Профориентация обучающихся – приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Результаты профориентации и построения молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие Кузбасса, страны в целом. В настоящий момент обучающиеся включены в большое число разнообразных профориентационных форматов: от профориентационных тестов, которые проходят более половины обучающихся общеобразовательных организаций, до экскурсий на предприятия, кружков, программ предпрофессионального обучения.
Однако существующие подходы и организационные формы профориентации не в полной мере обеспечивают раннюю профессиональную ориентацию учащихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций. Запуск в 2018 году проекта «Билет в будущее» показал, что большинство обучающихся 6-11 классов при выборе профессии демонстрируют неосознанную некомпетентность – то есть не просто отсутствие подготовленности к адекватному выбору своего профессионального пути, но непонимание самой необходимости совершать выбор и удовлетворенность своим текущим положением. Таким образом, традиционные подходы к организации профориентационной работы с обучающимися, не учитывающие низкий уровень их осознанности, требуют обновления, что и предполагается осуществить в рамках проекта «Билет в будущее».
Цель проекта – формирование осознанности и способности к выбору обучающимся профессиональной траектории.
Целевая категория проекта – обучающиеся 6-х–11-х классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование способности выбора профессиональной траектории невозможно без понимания сильных продвинутых качеств и собственных ограничений, без профессиональных проб, попыток выбора и совершенных ошибок.
Так, результатом профессиональной пробы может стать выбор соответствующей профессии, либо отказ от неё, что также помогает обучающемуся продвинуться в процессе самопознания и самоопределения. Использование в проекте «Билет в будущее» цифровой платформы обеспечивает сбор и анализ информации по итогам прохождения всех диагностик и практик каждым обучающимся и затем используется как надёжная основа для формирования индивидуальных рекомендаций по построению дальнейшей образовательно-профессиональной траектории.
Проект «Билет в будущее» не является заменой существующих форматов и не призван решить все проблемы в области профориентации обучающихся.
Его основные задачи – систематизация и совершенствование существующих практик профориентации с применением массовых цифровых инструментов, активное включение обучающихся в процесс самоопределения на основе неоднократных профессиональных проб, накопление цифрового портфолио обучающегося и выработка рекомендаций по построению индивидуального учебного плана, в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями по итогам участия в проекте.
3. Структура проекта
Проект «Билет в будущее» в 2019 году включает следующие элементы:
электронный ресурс (платформа);
тестирование (онлайн-диагностика);
система очных (практических) мероприятий, реализуемых в одном из двух вариантов:
в рамках Профессионального маршрута «Билет в будущее»;
в рамках формата «Фестиваль профессий «Билет в будущее»;
Одним из элементов - повышение квалификации педагогических работников, задействованных в реализации проекта «Билет в будущее».
Программа предназначена для формирования специальных компетенций педагогов-навигаторов, задействованных в реализации проекта «Билет в будущее».
Реализация программы предполагает очно-заочную форму с использованием дистанционных технологий. Очная часть программы реализуется, в том числе в городах проведения Фестиваля профессий «Билет в будущее» путём проведения очных мероприятий в формате лекций и практических занятий.
Базовым элементом проекта «Билет в будущее» является электронный ресурс (платформа). Использование цифровой платформы обнспечивает сбор и анализ информации по итогам прохождения всех диагностик и практик каждым обучающимся и затем используется как надежная основа для формирования индивидуальных рекомендаций по построению дальнейшей образовательно-профессиональной траектории.
Платформа представляет собой многофункциональную информационную систему.
Платформа содержит отдельные личные кабинеты, образовательные материалы , онлайн-курсы.
Адрес платформы в сети Интернет: https://bilet.worldskills.ru
На платформе проводится профориентационная онлайн-диагностика. Диагностика является единой для участников проекта «Билет в будущее» (с учетом возрастных различий и особых требований для участников с ОВЗ) и направлена на выявление уровня осознанности и широты кругозора обучающегося в рамках профессионального выбора.
Онлайн - диагностика включает три этапа:
основания выбора;
персональные особенности;
знакомство с миром отраслей, профессий и компетенций.
При условии прохождения участником трёх диагностических этапов, он получает общую рекомендацию и доступ к практическим мероприятиям.
Практические мероприятия в рамках профессионального маршрута «Билет в будущее»
«Квест на профориентационном событии»
Квест представляет собой игровое подобие профориентационного теста.
Выполняя игровые задания, участники получают информацию о собственных способностях и склонностях, через игру узнают о способах профессионального применения этих склонностей и получают стимул к развитию тех способностей, которых им не хватает для того, чтобы претендовать на желаемую специальность.
«Мини-пробы (try-a-skill) по компетенциям»
Комплекс мини-проб представляет собой однодневное событие, в ходе которого участники выполняют ряд ознакомительных практических заданий по различным профессиональным компетенциям.
«Экскурсия: День открытых дверей на предприятии»
Экскурсия – способ ознакомления с одной или несколькими профессиями путём погружения непосредственно в рабочие процессы. На предприятии перед участниками открывается возможность понаблюдать за представителями профессий непосредственно на рабочем месте, а иногда даже поучаствовать в их деятельности. Так из абстракции будущая профессиональная деятельность превращается в живой, конкретный образ. Учащиеся посещали предприятия нашего социально партнера – компанию «Русал»
Программа Фестиваля профессий «Билет в будущее» предусматривает проведение профессиональных проб не менее чем по 8 тематическим направлениям на одной площадке, каждое из которых отражает основные отрасли развития страны и конкретного субъекта Российской Федерации, знакомит участников с многообразием современных профессий и профессий будущего, при этом каждый участник проходит не менее 3 профессиональных проб в 3 различных тематических направлениях.
Профессиональная проба включает в себя прохождение мини-лектория и решение не менее 3 кейсовых заданий.
Мини-лекторий
Быстрое погружение обучающихся в тематику направления обеспечивается проведением мини-лектория, который знакомит участников с основными технологиями, проектами, стратегическими вызовами, над которыми предстоит работать профессионалам, выбирающим данное тематическое направление.
Мини-лекторий состоит из видеоролика и короткой лекции спикера
Кейсовое задание
Каждый кейс представляет собой модельную задачу, решение которой дает базовое представление о профессии. В кейсе может быть предусмотрена работа со специфическим профессиональным оборудованием, дающим более полное представление о характере профессиональной деятельности, используемых технологиях, практических задачах, с решением которых связана данная профессия.
Кейсовое задание проводит эксперт
Экспозиционная зона
Экспозиционная зона предусматривается в рабочем пространстве каждого тематического направления, в которой установлены образцы выставочного оборудования, демонстрирующие рабочий процесс, совершаемый специалистами из данной области, либо связанные с достижениями науки, техники, показывающих научный прогресс и современные технические решения, применяемые в этой области.
Таким образом «Билет в будущее» - это инновационный продукт, который основан на навыке свободного выбора: он не отвечает на вопрос «Кем быть?», а дает школьнику возможность лучше понять себя и определиться со своими интересами.