Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Значение и оснащение уголков
экспериментирования в старшем
дошкольном возрасте.
Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла;
Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
Природный материал;
Разные виды бумаги;
Красители: пищевые и непищевые;
Медицинские материалы;
Прочие материалы.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Перспективное планирование по элементарной исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
сентябрь
|
Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка»
|
Познакомить детей со свойствами песка.
|
Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
|
октябрь
|
Проект «Секреты подсолнечного масла»
|
Расширить знания о пользе подсолнечного масла для здоровья человека.
Познакомить со свойствами масла.
|
Бумага впитывает подсолнечное масло.
Подсолнечное масло не растворяется в воде.
Масло полезно для человека.
|
ноябрь
|
Элементарная исследовательская деятельность «Таяние снега»
|
Познакомить детей со свойствами снега.
|
Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду.
|
Декабрь
|
Элементарная исследовательская деятельность «Прозрачность льда»
|
Познакомить со свойствами льда.
|
Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен»
|
январь
|
Элементарная исследовательская деятельность «Зависимость состояния воды от температуры»
|
Закреплять представления о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха.
|
Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое.
|
февраль
|
Элементарная исследовательская деятельность «Лёд – твёрдая вода»
|
Познакомить детей со свойствами воды.
|
Лёд и снег – это тоже вода.
|
март
|
Проект «Как растёт лук?»
|
Развивать мышление, творческое воображение, любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей
|
Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода.
|
апрель
|
Элементарная исследовательская деятельность «Весёлые кораблики»
|
Уточнять, из каких материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево…)
Развивать умения выявлять различные свойства предметов (тонет - не тонет…)
|
Независимо от размера металлические предметы тонут. Дерево, пластмасса – плавают. Бумага плавает пока не размокнет.
|
май
|
Элементарная исследовательская деятельность «Солнечный зайчик»
|
Выявить закономерность отражения света от блестящих (неблестящих) предметов
|
От блестящих предметов свет отражается, т.е. можно «поймать» солнечного зайчика.
|
Просмотр содержимого документа
«Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ»
Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Значение и оснащение уголков
экспериментирования в старшем
дошкольном возрасте.
Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла;
Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
Природный материал;
Разные виды бумаги;
Красители: пищевые и непищевые;
Медицинские материалы;
Прочие материалы.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Перспективное планирование по элементарной исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
сентябрь | Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка» | Познакомить детей со свойствами песка. | Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. |
октябрь | Проект «Секреты подсолнечного масла» | Расширить знания о пользе подсолнечного масла для здоровья человека. Познакомить со свойствами масла. | Бумага впитывает подсолнечное масло. Подсолнечное масло не растворяется в воде. Масло полезно для человека. |
ноябрь | Элементарная исследовательская деятельность «Таяние снега» | Познакомить детей со свойствами снега. | Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду. |
Декабрь | Элементарная исследовательская деятельность «Прозрачность льда» | Познакомить со свойствами льда. | Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен» |
январь | Элементарная исследовательская деятельность «Зависимость состояния воды от температуры» | Закреплять представления о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха. | Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое. |
февраль | Элементарная исследовательская деятельность «Лёд – твёрдая вода» | Познакомить детей со свойствами воды. | Лёд и снег – это тоже вода. |
март | Проект «Как растёт лук?» | Развивать мышление, творческое воображение, любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей | Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода. |
апрель | Элементарная исследовательская деятельность «Весёлые кораблики» | Уточнять, из каких материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево…) Развивать умения выявлять различные свойства предметов (тонет - не тонет…) | Независимо от размера металлические предметы тонут. Дерево, пластмасса – плавают. Бумага плавает пока не размокнет. |
май | Элементарная исследовательская деятельность «Солнечный зайчик» | Выявить закономерность отражения света от блестящих (неблестящих) предметов | От блестящих предметов свет отражается, т.е. можно «поймать» солнечного зайчика. |