием шили костюмы детям , изготавливали атрибуты , принимали участие в изготовлении своими руками кукольных персонажей. Итогом моей работы в конце года была поставлена драматизация с участием родителей по сказке К.Чуковского «Муха Цокотуха».



Мною был сделан вывод : что дети посредством сказко-терапии стали более раскрепощенными, у них лучше стала интонационная выразительность речи , уверенней в себе, полнее воспринимают мир вокруг себя, отлично формируют и выражают свои мысли. Несомненно, такой ребёнок будет отлично себя чувствовать в гостях, в детском саду или школе. Эту работу я продолжила и в старшем дошкольном возрасте. Я поставила задачу:

1Продолжать развивать творческие способности детей посредством сказко-терапии во всех областях развития детей..Создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.

Свою работу со сказками строю согласно следующим принципам:

1 – принцип осознанности (моя задача – показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки).

2 – принцип множественности (моя задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, а с другой стороны, иначе).

3 – принцип связи с реальностью (моя задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).

Все мои занятия сопровождаются музыкальным оформлением, как при прослушивании сказки, при обыгрывании, при рисовании, что создает более комфортные условия для терапевтического эффекта

Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.

Исходя из вышесказанного, я построила свою работу с детьми по:

- развитию речи

- творческой активности

- эмоциональной сферы

Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому все сказочные мини-тренинги строятся на основе игровых упражнений, этюдов.

Дети сидят в кругу – на стульчиках или на полу. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, позволяет ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание (т. е. глаза в глаза) .

Настроить детей на совместную работу помогают – приветствие, игры с именами, прощание. Например, игра «Эхо», «Паровозик с именем», песенка-приветствие «Я очень рада… », упражнение «Ладошки», «Свеча», «Я - лев».

Чтобы перевоплотиться в любимого героя сказки и войти в сказочную среду использую волшебные слова например : «Эники, беники, веники. Вокруг себя обернись в Айболита превратись».

Обычно дети перевоплощаются в тех персонажей, которые им близки и хотели бы подражать. Это упражнение помогало мне составить четкое представление о ребенке.

Решала сказочные задачи, где детям предлагается принять решение или предложить выход из создавшейся ситуации.

Для активизации речи детей использовала : игрушки для настольного театра (объемные, плоскостные, пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для кукольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию.

Большое внимание уделяла мелкой моторике пальцев рук. Дети находясь в сказке, изображают животных, играют в различные пальчиковые игры. Чтобы дети были включены в работу, не уставали, не отвлекались, включала упражнения на релаксацию, саморегуляцию, что создает условие для формирования у них способности управлять эмоциональным состоянием.

В работе с психокоррекционными сказками особое внимание уделяла закреплению положительных эмоций от работы, конечно, дети еще и рисовали сказки,не только карандашами и красками , но и методом пластилинографии , изготавливали из бумаги и картона персонажей сказок Дети проявляли свое творчество и фантазию в рисунках на тему «Серая шейка», «Веселые и грустные кляксы», «Сказочная страна», «Любимый сказочный герой» и др.

Для ознакомления родителей с методом «сказкотерапии» было проведено родительское собрание, на котором была дана информация о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и что только в совместной деятельности ребенка, родителей и специалиста работа будет успешной. Дети на протяжении двух последних лет драматизировали и проживали жизнь героев сказок на всех утренниках присутствовали герои различных сказок : «Колобок», «Малыш и Карлсон»,»Снежная королева» , «Золушка» и ногие другие.. Провела литературный вечер по сказкам А.С. Пушкина , где родителям была дана возможность выучить с детьми отрывок из любимой сказки . На этом вечере дети выступали в роли сказочника , где раскрыли свои творческие навыки в декларации стихов , умение выступать не за одного героя сказки а за нескольких , дети не только читали отрывки из произведения но и передавали чувства, переживания , мимику, движения героев сказок. Драматизация сказок увлекательный процесс не только для детей , но и педагогов , особенно приятно видеть результат своего труда в творчестве детей в раскрытии их творческого потенциала/



Я считаю, что работа по сказкотерапии дает хорошие результаты. Дети научились думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, научились вставать на место другого, сопереживать. Дети стали более раскованными, уверенными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками. Научились фантазировать, сами организовывать игры по сказкам, их речь стала более образной, выразительной.Дети стали настоящими художниками , актерами,сочинителями сказок. Набрав новых детей я продолжаю работу по теме «Сказко –терапия – технология развития творческих способностей детей и педагогов». Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующий вывод: метод сказкотерапии не ограничивается только сказочным пространством, а так же используется и личностный потенциал ребенка, который актуализируется по средствам сказки и метафоры. использование в практической работе разных которые гармонично комбинируют со сказкотерапией, непосредственно положительно влияют на творческое развитие детей.

Пожелание: «Если Вам интересно с детьми, а им – с Вами, если Вы проявляете терпение и любовь к детям, результаты обязательно появятся! Желаю Вам удачи! »